г. Пермь |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А50-14829/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)",
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-14829/2021
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН 1025901364246, ИНН 5906048829)
к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" (ОГРН 1175958052489, ИНН 5906151223)
о взыскании финансовых санкций в размере 3 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" (далее - общество, страхователь) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 26.08.2021, мотивированное решение изготовлено 14.09.2021), заявленные требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взысканы финансовые санкции в общей сумме 2000,00 руб., в том числе финансовые санкции в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, финансовые санкции в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, финансовые санкции в сумме 1000,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СВЗ-СТАЖ за 2019 год. В удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовых санкций в общей сумме 1000,00 руб., в том числе, финансовых санкций в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, финансовых санкций в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, отказано. С общества "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" в доход федерального бюджета взыскано 1333,00 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления Пенсионного фонда отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы: общество не было извещено о рассмотрении дела; у общества отсутствует обязанность представлять сведения о застрахованных лицах, поскольку организация в настоящее время хозяйственную деятельность не ведет, не получает доходов и прибыли, трудовые договоры ни с какими лицами не заключены, единственным участником организации и ее единоличным исполнительным органом является Матвеев А.М., который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; применение финансовых санкций невозможно ввиду истечения пресекательного шестимесячного срока.
Пенсионным фондом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Приложенные обществом к апелляционной жалобе дополнительные документы к материалам дела не приобщены на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, поскольку по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, дополнительные доказательства судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Согласно материалам дела, ответчик был надлежащим образом извещен о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Иных оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом также не установлено. Учитывая изложенное, поскольку настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, оснований для принятия дополнительных доказательств, приложенных к жалобе, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как установлено судом из материалов дела, Управлением ПФР в ходе проверок правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", проведенных в отношении страхователя ИП общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" выявлено несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, апрель, ноябрь, декабрь 2020 года в отношении одного застрахованного лица, сведений по форме СВЗ-СТАЖ за 2019 год в отношении двух застрахованных лиц.
По итогам проверок Управлением ПФР составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.01.2020, 28.05.2020, 25.06.2020, 19.01.2021, 11.02.2021 и приняты решения от 28.02.2020 N 203S19200003606, от 16.07.2020 N 203S19200023663, от 04.08.2020 N 203S19200025818, от 17.02.2021 N 203S19210002846, от 17.03.2021 N 203S19210004704 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми должник привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в общем размере 3 000 руб., в том числе:
- в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года,
- в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года,
- в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года,
- в сумме 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года,
- в сумме 1000,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СВЗ-СТАЖ за 2019 год.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций от 24.03.2020 со сроком исполнения до 13.04.2020, от 11.08.2020 со сроком исполнения до 31.08.2020, от 26.08.2020 со сроком исполнения до 15.09.2020, от 17.03.2021 со сроком исполнения до 06.04.2021, от 12.04.2021 со сроком исполнения до 30.04.2021.
Поскольку в добровольном порядке требования не исполнены, Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Поскольку, исходя из доводов, приведенных в апелляционной жалобе, в части отказа во взыскании финансовых санкций в сумме 1000,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь и за декабрь 2020 года, решение суда первой инстанции обществом не обжалуется, в указанной части судебный акт судом апелляционной инстанции не проверяется на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения решения суда не установил.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" определено, что указанные сведения подаются по форме СЗВ-М.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения поименованные пунктом 2 настоящей статьи. Данные сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении двух застрахованных лиц, отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, апрель 2020 года в отношении одного застрахованного лица в установленный срок страхователем в ПФР не представлена. Данные обстоятельства обществом не опровергнуты, доказательств обратного не представлено (ст. 65 АПК РФ).
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что обязанность представлять данные сведения у общества отсутствует, поскольку организация в настоящее время хозяйственную деятельность не ведет, не получает доходов и прибыли, трудовые договоры ни с какими лицами не заключены, единственным участником организации и ее единоличным исполнительным органом является Матвеев А.М., который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Исходя из вышеприведенных норм Закона N 27-ФЗ и Закона N 167-ФЗ, не следует, что обязанность страхователя представлять в ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, ставится в зависимость от факта ведения организацией предпринимательской деятельности и получения дохода.
Кроме того, как разъяснено в письме Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846, руководитель организации состоит с данной организацией в трудовых отношениях и относится к работающим гражданам.
Если физические лица, в том числе руководитель организации, в случае, когда он является ее единственным учредителем, состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам (письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856).
Следовательно, сведения по форме СЗВ-М, СВЗ-СТАЖ на учредителя необходимо представлять даже в случае, если учредитель является директором организации без заключения договора (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).
При этом отсутствие начисления в пользу указанного лица (работающего на основании трудового договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этого лица отчетности по форме СЗВ-М, СВЗ-СТАЖ (письма ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан предоставлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями) членами организаций, собственниками их имущества (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).
Учитывая изложенное, привлечение общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, по форме СВЗ-СТАЖ за 2019 год суд апелляционной инстанции находит правомерным.
Доводы апеллянта об истечении срока на взыскание финансовых санкций также подлежат отклонению.
К отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В статьях 46 и 47 Налогового кодекса в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые бы объективно ограничивали срок взыскания задолженности по налогам. Однако, начиная с 02.09.2010, в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.
По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
Как ранее установлено, в целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлялись требования от 24.03.2020 со сроком исполнения до 13.04.2020, от 11.08.2020 со сроком исполнения до 31.08.2020, от 26.08.2020 со сроком исполнения до 15.09.2020.
С рассматриваемым заявлением управление обратилось в суд 16.06.2021, то есть в пределах двух лет с момента истечения сроков, установленных для добровольного исполнения вышеперечисленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству апеллянту на основании статей 64, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" в доход федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А50-14829/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Научно-Исследовательский Институт хозяйственного права (Юридический Академический Центр)" (ОГРН 1175958052489, ИНН 5906151223) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14829/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОТОВИЛИХИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"