г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А56-74144/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Громова М.С. по доверенности от 21.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33220/2021) ПАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 по делу N А56-74144/2021 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
к ПАО "Ростелеком"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.09.2021 Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в привлечении Общества к административной ответственности. Податель жалобы указывает на отсутствие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 38, было рассмотрено обращение Губанова Д.А. (далее - Заявитель) с жалобой на действия оператора связи ПАО "Ростелеком" при оказании услуг связи по номеру +7(916)598-08-65.
Из обращения Заявителя следует, что он является абонентом ПАО "МТС", Заявителем 06.06.2021 в ПАО "Ростелеком" было подано заявление о переносе абонентского номера +7(916)598-08-65 в сеть ПАО "Ростелеком". После подачи заявления ПАО "МТС" отклонила перенос по причине не соответствия данных. 07.06.2021 в офисе ПАО "МТС" Заявителем подано заявление на исправление данных, после чего пришло сообщение о готовности внесения новых данных. 07.06.2021 Заявителем подана повторная заявка на перенесение своего номера в ПАО "Ростелеком", но и она была отклонена по той же самой причине.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя Управлением в ПАО "Ростелеком" был сделан запрос для проверки фактов изложенных в обращении. ПАО "Ростелеком" сообщил, что 06.06.2021 между ПАО "Ростелеком" и Губановым Д.А. заключен договор об оказании услуг подвижной связи N 10000000054431213560000520203505 с предоставлением временного номера +7 (993)228-01-24. Для расчетов за услуги связи выделен лицевой счет N 596017062174. Одновременно с заключением договора заявителем было подано заявление на перенесение номера мобильной связи ПАО "МТС" +7 (916)598-0865 в сеть ПАО "Ростелеком". 07.06.2021 портация номера +7 (916) 598-0865 отклонена по причине несоответствия данных абонента данным, указанным в договоре с оператором-донором, о чем абонент был информирован в CMC 07.06.2021 следующего содержания: "заявление на перенос номера +7(916)598-0865 в ПАО "Ростелеком" отклонено Вашим оператором по причине Несоответствие данных абонента данным, указанным в договоре с оператором - донором. Обратитесь в офис Вашего оператора для устранения причины и подайте заявление в ПАО "Ростелеком" повторно. Узнать больше: 88001811888. SIM-карта ПАО "Ростелеком" остается активной, используйте ее в телефоне, планшете, модеме". Других заявлений на перенесение номера +7 (916) 598- 08-65 в сеть ПАО "Ростелеком" не поступало.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 15.07.2021 Управление составило протокол об административном правонарушении N АП77/15/2802.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде предупреждения.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", (далее - Закон "О связи") оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ПАО "Ростелеком" осуществляет деятельность по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи на основании лицензии N 166716 от 28.08.2017.
В соответствии с пунктом 5 лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила оказания услуг телефонной связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила N 1342).
В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о связи абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, соответствующей ресурсу нумерации, используемому оператором-донором на территории определенного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 46 Закона о связи оператор подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент, принявший решение сохранить свой абонентский номер, заключает договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на срок действия такого договора в порядке и на условиях, которые установлены Правилами оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывавший этому абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи и выделивший при заключении договора об оказании услуг связи абонентский номер из своего ресурса нумерации, обязан обеспечить передачу данного номера в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера (пункт 6 статьи 46 Закона о связи).
В пункте 120 Правил N 1342 установлено, что абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 настоящих Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил.
Согласно пункту 125 Правил N 1342 в заявлении о перенесении абонентского номера указываются сведения:
а) о переносимом абонентском номере;
б) об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер - для индивидуального предпринимателя, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения, основной государственный регистрационный номер - для юридического лица);
в) о дате подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера;
г) о сроке начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом;
д) о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором;
е) о согласии абонента погасить задолженность;
ж) о согласии абонента перейти на авансовую систему оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, предусмотренную пунктом 137 настоящих Правил.
На основании пункта 132 Правил N 1342 оператор-реципиент не позднее дня, следующего за днем заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, направляет запрос о переносимом абонентском номере оператору базы данных перенесенных абонентских номеров.
В соответствии с пунктом 140 Правил N 1342 перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера;
б) отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил;
в) получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;
г) получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;
д) получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 123 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера.
Пунктом 141 Правил N 1342 предусмотрено, что основанием для отказа в перенесении абонентского номера является несоблюдение указанных в пункте 140 настоящих Правил условий, а также невозможность перенесения абонентского номера в случаях, указанных в пунктах 133 и 152 настоящих Правил, является основанием для отказа в перенесении абонентского номера.
В иных случаях отказ в перенесении абонентского номера не допускается.
С целью регулирования процессов обеспечения перенесения абонентского номера, в том числе при обеспечении технического взаимодействия информационных систем операторов подвижной связи с базой данных перенесенных абонентских номеров (далее - БДПН), при обмене сообщениями и документами через базу данных перенесенных абонентских номеров, при осуществлении технических мероприятий по передаче абонентского номера из одной сети подвижной радиотелефонной связи в другую, при решении технических и организационных проблем, возникающих при перенесении абонентского номера разработаны Требования к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденные Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.01.2016 N 3 (далее - Требования к порядку взаимодействия).
Согласно пункту 12 Требований к порядку взаимодействия, при установлении факта наличия договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием переносимого абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом, проводится сравнение данных об абоненте в составе информации о поданном заявлении о перенесении абонентского номера, которой обмениваются операторы связи, с данными об абоненте, содержащимися в информационных системах оператора-донора.
Согласно Приложению N 6 Требований к порядку взаимодействия при идентификации заявителя в качестве абонента оператора-донора используются следующие данные: ФИО, серия и номер паспорта заявителя.
Приложение N 4 к Требованиям к порядку взаимодействия содержит исчерпывающий перечень ситуаций, в которых процесс перенесения абонентского номера прекращается и абоненту в соответствии с Правилами N 1342 направляется сообщение о невозможности перенесения абонентского номера.
Согласно пункту 7 указанного Перечня процесс перенесения номера прекращается в случае несоответствия данных абонента данным, указанным в договоре с оператором-донором (код 7004). Данный код применяется в случае, если установлено, что данные абонента, предоставленные им оператору-реципиенту и сообщенные последним оператору-донору в соответствии с пунктом 10 или подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка, отличаются от данных абонента, зарегистрированных в договоре с оператором-донором, предусматривающим выделение абонентского номера, в отношении которого подано заявление о перенесении. Это не позволяет сделать вывод о наличии у подавшего заявление абонента договора с оператором-донором с выделением переносимого абонентского номера (подпункт "а" пункта 136, подпункт "в" пункта 140 Правил).
Как следует из материалов дела, 06.06.2021 между ПАО "Ростелеком" и Губановым Д.А. был заключен договор об оказании услуг подвижной связи N 10000000054431213560000520203505 с предоставлением временного номера +7 (993) 228-01-24. Для расчетов за услуги связи выделен лицевой счет N 596017062174. Одновременно с заключением договора заявителем было подано заявление на перенесение номера мобильной связи ПАО "МТС" +7 (916) 598-08-65 в сеть ПАО "Ростелеком".
07.06.2021 портация номера была отклонена по причине несоответствия данных абонента данным, указанным в договоре с оператором-донором, о чем абонент был информирован в смс 07.06.2021. Так, в заявлении на перенесении абонентского номера Губанова Д.А. из сети ПАО "МТС" в сеть ПАО "Ростелеком" были указаны ФИО абонента отличные от тех, которые указаны в договоре с оператором-донором.
Поскольку в заявлении на перенесение абонентского номера Губанова Д.А. из сети ПАО "МТС" в сеть ПАО "Ростелеком" были указаны ФИО отличные от тех, которые указаны в договоре с оператором-донором, процесс портации абонентского номера в соответствии с Требованиями к порядку взаимодействия был прекращен.
Абонент был вправе устранить обстоятельства, послужившие основанием для отказа в перенесении номера, и обратиться с повторным заявлением.
Обращаясь с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, Управление пришло к выводу, что после исправления данных 07.06.2021 Заявителем подана повторная заявка на перенесение своего номера в ПАО "Ростелеком", но и она была отклонена по той же самой причине.
Указанные выводу сделаны Управлением на основании содержания, изложенного в обращении Заявителя к Управлению
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Заявителя в ПАО "Ростелеком" с повторной заявкой; Управлением данные доказательства представлены не были. Отсутствуют также доказательства того, что после устранения ПАО "МТС" противоречий в сведениях, послуживших основанием для прекращения процесса портации, информация об этом Губановым Д.А. была сообщена ПАО "Ростелеком".
Вывод суда первой инстанции со ссылкой на пункт 148 Правил N 1342 о том, что заявитель не должен писать повторного заявления на перенесение абонентского номера является ошибочным.
Согласно пункту 148 Правил N 1342, перенесение абонентского номера отменяется при подаче абонентом заявления об отказе от перенесения абонентского номера оператору-реципиенту или оператору -донору.
Данным пунктом Правил закреплено лишь право абонента изменить свое решение о переносе абонентского номера, подав соответствующее заявление.
При этом данный пункт Правил не регулирует ситуации, при которых портация отменяется по причинам, не зависящим от волеизъявления абонента. Перечень таких ситуаций предусмотрен Приложением N 4 к Требованиям к порядку взаимодействия.
В данном случае, процесс портации абонентского номера был прекращен в связи с неверным указанием Заявителем ФИО абонента, при этом повторных заявок от Заявителя не поступало, доказательство обратного материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, как вынесенное при неполном исследовании всех обстоятельств дела и ненадлежащей их оценке, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 сентября 2021 года по делу N А56-74144/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу о привлечении публичного акционерного общества "Ростелеком" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74144/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ПАО "Ростелеком"