29 ноября 2021 г. |
Дело N А55-25614/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Лихоманенко О.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Патриот" - представитель Воротынская Ольга Леонидовна (доверенность от 02.04.2020),
от Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области - представитель Ильясова Лариса Рафиковна (доверенность от 28.05.2021)
от акционерного общества "Тевис" - представитель Шакина Марина Геннадьевна (доверенность от 01.02.2021),
от ООО УК "Квартал" - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области
апелляционную жалобу акционерного общества "Тевис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2021 года по делу N А55-25614/2020 (судья Медведев А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Патриот"
к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- АО "Тевис",
ООО УК "Квартал",
ПАО "Т Плюс"
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Патриот" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 196 от 16.06.2020 "Об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, IV этап строительства, Позиция 1, Секция 1", расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 57, заявителя ООО "Патриот"".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Тевис", ООО УК "Квартал", ПАО "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 196 от 16.06.2020 "Об установлении индивидуальною размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. IV этап строительства, позиция 1. Секция 1", расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти. Автозаводский район, Приморский бульвар, д. 57, заявителя ООО "Патриот"".
Возложена обязанность на Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взысканы с Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Патриот" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Тевис" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ООО "Патриот" о признании незаконным приказа N 196 в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Патриот" представило письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
В судебном заседании 25.10.2021 представитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, представитель акционерного общества "Тевис" доводы, своих апелляционных жалоб поддержали.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Патриот в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 22.11.2021 представитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, представитель акционерного общества "Тевис" доводы, своих апелляционных жалоб поддержали.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Патриот в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.06.2020 Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент) был издан приказ N 196 "Об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, Д. 57 заявителя ООО "Патриот"" (далее - Приказ N196).
Пунктом 1 Приказа 196 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" заявителя ООО "Патриот" в размере 5 643,82 тыс. рублей (без НДС).
Приказ вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (п. 4 Приказа N 196).
ООО "Патриот" считает Приказ N 196 незаконным и нарушающим права ООО "Патриот" в сфере предпринимательской деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582 "Об утверждении Положения о департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области" департамент с 01.01.2019 является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.
В обоснование возражений департамент считает оспариваемый приказ соответствующим требованиям действующего законодательства, не нарушающим права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагающим на нее какие-либо обязанности и не создающим иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По существу заявленных требований Департамент и АО "ТЕВИС" ссылаются на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
Согласно статье 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования) регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
Как следует из содержания пункта 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
В соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
Плата за подключение может быть дифференцирована в соответствии с методическими указаниями, в том числе исходя из величины подключаемой нагрузки и (или) в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).
В соответствии с пунктом 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
В соответствии с пунктом 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
При этом орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт 33 Основ ценообразования).
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Главой IV(1) Методических указаний N 760-э установлен порядок открытия дел об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 172 Методических указаний N 760-э плата за подключение объекта k-го заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке в соответствии с приложением 7.8 к настоящим Методическим указаниям.
Со ссылкой на пункт 7 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787) 03.03.2020 в департамент поступило заявление АО "ТЕВИС" исх. N 14/2289 об установлении индивидуального размера платы за подключение к системе теплоснабжения объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства. Позиция 1. Секция 1" (далее - объект) заявителя ООО "Патриот" при отсутствии технической возможности подключения, в размере 5 952,37 тыс. руб. без НДС.
16.06.2020 в департамент поступило дополнение к заявлению АО "ТЕВИС" N 14/5104, в котором указано, что основанием для заключения договора о подключении является необходимость увеличения подключаемой нагрузки.
Согласно пункту 39(6) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075) к заявлению об установлении платы за подключение прилагаются следующие документы и материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимого имущества (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
б) расчет расходов, включаемых в состав платы за подключение (сметы для определения расходов на строительство (реконструкцию), с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета;
в) копии документов, подтверждающих плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей;
г) расчет платы за подключение;
д) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (проект инвестиционной программы);
е) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
На основании заявления АО "ТЕВИС" и представленных в соответствии с пунктом 39(6) Правил N 1075 документов, извещением департамента от 16.03.2020 N 24-01/1069 открыто дело об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" указанного объекта.
АО "Тевис" в заявлении об установлении индивидуальной платы за подключение и приложенных обосновывающих документах указал на необходимость реализации мероприятия: "Реконструкция ОП и ОО тепловой сети 1 ввода по эстакаде с увеличением диаметра с 2d 1020 мм на 261220 мм от ограды ТЭЦ до УПМ-2 - 26,02 п.м., СМР.". По мнению третьего лица, выполнение данного мероприятия позволит увеличить пропускную способность существующих сетей теплоснабжения и обеспечить объект: "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. IV этап строительства, поз. 1, секция 1, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский район, Приморский б-р, 57" нагрузкой 0,6361 Гкал/час без снижения гидравлических параметров системы теплоснабжения и не нарушая гидравлический режим ранее подключенных к системе теплоснабжения объектов. Целесообразность выполнения тех или иных мероприятий, необходимых для подключения того и иного объекта ресурсоснабжающая организация определяет исходя из своей технической политики по развитию систем теплоснабжения, а также параметров подключения объекта капитального строительства заявителя к централизованной системе теплоснабжения ресурсоснабжающей организации.
На основании представленных заявления и обосновывающих документов, в соответствии с изложенным законодательством, департаментом произведен расчет платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС".
16.06.2020 состоялось заседание коллегии департамента по установлению индивидуального размера платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями, III этап строительства, поз. 1, секция 1", расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Приморский б-р, 57 заявителя ООО "Патриот" (протокол N 22-к от 16.06.2020).
Приказом департамента N 196 установлена индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в размере 5 643,82 тыс. руб. (без НДС).
В заявлении ООО "Патриот" содержатся доводы о том, что объект капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Приморский бульвар, д. 57 введен в эксплуатацию на основании разрешения N 63-302000-1061-2016 и присоединен к централизованной системе теплоснабжения.
По мнению Департамента, законодательство о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения не содержит запретов установления органом регулирования платы за подключение построенного объекта.
Так, в состав объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями" входит Позиция 1 (Приморский б-р, 57), которая строилась в 4 этапа:
-1 этап: секция 4;
- II этап: секция 2А, ЗБ;
- III этап: секция 2,3,3 А;
- IV этап: секция 1.
При этом, договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения как всего объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями", так и объекта "Многоквартирный жилой дом Приморский бульвар,57" не заключались, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
На каждый из этапов строительства Позиции 1 ООО "Патриот" получал самостоятельные разрешения на строительство, заключал самостоятельные договоры о подключении, получал самостоятельные условия подключения, приобретал самостоятельные нагрузки, подписывались самостоятельные акты о подключении:
I этап:
водоснабжение - договор о подключении N 1152/в-14Т от 13.10.2014; выданы условия подключения, подписан акт о подключении N 3-В от 23.04.2015;
- водоотведение - договор о подключении N 1152/с-14Т; выданы условия подключения, подписан акт о подключении N 4-К от 23.04.2015;
теплоснабжение - договор о подключении N 1120/т-14Т от 30.09.2014 г.; выданы условия подключения, подписан акт о подключении N37 от 11.11.2014.
II этап:
- водоснабжение - договор о подключении N 1001/в-15Т.; выданы условия подключения, подписан акт о подключении N 6-В от 21.03.2016;
- водоотведение - договор о подключении N 1001/с-15Т; выданы условия подключения, подписан акт о подключении N 7-К от 21.03.2016;
- теплоснабжение - договор о подключении N 993/т-15Т; выданы условия подключения, подписан акт о подключении N 64 от 22.03.2016.
III этап:
- теплоснабжение - договор о подключении N 1416/т-14Т от 16.12.2016. Условия подключения, являющиеся приложением N1 к договору выданы, но сторонами не исполнены. Акт о подключении до настоящего времени не был подписан.
- водоснабжение - договор о подключении не заключался, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
- водоотведение - договор о подключении не заключался, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
IV этап:
- теплоснабжение - договор о подключении отсутствует, акт о подключении не подписывался.
водоснабжение - договор о подключении отсутствует, акт о подключении не подписывался.
Водоотведение - договор о подключении отсутствует, акт о подключении не подписывался.
Таким образом, объектом подключения в данном случае является "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов с встроено-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1".
В соответствии со ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) тепловых сетей застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 и пунктом 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего закона.
Пунктом 50 Правил N 787 установлено, что осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении и содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон акта о подключении, т.е объект считается подключенным к системам теплоснабжения с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для введения объекта в эксплуатацию необходимо наличие подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, однако, по мнению Департамента, ООО "Патриот" в противоречие данной норме, ввел объект в эксплуатацию и в бездоговорном порядке пользуется необходимым ему ресурсом, нарушая гидравлический баланс системы теплоснабжения АО "Тевис". Необходимость подключения ресурса подтверждает также и положительное заключение экспертизы N 16-2-1-2-0127-16 от 23.12.2016, из которого следует, что: "Для функционирования всего многоквартирного дома Позиция 1 (в т.ч. I-IV этапы строительства) требуются следующие энергоносители:...Отопление: 1,444 Гкал/час; Горячее водоснабжение: 0,9996 Гкал/час....", что в совокупности составляет 2,4436 Гкал/час. Учитывая, что в рамках заключенных между АО "ТЕВИС" и ООО "Патриот" (I, II этап строительства) договоров о подключении к системе теплоснабжения последним уже выкуплена нагрузка в размере 1,5856 Гкал/час (0,827 Гкал/час + 0,7586 Гкал/час), а также принимая во внимание результаты положительного заключения экспертизы, АО "ТЕВИС" для нормального функционирования жилого дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, б-р Приморский, 57 необходима дополнительная нагрузка в размере 0,858 Гкал/час (2,4436 Гкал/час - 1,5856 Гкал/час).
В дополнение к заявлению ООО "Патриот" от 25.11.2016 N 173 направлено уточнение от 01.12.2016 N 178 по нагрузке, которая составила 0,6361 Гкал/час и на которую уставлена индивидуальная плата.
Однако, несмотря на фактически подтвержденную необходимость обеспечения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, б-р Приморский 57, нагрузкой в размере 0,858 Гкал/час, установленную экспертным заключением или указанную в уточнении - 0,6361 Гкал/час, а также законодательно закрепленную обязанность заключения договора на подключение к системе теплоснабжения - до настоящего времени такой договор в отношении объекта: "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенного по адресу: г. Тольятти, бульвар Приморский, 57, между АО "ТЕВИС" и ООО "Патриот" не заключен, акты о подключении не подписаны. ООО "Патриот" осуществил действия по подключению спорного объекта к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" в отсутствие договора о подключении.
По мнению ответчика и третьего лица, АО "ТЕВИС" представлены обоснованные доводы и документы, подтверждающие необходимость установления платы за подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства ООО "Патриот" и расчеты расходов на проведение мероприятий по подключению заявителя к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС". Органом регулирования установлена экономически обоснованная индивидуальная плата за подключение к системе теплоснабжения, Приказ N 196 соответствует закону и нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции верно признал доводы заинтересованного лица и третьего лица необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях подключения многоквартирного жилого дома (Позиция 1) по адресу г. Тольятти, Приморский б-р, д.57 застройщиком - ООО "Патриот" - были заключены договоры с теплоснабжающей организацией - АО "ТЕВИС" - на подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе теплоснабжения: N 1120/т-14Т от 30.09.2014 и N 993/т-15Т от 07.09.2015.
Указанные договоры были исполнены как со стороны АО "ТЕВИС", так и со стороны ООО "Патриот". Плата за подключение, установленная указанными договорами в размере 4 134 440,71 по договору N 1120/т-14Т от 30.09.2014 и в размере 4 406 357,07 по договору N 993/т-15Т от 07.09.2015 оплачена ООО "Патриот" в полном объеме (данные обстоятельства подтверждены вступившим в силу решением суда по делу А55-20459/2017).
29.08.2016 ООО "Патриот" получило разрешение N 63-302-1061-2016 на строительство "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти. Автозаводский район, Приморский бульвар, Д. 57 (далее - Объект).
29.12.2016 ООО "Патриот" было получено заключение N 03-21/47 Государственной инспекции строительного надзора по Самарской области о соответствии построенного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
30.12.2016 было выдано разрешение N 63-302000-1061-2016 на ввод Объекта в эксплуатацию.
В настоящее время все квартиры, расположенные в Объекте переданы по актам приема - передачи физическим лицам, за которыми зарегистрировано право собственности.
Многоквартирный жилой дом, в том числе и секция 1, входящая в состав дома, передан на управление управляющей компании - ООО УК "Квартал".
Пунктом 5 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено: при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Подпунктом "а" п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно п. 2 ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, после регистрации права собственности на помещения в жилом доме по адресу г. Тольятти, Приморский б-р, 57 за их собственниками, ООО "Патриот" не имеет никакого отношения к данным помещениям, общему имуществу, не имеет никаких прав, в том числе утратило право на проведение каких - либо работ, без согласия собрания жильцов многоквартирного жилого дома в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома, а именно котельных и тепловых сетей.
Как указывается в отзыве ООО УК "Квартал", многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, бульвар Приморский, д. 57, в котором располагается, в том числе секция 1, на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 28.11.2018, находится в управлении ООО УК "Квартал". Данная информация размещена на официальном сайте "Электронное ЖКХ". Все секции многоквартирного жилого дома эксплуатируются как единый объект. Теплоснабжение Многоквартирного дома осуществляется на основании договора теплоснабжения 335266ко (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 25.12.2015, заключенного ООО УК "Квартал" с ПАО "Т Плюс" (далее Договор теплоснабжения).
Согласно п. 2 ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Собрание собственников помещений, проживающих в вышеуказанном доме, о необходимости выделения дополнительных нагрузок по теплоснабжению не проводилось. С заявлением о подключении к системе теплоснабжения ни в АО "ТЕВИС", ни к бывшему застройщику ООО "Патриот" собственники жилого дома не обращались. Также не принималось решение собственниками помещений в многоквартирном доме, о передаче в пользование общего имущества МКД третьим лицам.
Как следует из раздела проектной документации на жилой дом "Пояснительная записка (корректировка)" жилой дом по адресу г. Тольятти, Приморский б-р, 57 входит в состав жилого комплекса: "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями".
Комплекс состоит из двух позиций: Позиция 1 и Позиция 2 и вводится в эксплуатацию в несколько этапов:
Позиция 1 (Приморский б-р, 57):
- I этап: секция 4;
- II этап: секция 2А, 3Б;
- III этап: секция 3,3,3А
- IV этап: секция 1
Позиция 2 (Приморский б-р, 61):
- V этап: секции 1,2,3,1 А, 2А, 3А, 3Б
Согласно проектной документации, IV этап строительства представляет собой блок- секцию 1 многоквартирного дома со встроенными помещениями (Позиция 1), которая входит в состав жилого комплекса: "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями".
Эксплуатация Позиции 1 (этапов строительства с I по IV) предполагается совместная, что обусловлено отнесением их к одному многоквартирному дому и соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям. Подключение (технологическое присоединение) к системам централизованного водоснабжения, водоотведения (бытовая канализация), теплоснабжения многоквартирного дома Позиция 1, т.е. всех четырех этапов осуществляется непосредственно через внутриплощадочные сети водоснабжения (закольцованный водопровод Д225х13.4) в единой точке подключения - водопровод Ду-400 мм в колодцах ВК-26а и ПГ-6 26, водоотведения в единой точке подключения - колодец КК-135 на хозбытовом коллекторе Д800мм вдоль Московского проспекта, тепловые сети в единой точке подключения - тепловая камера на существующих тепловых сетях 2400 мм севернее объекта, в связи с чем максимальная нагрузка (водопотребления, водоотведения и теплоснабжения) в точках подключения (точках врезки) должны учитываться для всех четырех этапов строительства как для единого объекта - многоквартирного дома.
Непосредственное подключение (технологическое присоединение) Позиции 1 к центральной системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения предусмотрено в рамках реализации этапов строительства: 1 (секции 4) и II (секции 3Б, 2А).
Осуществление работ по технологическом присоединению секции 1 (IV этап строительства) к системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения проектом не предусматривается по причине проведения таких работ при строительстве секции 4 (I этап строительства) и секции ЗБ, 2А (II этап строительства).
Многоквартирный дом Позиция 1 подключен к центральной системе теплоснабжения с максимальной нагрузкой 1,5856 Гкал/час (из которой: 0.827 Гкал/час по договору N 1120/т-14Т от 30.09.2014, и 0,7586 Гкал/час по договору N 993/т-15Т от 07.09.2015).
23.12.2016 ООО "Негосударственная Межрегиональная Экспертиза" выдано положительное заключение экспертизы N 16-2-1-2-0127-16, которые подтверждает соответствие указанных разделов проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Согласно указанным выводам экспертной организации для нормального одновременного функционирования многоквартирного дома Позиция 1 по системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения выделение дополнительных нагрузок не требуется, выполнение технических условий на подключение (технологическое присоединение) к центральной системе холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения при строительстве IV этапа строительства (секция 1) Позиции 1 не предусмотрено.
Указанные обстоятельства были установлены арбитражным судом при рассмотрении дела А55-20459/2017, возбужденного по заявлению АО "Тевис" о признании недействительным разрешения N 63-302006-1061-2016 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2018, Определением Верховного Суда РФ от 02.10.2018 N 306-КГ18-14679 по делу N А55-20459/2017, в удовлетворении заявленного АО "Тевис" требования отказано.
Таким образом, судебными актами установлено, что объект капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенный по адресу: Самарская область, город Тольятти, бульвар Приморский, 57 технологически подключен (присоединен) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС", что подтверждается также разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2016 г. N 63-302000-1061-2016, договорами и актами о подключении (присоединении) к тепловой сети N 37 от 11.11.2014 и N 64 от 22.03.2016.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Статьей 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановления от 21 декабря 2011 года N 30-П и от 8 июня 2015 года N 14-П; определения от 6 ноября 2014 года N 2528-0, от 17 февраля 2015 года N 271-0 и др.).
Вне зависимости от состава лиц, участвующих в разрешении обособленного спора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, должна учитываться судом, рассматривающим второе дело. Если суд, рассматривающий второй спор, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы. Разъяснения о подобном порядке рассмотрения судебных дел неоднократно давались высшей судебной инстанцией и направлены на реализацию принципов стабильности и непротиворечивости судебных актов. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.05.2018 N 306- ЭС15-3282 по делу N А65-22387/2008).
В п.2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее Правила N 83) дано определение - "подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение). (п.31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении)).
Действующим законодательством не предусмотрено установление платы за подключение уже присоединенного к централизованным системам и введенного в эксплуатацию объекта.
По мнению Департамента, законодательство о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения не содержит запретов установления органом регулирования платы за подключение построенного объекта.
При этом Департамент ошибочно ссылается на определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 304-КГ16-20093, в котором указывается, что наличие фактического технологического присоединения здания к эксплуатируемым сетям общества "Томскводоканал", а также оказание обществу "Дюны" услуг по водоснабжению и водоотведению подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, при том, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются в отношении строящихся, реконструируемых, а также построенных, но не подключенных к таким сетям объектов, с целью обеспечения последующей подачи абоненту воды и принятия от него сточных вод, то есть до возникновения отношений по водоснабжению и водоотведению.
ООО "Патриот" приобщил к материалам дела схему инженерных сетей, согласованную АО "ТЕВИС", согласно которой подключение IV этапа строительство было осуществлено при подключении I и II этапов строительства.
Таким образом, указанный Департаментом вывод не относится к построенным, подключенным к тепловым сетям и введенным в эксплуатацию объектам.
На дату издания приказа N 196 - 16.06.2020 Позиция 1 секция 1 IV этап строительства введена в эксплуатацию (30.12.2016) и не является строящимся (реконструируемым) объектом, то есть ООО "Патриот" на дату издания оспариваемого приказа не является лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию).
Фактически мероприятия, связанные с подключением к централизованной системе теплоснабжения строящегося многоквартирного жилого дома Позиция 1 были выполнены застройщиком еще в 2016 году, что подтверждается соответствующими актами. Следовательно, у Департамента отсутствовали основания для установления в 2020 г. платы за подключение к системе теплоснабжения части жилого дома - секции 1, и издание Приказа N 196 не соответствует вышеуказанным нормам права.
Согласно преамбуле к Приказу N 196 Департамент при издании приказа руководствовался протоколом заседания коллегии департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 16.06.20202 N 22-к (далее Протокол 22-к).
В таблице 15 Протокола 22-к в расчет платы за подключение к системе теплоснабжения включены расходы на развитие тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) в размере 4 450, 33 тыс. рублей без НДС.
Согласно пункту 1 Приказа N 196: "Установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти. Приморский бульвар, д. 57, заявителя ООО "Патриот" к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" путем создания (реконструкции) тепловых сетей АО "ТЕВИС" от существующих тепловых сетей до точки подключения капитального строительства согласно приложению к настоящему Приказу.
Таким образом Протокол 22-к противоречит п.1 Приказа N 196, так как согласно Протоколу 22-к в расчет платы за подключение входят затраты на развитие тепловых сетей, а согласно Приказу N 196 входят затраты на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих сетей до точки подключения Объекта.
Департамент в отзыве указывает по вопросу противоречия таблицы N 15 протокола N 22-к пункту 1 Приказа N 196, что разделы таблицы N 15 протокола 22-к соответствуют Приложению 7.8 "Расчет платы за подключение объекта заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч, при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения" Методических указаний N 760-э. Пункт 1 приказа N 196 не противоречит Методическим указаниям N 760-э.
Суд первой инстанции верно признал указанный довод необоснованным, поскольку вывод Департамента и АО "ТЕВИС" о том, что нагрузка спорного объекта превышает 1,5 Гкал/ч, не подтвержден относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами и противоречит обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела N А55-20459/2017.
Судебными актами по делу N А55-20459/2017 также установлено, что эксплуатация жилого дома по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Приморский б-р, д. 57 - Позиции 1 (этапов строительства с I по IV) предполагается совместная, что обусловлено отнесением их к одному многоквартирному дому и соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям. Подключение (технологическое присоединение) к системам централизованного водоснабжения, водоотведения (бытовая канализация), теплоснабжения многоквартирного дома Позиция 1, т.е. всех четырех этапов осуществляется непосредственно через внутриплощадочные сети водоснабжения (закольцованный водопровод Д225х13.4) в единой точке подключения - водопровод Ду-400 мм в колодцах ВК-26а и ПГ-6 26, водоотведения в единой точке подключения - колодец КК-135 на хозбытовом коллекторе Д800мм вдоль Московского проспекта, тепловые сети в единой точке подключения - тепловая камера на существующих тепловых сетях 2400 мм севернее объекта, в связи с чем максимальная нагрузка (водопотребления, водоотведения и теплоснабжения) в точках подключения (точках врезки) должны учитываться для всех четырех этапов строительства как для единого объекта - многоквартирного дома. Непосредственное подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома Позиция 1 к центральной системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения предусмотрено в рамках реализации I (секция 4) и II (секция 3Б, 2А) этапов строительства.
При рассмотрении дела А55-2614/2018 представитель ГИСН пояснил, что инспекцией была проведена проверка и установлено, что подключение объекта - многоквартирного дома Позиция 1 к центральной системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения произведено, соответствует техническим условиям.
Доводы Департамента и АО "ТЕВИС" о том, что в соответствии со ст. 55 ГрК РФ для введения объекта в эксплуатацию необходимо наличие подключения объекта к сетям инженерно - технического обеспечения, однако ООО "Патриот" в нарушение данной нормы ввел Объект в эксплуатацию и в бездоговорном порядке пользуется необходимым ему ресурсом, нарушив гидравлический баланс системы водоотведения АО "ТЕВИС" были предметом по делу А55-20459/2017, А55-2614/2018 и направлены на преодоления вступивших в законную силу судебных актов.
Кроме того, Объект уже подключен к сетям теплоснабжения, что подтверждается тем, что Многоквартирный жилой дом заселен и эксплуатируется не первый год, вследствие чего отсутствует необходимость создания (реконструкции) тепловых сетей АО "ТЕВИС" от существующих тепловых сетей до точки подключения Объекта в целях подключения дома к централизованной системе теплоснабжения.
Более того, в протоколе указана недостоверная информация, так в Протоколе 22 -к указано, что планируемый срок ввода в эксплуатацию - 2021 г., хотя Департаменту из информации ООО "Патриот", предоставленной в письме от 08.06.2020, было известно, что Объект введен в эксплуатацию 30.12.2016.
На дату ввода Объекта в эксплуатацию - 30.12.2016 Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области не был образован. (Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее Департамент) был образован в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 25.09.2018 N 178 "О некоторых вопросах структуры органов исполнительной власти Самарской области"), то есть после ввода в эксплуатацию Объекта.
В связи с образованием Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области ему были переданы полномочия Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Действующим законодательством не предусмотрено установление платы за подключения для предшествующего периода.
Пунктом 7 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения", утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 (далее Правила подключения) предусмотрено: Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае:
- необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;
- увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;
- реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.
Подключение источников тепловой энергии к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п.16 Правил подключения в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения:
- подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке;
- подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.
В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения.
ООО "Патриот" с заявлением в АО "ТЕВИС о подключении Объекта не обращалось. Вследствие этого правовые основания для обращения АО "ТЕВИС" в Департамент в целях установления для ООО "Патриот" индивидуальной платы за подключение отсутствовали. Правилами о подключение не предусмотрено, что Теплоснабжающая организация (Исполнитель по договору о подключении) совместно с Тарифным органом самостоятельно, без соответствующего заявления заинтересованного лица устанавливают для него плату за подключение.
В качестве доказательства необходимости выделения дополнительной тепловой нагрузки, АО "ТЕВИС" представлен расчет водопотребления и водоотведения, а также определение тепловой нагрузки на нужды горячего водоснабжения для объекта капитального строительства: Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено - пристроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, Приморский бульвар, д.57 (далее Объект).
Суд первой инстанции верно признал обоснованными возражения заявителя в отношении указанных доказательств по следующим мотивам.
Исходя из формулировки вопросов, а также текстовой части, представленный расчет направлен на перерасчет нагрузок по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению Объекта, которые были указаны в положительных заключениях негосударственной экспертизы от 16.11.2016 N 16-2-1-2-0111-16 и от 23.12.2016 N 16-2-1-2-0127-16, которые были приняты судом по двум делам N А55-20459/2017. А55-2614/2018.
Вследствие изложенного, предоставленный АО "ТЕВИС" расчет, направлен на пересмотр обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами.
Между тем, преодоление вступивших в законную силу судебных актов возможно только по правилам, предусмотренным главой 37 АПК РФ.
В представленном расчете использована литература и делается расчет водоснабжения, водоотведения и определение тепловой нагрузки на нужды горячего водоснабжения, что подтверждается составом работ, формулами, а также итоговой таблицей результатов расчета по фактически зарегистрированным в объекте жителям (лист.30).
Расчет тепловой энергии на нужды отопления отсутствует.
Тем не менее, на листах 33-34 расчета на вопрос об объеме тепловой нагрузки на отопление и горячее водоснабжение указан необходимый объем тепловой нагрузки в размере 2.2675 Гкал/час, в том числе 0.841 Гкал/час на нужды горячего водоснабжения.
Согласно предоставленному расчету он произведен на основании СНиП 2.04.01.-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
СНиП 2.04.01.-85 устанавливал, что для жилых домов свыше 12 этажей предусмотрены нормы общего расходы воды 400м3/сут (листы 6, 32 расчета).
Между тем, СНиП 2.04.01.-85, который использовался для расчета, не являлся действующим, как на дату проведения расчетов, которые были приняты судом по делам А55-20459/2017. А55-2614/2018, так и в настоящее время.
СНиП 2.04.01.-85 не указан в перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, как утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2020 года N 985, так и в перечне ранее утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521).
На дату проведения расчетов (2016 год), которые были приняты судом по делу N А55-20459/2017, действовал СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакции СНиП 2.04.01-85*. В настоящее время действует СП 30.13330.2016 (частично отменен).
Согласно примечанию п.1 Таблицы А2 Приложении А СП 30.13330.2016: Нормы расхода воды установлены для климатических районов 1 и II. Нормы расхода воды для климатических районов III и IV следует принимать с учетом коэффициента в графе "Повышающий коэффициент для климатических районов III и IV". Нормы расхода воды, утвержденные региональными органами власти, являются приоритетными по отношению к нормам расхода воды, приведенным в таблице А.2.
Таким образом, для расчета правомерно использовать норматив, указанный в решении Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 N 1799 "О местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Тольятти Самарской области", который составляет 250 л/сут.
ООО "Патриот" заключило договоры на технологическое присоединение к системам водоснабжения/водоотведения общей нагрузкой 270,34 м3/сут.
АО "ТЕВИС" в качестве доказательства, подтверждающего необходимость выделения дополнительной тепловой нагрузки для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти. Приморский бульвар, 57, был представлен протокол заседания технической комиссии по вопросу потребления коммунальных ресурсов от 12.04.2021.
Суд первой инстанции верно признал обоснованными возражения заявителя в отношении указанных доказательств по следующим мотивам.
Приведенные в таблицах цифры потребления коммунального ресурса не подтверждены никакими документами (показаниями приборов учета), не указан источник их получения, отсутствуют единицы измерения.
Представленный протокол подтверждает, что выделения дополнительных ресурсов, в том числе тепловой нагрузки, не требуется, так как согласно указанному протоколу для многоквартирного жилого дома ООО "Патриот" заключило договоры на технологическое присоединение общей нагрузкой 1,5856 Гкал/час. (абз. 2 лист. 1 протокола). Максимальная нагрузка, согласно протоколу была 23.02.2021 и составила 1,506 Гкал/час.(таблица 1 на 2 листе протокола), то есть фактическая нагрузка меньше подключенной.
Текстовый анализ в протоколе носит предположительный, ничем не подтвержденный характер и представляет собой рассуждения и мнения.
В абз.2 листа 2 протокола комиссией сделан вывод о росте фактического потребления. Данный вывод по тепловой энергии не соответствует данным приведенным в таблице 1 стр. 2 протокола, из которой видно, что колебания тепловой нагрузки зависят от колебания температуры наружного воздуха.
Ссылки АО "ТЕВИС" на то, что через сети МКД будут подключаться другие потребители, также являются доказательством того, что у сетей МКД достаточная пропускная способность. Стоит отметить, что технические условия на подключение новых потребителей выдаются АО "ТЕВИС", ООО "Патриот", как собственник сетей может только давать или не давать согласие на подключение новых потребителей.
В качестве доказательства необходимости выделения дополнительной нагрузки, АО "ТЕВИС" представлен договор теплоснабжения N 35266 ко (снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 25.12.2015, заключенный МАО "Т-Плюс" и ООО УК "Квартал" (далее Договор теплоснабжения).
В Приложении N 1 к Договору теплоснабжения стороны согласовали договорное (плановое) количество тепловой энергии с нагрузкой 0.827 Гкал/час для объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти. Приморский бульвар, д.57. секция 4.
10.09.2018 стороны подписали дополнительное соглашение к Договору теплоснабжения, к которому подписали новые приложения.
В приложение N 1-Д к Дополнительному соглашению стороны согласовали договорное (плановое) количество тепловой энергии для многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Приморский бульвар, д.57, Самарская область, г.Тольятти, Оптимистов, 9, Самарская область, г.Тольятти, Спортивная, 33 общей нагрузкой 5,803111 Гкал/час.
В приложении N ЗД к Дополнительному соглашению Стороны для объекта расположенного по адресу: Самарская область. г.Тольятти. Приморский бульвар, д.57 согласовали общую нагрузку 2.982111 Гкал/час.
Как указано выше нагрузка 2.982111 Гкал/час объекта расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Приморский бульвар, д.57 является договорной. Доказательств потребления (показаний приборов учета) тепловой энергии больше, чем подключено АО "Тевис", не представлено.
Коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой, в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении (пункт 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Расчетные способы определении объема энергоресурсов допускаются до установки приборов учета, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, при нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении). В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, регулируется правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя).
Применение расчетных способов должно стимулировать покупателей энергоресурсов к осуществлению расчетов на основании приборного учета (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении)".
На основании изложенного после ввода объекта в эксплуатацию, при наличии установленных приборов учета расчет количество тепловой энергии должно производиться на основании показаний приборов учета, так как исходя из смысла пункта 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, при применении расчетного метода показатели тепловой энергии всегда будут завышенными.
Пунктом 52 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 предусмотрено, что потребители, теплопотребляющие установки которых подключены в надлежащем порядке к системе теплоснабжения, вправе снижать тепловую нагрузку добровольно и при условии отсутствии технических ограничений уступать право на использование мощности иным лицам (потребителям), заинтересованным в подключении (далее - новый потребитель). Снижение тепловой нагрузки должно осуществляться с учетом положений законодательства Российской Федерации об установлении, изменении (пересмотре) тепловых нагрузок.
Учитывая то, что вышеуказанный многоквартирный жилой дом оборудован приборами учета, был произведен расчет фактической тепловой нагрузки (мощности) потребляемой многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г.Тольятти, Автозаводской район. Приморский б-р. д. 57, который составил:
- 2020-2021 годы - 1,5184 Гкал/час;
- 2019 - 2020 годы - 1,5185 Гкал/час;
- 2018 - 2019 годы - 1,1347 Гкал/час;.
Таким образом, фактически потребляемая тепловая нагрузка (мощность) не превышает подключенную - 1,5856 Гкал/час.
Также в 2019-2021 годах нагрузка стабилизировалась, в связи с введением в эксплуатацию всех этапов строительства и полным заселением многоквартирного жилого дома.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что Департамент и АО "ТЕВИС" не представлено обоснование того, что:
1. ООО "Патриот" выбрало вариант подключения с установлением платы за подключение в индивидуальном порядке, что нарушает его права предусмотренные, п.16 Правил подключения);
2. Приказом устанавливается плата за подключение объекта - IV этап строительства, позиция 1. секция 1, которого на дату издания оспариваемого приказа нс существует, то есть в нарушение п.37 Правил регулирования цен придана обратная сила решению об установлении индивидуальной платы (п. 37 Правил регулирования цен) на дату Обращения ООО "Патриот" в 2016 индивидуальная плата для заявленной нагрузки не устанавливалась, а определялась на основании Приказа Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области от 15.12.2015 N 632;
3. У ООО "Патриот" имеются правовые основания пользования подключаемым Объектом (п. 11 Правил подключения N 307 (действовали на дату заявления ООО "Патриот" 2016 г.), пп. "г, д" п.25 Правил подключения N 787 (действующие на дату издания Приказа);
4. ООО "Патриот" на дату издания оспариваемого Приказа является правообладателем земельного участка, на котором расположен подключаемый Объект (Пунктом 12 Правил подключения N 307, подп. "а" п.26 Правил подключения N 787);
5. Наличие оснований для установления индивидуальной платы за подключение (п. 39(5) Правил регулирования цен (тарифов). Заявление ООО "Патриот" от N 173 от 25.11.2016, которое указано в заявке АО "ТЕВИС" в качества основания, не имеет правового значения, после вынесения решений по делам N Л55-20459 2017, А55-2614/2018;
6. На дату издания оспариваемого приказа ООО "Патриот" не является субъектом, для которого может устанавливаться плата за подключение (п.31 ст. 2 Закона о теплоснабжении, п.2 Правил подключения N 307 и 787).
Кроме того, лицами участвующими в деле, не оспаривается, что Объект подключен и потребляет тепловую энергию, лица имеющие право, в соответствии с Правилами подключения N 307, на обращение с заявлением о выделении дополнительной нагрузки в АО "ТЕВИС" не обращались, вследствие чего у Департамента отсутствовали основания для издания оспариваемого приказа.
Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик не доказал соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
Суд первой инстанции на основании вышеизложенного пришёл к правильному выводу о том, что приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 196 от 16.06.2020 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, накладывая обязанность по оплате за подключение уже подключенного, введенного в эксплуатацию и не принадлежащего ему Объекта, а именно несения не предусмотренных нормативно-правовыми актами затрат.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному, обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционных жалоб Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и АО "Тевис" полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и, по сути, являются изложением позиции заинтересованного и третьего лица по делу. Между тем, доводы департамента и общества рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Как обоснованно отмечено в оспариваемом решении суда первой инстанции, данные доводы Департамента и АО "ТЕВИС" направлены на пересмотр обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями судов при рассмотрении дел N А55-20459/2017 и N А55-2614/2018.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого приказа департамента.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционных жалобах не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2021 года по делу N А55-25614/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25614/2020
Истец: ООО "Патриот"
Ответчик: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
Третье лицо: АО "Тевис", ООО УК "Квартал", ПАО "Т Плюс", УМВД России по г. Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9565/2022
14.03.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15816/2022
29.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15670/2021
19.08.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25614/20