г. Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А40-168806/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Лидинг Консалтинг Груп"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2021 по делу N А40-168806/21,
в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Лидинг Консалтинг Груп" (ИНН: 7710943073)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве
об отмене постановления
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лидинг Консалтинг Груп" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС N 10 по г.Москве (ответчик, административный орган, Инспекция) об отмене постановления от 08.07.2021 по делу N 777102115900937800004.
Решением от 04.10.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "Лидинг Консалтинг Груп" на основании решения единственного участника Общества в целях расширения деятельности в Республике Казахстан был создан филиал (Филиал).
Филиал был зарегистрирован в Республике Казахстан 28 декабря 2016 года. Место нахождения: Республика Казахстан, г. Ал маты, район Бостандыкский, пр. АльФараби, дом N 77/7, почтовый индекс 050000. Вид деятельности: оптовая торговля парфюмерией и косметикой.
Филиалом в уполномоченном банке Республики Казахстан - FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY 21 ноября 2017 года был открыт счет N KZ45914002203KZ0074F.
В период с 09 июля 2019 года по 27 августа 2020 года на указанный счет Филиалом были зачислены денежные средства в казахских тенге (национальной валюте Республики Казахстан), в том числе 12 февраля 2020 года в размере 10 816,00 казахских тенге.
Денежные средства были получены Филиалом в рамках договоров, заключенных с резидентами Республики Казахстан - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в качестве оплаты за поставленные товары.
Посчитав, что Общество совершило незаконную валютную операцию, 22 июня 2021 года ИФНС России N 10 по г.Москве составлен протокол об административном правонарушении N77102115900937800002 о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением налогового органа о назначении административного наказания N 77102115900937800004 от 08 июля 2021 года Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составляет 1 371,19 руб.
Не согласившись с оспариваемыми постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административным ответственностям, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административным ответственностям, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административным ответственностям, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
В силу положений Закона N 173-ФЗ, использование валютных ценностей, к которым относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги, в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией.
Положениями ст. 12 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ минуя счета в уполномоченных банках.
При этом, из положений ст. 12 Закона N 173-ФЗ следует, что операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории РФ, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны зачисляться на счета резидентов в уполномоченных банках РФ.
Ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках; расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Учитывая фактические обстоятельства дела и изложенные нормы права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в действиях общества усматриваются составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
События, вменяемых заявителю административных правонарушений, подтверждаются представленными ответчиком доказательствами: протоколами об административных правонарушениях, другими материалами административных дел.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административные наказания назначены административным органом в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя, со ссылками на законодательство Республики Казахстан, о том, что филиалы иностранных нефинансовых организаций являются резидентами республики Казахстан и должны получать денежные средства на банковские счета в уполномоченных банках Казахстана, исходя из следующего.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ резидентами, в том числе, являются находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, которое не является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно положениям ст. 55 ГК РФ, представительства и филиалы не являются юридическими лицами, ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их юридическое лицо. Данная позиция подтверждается п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшего их юридического лица, и действуют на основании утвержденных им положений. Юридическое лицо несет ответственность за действия или бездействие представительства.
С силу п. 1 ст. 1202 ГК РФ, личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
Статья 1100 Гражданского Кодекса Республики Казахстан также устанавливает, что Законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено.
Положениями ст. 2 Закона N 173-ФЗ определено, что права и обязанности резидентов, установленные данным Законом, распространяются на всех резидентов, признаваемых таковыми в понятии и целях валютного законодательства Российской Федерации.
Между тем, выделенные в отдельный пункт филиалы, представительства и иные подразделения резидентов используются по тексту Закона N 173-ФЗ с целью создания специального исключения из общего правила, предусмотренного для юридических лиц - резидентов (например, пп. 6 п. 2 ст. 19).
Положениями ст. 14 Закона N 173-ФЗ не предусмотрено исключений для филиалов и представительств юридического лица - резидента, находящихся за пределами территории РФ, следовательно, так как филиалы и представительства являются неотъемлемой частью создавшего их юридического лица - резидента, на них распространяются требования, предъявляемые к юридическим лицам - резидентам.
Таким образом, абз. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ не предусматривает оснований для иного толкования понятия юридического лица - резидента и противопоставления его филиалу, представительству, и иному подразделению этого юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории РФ.
Абзацем 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частями 4 - 5.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ для резидентов установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Статья 12 Закона N 173-ФЗ, регламентирующая порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, распространяется на всех резидентов, перечисленных в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, т.е. без разделения их на юридические лица и их филиалы.
Таким образом, режим использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации в равной степени распространяется, как на российские юридические лица, так и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 и 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, Правительство Российской Федерации утвердило Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации"), пунктом 3 которых обязанность по представлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами юридических лиц - резидентов, возложена на юридических лиц - резидентов.
Из Положения о Филиале ООО "ЛИДИНГ КОНСАЛТИНГ ТРУП" в городе Астана Республики Казахстан от 2016 года, представленного в материалы настоящего дела, следует: согласно п. 4.2., Филиал не является юридическим лицом; согласно п. 4.4., Филиал осуществляет деятельность от имени Общества. Ответственность по всем обязательствам Филиала, принятым на себя Филиалом в пределах его компетенции, несет Общество; согласно п. 4.7., Филиал осуществляет все виды экономической деятельности от имени Общества; согласно п. 5.1 Имущество, числящееся на балансе Филиала, является собственностью Общества; согласно п. 7.1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Филиала осуществляется Обществом.
Довод общества о невозможности соблюдения норм Закона N 173-ФЗ без нарушения Закона Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", ввиду коллизии норм права Российской Федерации и Республики Казахстан нельзя принять во внимание, поскольку, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В этой связи действия общества не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершенном административном правонарушении.
Судом первой инстанции также правомерно отклонен довод заявителя о том, что оно ежеквартально представляло Отчёты о движении денежных средств в банке за пределами территории Российской Федерации, при этом претензий со стороны Инспекции не поступало, поскольку представление отчета о движении денежных средств является обязанностью Общества в рамках действующего валютного законодательства.
Ни положения Закона N 173-ФЗ, ни положения Порядка N 819, не содержат обязанности уполномоченных органов проводить проверку соблюдения/не соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в момент получения отчета о движении средств по счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации с приложенными подтверждающими документами.
Довод общества относительно того, что, в связи с внесением Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 28.06.2021 N 223-ФЗ) изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ, зачисление на свой счёт, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, больше не относится к незаконным валютным операциям, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу абз. 2 ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ, с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ, наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования, установленные п, 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 годаN 173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить, в том числе, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
При этом, п. 8 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ, внесённый Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ, гласит, что требования п. 1 ч. 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в ряде позиций.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ, изменения, внесённые в Федеральный закон от 10.12.2003 года N 173-ФЗ, применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, заключенных между резидентами и нерезидентами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены.
В рассматриваемом случае общество привлечено к административной ответственности за совершение валютных операций, не предусмотренных законом, которые, согласно отчётам и банковским выпискам, осуществлены до момента вступления в силу Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ, в связи с чем, положения п. 8 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ не распространяются на указанные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2021 по делу N А40-168806/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168806/2021
Истец: ООО "ЛИДИНГ КОНСАЛТИНГ ГРУП""
Ответчик: ИФНС N10 по г. Москве