г. Москва |
|
01 декабря 2021 г. |
Дело N А40-37000/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
Судей: Веклича Б.С., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2021,
принятое судьей Махалкиной М.Ю. (шифр судьи 16-237)
по делу N А40-37000/21,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой" (ОГРН 1095011000479, 140304, Московская обл., г.Егорьевск, микрорайон 1-й, дом 80, помещение 4Г)
к 1.Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119019, Москва, ул.Знаменка, д.19);
2.Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037715046467, 125284, Москва, ш.Хорошёвское, д.40А)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: Казьмина О.Ю. по доверенностям от 18.09.2020 и от 25.05.2021;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой" с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги оказанные в доме по адресу Московская область, г. Егорьевск, ул. Сосновая, д. 4а (квартиры 1, 130) в размере 41 530,65 руб. за период с января 2020 по декабрь 2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2021 по делу N А40-37000/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Заявители полагают, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчиков поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Апелляционные жалобы рассмотрены без участия представителя истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что управление многоквартирными домами, по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 4а осуществляет истец.
Закрепление на праве оперативного управления 2 (двух) незаселенных квартир N N 1, 130, находящихся в многоквартирном доме по адресу: Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 4а, за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ (ОГРН 1035004252920, ИНН 5022022261) зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ФГКЭУ "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ была реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения правопреемство по всем обязательствам последнего возникает у вновь образованного юридического лица в силу закона.
Правопреемство в данном случае носит универсальный характер в силу п. 2 ст. 58, п. 1 ст. 129 ГК РФ.
В указанном многоквартирном доме по состоянию на 01.01.2020 находились две незаселенные квартиры, приобретенные для нужд Министерства обороны РФ, а именно: квартиры N N 1 и 130 дома 4а по ул. Сосновой г. Егорьевска Московской области.
По смыслу положений п. 3 ст. 67, п. 1 и 2 ст. 153, п. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ, п. 3 ст. 678 ГК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую, помимо прочего, плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление и горячее водоснабжение). Обязанность у собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает непосредственно в силу закона и не направление платежных документов не является основанием для его освобождения от внесения такой платы.
В силу ст. ст. 120, 210 и 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования п. 3 ст. 30, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, обязательства по содержанию несет Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не исполнена обязанность по оплате оказанных истцом жилищно-коммунальных услуг по указанным квартирам, в связи с чем за последним образовалась задолженность в размере 41 530,65 руб. за период с января 2020 по декабрь 2020.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
В силу вышеуказанных норм, судом верно установлено, что субсидиарную ответственность несет собственник имущества Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Доказательств полной задолженности ответчиками в ходе производства по делу не представлено.
Поскольку в силу статей 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации 41 530,65 руб. задолженности законно, доказано и подлежит удовлетворению.
Доводы заявителей апелляционных жалобы подлежат отклонении ввиду следующего.
Обязанность по несению расходов ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за указанные помещения за другой период, уже установлена ранее вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы по делам: N А40- 187654/16-61-169, А40-165112/15, А40-34632/17-60-327, А40-76585/16-35-545, А40- 60845/2017-2-463, А40-97812/18, А40-135572/18-48-606. 5 А40-89807/20.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы по вышеуказанным делам, установлена обязанность Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за квартиры в многоквартирных домах по адресам: Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 4а, Московская область, город Егорьевск, улица Сосновая, дом 8, Московская область, город Егорьевск, 4 микрорайон, дом 15а, приобретенные по государственным контрактам для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также, что управляющей организацией в указанных многоквартирных домах является именно истец.
Доводы ответчиков об отсутствии заключенного договора управления, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку отсутствие договора, не освобождает ответчиков от содержания принадлежащих им помещений. В силу норм 155 ЖК РФ, истцом представлены доказательства о ежемесячном направлении в адрес ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (копии сопроводительных писем к платежным документам приложены к иску).
Информация, связанная с управлением и подлежащая раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, размещена на официальном сайте истца в сети Интернет адрес zhilstroy-hs.narod.ru. Информация раскрыта в полном объеме; в том числе, на указанном сайте имеются проект договора управления и ежегодные отчеты по его исполнению, установленные тарифы.
Таким образом, ответчик имеет полную возможность проверить правильность произведенных начислений по каждой спорной квартире, так как, в их распоряжении имеются ежемесячные платежные документы за спорный период, а также, ежемесячные акты ресурсоснабжающих организаций с указанием размера потребленных коммунальных ресурсов.
В актах поставок указан адрес каждого многоквартирного дома, вид и объем поставленного в него коммунального ресурса в каждом месяце, размер установленного на него тарифа.
Довод ответчика о высвобождении и прекращении права оперативного управления, согласно приказа Департамента имущественных отношений Минобороны России N 1184, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии нормами ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2018 г. N 302-ЭС18-9291.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, и возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится вещным правам лиц, не являющихся собственниками, в этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Данная позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопроса; возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав".
Обладатели права оперативного управления, с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N 305-ЭС17-10430.
Ответчиками не представлено доказательства, опровергающих наличие долга за потребленные услуги и услуги по содержанию в многоквартирном доме, в связи с чем, выводы суда первой инстанции о взыскании документально подтвержденной задолженности, правомерно взысканы судом первой инстанции, с учетом норм ст. ст. 124, 125, 210, 214, 249 ГК РФ, ст. ст. 30, 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ.
Остальные доводы, приведенные в апелляционных жалобах, исследованы апелляционным судом, оценены и не принимаются апелляционным судом во внимание в силу их безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Заявители апелляционной жалобы не доказали наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2021 по делу N А40-37000/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37000/2021
Истец: ООО "ЖЭУ ЖИЛСТРОЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ