г. Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А40-92973/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2021 г. по делу N А40-92973/21
по заявлению ООО "ВИВАТЕКС"
к ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНЕ
о признании незаконными решений,
в присутствии:
от заявителя: |
Свирида В.Н. по доверенности от 25.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
Петров Р.С. по доверенности от 25.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВИВАТЕКС" (далее - заявитель, декларант, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, ЦЭТ) о признании незаконными Решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10131010/281020/00142933, по ДТ N 10131010/111120/0174367, по ДТ N 10131010/201120/0195034, по ДТ N 10131010/130121/0011942, по ДТ N 10131010/241220/0276274.
Решением от 24.08.2021 Арбитражный суд г. Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судом решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, ООО "ВИВАТЕКС" является участником внешнеторговой деятельности и совершает таможенные операции в регионе деятельности Центральной электронной таможни (далее - Таможенный орган).
Между Заявителем и продавцом - "ВМ BULTRADING 2018" LTD (Болгария), выступающим продавцом, заключен внешнеторговый контракт N V/BMB-1504 от 15.04.2019, по условиям которого продавец обязался осуществлять поставку по Спецификациям N81 от 21.10.2020, N83 от 05.11.2020, N84 от 13.11.2020, N91 от 08.01.2021, N89 от 15.12.2020, т.е. были согласованы существенные для сторон условия сделки: вид товара, подлежащего поставке, его наименование, описание, размер, количество продукции, условия поставки -FCA RUSE или СРТ Москва.
Так же в спецификациях согласована (определена) цена товаров в Долларах США и общая сумма поставляемых товаров.
В рамках данного контракта Обществом на территорию РФ были ввезены товары, указанные в ДТ N 10131010/281020/00142933 (далее - ДТ-1), в том числе и следующие:
1. Ткани из полиэфирных волокон, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5512199000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в ДТ 10131010/281020/00142933 подN 1;
2. Ткани из полиэфирных волокон, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5514220000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в ДТ 10131010/281020/00142933 под N 2;
3. Ткани из полиэфирных нитей, напечатанные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5407619000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в ДТ 10131010/281020/00142933 под N 3;
4. Трикотажное полотно машинного вязания с содержанием эластомерных нитей, не содержит резиновых нитей, для пошива одежды, не для розн. продажи, (Производитель: ARMEN IPLIK ORME TEKSTIL SAN.TIC.A.S.), классифицируемое в товарном коде 6004100000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в ДТ 10131010/281020/00142933 под N 4;
5. Трикотажное полотно машинного вязания, из хлопчатобумажной пряжи, окрашенное, для пошива одежды, не для розн. продажи, (Производитель: ARMEN IPLIK ORME TEKSTIL SAN.TIC.A.S.), классифицируемое в товарном коде 6006220000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в ДТ 10131010/281020/00142933 под N 5;
6. Трикотажное полотно машинного вязания, из хлопчатобумажной пряжи, окрашенное, для пошива одежды, не для розн. продажи, (Производитель: ARMEN IPLIK ORME TEKSTIL SAN.TIC.A.S.), классифицируемое в товарном коде 6006329000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в ДТ 10131010/281020/00142933 под N 6.
Товары, указанные в ДТ N 10131010/111120/0174367 (далее - ДТ 2), в том числе и следующие:
1. Ткани из полиэфирных волокон, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5512199000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/111120/0174367 под N 1;
2. Ткани из полиэфирных волокон, неотбеленные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5515111000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/111120/0174367 под N 3;
3. Ткани из синтетических нитей, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5407720000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/111120/0174367 под N 5;
4. Трикотажное полотно машинного вязания с содержанием эластомерных нитей, не содержит резиновых нитей, для пошива одежды, не для розничной продажи, (Производитель: ARMEN IPLIK ORME TEKSTIL SAN.TIC.A.S.), классифицируемое в товарном коде 6004100000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/111120/0174367 пол N 6.
Товары, указанные в ДТ N 10131010/201120/0195034 (далее - ДТ 3), в том числе и следующие:
1. Ткани из полиэфирных волокон, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL) классифицируемые в товарном коде 5512199000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/201120/0195034 под N 1;
2. Ткани из полиэфирных волокон, неотбеленные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL) классифицируемые в товарном коде 5515111000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/201120/0195034 под N 3;
3. Ткани из искусственных волокон, напечатанные, для швейной промышленности для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD STL), классифицируемые в товарном коде 5516140000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный i декларации 10131010/201120/0195034 под N 4;
4. Ткани хлопчатобумажные, окрашенные, полотняного переплетения, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VI TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5208329600 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/201120/0195034 под N 5; Ткани из полиэфирных нитей, напечатанные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL) классифицируемые в товарном коде 5407619000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/201120/0195034 под N 6;
5. Ткани из синтетических нитей, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL) классифицируемые в товарном коде 5407720000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный : декларации 10131010/201120/0195034 под N 7.
Товары, указанные в ДТ N 10131010/130121/0011942 (далее - ДТ 4), в том числе следующие: Ткани из полиэфирных волокон, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5512199000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/130121/0011942 подN 1;
1. Ткани из полиэфирных волокон, неотбеленные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемые в товарном коде 5515111000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/130121/0011942 под N 3.
Товары, указанные в ДТ N 10131010/241220/0276274 (далее - ДТ 5), в том числе и следующие:
1. Ткани из полиэфирных волокон, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемый в товарном коде 5512199000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/241220/0276274 под N 1;
2. Ткани из полиэфирных волокон, неотбеленные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемый в товарном коде 5515111000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/241220/0276274 под N 3;
3. Ткани из синтетических нитей, окрашенные, для швейной промышленности, для пошива одежды, (Производитель: SIRBOTEX TEKSTIL SANAYI VE TICARET LTD. STL), классифицируемый в товарном коде 5407720000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/241220/0276274 под N 4;
4. Трикотажное полотно машинного вязания, из хлопчатобумажной пряжи, окрашенное, для пошива одежды, (Производитель: ARMEN IPLIK ORME TEKSTIL SAN.TIC.A.S.), классифицируемое в товарном коде 6006220000 ТН ВЭД ЕАЭС, - товар, указанный в декларации 10131010/241220/0276274 под N 6.
Таможенная стоимость товаров была заявлена декларантом в соответствии со ст.39 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) на основании данных коммерческих документов.
В соответствии со ст.325 ТК ЕАЭС, должностным лицом Таможенного органа принято решение о проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в части контроля таможенной стоимости товаров.
В рамках проведения дополнительной проверки по указанным ДТ должностным лицом Таможенного органа у Общества были запрошены документы, необходимые для осуществления контроля заявленных сведений о стоимости товара (запросы документов и сведений от 30.10.2020 - по ДТ-1, 12.11.2020 - по ДТ-2, от 21.11.2020 - по ДТ-3, от 14.01.2021 - по ДТ-4, от 25.12.2020 - по ДТ-5).
Согласно запросам, документы необходимо было представить в срок до 07.11.2020 - по ДТ-1, 20.11.2020 - по ДТ-2, 28.11.2020 - по ДТ-3, 22.01.2021 - по ДТ-4, 03.01.2021 - по ДТ-5.
Одновременно Общество было проинформировано о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений) в случае предоставления в срок до 07.11.2020 - по ДТ-1, 21.11.2020 - по ДТ-2, 29.11.2020 - по ДТ-3, 23.01.2021 - по ДТ-4, 03.01.2020 - по ДТ-5 обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и о продлении срока представления документов по вышеуказанному запросу до 26.12.2020 - по ДТ-1, 09.01.2021 -по ДТ-2, 13.01.2021 - по ДТ-3, 13.03.2021 - по ДТ-4, 21.02.2021 - по ДТ-5 в случае предоставления обеспечения.
Обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов было предоставлено Обществом.
Документы и сведения, запрошенные Таможенным органом, были представлены Обществом в установленные законодательством сроки, а именно: 25.11.2020 по ДТ-1, 27.11.2020 по ДТ-2, 09.12.2020 по ДТ-3, 28.01.2021 по ДТ-4, 25.01.2021 по ДТ-5.
Однако, должностным лицом Таможенного органа по ДТ-1, ДТ-2, ДТ-3, ДТ-4 на основании п. 15 ст.325 ТК ЕАЭС у Общества были запрошены дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенных декларациях, и (или) сведений, содержащихся в иных документах (запросы документов и сведений от 25.12.2020 по ДТ-1, от 27.12.2020 по ДТ-2, от 04.01.2021 по ДТ-3, от 20.02.2021 по ДТ-4).
Дополнительных запросов от Таможенного органа, касающихся проверки по ДТ-5, в адрес Заявителя не поступало, что является подтверждением со стороны Таможенного органа достаточности сведений, представленных Заявителем, и полное устранение оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений согласно п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС.
В результате рассмотрения представленных Обществом документов таможенным органом 30.12.2020 (по ДТ-1), 10.01.2021 (по ДТ-2), 16.02.2021 (по ДТ-3), 02.03.2021 (по ДТ-4), 15.03.2021 (по ДТ-5), приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, в связи с тем, что по мнению Таможенного органа представленные Обществом документы не устраняют основания для проведения проверки и не подтверждает заявленные декларантом сведения о таможенной стоимости товаров.
Не согласившись с оспариваемыми решениями таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере 3 предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п.1, п.2 ст.325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
Запрошенные в соответствии с п.1 статьи 325 ТК ЕАЭС документы должны быть представлены декларантом не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в п.3 статьи 119 ТК ЕАЭС.
Как верно указано судом первой инстанции, подача таможенной декларации, сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. При этом представленные документы позволяли однозначно установить таможенную стоимость товаров.
Согласно ч.4. ст.325 ТК ЕАЭС Таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
В соответствии с п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых товаров, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут, быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств - членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 39 ТК ЕАЭС в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Согласно п. 7 Постановления пленума Верховного суда России от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 18), выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Согласно п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 18 примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Вместе с тем, согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 18, судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 18 в связи с этим указано, что в случае возникновения спора о правомерности применения первого метода, на таможенном органе лежит бремя доказывания признаков того, что взаимосвязь сторон могла повлиять на цену, а на декларанте - обязанность доказать, что фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар цена была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи сторон сделки.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом законодательства следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит ж таможенном органе.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении от 12.05.2016 N 18, судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе. За основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
При этом выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований о документальной подтверждённости заявленных сведений о таможенной стоимости товаров (п. 7 постановления).
Как усматривается из материалов дела, в результате анализа таможенного декларирования товаров, с использованием ИАС "Мониторинг-Анализ" установлено, что индекс таможенной стоимости указанных выше товаров (далее - ИТС) близок к минимальным значениям по сравнению с ИТС однородных товаров, ввезенных другими участниками ВЭД в сопоставимый период времени.
Также таможенный орган в своих решения ссылается на следующее: документально подтвержденные объяснения причин низкой цены на оцениваемый товар по сравнению с ценами однородных товаров, а также разъяснения Производителя/продавца по поводу формирования цены на товар для Общества и иных участников ВЭД не даны. Обществом не представлена информация (либо пояснения) о взаимоотношениях между компаниями - производителем и продавцом рассматриваемого товара. Обществом не представлен прайс-лист производителя товаров, адресованный неопределенному кругу лиц (публичная оферта) с указанием срока действия и условиями поставки (не предусматривающими включение в цену товара расходов по транспортировке -EXW, FOB, FCA и прочие) на весь ассортимент поставляемой продукции.
Обществом представлен прайс-лист продавца компании "ВМ BULTRADING 2018" LTD, Болгария N БН от 26.09.2020, а также пояснение, о том, что Продавец формирует прайс-листы под конкретного покупателя, что свидетельствует о том, что продажа товаров или их цена зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров, по мнению Таможенного органа, не может быть количественно определено.
Декларантом не представлены сведения о цене товаров у производителя, что не позволяет установить величину первоначальной цены предложения товара на рынке сбыта, наличия ее отклонения от контрактной цены.
Анализируемые товары произведены в Турции, тогда как в структуру таможенной стоимости включены расходы по доставке товаров из Болгарии (город Ruse).
С целью проверки соблюдения декларантом структуры таможенной стоимости товаров запрошены документально подтвержденные сведения о величине транспортных расходов по доставке товаров от производителя до склада продавца, а также информацию о наличие/отсутствие расходов, связанных с хранением товаров на складе продавца.
С учетом того, что в представленном экземпляре отсутствуют сведения общей стоимости партии товара, условиях поставки, провести сопоставительный анализ по данному направлению не представляется возможным. Дата декларации в правом верхнем углу указывает на тот факт, что она составлена 15.11.2020, что раньше даты формирования коммерческого инвойса.
Совокупность выявленных фактов не позволяет использовать представленный документ в качестве подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
По ДТ-4 - Условиями поставки по Контракту являются FCA RUSE, которые указаны в формализованном инвойсе N 1000000091 от 10.01.2021.
При этом в гр.20 ДТ N 10131010/130121/0011942 условия поставки - СРТ Москва и в ДТС отсутствуют транспортные расходы до границы ТС.
Как указано в решениях таможенного органа заявленная Обществом таможенная стоимость находится в пределах ИТС. Факт того, что ИТС указанных выше товаров близок к минимальным значениям по сравнению с ИТС однородных товаров, ввезенных другими участниками ВЭД в сопоставимый период времени, указывает лишь на достоверность сведений, указанных в представленных по запросу Таможенного органа документах, которые позволяют однозначно установить первоначальную стоимость товаров на основании представленных Обществом документов.
Ответом на запросы Таможенного органа Общество представило запрашиваемую информацию, сообщив о заключенном между Продавцом и Производителем юридического соглашения NDA о неразглашении сведений между компаниями.
Само по себе требование к Заявителю о предоставлении Таможенному органу коммерческих условий, на которых производитель товара, не являющийся поставщиком работает с другими клиентами, является невыполнимым, поскольку поставка осуществляется в рамках предпринимательских отношений двух хозяйствующих субъектов, условия сделки определяются индивидуально, исходя и множества экономических факторов.
Таким образом, тот факт, что у декларанта отсутствуют сведения о ценах товаров, по которым производитель реализует товары иным оптовым покупателем, является совершенно нормальным и никоим образом не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости.
При этом сам таможенный орган в рамках предоставленных ему проверочных полномочий доказательств, опровергающих представленные ему сведения о таможенной стоимости, либо подтверждающих существование у производителя/поставщика иных расценок, не собрал и не представил.
Относительно отсутствия у Таможенного органа возможности выяснить, все ли дополнительные расходы продавца включены в стоимость товаров, суд отмечает, что данное отсутствие не может являться правомерным основанием и доказательством непредставления документов, подтверждающих структуру таможенной стоимости товаров, и признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в связи с чем таможенная стоимость товара должна быть определена в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС.
Относительно неизменности индекса таможенной стоимости товаров на протяжении декларирования товаров, начиная с начала 2020 года, динамике ассортимента товаров и курса валюты, судом отмечено, что динамика ассортимента товаров подтверждает указанное выше, а именно наличие на рынке стоковой продукции (вышедшей из ассортимента производителя), стоимость которой может отличаться от стоимости аналогичной продукции, приобретаемой у производителя напрямую из актуального каталога. Динамика курса валюты доллара США по отношению к рублю РФ сама по себе не может являться законным основанием для корректировки таможенной стоимости.
Относительно запроса пояснений, о том, каким образом формируется цена товаров на примере конкретных артикулов с указанием номеров ДТ, непредоставления документально подтвержденных сведений о величине транспортных расходов по доставке товаров от производителя до склада продавца, а также информацию о наличии/отсутствии расходов, связанных с хранением товаров на складе продавца, суд отмечает, что общество отказывало в предоставлении информации, заявляя что это коммерческая тайна.
Как усматривается из материалов дела, Общество предоставило письменное заявление продавца товара о том, что порядок формирования цены товара, как и информация о наличии/отсутствии расходов, связанных с хранением товаров на складе продавца, является его коммерческой тайной, а сведения с величине транспортных расходов по доставке товаров от производителя до склада продавце не могут быть разглашены по причине заключения между Продавцом и Производителем юридического соглашения NDA о неразглашении сведений.
Данные основания непредоставления запрошенной информации оправданы, обоснованы, закономерны со стороны продавца. Запрос Таможенного органа по данному пункту был заранее невыполним и направлен на искусственное создание оснований для принята) решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. Коммерческая тайна продавца товара и наличие соглашения NDA о неразглашении сведений не могут являться основанием и доказательством наличия признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
По ДТ-3, ДТ-5 - заключение контракта с экспедитором, привлекающим перевозчика, а не напрямую с перевозчиком является довольно распространенной практикой все документы, подтверждающие расходы по транспортировке, были предоставлены; N V/BRT-08.19 от 12.08.2019 в Разделе 2. "Сведения о платежах" в гр.14 указаны номера инвойсов, позволяющие идентифицировать оплаты с выставленными инвойсами и конкретными перевозками.
Кроме этого, Обществом предоставлен полный пакет банковских платежных документов, включающий в себя обязательный документ валютного контроля банка "Справку о подтверждающих документах", содержащую полную информацию о номере и дате Акта оказанных услуг, относящегося к конкретной перевозке. Инвойсы и акты оказанных услуг, указанные в банковских платежных документах, также были предоставлены Обществом в таможенный орган, однако таможенный орган в своем решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утверждает об их непредоставлении.
В ответах от 13.01.2021 (по ДТ-3) и 25.01.2021 (по ДТ-5) на запросы дополнительных документов и (или) сведений от 04 января 2021 года и 25 декабря 2020 года соответственно, Общество сообщало, что не является одной из сторон юридического договора NDA о неразглашении сведений между компаниями, и по этой причине возможность предоставить копию договора отсутствует. Использование факта невозможности предоставления подобных документов со стороны Общества не может являться правомерным основанием и доказательством непредставления документов.
Представление Обществом прайс-листа Продавца от 26.09.2020 обусловлено и обосновано наличием между Обществом и продавцом договорных отношений и указывает лишь на добросовестность Общества. Данный прайс-лист на период октябрь - декабрь 2020 содержит информацию о предлагаемом на данный период ассортименте товара и его цене, которая не является фиксированной, поскольку прайс-лист носит рекламный характер.
В Запросах таможенного органа дополнительных документов и (или) сведений были запрошены документально подтвержденные пояснения о физических характеристиках единицы измерения товара (рулон) в целях уточнения стоимости товара в характерных для него единицах измерения без указания, какие именно единицы измерения, по его мнению характерны для данного товара.
В ответе Обществом сообщалось, что цены за ткани определяются участниками сделки за рулон, а в характерных единицах измерения для таможенных целей указываются цены анализируемого товара за кг. Однако, при вынесении решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, таможенным органом утверждается, что наиболее характерной единицей измерения для анализируемого товара является метр погонный, хотя, по мнению Общества, данная единица измерения более характерна для розничной торговли.
По вопросу содержания в экспортной декларации номер MRN только на первом листе экземпляра, суд отмечает, что экспортная таможенная декларация ЕХ-1 оформляется на грузы европейской происхождения, которые вывозятся за пределы Евросоюза. Номер MRN присваивается каждой таможенной декларации, служит для ее идентификации и сопровождается штрих кодом, при сканировании которого отображается вся необходимая информация о грузе, в которой закрывалась экспортная декларация. На дополнительных листах экспортной декларации, представленной Обществом, отображен штрих-код, сопровождающий номер MRN.
В экспортной декларации формы ЕХ-1 не указываются условия поставки и общая стоимость груза, а только ссылка на коммерческий инвойс, содержащий эту информацию. При этом по каждой товарной позиции указывается количество мест, номер транспортного средства, наименование товара, вес нетто, вес брутто и стоимость в валюте (долл. США). Сумма стоимости всех товарных позиций, отраженных в экспортной декларации, составляет общую стоимость экспортируемой товарной партии. По вопросу даты декларации в правом верхнем углу (указания на факт ее составления 15.11.2020, что раньше даты формирования коммерческого инвойса:
Представленная Обществом экспортная декларация составлена 15.11.2020 на основании проформы-инвойса, с отражением в соответствующей графе коммерческого инвойса N 1000000084 от 16.11.2020, в соответствии с которым осуществлялась поставка рассматриваемой товарной партии. Прохождение процедуры таможенного оформления датируется 16.11.2020 и совпадает с датой вышеупомянутого коммерческого инвойса.
Данный факт не противоречит правилам декларирования товаров и не является нарушением законодательства в части таможенного оформления. Таким образом, сомнения таможенного органа в подлинности представленной экспортной декларации являются необоснованными, а довод об отсутствии возможности проведения сопоставительного анализа из-за отсутствия сведений общей стоимости партии товара в экспортной декларации несостоятельным.
Обществом была представлена подробная информация о порядке оформления экспортных деклараций по форме ЕХ-1 и ссылка на сайт Еврокомиссии для проверки декларации по номеру MRN, однако эта информация была проигнорирована таможенным органом при вынесении Решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Условиями поставки по Контракту являются FCA RUSE, которые указаны в формализованном инвойсе N 1000000091 от 10.01.2021. При этом в гр.20 ДТ N 10131010/130121/0011942 условия поставки - СРТ Москва и в ДТС отсутствуют транспортные расходы до границы ТС.
Из запросов Таможенного органа от 30.10.2020 - по ДТ-1, 12.11.2020 - по ДТ-2, от 21.11.2020 - по ДТ-3, от 14.01.2021 - по ДТ-4, от 25.12.2020 - по ДТ-5 следует, что дополнительная проверка была назначена в связи с тем, что якобы было установлено значительное отличие заявленной таможенной стоимости товара от имеющейся в таможенных органах ценовой информации по сделкам с идентичными и однородными товарами, что является признаком недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости товара.
Вместе с тем, как указано Обществом, производитель товаров не осуществляет поставки товара напрямую в Российскую Федерацию, либо поставки осуществляются исключительно продавцами (посредниками), аналогичными контрагенту Общества - "ВМ BULTRADING 2018" LTD. Это означает, что каждый посредник имеет свою ценовую политику и устанавливает наценку на товар на свое усмотрение.
В связи с чем предположение о недостоверности заявленной Обществом таможенной стоимости, основанное на завышенных ценах конкурентов "ВМ BULTRADING 2018" LTD, является несостоятельным, а информация об ИТС подлежит сравнению с заявленной Обществом таможенной стоимостью и более углубленному анализу таможенным органом.
Таможенному органу был представлен достаточный комплект документов, подтверждающих заявленные сведения о таможенной стоимости товара, характеристики ввозимого товара, условия поставки, банковские платежные документы, подтверждающие цену, фактически уплаченную за ввезенную товарную партию.
Рассматриваемая сделка заключена в письменной форме с учетом правил статей 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации и позволяет определить ее предмет и условия ее совершения (какой товар, по какой цене и на каких условиях ввезен на таможенную территорию ЕАЭС).
Относительно разъяснений по поводу формирования цены, а также представление прайс-листов Производителей, суд отмечает, что в ответ на дополнительное обращение Общества к Продавцу товаров с просьбой о предоставлении прайс-листов Производителей в нарушение заключенного между ними Договора NDA, Компания "ВМ BULTRADING 2018" LTD, будучи заинтересованной в продолжении длительного взаимовыгодного сотрудничества с Обществом и крайне обеспокоенной возможной потерей надежного покупателя, предоставила запрошенные прайс-листы от производителей товара на приобретаемый Обществом товар, являющийся стоковой продукцией (продукцией, вышедшей из ассортимента производителя, и/или остатками товарных партий, сформированных для других покупателей, но не оплаченных ими в срок в полном объеме, и/или продукцией с незначительным производственным браком). Содержащаяся в данных прайс-листах информация проясняет причину формирования столь низкой цены на анализируемые товары.
Общество неоднократно в ответах на Запросы таможенного органа сообщало, что не располагает прайс-листами Продавца, являющихся публичной офертой неограниченному кругу лиц. Представленный Обществом прайс-лист продавца от 26.09.2020 на период октябрь - декабрь 2020 содержит информацию о предлагаемом на данный период ассортименте товара и его цене, которая не является фиксированной, поскольку прайс-лист носит рекламный характер.
Согласно положениям таможенного кодекса ЕАЭС прайс-лист не включен в перечень обязательных документов, необходимых при подаче ДТ. Представленные прайс-листы представлены Обществом в качестве дополнительной информации и выполняют роль коммерческого предложения.
Утверждение таможенного органа, что продажа товаров или их цена зависит от каких-либо условий или обязательств, по причине того, что прайс-лист имеет адресный характер, выставлен под конкретного покупателя, является необоснованным.
Оформление прайс-листа под конкретного Покупателя, в рамках внешнеэкономического Контракта не противоречит общепринятым правилам коммерческого сотрудничества компаний в рамках внешнеэкономической деятельности и не свидетельствует о наличии признаков недостоверности при декларировании товаров.
Суд отклоняет вывод таможенного органа, что согласие общепринятым принципам международной торговли прайс-лист выставляется продавцом на условиях поставки EXW или FOB, т.е без учета транспортных расходов, т.к. продавец не может заранее знать в какие географические пункты товар будет продаваться.
Согласно общепринятым принципам международной торговли, торговое сотрудничество компаний должно быть взаимовыгодным и осуществляться на условиях наибольшего благоприятствования, а торговые партнеры вправе самостоятельно определять порядок и условия совершения торговых сделок удовлетворяющие интересы всех участников, в рамках действующей законодательства.
Суд полагает утверждение таможенного органа о невозможности проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления объяснить причины отличия цены сделки от первоначальной цены предложений необоснованным, так как в представленных Обществом прайс-листах производителей отражены цены, в том числе и на товары из рассматриваемых товарных партии, с указанием артикулов, по которым продавец приобретал данный товар.
Относительно сомнений в подлинности представленной копии экспортной декларации страны отправления (Болгарии), а именно факт наличия номера MRN только на первом листе экземпляра, на остальных листах информация отсутствует, а также относительно отсутствия сведений об общей стоимости товара и условий поставки, суд отмечает, что Обществом, как при подаче ДТ, так и в ответах на Запросы таможенного органа, были представлены экспортные декларации, так как согласно таможенного законодательств экспортная декларация страны отправления товара, является основополагающим документом для подтверждения цены сделки непосредственно в стране экспорта, т. с стоимости по которой он был экспортирован.
Также в ответах на запросы таможенного органа, Общество представило информацию порядке оформления Экспортных таможенных деклараций ЕХ-1, на грузы европейское происхождения, предназначенные к вывозу за пределы Евросоюза и порядок присвоения декларации номера MRN, который служит для её идентификации и сопровождается штрих-кодом, при сканировании которого отображается вся необходимая информация о грузе, в которой закрывалась экспортная декларация.
На дополнительных листах экспортной декларации, представленной Обществом, отображен штрих-код, сопровождающий номер MRN. Также Общество сообщало, что в экспортной декларации формы ЕХ-1 не указываются условия поставки и общая стоимость груза, а только ссылка на коммерческий инвойс, содержащий эту информацию. При этом по каждой товарной позиции указывается количество мест, номер транспортного средства, наименование товара, вес нетто, вес брутто и стоимость в валюте (долл. США). Сумма стоимости всех товарных позиций, отраженных в экспортной декларации, составляет общую стоимость экспортируемой товарной партии.
Также, Обществом была представлена ссылка на сайт Еврокомиссии для проверки декларации по номеру MRN, однако эта информация был проигнорирована таможенным органом.
Между тем, таможенный орган, имея сомнения в подлинности предоставленной копи экспортной декларации (Болгария) и изложенных в ней сведений, не был лишен возможности, в силу обладания административным ресурсом на основании "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Болгарии о сотрудничестве и взаимно помощи в таможенных делах" от 19.05.1995, самостоятельно направить соответствующий запрос в таможенные органы Болгарии, в отношении рассматриваемой партии товара, целью подтверждения или опровержения изложенных в ней сведений.
Отказ таможенного органа использовать представленные экспортные декларации в качестве подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров суд считает неправомерным.
Обществом были представлены экспортные декларации в том виде, в котором они были получены от Продавца.
Учитывая тот факт, что экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом и заполняется в соответствии с законодательством страны отправления (Болгария), последствия от различия в требованиях, предъявляемых к экспортной декларации законодательством страны отправления (Болгария) и законодательство; Российской Федерации, не могут быть переложены на Общество.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа противоречит нормам законодательства.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2021 г. по делу N А40-92973/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92973/2021
Истец: ООО "ВИВАТЕКС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ