ийПостановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2021 г. N 16АП-3003/19 по делу N А63-16125/2018
г. Ессентуки |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А63-16125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., с участием в судебном заседании индивидуального предпринимателя Главы КФХ Каракай Ирины Тимофеевны, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2021 по делу N А63-16125/2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Каракай Ирине Тимофеевне (далее - Каракай И.Т., предприниматель) о взыскании в бюджет Ставропольского края полученных ею в рамках реализации программы средств гранта в размере 21 584 596,02 рубля.
Предприниматель обратилась со встречным заявлением к министерству об обязании заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет.
Определением суда от 12.03.2019 заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Исковые требования Министерства мотивированы тем, что предпринимателем, как получателем гранта, нарушены условия указанного соглашения в части невыполнения бизнес-плана развития семейной животноводческой фермы в виде не представления в полном объеме документов об использовании собственных средств.
Предприниматель в обоснование встречного искового заявления сослалась на пункт 5.2 соглашения, согласно которому обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока действия соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями настоящего соглашения
Решением от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2019, суд отказал предпринимателю в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по заявлению министерства; отказал в удовлетворении заявленных министерством требований; удовлетворил требования предпринимателя по встречному исковому заявлению, обязав министерство заключить с предпринимателем дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2020 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 оставлено без изменения в части отказа в удовлетворении ходатайства предпринимателя о прекращении производства по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края. В остальной части судебные акты отменены, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение.
Кассационной инстанцией указано на следующие недостатки исследования фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия правильного решения.
Судами не дана оценка доводам министерства о том, что предприниматель израсходовал средства гранта только на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы, при этом закупка крупного рогатого скота не осуществлялась, чем нарушены условия соглашения.
Не исследован вопрос об исполнении предпринимателем условий предоставления гранта, предусмотренных соглашением: до настоящего времени ферма предпринимателя не функционирует, а используется в качестве складского помещения; не обеспечено выполнение условий бизнес-плана, в соответствии с которым в ноябре - декабре 2013 года планировалось завершение всех работ на объекте, а производство молока и масла должно было осуществляться с 01.09.2013; не достигнута цель - создание высокорентабельного производства с использованием современных инновационных технологий (пункт 2.2 бизнес-плана), а также не выполнены задачи по освоению сегмента рынка, увеличению объема животноводческой продукции, получению прибыли в процессе реализации проекта, созданию новых рабочих мест и увеличению доходной части местного и краевого бюджетов за счет налоговых поступлений.
Указанные цели и задачи не выполнены (не достигнуты) предпринимателем и после продления министерством срока реализации бизнес-плана (до 04.09.2017).
Не дана оценка тому обстоятельству, что в соответствии с пунктом 4.3 соглашения, в случае нарушения предпринимателем условий соглашения (в том числе пункта 3.2.6), полученный грант подлежит возврату в бюджет Ставропольского края.
При удовлетворении встречного требования предпринимателя суды не мотивировали вывод о том, что для полного исполнения средств гранта предпринимателю необходимо именно три года с момента подписания дополнительного соглашения. Не указаны мотивы, по которым отклонен довод министерства о том, что продление срока исполнения гранта не повлечет правовых последствий применительно к исполнению предпринимателем условий соглашения, поскольку средства гранта израсходованы предпринимателем в полном объеме.
При новом рассмотрении дела предпринимателем дополнительно указано на недостатки нормативных правовых актов министерства, регламентирующих проведение мероприятий по поддержке семейных фермеров на территории Ставропольского края, а также отсутствие у министерства административного регламента при предоставлении в 2012 году грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Каракай И.Т., являясь участником программы, оказалась лишенной возможности ознакомления с проектом соглашения, в котором в итоге отсутствовали условия о последствиях наступления обстоятельств непреодолимой силы, позволяющих продление сроков реализации соглашения. В плане мероприятий Программы не предусматривались мероприятия по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, не принимались нормативные документы необходимые для определения специальных (льготных) условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в нарушение Порядка отбора региональных программ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 N 198.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2021, в удовлетворении министерства сельского хозяйства Ставропольского края к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Каракай Ирине Тимофеевне о взыскании в бюджет Ставропольского края полученных средств гранта в размере 21 584 596,02 рубля отказано в полном объеме. Суд удовлетворил встречный иск индивидуального предпринимателя Главы КФХ Каракай Ирины Тимофеевны, к министерству сельского хозяйства Ставропольского края и обязал министерство сельского хозяйства Ставропольского края, заключить с индивидуальным предпринимателем Главой КФХ Каракай Ириной Тимофеевной, дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания. Судом распределены понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что возврат в соответствующий бюджет средств полученного гранта осуществляется только в случае нецелевого использования полученных средств. Удовлетворяя встречный иск, суд согласился с доводами о необходимости продления соглашения, изложенной в итоговой документации по финансовой модели от 06.07.2020 с инвестиционным периодом 3 года, поскольку министерством и Правительством Ставропольского края не опровергнуты указанные доводы.
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда от 21.07.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований к предпринимателю и в удовлетворении встречного искового требования индивидуального предпринимателя главы КФХ Каракай Ирины Тимофеевны - отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему предприниматель просит оставить решение суда от 21.07.2021 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему.
Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при не явке в судебное заседание арбитражного суда сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд в праве рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 года N 118.
В соответствии с протоколом N 3 от 30.08.2012 предприниматель включена в состав участников указанной программы по итогам рассмотрения представленного пакета документов на заседании комиссии по проведению конкурсного отбора участников.
На основании конкурсного отбора 04 сентября 2012 года между министерством и предпринимателем заключено соглашение N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет (далее - Соглашение).
На реализацию представленного предпринимателем и утвержденного министерством сельского хозяйства бизнес-плана в течение 2012-2014 годов министерством перечислены средства гранта в общей сумме 21 584 596,02 рубля.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.6 - 3.2.11 Соглашения предусмотрены обязанности получателя субсидии (гранта), в том числе:
- в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор участников Программы бизнес-плану;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг. В качестве собственных средств Получатель предъявляет не более 30 процентов не субсидируемых кредитов;
- использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет;
- создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест;
- создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу;
- вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.
- представлять в министерство отчеты о целевом использовании денежных средств, о реализации соглашения.
В соответствии с календарным (организационным) планом расходов на реализацию проекта и графиком реализации проекта строительства фермы по содержанию крупного рогатого скота молочного направления продуктивности с объектом переработки молока должно быть закончено в октябре 2013 года.
Согласно заявлению Каракай И.Т. о внесении изменений в план расходов участников Программы на заседании конкурсной комиссии от 22.03.2016 по проведению конкурсного отбора принято решение о согласовании переноса срока завершения реализации проекта до 04.09.2017.
Денежные средства гранта выделены предпринимателю в рамках указанной ведомственной целевой программы на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства СК от 05.06.2012 N 185-П.
Указанный документ на территории Ставропольского края является нормативным актом, регулирующим цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок их возврата в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении и расходовании.
Согласно пункту 23 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения Соглашения) получатель представляет в министерство ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством;
- выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком;
- копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств получателя, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов);
- копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств краевого бюджета (далее - перечень) согласно приложению к настоящему Порядку, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта).
Поскольку предпринимателем нарушены условия соглашения в части невыполнения бизнес-плана развития семейной животноводческой фермы в виде не представления в полном объеме документов об использовании собственных средств, так как в соответствии с условиями предоставления гранта в размере 21 584 596,02 рубля Каракай И.Т. должна была оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, работ, услуг (пункт 3.2.6 соглашения), что составляет 14 389 730,70 рубля.
В соответствии с представленными предпринимателем документами, собственных средств было использовано только 2 863 526,28 рубля, тем самым предпринимателем не исполнены условия предоставления гранта и не выполнены условия соглашения.
Согласно пункту 25 Порядка предоставления за счет бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 118 (в редакции от 25.06.2012, действующей на момент заключения Соглашения), возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях:
- неисполнения условия предоставления гранта;
- установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий соглашения; установления факта нецелевого использования гранта.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольского края в апреле 2015 года в отношении министерства проведена выездная проверка по вопросам использования средств федерального бюджета, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм, в том числе КФХ Каракай И.Т.
По итогам проверки составлен акт от 16.04.2015, содержащий информацию о выявленном нарушении в части, касающейся несоблюдения условий предоставления гранта, а именно не предоставления документов, подтверждающих внесение собственных средств в установленном объеме.
В адрес министерства направлено представление от 03.07.2015 N 68 о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений.
Поскольку обязательства ИП Каракай И.Т. не были исполнены в полном объеме, министерство в 2015 году обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края о взыскании средств гранта (дело N А63-11773/2015). В процессе рассмотрения дела предпринимателем подано заявление в министерство о внесении изменений в план расходов участников Программы, по результатам рассмотрения, которого 22.03.2016 на заседании конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора принято решение о согласовании переноса срока завершения реализации проекта до 04.09.2017. В связи с тем, что срок реализации проекта был продлен, министерством подано заявление об отказе от исковых требований, в связи с чем, производство по делу было прекращено.
В адрес предпринимателя в рамках досудебного порядка направлена претензия от 08.02.2018 с требованием о добровольном возврате гранта, которое осталось неисполненным, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
При этом, предпринимателем подано указанное выше встречное исковое заявление.
Суд первой инстанции, исковые требования министерства признал необоснованными и подлежащими отклонению, а встречное исковое заявление предпринимателя - подлежащим удовлетворению.
Суд первой инстанции сославшись на положения пункта 1 пунктом 3 пункт 3.1 пункта 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положения пункта 23, пункта 24, пункта 25 Порядка предоставления грантов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п, указал, что для подтверждения использования средств гранта, предоставленного по соглашению от 04.09.2012 N 173/12, Каракай И.Т. представила в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суд первой инстанции также указал, что средства субсидии освоены Каракай И.Т. в полном объеме на основании соответствующих разрешений, выданных министерством. При этом затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию, отражены в отчете, принятом министерством без замечаний, при этом указанные обстоятельства министерством документально не опровергаются.
Судом первой инстанции отклонены доводы министерства о наличии безусловной обязанности ответчика возвратить в бюджет поскольку субсидии в виде грантов предоставляются получателям на безвозмездной основе; доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств, в материалы дела министерством не представлены; цели предоставления гранта в большей части достигнуты, суд приходит к выводу о том, что изъятие бюджетных средств в рассматриваемой ситуации не будет отвечать требованиям соразмерности ответственности за нарушение срока обязательства. При этом доказательств обратного министерство не представило.
Суд первой инстанции указал, что отсутствие фактов нецелевого использования средств гранта подтверждается результатами проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой СК и Территориальным управлением Росфиннадзора СК в 2013 и 2015 годах.
В соответствии с данным Отчета Контрольно-счетной палаты СК о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2012 году и истекшем периоде 2013 года на реализацию ВЦП "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы", опубликованном в Бюллетене КСП СК N 4(18), 2013 год, нецелевое использование средств гранта, выделенных Каракай И.Т., не установлено.
Из содержания Акта выездной проверки Росфиннадзора от 16.04.2015 усматривается, что в результате визуального осмотра выполненных работ по строительству фермы Каракай И.Т. установлено следующее:
проектные работы (разработка проектно-сметной документации) - проектная документация разработана в полном объеме;
строительство коровника - выполнено в полном объеме;
строительство инфраструктуры молочной фермы - выполнено в полном объеме;
оборудование молочной фермы - не закуплено в виду отсутствия собственных средств;
приобретение КРС - не закуплено в виду отсутствия собственных средств;
приобретение перерабатывающего комплекса оборудования для производства сливочного масла - не закуплено в виду отсутствия собственных средств;
в нарушение п. 23 Порядка, пунктов 3.2.10, 2.1 соглашения от 04.09.2012 N 173/12 не соблюдены условия предоставления гранта, а именно не предоставлены документы, подтверждающие использование собственных средств в размере 40 процентов от стоимости каждого наименования приобретения, указанных в плане расходов.
Суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 3 статьи 425, пункта 1 статьи 451, пункта 2 статьи 451, пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указал, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Изложенное позволяет реализовать пункт 5.2 соглашения от 04.09.2012 N 173/12 о предоставлении гранта в части того, что обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями соглашения. При этом в соглашении от 04.09.2012 N 173/12 отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по соглашению.
Суд первой инстанции, отклоняя довод министерства о неисполнении Каракай И.Т. в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730,70 рубля, исходил из того, что указанное нарушение вызвано объективными, не зависящими от предпринимателя обстоятельствами, а именно:
- на неоднократные обращения предпринимателя, начиная с декабря 2012 года, кредитные организации (ОАО "Россельхозбанк", ПАО "Сбербанк", ПАО "Ставропольпромстройбанк") отвечали отказом в предоставлении заемных средств (кредитов) по объективным, не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе: не обоснованные требования банка о наличии на банковском счете всей суммы собственных средств в размере 17 660 тыс. рублей; отсутствие актуализации бизнес-плана; наличие вышеуказанных судебных споров по вопросам взыскания выплаченной суммы гранта, инициированных министерством в 2014-2015 годах (письмо от 14.01.2013 (ответ РСХБ от 01.02.2013), письмо N 51 от 18.02.2013 (ответ РСХБ от 26.02.2013), ответ Сбербанка от 08.06.2015, письмо от 17.11.2015 (ответ РСХБ N 1318 от 20.11.2015), письмо от 22.01.2016 (ответ СПСБ от 22.01.2016),
- предпринимателем велась активная переписка с министерством сельского хозяйства РФ, Губернатором СК, Правительством Ставропольского края, министерством сельского хозяйства СК, с просьбами о принятии мер по актуализации бизнес-плана, дачи информации банкам о подтверждении невозможность актуализации бизнес-плана, об оказании содействия в получении кредита для реализации соглашения, решении земельных вопросов, в итоге не достигшая положительного результата (письма N 011 от 03.12.2018, N 18/02/03/02 от 18.02.2013, от 07.03.2013, от 19.02.2019),
- вынужденные действия предпринимателя по предоставлению в ее адрес земельных участков сельскохозяйственного назначения для использования в производственной деятельности и увеличения тем самым размера собственных средств для завершения проекта, продолжительность судебных споров по ним (в период с 2013 года по настоящее время) (письмо от 20.06.2013 (ответ - постановление администрации Георгиевского муниципального района N 1042 от 08.07.2013), письмо 21.07.2014 (ответ администрации Георгиевского муниципального района от 20.08.2014), письмо от 11.01.2016 (ответ администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского муниципального района от 19.01.2016), письмо 06.09.2015 (ответ Ульяновского сельсовета Георгиевского муниципального района от 08.09.2015), письмо от 22.06.2016 (ответ Ульяновского сельсовета Георгиевского муниципального района от 04.07.2016), заявление от 06.07.2016 (ответ Ульяновского сельсовета Георгиевского муниципального района от 04.08.2016), обращение от 24.01.2018,
- обращения в адрес министерства по вопросам продлении сроков Соглашения (заявления от 11.09.2018 и от 24.01.2019 (отказы от 25.09.2018 и 22.02.2019).
Кроме того, суд первой инстанции признаны обоснованными доводы Каракай И.Т. о наличии существенных недостатков нормативных правовых актов министерства в 2012 году, регламентирующих проведение мероприятий по поддержке семейных фермеров на территории Ставропольского края, а также отсутствие у министерства административного регламента при предоставлении в 2012 году грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Каракай И.Т., являясь участником программы, оказалась лишенной возможности ознакомления с проектом соглашения, в котором в итоге отсутствовали условия о последствиях наступления обстоятельств непреодолимой силы, позволяющих продление сроков реализации соглашения. В плане мероприятий Программы не предусматривались мероприятия по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, не принимались нормативные документы необходимые для определения специальных (льготных) условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в нарушение Порядка отбора региональных программ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 N 198.
В соответствии с Отчетом Контрольно-счетной палаты СК о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2012 году и истекшем периоде 2013 года на реализацию ВЦП "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы" следует, что одной из причин несоблюдения сроков реализации исполнения бизнес-планов (в том числе Каракай И.Т.) явилась сложность в получении кредитов для обеспечения софинансирования расходов за счет собственных средств. Так же, министерство не обеспечило выполнение ряда установленных целевых индикаторов Программы на 2012 год, показателей эффективности Программы.
Суд первой инстанции указал, что изложенные обстоятельства значительным образом повлияли на своевременность завершения Каракай И.Т. строительства фермы и осуществление производства и реализации сельскохозяйственной продукции в сроки, обусловленные бизнес-планом. В соответствии с положениями с соглашения N 1356/10 от 28.06.2012 о предоставлении субсидий из федерального бюджета РФ бюджету субъекта РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие животноводческих ферм (п. 2.2.6, 2.1.5), постановления Правительства РФ N 165 от 28.02.2012 (п.3), приказа Министерства Сельского хозяйства РФ N 198 от 22.03.2012 (п. 2.2.6), возврат в соответствующий бюджет средств полученного гранта осуществляется только в случае нецелевого использования полученных средств.
Суд первой инстанции, удовлетворяя встречные исковые требования указал, что Каракай И.Т. осуществлялась активная деятельность по освоению средств гранта; указанные средства были направлены исключительно на цели, установленные соглашением о предоставлении гранта; реализация проекта истца по строительству семейной фермы имеет большое экономико-социальное значение, а именно: создание дополнительных рабочих мест, наполнение рынка продукцией животноводства российского производства, дополнительные налоговых отчисления в бюджет субъекта, содействие реализации политики государства по импортозамещению и поддержке сельскохозяйственных производителей, а также развитию территорий сельской местности районов Ставропольского края. Кроме того, доводы Каракай И.Т. о необходимости продления соглашения от 04.09.2012 N 173/12 сроком на 3 года суд первой инстанции счел обоснованными и документально подтвержденными, в том числе: договор поставки N 11-03/20 от 18.06.2020, заключенный с ООО "Компания Биотон", на поставку оборудования DeLaval; договор о намерениях купли-продажи КРС N 4/1 от 19.06.2020, заключенный с ООО Агроальянс Инвест"; договор на составление финансовой модели инвестиционного проекта от 06.07.2020 с ООО "БизнесИнвестЮг"; итоговая документация по финансовой модели от 06.07.2020 с инвестиционным периодом 3 года на запоминающем устройстве (USB-флеш-накопитель); предварительные договоры найма работников на молочную ферму на должности -управляющий, оператор машинного доения, ветеринарного врача, агронома по кормопроизводству; договор о намерениях на поставку масла сливочного от 30.09.2020, заключенный с ИП Газарян М.А.; договор о намерениях на поставку сырого ненормализованного молока от 30.09.2020, заключенный с ООО ДЮНА"; трудовой договор с Мыльниковым М.М. от 15.12.2020 о принятии на работу в качестве управляющего молочно-товарной фермы; письмо ПАО КБ "Центр-инвест" от 22.01.2021 о готовности рассмотрения вопроса о кредитовании Каракакй И.Т. для завершения проекта семейной животноводческой фермы. Министерством и Правительством Ставропольского края доказательства, опровергающие указанные доводы Каракай И.Т. в обоснование срока продления соглашения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции отказал министерству в удовлетворении иска о взыскании с Каракай И.Т. полученных средств гранта в размере 21 584 596,02 рубля, и удовлетворил встречный иск о возложении на министерство обязанности заключить дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 в связи с существенным изменением обстоятельств в целях продления срока исполнения соглашения.
При этом, судом первой инстанции учтены не в полной мере следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирина Тимофеевна была включена в состав участников Программы по итогам рассмотрения представленного пакета документов на заседании конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. N 118 (протоколом N 3 от 30 августа 2012 года) (далее - конкурсный отбор).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения Соглашения) утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05 июня 2012 г. N 185-п (далее - Порядок) получатель представляет в министерство ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством;
выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком;
копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств получателя, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов);
копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств краевого бюджета (далее - перечень) согласно приложению к настоящему Порядку, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта).
Согласно пункту 25 Порядка возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях:
неисполнения условия предоставления гранта;
установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта;
установления факта невыполнения условий соглашения;
установления факта нецелевого использования гранта.
Кроме того, в соответствии с пунктами 3.2.1., 3.2.6 - 3.2.11 соглашения о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет N 173/12 от 04 сентября 2012 г. заключенного министерством и ИП главой КФХ Каракай И.Т. (далее - соглашение):
в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор участников ведомственной целевой программы "развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. N 118, бизнес-плану;
оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретения. В качестве собственных средств получатель может предъявлять не более 30 процентов несубсидируемых кредитов;
использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет;
создать дополнительно не менее 3-х постоянных рабочих мест;
создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными производителями кормовую базу;
вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой;
представлять в министерство копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренному приложением к Порядку, заверенные Получателем (предоставляются по мере целевого использования гранта; Ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года, следующего за годом получения гранта, - отчет о реализации настоящего соглашения.
Следовательно, вышеуказанным нормам законодательства и предоставленным доказательствам министерства противоречат выводы суда первой инстанции о том, что для подтверждения использования средств гранта, предоставленного по соглашению от 04.09.2012 N 173/12, Каракай И.Т. представила в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства. То, что средства субсидии освоены Каракай И.Т. в полном объеме. При этом затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию и закупку КРС, отражены в отчете, принятом министерством без замечаний. А так же то, что отсутствие нецелевого расходования денежных средств исключает возможность взыскания с ответчика полученной суммы гранта.
Так же судом первой инстанции сделан вывод о том, что вышеуказанные нарушения условий гранта возникли в связи с обстоятельствами, независящим от ответчика, в связи с чем суд не согласился с позицией Министерства о нарушении в данном случае ИП Главой КФХ Каракай И.Т. условий предоставления граната, а также условий, определенных Соглашением.
Между тем, указанные нарушения условий гранта не могут расцениваться в качестве обстоятельств освобождающих Каракай И.Т. от возврата денежных средств в размере 21 584 596,02 рубля, поскольку при отсутствии нецелевого расходования денежных средств не исключает возможность взыскания с ответчика полученной суммы гранта, в соответствии пункту 25 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05 июня 2012 г. N 185-п, возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях:
неисполнения условия предоставления гранта;
установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта;
установления факта невыполнения условий соглашения.
В соответствии с условиями предоставления гранта в размере 21 584 596,02 рубля Каракай И.Т. должна была оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, работ, услуг (пункт 3.2.6 соглашения), что составляет 14 389 730,70 рубля.
Исходя из представленных предпринимателем документов, собственных средств было использовано только 2 863 526,28 рубля, что является нарушением условий предоставления гранта и невыполнении условий соглашения.
Изложенное свидетельствует о неисполнении условий предоставления гранта.
Довод о том, что средства субсидии освоены Каракай И.Т. в полном объеме и затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию и закупку КРС, отражены в отчете, принятом министерством без замечаний, подлежит отклонению, поскольку ИП глава КФХ Каракай И.Т. средства гранта израсходовала в полном объеме, в нарушение условий предоставления гранта и условий соглашения только на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы (разрешение N 1 от 08.10.2012 г.), на разработку проектной документации (разрешение N 12 от 29.10.2012 г.), на разработку псд (разрешение N 41 от 08.08.2013 г.), на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов по перерабатывающей продукции животноводства (разрешение N 50 от 24.10.2013 г.), на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы (разрешение N 125 от 19.03.2014 г.).
Следовательно, в нарушение условий предоставления гранта и условий соглашения, за счет средств гранта закупка КРС не осуществлялась.
При оценке встречных требований ИП главы КФХ Каракай И.Т. суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Следует учесть, что до настоящего времени ферма не функционирует, а используется в качестве складского помещения. Не выполнены условия бизнес-плана в соответствии, с которым в ноябре-декабре 2013 года планировалось завершение всех работ на объекте, а производство молока и масла должно уже осуществляться с 01.09.2013 года.
Таким образом, ИП главой Каракай И.Т. не достигнута сама цель - создание высокорентабельного производства с использованием современных инновационных технологий пункта 2.2. бизнес-плана и не выполнены задачи:
- освоение сегмента рынка;
- увеличение объемов животноводческой продукции;
- получение прибыли в процессе реализации проекта;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение доходной части местного и краевого бюджета за счет налоговых поступлений.
Кроме того, вышеперечисленные цель и задачи не выполнены и после того, как министерством был продлен срок реализации бизнес-плана до 04 сентября 2017 года (до окончания срока действия соглашения от 04.09.2012 N 173/12).
При оценке требований встречного искового заявления ИП главы КФХ Каракай И.Т. об обязании министерства сельского хозяйства Ставропольского края заключить с ИП главой КФХ Каракай И.Т. дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 г. N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента подписания такого соглашения суд апелляционной инстанции учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, документов, расчетов о необходимость трехлетнего срока с момента подписания такого соглашения. Кроме того, само требование о продлении срока исполнения гранта, которое удовлетворено, не может само по себе быть исполнено, так как установлено, что средства гранта израсходованы в полном объеме и продление срока исполнения гранта не влечет никаких правовых последствий.
Вывод суда первой инстанции о возможности продлить действие соглашения от 04.09.2012 N 173/12, поскольку последнее не содержит условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по соглашению, не соответствует материалам дела поскольку, установлен конкретный срок действия соглашения, при этом формулировки об обязательствах, исполнения которых не завершено на дату окончания срока действия соглашения, должны быть исполнены Сторонами в соответствии с условиями настоящего соглашения. Кроме того, получатель гранта в соответствии с соглашением и Порядком брал на себя еще много обязанностей таких, как:
- создать дополнительно не менее 3-х постоянных рабочих мест.
- создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными производителями кормовую базу.
- вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой.
- представлять в Министерство:
1) ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой Министер-ством;
- выписку из расчетного счета Получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком;
- копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств Получателя, заверенные Получателем (представляются по мере реализации плана расходов);
- копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предо-ставляемых за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренному приложением к Порядку, заверенные Получателем (представляются по мере целевого использования гранта);
2) ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года, следующего за годом получения гранта, - отчет о реализации настоящего соглашения.
Вышеуказанные обязательства могут быть не выполнены получателем гранта в период срока действия соглашения и поэтому формулировка об обязательствах, исполнения которых не завершено на дату окончания срока действия соглашения, должны быть исполнены Сторонами в соответствии с условиями настоящего соглашения вполне соответствует нормам гражданского законодательства.
То обстоятельство, что обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями соглашения указывает на то, что соглашение от 04.09.2012 г. N 173/12 с ИП главой КФХ Каракай И.Т. не прекратило свое действие, следовательно ИП глава КФХ Каракай И.Т. должна была выполнять условия соглашения по пункту 3.2.11. предоставлять в министерство:
1) ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой Министер-ством;
- выписку из расчетного счета Получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком;
- копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств Получателя, заверенные Получателем (представляются по мере реализации плана расходов);
- копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренному приложением к Порядку, заверенные Получателем (представляются по мере целевого использования гранта);
2) ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года, следующего за годом получения гранта, - отчет о реализации настоящего соглашения, но ИП глава КФХ Каракай И.Т. пояснила, что срок реализации бизнес-плана был продлен до 04.09.2017 года и она не обязана была сдавать отчетность (последний квартальный отчет был предоставлен в министерство в июне 2017 года).
В доказательство того, что хозяйство может запустить МТФ ИП главой КФХ Каракай И.Т. в суд представлены документы, перечисленные в решении АС СК от 21.07.2021 г.:
1. договор поставки N 11-03/20 от 18.06.20 с компанией "Биотон" на поставку оборудования (том дела N 6, лист дела 47-54);
2. договор о намерениях купли-продажи крупного рогатого скота (КРС) N 4/1 от 19 июня 2020 г. с ООО "Агроальянс Инвест ЮГ" (том дела N 6, лист дела 55-61);
3. финансовую модель инвестиционного проекта от 6.07.2020 г. (том дела N 6, лист дела 41);
4. договор о намерениях от 30.09.2020 г. с ООО "Дюна" на поставку молока (том дела N 6, лист дела 84);
5. договор о намерениях с ИП Газарян М.А. на поставку сливочного масла (том дела N 6, лист дела 83);
6. три предварительных договора об обязании заключения трудовых договоров на семейную МТФ с;
а) Качура Н.А. (агроном по кормопроизводству);
б) Пожидаевой B.C. (ветеринарный врач);
в) Кувалиной Л.А. (оператор машинного доения);
7. трудовой договор от 15.12.2020 г. с Мыльниковым М. М. на должность управляющего МТФ;
8. ответ из банка "Центр-Инвест" о возможности кредитования при положительном решении суда по делу N А63-16125/2018 (том дела N 7, лист дела 97).
Данные доказательства подтверждают, ИП глава КФХ Каракай И.Т. не выполнила в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730 рублей 70 копеек.
Указанные нарушения, по мнению предпринимателя, вызваны объективными обстоятельствами которые, суд апелляционной инстанции считает, не являются уважительными, поскольку существовали и до получения гранта предпринимателем, а являются составными элементами риска предпринимательской деятельности. В том числе факты обращения предпринимателя, начиная с декабря 2012 года в кредитные организации (ОАО "Россельхозбанк", ПАО "Сбербанк", ПАО "Ставропольпромстройбанк"), которые отвечали отказом в предоставлении заемных средств (кредитов), переписку с министерством, Губернатором Ставропольского края, Правительством Ставропольского края, с просьбами о принятии мер по актуализации бизнес-плана, дачи информации банкам о подтверждении невозможность актуализации бизнес-плана, об оказании содействия в получении кредита для реализации соглашения, решении земельных вопросов, в итоге не достигших положительного результата, действия предпринимателя по предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения для использования в производственной деятельности и увеличения тем самым размера собственных средств для завершения проекта, продолжительность судебных споров по ним.
При этом, ИП глава КФХ Каракай И.Т. КРС не закупала, деятельность по производству молока, масла, мяса не осуществляется и по настоящее время, соответственно не выполняется условие наполнения рынка продукцией животноводства российского производства, содействие реализации политики государства по импортозамещению и поддержке сельскохозяйственных производителей, а также развитию территорий сельской местности районов Ставропольского края.
ИП главой КФХ Каракай И.Т. в суд не представлено ни одного документа подтверждающего деятельность семейной животноводческой фермы в соответствии с бизнес-планом и связанных с производством и реализацией молока, масла, мяса.
То есть, выделение и освоение средств гранта не достигли самой главной цели - увеличение объемов производства продукции в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 в рамках, которой и выделялись средства гранта ИП главе КФХ Каракай И.Т. Достижение задач и целей гранта не может быть поставлено в зависимость от возможности кредитования ИП главы КФХ Каракай И.Т. банком "Центр-Инвест" при положительном решении суда по делу N А63-16125/2018.
Приведенная в обжалуемом решении судебная практики, сложилась совсем по другим спорам и связаны эти споры с использование средств гранта после истечения срока 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет, то есть получатель гранта не успел по каким то объективным причинам израсходовать средства гранта в срок 18 месяцев и суды шли на удовлетворение требований получателей гранта о продлении срока исполнения гранта и обязывали заключить дополнительные соглашения о продлении срока исполнения гранта, но только в пределах сроках действия 5 лет самого соглашения, но никак не по соглашению заключенному с ИП главой КФХ Каракай И.Т. которое уже прекратило свое действие 04.09.2017 года.
О том, что ИП глава КФХ Каракай И.Т. не собирается выполнять условия предоставления гранта, так же усматривается из выбранного способа защиты, поскольку встречные исковые требования по заключению дополнительного соглашения к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 преследуют цель не продлить действие имеющегося соглашения на прежних условиях, а заключить новое соглашение в которое включить расширенные форс-мажорные обстоятельства, которые по мнению предпринимателя являются объективными причинами не выполнения в полном объеме условий предоставленного гранта. В данном случае это не возможно, поскольку грант предоставляется на условиях министерства.
Довод ИП глава КФХ Каракай И.Т. о необходимости прекратить производство по заявлению министерства, поскольку по делу N А63-11773/2015, в котором рассматривались аналогичные требования и участвовали те же лица, производство было прекращено в связи с отказом министерства от заявленных требований подлежит отклонению, поскольку отказ министерства был совершен в период действия соглашения и после принятого судом 14 апреля 2016 года отказа министерства от заявления о взыскании средств гранта, ИП глава КФХ Каракай И.Т. продолжала нарушать требования соглашения от 04.09.2012 г. N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет (до 03.09.2017).
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку ИП главой КФХ Каракай И.Т. нарушение условий предоставления гранта и условий соглашения от 04.09.2012 г. N 173/12, то требования министерства являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Соответственно в удовлетворении встречных требований ИП главой КФХ Каракай И.Т. надлежит отказать.
Выводы суда первой инстанции об обратном, апелляционная коллегия находит ошибочными как не соответствующие обстоятельствам дела и нормам материального права. Доводы ответчика о нарушении условий предоставления гранта и условий соглашения от 04.09.2012 г. N 173/12 по независящим от него обстоятельствам не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Соответственно расходы по уплате государственной пошлины за поданное заявление отнести на сторону - ИП главу КФХ Каракай И.Т.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2021 по делу N А63-16125/2018 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Главы КФХ Каракай Ирины Тимофеевны в бюджет Ставропольского края средства гранта по Соглашению N 173/12 от 04.09.2012 в размере 21 584 596 рублей 2 копейки.
В удовлетворении встречного заявления индивидуального предпринимателя Главы КФХ Каракай Ирины Тимофеевны к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16125/2018
Истец: Министерство сельского хозяйства СК
Ответчик: Каракай Ирина Тимофеевна
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кузьмин К.А.
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1451/2022
30.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
21.07.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11921/19
20.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18