г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А56-59469/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-33549/2021, 13АП-34031/2021) ООО "АгроГард-Орел" и ООО "Деловые Линии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 по делу N А56-59469/2021 (судья Шпачев Е.В.), принятое
по иску ООО "АгроГард-Орел"
к ООО "Деловые линии"
3-е лицо: ООО "Группа Ренессанс Страхование", ООО "Гатчинасельмаш"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроГард-Орел" (ОГРН 1035721000303, ИНН 5721002902, адрес: 303170, Орловская обл., Покровский р-н., пгт Покровское, ул. Первомайская, д. 2; далее - ООО "АгроГард-Орел", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ОГРН 1027810306259, ИНН 7826156685, адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 8, лит. А, оф. 132; далее - ООО "Деловые линии", ответчик) о взыскании 41 981 руб. 40 коп. ущерба за повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гатчинасельмаш" (далее - ООО "Гатчинасельмаш") и общество с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование" (далее - ООО "Группа Ренессанс Страхование", страховщик).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 02.09.2021 в виде резолютивной части суд взыскал с ООО "Деловые линии" в пользу ООО "АгроГард-Орел" 759 руб. 61 коп. убытков и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в удовлетворении иска отказал.
09.09.2021 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе ООО "АгроГард-Орел" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе ООО "Деловые линии" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В обоснование иска ООО "АгроГард-Орел" указало, что между истцом (покупатель) и ООО "Гатчинасельмаш" (поставщик) заключен договора поставки от 18.02.202 N 050/20-Д с.
В приложении от 22.01.2021 N 2 к договору сторонами согласована поставка 53 позиций товара на сумму 993 244 руб. 50 коп. Поставка товара производится транспортной компанией за счет покупателя.
26.02.2021 ООО "Гатчинасельмаш" передало товар на отправку ООО "Деловые линии".
ООО "Деловые линии" направило в адрес ООО "АгроГард-Орел" счет от 26.02.2021 N 21-03551003133 на общую сумму 25 731 руб. на оплату следующих услуг::
1. Услуга по организации доставки (экспедированию) груза из г. Гатчина в г. Орел (мест: 52; 790 кг;4,53 м ( в том числе упаковка: 790 кг., 4,53 м
) стоимостью 20 589 руб., в том числе НДС 20 %;
2. Услуга по жесткой упаковке груза стоимостью 2 755 руб., в том числе НДС 20%;
3. Упаковка груза в палетный борт стоимостью 978 руб., в том числе НДС 20%
4. Информирование о статусе и местонахождении груза стоимостью 15 руб., в том числе НДС 20%
5. Страхование груза и срока 1 394 руб., в том числе НДС 20 %
Выставленный ответчиком счет оплачен истцом по платежному поручению от 02.03.2021 N 782 на сумму 25 731 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Как следует из пункта 3 статьи 434 ГК РФ, письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В соответствии с приемной накладной (экспедиторской распиской) от 26.02.2021 N 21-03551003133 ответчиком принят к перевозке груз объявленной стоимостью 39 500 руб. для доставки из г. Гатчина в г. Орел; упаковка груза в палетный борт.
По утверждению истца, экспедитор не обеспечил сохранность груза при доставке одного из сборных мест, в результате чего груз был поврежден.
Истец обратился к экспедитору с претензией от 28.04.2021 N 225 о возмещении убытков, связанных с порчей груза.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО "АгроГард-Орел" в суд с настоящим иском.
Суд удовлетворил иск частично и взыскал с ООО "Деловые линии" в пользу ООО "АгроГард-Орел" 759 руб. 61 коп. убытков.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии со статьей 803 ГК РФ и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса и Законом N 87-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, определяемые по правилам статьи 15 ГК РФ, если они причинены неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при доказанности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 8 Закона N 87-ФЗ в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приёме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приёма груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
В соответствии со статьей 38 Устава автомобильного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиком, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 81 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 (далее - Правила N 2200) акт составляется в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза.
Согласно пунктам 82 - 88 Правил N 2200 акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. Факт составления акта подтверждается отметкой в транспортной накладной, удостоверенной должностными лицами, уполномоченными на составление акта. Акт содержит дату и место составления акта; фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. В случае повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние. Кроме того, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактического повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей. от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Следовательно, для фиксации факта повреждения или недостачи груза при грузоперевозке необходимо в присутствии водителя составить двусторонний акт между автотранспортной организацией и грузополучателем с подробным описанием повреждений или недостачи либо при невозможности этого представить доказательства письменного (если иная форма не предусмотрена договором) извещения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей о составлении акта.
Коммерческий акт с участием представителя экспедитора не составлялся.
Частью 1 статьи 5 Закона N 87-ФЗ установлено, что клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 08.10.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) предусмотрена обязанность грузоотправителя подготовить груз к перевозке таким образом, что обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Условиями договора транспортной экспедиции также установлено, что клиент обязан подготовить груз к перевозке (затарить, упаковать и т.п.) с тем, чтобы обеспечить сохранность груза в пути следования и невозможность нанесения вреда перевозимым совместно с ним грузам других клиентов, а также оборудованию перевозчика.
Согласно пункту 3.1.5 договора транспортной экспедиции грузы должны предъявляться клиентом (грузоотправителем) к перевозке в исправной транспортной (внешней) упаковке и внутритарной упаковке, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, требованиям экспедитора к упаковке и маркировке грузов, указанным на сайте www.dellin.ru. и обеспечивающем полную сохранность груза при перевозке. В случае отсутствия у клиента возможности обеспечить надлежащую транспортную (внешнюю) упаковку груза, клиент вправе заказать указанную упаковку у экспедитора. Услуги по внутритарной упаковке груза экспедитором не предоставляются.
При сдаче к перевозке груза в упаковке, не соответствующей характеру и свойствам груза, его весу, не обеспечивающей сохранность груза при транспортировке, чувствительного к температурному воздействию и/или с деформацией и/или нарушением целостности, а также иными дефектами упаковки, ответственность за все последствия порчи, повреждения и утраты груза несёт клиент.
Согласно экспедиторской расписке (приемной накладной) от 26.02.2021 N 21-03551003133 упаковка на момент передачи груза ООО "Деловые Линии" была повреждена, о чем свидетельствует отметка в графе "состояние упаковки: нарушена целостность", что указывает на повреждение внутренней упаковки груза.
ООО "Деловые Линии" оказывалась услуга по жесткой упаковке (палетный борт), которая при выдаче груза повреждений не имела, следовательно, груз принимался и выдавался в одном состоянии.
Кроме того, при выдаче груза какие-либо отметки о повреждении жёсткой упаковки в экспедиторские документы не были внесены.
В соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта" грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:
1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).
Следовательно, по общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если договором обязанность упаковать груз не была возложена на экспедитора (перевозчика).
В данном случае ООО "Деловые Линии" не принимало на себя обязательства по упаковке груза.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для возложения ответственности за повреждение груза на ООО "Деловые линии".
В апелляционной жалобе ООО "АгроГард-Орел" указывает, что выбор транспортной компании истец не производил, действия по отправке груза не осуществлял, объявленная стоимость груза не была отражена в выставленном счете. Недостоверные сведения о ценности груза указаны ООО "Гатчинсельмаш", соответственно, следует считать, что экспедитор принял груз без объявленной ценности и должен нести ответственность в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Указанные доводы отклонены апелляционным судом.
Пунктом 3.1 договора поставки N 050/20-Д стороны установили, что доставка товара осуществляется транспортными компаниями за счет покупателя, то есть за счет ООО "АгроГард-Орел".
Грузополучателем по договору поставки является ООО "АгроГард-Орел" (пункт 3.3 договора поставки).
Между ООО "Гатчинсельмаш" (действующего в интересах истца), ООО "Деловые Линии" и ООО "АгроГард-Орел" заключен договор транспортной экспедиции, что подтверждается приемной накладной от 26.02.2021 N 21-03551003133.
Подписание накладной является безусловным акцептом на размещенную экспедитором в открытом доступе на сайте www.dellin.ru оферту (договор транспортной экспедиции) и означает принятие и полное согласие со всеми условиями такой оферты путем присоединения к условиям данного договора (о чём указано в самой накладной).
Клиент имеет право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (статья 6 Закона N 87-ФЗ).
Пунктом 2.2.2 договора транспортной экспедиции предусмотрено, что клиент вправе объявить стоимость (ценность) груза в накладной экспедитора. Объявленная стоимость (ценность) груза не должна превышать действительной стоимости груза.
Кроме того, грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки имеет право объявить его ценность, что следует из статьи 10 Устава автомобильного транспорта.
Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, ООО "Гатчинсельмаш" является клиентом (лицом, заключившим с экспедитором договор транспортной экспедиции) и одновременно грузоотправителем (лицом, предъявившим груз к перевозке).
ООО "Гатчинсельмаш" (грузоотправитель) заключило с ООО "Деловые Линии" договор транспортной экспедиции и действовало в интересах истца.
Объявленная ценность также указана в накладной N 21-03551003133 на выдачу груза, по которой уполномоченный представитель истца принял груз, при этом каких-либо замечаний относительно размера объявленной стоимости груза не выразил.
Довод истца о несогласованности объявленной ценности и применении в данном случае подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не подтвержден размер ущерба.
При принятии груза к перевозке внутренний осмотр грузовых мест не производился, то есть груз был принят по количеству мест, а не по номенклатурным номерам и качественным характеристикам; заключенный между истцом о ООО "Гатчинсельмаш" договор поставки и товарная накладная, на которые ссылается истец как на доказательство характеристики груза, экспедитору не предъявлялись.
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для возложения на ООО "Деловые Линии" ответственности за повреждение груза, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные ООО "АгроГард-Орел" требования - оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 по делу N А56-59469/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АгроГард-Орел" (ОГРН 1035721000303, ИНН 5721002902, адрес: 303170, Орловская обл., Покровский р-н., пгт Покровское, ул. Первомайская, д. 2) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ОГРН 1027810306259, ИНН 7826156685, адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 8, лит. А, оф. 132) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59469/2021
Истец: ООО "АгроГард-Орел"
Ответчик: ООО "ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ"
Третье лицо: ООО "ГАТЧИНСЕЛЬМАШ", ООО "ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ"
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16191/2022
18.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20427/2022
07.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33549/2021
09.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59469/2021