город Томск |
|
8 декабря 2021 г. |
Дело N А02-842/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Сбитнева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "АЛТЫН БАЙ" (N 07АП-10594/21), на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.09.2021 по делу N А02-842/2021 (судья Новикова О.Л.) по заявлению Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "АЛТЫН БАЙ" (ОГРН 1090411002142, ИНН 0411144778, ул. Боровая, д. 30, кв. 1, с. ВерхБийск, р-н. Турочакский, Республика Алтай) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (ОГРН 1020400754890, ИНН 0411073679, ул. Ленина, д. 226, стр. 2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации МО "Тондошенское сельское поселение", Общества с ограниченной ответственностью "Алтын", о признании незаконным решения N004/01/15- 396/2020 от 03.03.2021,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Конорева О.В., председатель кооператива, выписка из протокола от 25.12.2020, паспорт;
от заинтересованного лица: Кондрашова А.А., представитель по доверенности от 31.08.2020, паспорт;
от третьего лица: от ООО "Алтын": Мартынов А.В., директор, решение от 19.10.2019, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ
сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "АЛТЫН БАЙ" (далее - СППК "Алтын Бай", кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - УФАС по РА, Управление, ответчик) с заявлением о признании незаконным решения от 03.03.2021 N 004/01/15-396/2020 о признании Администрации МО "Тондошенское сельское поселение" нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с предоставлением СППК "Алтын Бай" муниципальной преференции в нарушение требований главы 5 Закона о защите конкуренции, выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и передаче материалов для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.09 КоАП РФ, в отношении виновного лица. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация МО "Тондошенское сельское поселение" (далее - Тондошенская сельская администрация) и Общество с ограниченной ответственностью "Алтын" (далее - ООО "Алтын").
Решением суда от 14.09.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, кооператив обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
УФАС по Республике Алтай в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, изложила свою правовую позицию.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель ООО "Алтан" в судебном заседании полагал доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся, участвующего в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН земельный участок по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, общей площадью 31452 кв. м., кадастровый номер 04:03:050208:423, категория земель: земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции является собственностью МО "Тондошенское сельское поселение".
10.09.2018 ООО "Алтын" обратилось в Администрацию МО "Тондошенское сельское поселение" с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности МО "Тондошенское сельское поселение" и расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, с кадастровым номером 04:03:050208:142, площадью 31452 кв. м., сформированного в связи с реализацией проекта "Строительство комплекса для производства чайных напитков из дикорастущих трав" в целях осуществления обществом деятельности по производству чайных напитков.
11.09.2018 исх. N 132 Администрация МО "Тондошенское сельское поселение" обратилась в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Алтын", по результатам рассмотрения которого УФАС по РА принято решение от 26.09.2018 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Алтын" (ИНН 0411173730, ОГРН 1150411002950) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем передачи в аренду без проведения торгов земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, кадастровый номер 04:03:050208:423, общей площадью 31452 кв. м., разрешенное использование - для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, с введением ограничения предельного срока предоставления муниципальной преференции - 10 лет (причина введения ограничения - обеспечение соответствия муниципальной преференции цели, указанной в пункте 13 части 1 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и уменьшение ее негативного влияния на конкуренцию.
В качестве основания для принятия решения о даче согласия указан пункт 4 части 3 статьи 20 Федерального закона "О защите конкуренции".
28.09.2018 Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения вынесено постановление N 75 "О предоставлении земельного участка на праве аренды ООО "Алтын".
28.09.2018 на основании указанного постановления между Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения (арендодатель) и ООО "Алтын" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 26/2018, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял на праве аренды на срок - 10 лет земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, кадастровый номер 04:03:050208:423, общей площадью 31452 кв. м., для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
15.10.2018 произведена государственная регистрация договора аренды.
В пункте 8.3 договора аренды стороны установили, что арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без согласия арендодателя.
Распоряжением от 15.10.2018 N 68 Сельская администрация Тондошенского сельского поселения дала согласие на передачу прав и обязанностей ООО "Алтын" по договору аренды земельного участка от 28.09.2018 N 26/2018 СППК "Алтын Бай".
15.10.2018 ООО "Алтын" (арендатор) и СППК "Алтын Бай" (субарендатор) был заключен договор субаренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, кадастровый номер 04:03:050208:423, общей площадью 31452 кв. м. Срок субаренды с 15.10.2018 по 31.11.2025 (пункт 4.1 договора субаренды). 15.10.2018 произведена государственная регистрация договора субаренды.
Согласно Акту обследования переданного в аренду земельного участка на соответствие целевого использования от 27.03.2020, подписанному Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения и СППК "Алтын Бай", на момент обследования на земельном участке построено здание в полном соответствии с проектной документацией, здание готово к вводу в эксплуатацию.
10.04.2020 Сельская администрация Тондошенского сельского поселения выдала разрешение на ввод указанного здания в эксплуатацию N 04-308-002-2020.
27.06.2020 произведена государственная регистрация права собственности СППК "Алтын Бай" на нежилое здание для производства чайных напитков из дикорастущих трав, кадастровый номер 04:03:050208:447, расположенное по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27.
На основании заявления субарендатора и представленных материалов постановлением Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения от 31.07.2020 N 22 спорный земельный участок предоставлен СППК "Алтын Бай" на праве собственности.
Основание передачи земельного участка в собственность - подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
31.07.2020 между Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения и СППК "Алтын Бай" заключен договор купли-продажи земельного участка N 02, в соответствии с которым продавец предоставил в собственность, а покупатель принял и оплатил по установленной договором цене земельный участок, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, кадастровый номер 04:03:050208:423, общей площадью 31452 кв. м.
Согласно пункту 1.3 договора на земельном участке расположено здание для производства чайных напитков из дикорастущих трав, назначение: нежилое, общей площадью 620,5 кв. м., кадастровый номер 04:03:050208:447, право собственности на которое зарегистрировано за СППК "Алтын Бай" (выписка из ЕГРН от 26.06.2020). 21.08.2020 произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок.
Ссылаясь на наличие в действиях Сельской администрации Тондошенского сельского поселения признаков нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предоставлении муниципальной преференции СППК "Алтын Бай", 24 сентября 2020 года УФАС по РА вынесло предупреждение о необходимости прекращения указанного действия путем принятия в срок, не превышающий 60 календарных дней, исчерпывающего ряда мер по возврату спорного земельного участка в муниципальную собственность (отмена распоряжения от 15.10.2018 N 68, постановления от 31.07.2020 N 22, расторжение договоров субаренды и купли-продажи земельного участка).
Согласно ответу Сельской администрации Тондошенского сельского поселения от 05.11.2020 возврат земельного участка в муниципальную собственность не может быть осуществлен по причине осуществления Управлением Росереестра по РА государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 28.09.2018 N 26/2018, заключенного между Администрацией и ООО "Алтын", а также в связи с заключением договора купли-продажи земельного участка с СППК "Алтын Бай".
11.12.2020 УФАС по РА возбуждено дело N 004/01/15-396/2020 по признакам нарушения Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением УФАС по РА от 03.03.2021 N 004/01/15-396/2020 Администрации МО "Тондошенское сельское поселение" признана нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции" в связи с предоставлением СППК "Алтын Бай" муниципальной преференции в нарушение требований главы 5 Закона о защите конкуренции.
03.03.2021 антимонопольным органом Администрации МО "Тондошенское сельское поселение" выдано предписание о принятии в срок до 01.07.2021 исчерпывающего ряда мер по возврату земельного участка расположенного по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Верх-Бийск, ул. Боровая, 27, общей площадью 31452 кв. м. в муниципальную собственность (отмена постановления от 31.07.2020 N 22, расторжение договора купли-продажи земельного участка от 31.07.2020 (в том числе, в случае необходимости в судебном порядке)).
Постановлением от 19.03.2021 N 16 Сельская администрация Тондошенского сельского поселения отменила постановление от 31.07.2020 N 22 "О предоставлении на праве собственности земельного участка СППК "Алтын Бай"".
22.03.2021 между Сельской администрацией Тондошенского сельского поселения и СППК "Алтын Бай" заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи земельного участка от 31.07.2020 N 02.
Согласно уведомлению от 30.03.2021 государственная регистрация прав в отношении спорного земельного участка приостановлена в связи с нахождением на земельном участке объекта недвижимого имущества (здания для производства чайных напитков), в отношении которого заявления о праве собственности и переходе права не поданы (пункт 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов).
Указывая, что решение антимонопольного органа от 03.03.2021 N 004/01/15- 396/2020 и вынесенное на его основании предписание нарушают права и законные интересы СППК "Алтын Бай", поскольку направлены на лишение кооператива законно полученного права собственности на здание для производства чайных напитков и земельный участок под ним, используемые кооперативом как субъектом предпринимательской деятельности в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, кооператив обратился в суд с исследуемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании Решения N 004/01/15- 396/2020 от 03 марта 2021 года незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя являются необоснованными как основанные на ошибочном понимании положений земельного законодательства и Закона о защите конкуренции, которыми регулируются вопросы и порядок предоставления земельных участок, находящихся в муниципальной собственности, в аренду или в собственность конкретным хозяйствующим субъектам.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральным законом Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона).
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со статьей 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выявляет нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) в частности запрещается, в том числе введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
В силу пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которое приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Под конкуренцией в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции, определенными в части 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, являются - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С 01.03.2015 согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Нормы Закона о защите конкуренции и Земельного кодекса Российской Федерации введены законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 названного Закона.
Под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 названной статьи).
Из положений статьи 20 Закона N 135-ФЗ следует, что орган власти, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции с приложением перечисленных в части 1 названной статьи документов. По результатам рассмотрения представленных документов антимонопольный орган принимает решение о даче согласия на предоставление преференции, о продлении срока рассмотрения заявления, об отказе в предоставлении преференции либо о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления преференции. Если антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие, не являются государственной или муниципальной преференцией, - принимается решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется.
Частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 данного Закона.
С учетом изложенного коллегия суда соглашается, что спорный земельный участок мог быть предоставлен СППК "Алтын Бай" для целей строительства только путем продажи права аренды земельного участка на торгах в соответствии с положениями земельного законодательства, либо при наличии решения антимонопольного органа о даче согласия на предоставление муниципальной преференции- СППК "Алтын Бай".
В силу статьи 20 Закона о защите конкуренции, преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту (получателю преференции) и в исключительно целях, указанных в статье 19 Закона о защите конкуренции.
В решении Управления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции от 26.09.2018 указано на согласование предоставления муниципальной преференции конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "Алтын".
Таким образом, передача имущества в пользование третьим лицам противоречит существу муниципальной преференции, поскольку муниципальная преференция предоставляется отдельному (конкретному) хозяйствующему субъекту, обеспечивает именно этому хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не предполагает передачу представленных преимуществ иным лицам.
СППК "Алтын Бай" ссылается, что в решении о даче согласия на предоставление муниципальной преференции Управлением не указано ограничение по кругу лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция.
Между тем, указанный довод заявителя о том, что право арендатора (ООО "Алтын") на передачу прав по договору аренды земельного участка закреплено пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ и пунктом 8.3 договора аренды земельного участка N 26/2018 от 28.09.2018 г., не может быть принят ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 данной статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются.
Если иное не предусмотрено данным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Передача имущества в пользование СППК "Алтын Бай" с согласия администрации МО "Тондошенское сельское поселение" изменила субъектный состав получателей преференции, поскольку в этом случае деятельность с использованием имущества (иных объектов гражданских прав), полученного в форме муниципальной преференции, осуществляет иной хозяйствующий субъект вместо ООО "Алтын".
При данных обстоятельства является необоснованным довод СППК "Алтын Бай" об отсутствии ограничения в отношении муниципальной преференции по кругу лиц, которым она может быть предоставлена, так как это противоречит статье 20 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, право арендатора на передачу прав по договору аренды земельного участка ограничено тем, что данный земельный участок передан в аренду на основании предоставления муниципальной преференции ООО "Алтын".
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления, осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Предоставленная муниципальная преференция заключалась в передаче ООО "Алтын" земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по договору аренды без проведения торгов.
Довод СППК "Алтын Бай" о том, что предписание по делу N 004/01/15-396/2020 об отмене актов, относящихся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, выходит за компетенцию антимонопольного органа, также отклоняется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 данной части, обязательные для исполнения предписания: а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции; г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; д) о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований данного Федерального закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 данного Федерального закона; е) о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований данного Федерального закона.
В связи с чем, предписание по делу N 004/01/15-396/2020 не выходит за рамки полномочий антимонопольного органа.
Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
Оценивая доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого представления, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции. Оснований для переоценки в силу положений статей 268, 270 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.09.2021 по делу N А02-842/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "АЛТЫН БАЙ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-842/2021
Истец: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "АЛТЫН БАЙ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
Третье лицо: Забалуева Ольга Андреевна, ООО "Алтын", Сельская администрация Тондошенского сельского поселения, Сельская администрация Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай