г. Москва |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А40-166897/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлева Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АйОЭсСи Раша"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021 по делу N А40-166897/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "АйОЭсСи Раша"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве
об оспаривании постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
Елисеев Д.С. по доверенности от 03.08.2021; |
от заинтересованного лица: |
Соколовская П.Н. по доверенности от 05.07.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АйОЭсСи Раша" (заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве (далее - налоговый орган, Инспекция) от 02.08.2021 N 77082118300100500002 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, указал, что судебный акт не содержит правовую оценку доводов заявителя.
Представитель Инспекции в заседании суда апелляционной инстанции на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенном к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из фактических обстоятельств дела, постановлением N 7082118300100500002 от 02.08.2021 Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г., Федеральная налоговая служба, в том числе осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Исполнение Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением контрольных операций резидентами и нерезидентами,не являющимися кредитными организациями или валютными биржами осуществляются в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н.
Судом установлено, что между ООО "АйОЭсСи Раша" (заемщик) и физическим лицом-нерезидентом Хасанли Назим Ибрахим оглы (заимодавец) заключен договор беспроцентного займа от 11.03.2020 N 04-03/2020 (далее - Договор), по условиям которого нерезидент передает в собственность заемщику денежные средства в размере 500 000,00 руб.
Согласно п. 1.2 Договора, сумма займа предоставляется в полном объеме путем внесения наличных денежных средств на расчетный счет заемщика.
Данное условие подтверждает факт согласования сторонами договора намерения о передаче суммы займа наличными на р/с заемщика.
На данный договор ООО "АйОЭсСи Раша" не оформляло в Уполномоченном банке универсальный номер контракта (УНК) в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, в связи с тем, что сумма Договора была менее установленной для его открытия.
11.03.2020 Хасанли Н.И. оглы внесены на расчетный счет Общества в ПАО Банк " ФК Открытие" денежные средства в размере 500 000,00 руб. посредством объявления на взнос наличными N 3 (форма документа ОКУД 0402001).
В соответствии с имеющейся в материалах дела квитанцией от 11.03.2020 N 3 источником поступления денежных средств на расчетный счет Общества является взнос по договору б/п займа от 11.03.2020 N 04-03/2020 на возвратной основе.
В материалах дела также имеется ордер N 3 от 1103.2020 в котором также указан источник поступления денежных средств на расчетный счет Общества - взнос по договору б/п займа от 11.03.2020 N 04-03/2020 на возвратной основе.
Факт внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией N3 к объявлению на взнос наличными (ОКУД 0402001) с отражением суммы в размере 500 000,00 руб.
Факт зачисления на расчетный счет общества наличных денежных средств подтверждается платежным поручением и представленной заявителем банковской выпиской по расчетному счету, из которой следует, что в корреспонденции со счетом контрагента N 20202810824000000001 (Касса кредитной организации) произведено зачисление на счет общества наличных денежных средств с назначением платежа "Поступление денежных средств на счет организации по договору беспроцентного займа".
В соответствии с п.2.3 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П (ред. от 07.05.2020) "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение от 29.01.2018 N 630-П) операции по приему наличных денег от клиентов должны осуществляться кассовым работником на основании приходных кассовых документов: объявлений на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления, квитанции и ордера; приходных кассовых ордеров 0402008; препроводительных ведомостей к сумкам 402300, представляющих собой комплект документов, состоящий из ведомости, накладной и квитанции
Согласно п.3.1 Положения от 29.01.2018 N 630-П в кредитной организации, ВСП прием наличных денег кассовым работником от организаций для зачисления на их банковские счета, счета по депозитам должен осуществляться по объявлениям на взнос наличными 0402001. При представлении организацией в кредитную организацию, ВСП заявки прием наличных денег от организации кассовым работником должен осуществляться по приходному кассовому ордеру 0402008, оформленному с учетом данных заявки.
Прием наличных денег кассовым работником от физических лиц для зачисления на банковские счета, счета по вкладам должен осуществляться по приходным кассовым ордерам (форма документа ОКУД 0402008).
Объявление на взнос наличными (ОКУД 0402001) - специальная форма, используемая юридическими лицами при внесении наличных денег в уполномоченный банк для зачисления данных средств на их банковский счет.
Учитывая изложенное, факт внесения Обществом денежных средств на свой банковский счет, путем объявления на взнос наличными (форма документа ОКУД 0402001) с отражением суммы в размере 500 000,00 руб. на сумму взноса, свидетельствует о том, что общество получило от Хасанли Н.И. оглы наличные денежные средства в размере 500 000 рублей по договору беспроцентного займа.
Таким образом, общество, осуществив прием от нерезидента денежных средств в валюте Российской Федерации по договору займа в наличной форме, минуя счет в уполномоченном банке, совершило незаконную валютную операцию, ответственность за совершение которой предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Субъективная сторона исходя из ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Таким образом, юридическое лицо, участвовавшее в валютной операции, вопреки запретам или с нарушениями валютного законодательства Российской Федерации, имевшее возможность, но не принявшее должные мер к соблюдению валютного законодательства Российской Федерации может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса.
Из положений ст. ст. 1, 2 Федерального закона N 173-ФЗ следует, что данным нормативным правовым актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями.
В статьях 6 и 9 Закона о валютном регулировании определено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Валютные операции между резидентами запрещены, за некоторыми исключениями, перечисленными в п. п. 1 - 23 ч. 1, ч. ч. 2, 3 ст. 9 названного Закона.
В силу пп. "б" п.9 ч.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ валютной операцией является -приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно ст. 807 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Таким образом, заемные денежные средства передаются заимодавцем заемщику в собственность с обязательством последнего вернуть по истечении установленного договором срока такую же сумму денег (сумму займа). Следовательно, предоставление нерезидентом резиденту займа в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень валютных операций, расчеты по которым могут осуществляться юридическими лицами-резидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках при расчетах с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации.
Валютная операция, осуществляемая в рамках договора займа, заключенного между юридическим лицом-резидентом и физическим лицом-нерезидентом, без использования банковских счетов в уполномоченном банке, не входит в перечень допустимых валютных операций, указанных в ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
Резиденты, нарушившие валютное законодательство несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25 Закона N 173-ФЗ).
Согласно материалам дела, должностным лицом Инспекции 26.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 77082118300100500001 (далее - Протокол), согласно которому организацией 11.03.2020 в нарушение п.2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" была осуществлена незаконная валютная операция, заключающаяся в приеме обществом от нерезидента Хасанли Назима Ибрахима оглы денежных средств в валюте Российской Федерации по договору займа в наличной форме, минуя счет в уполномоченном банке, путем оформления объявления на взнос наличных денежных средств.
Постановлением от 02.08.2021 г. N 77082118300100500002 Инспекция признала ООО "АйОЭсСи Раша" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 375 000,00 руб.
Объявление на взнос наличными N 3 от 11.03.2020 вопреки доводам жалобы, соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ).
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ч.2 ст.26.7 КоАП РФ).
Объявление на взнос наличными N 5 от 17.02.2020 г., представленное Филиалом Точка ПАО Банка "Финансовая корпорация Открытие" в Инспекцию в ответ на запрос от 01.06.2021 N 18/000409 в форме документа из электронной базы банка может выступать доказательством по делу об административном правонарушении.
Данное доказательство обладает признаками относимости, так как позволяет установить фактические обстоятельства административного дела. Допустимость доказательства подтверждается причастностью банка к его созданию.
По поводу приобщения к материалам дела письма Центрального Банка РФ от 23.09.2021 суд отмечает следующее.
Письмо ЦБ РФ от 23.09.2021 N 12-1-2/4808 было приобщено к материалам дела в ходе судебного разбирательства 04.10.2021 и данному доказательству дана правовая оценка.
Письмо ЦБ РФ носит информационный характер, не является официальным разъяснением Федерального закона N 173-ФЗ и не может служить доказательством правомерности совершенной валютной операции, так как такая оценка, может быть дана только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение валютных операций.
В письме ЦБ РФ от 23.09.2021 указано на то, что вопросы, связанные с квалификацией действий юридических лиц-нерезидентов, не являющихся поднадзорными Банку России организациями, в качестве нарушений валютного законодательства (в том числе за которые предусмотрена установленная ст. 15.25 КоАП РФ ответственность) к компетенции Банка России не относятся.
Письмо ЦБ РФ от 23.09.2021, представленное ООО "АйОЭсСиРаша" не отвечает вышеуказанным требованиям главы 26 КоАП РФ и не соответствует принципу допустимости доказательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы арбитражный суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения в качестве малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Систематический характер совершенных однородных административных правонарушений также исключает возможность применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина общества заключается в том,что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований валютного законодательства.
Довод заявителя, согласно которому денежные средства поступили на счет общества по платежному поручению безналичным переводом от заимодавца и налоговым органом не доказан факт передачи наличных денежных средств от заимодавца к обществу не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Из имеющихся в материалах дела объявления на взнос наличными N 3 от 11.03.2020, квитанции N 3 от 11.03.2020, ордера N 3 от 11.03.2020, платежного поручения N 3 11.03.2020 источником поступления денежных средств на расчетный счет Общества является взнос по договору б/п займа от 11.03.2020 N 04-03/2020 на возвратной основе.
Факт того, что денежные средства внесены наличными денежными средствами в кассу банка, подтверждается отражением в банковской выписке по р/с ООО "АйОЭсСи Раша" записи кредита счета N 20202 "Касса кредитных организаций" (п. 2.2 Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2021 по делу N А40-166897/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166897/2021
Истец: ООО "АЙОЭССИ РАША"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО Г. МОСКВЕ