г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А21-6186/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от заявителя: представитель Ткачук Р.В. по доверенности от 12.05.2021;
от ответчика: представитель Ижутина В.С. по доверенности от 05.07.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34948/2021) Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2021 по делу N А21-6186/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик "Зеленый Город Инвест" (236029, г.Калининград, ул.Богатырская, д.35, офис 2, ОГРН: 1143926003891, ИНН: 3906315975)
к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (236007, г.Калининград, ул.Д.Донского, д.1, ОГРН: 1023900999011, ИНН: 3906006871)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Зеленый Город Инвест" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство) о признании незаконными действий Агентства, выразившихся в отказе в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Красная, 253 в г. Калининграде" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121021:698; об обязании Агентства выдать Обществу разрешение на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Красная, 253 в г. Калининграде" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121021:698 в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2021 удовлетворены заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Общества отказать. В обоснование жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в материалах дела имелись достаточные доказательства несоответствия проектной документации на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Красная, 253 в г. Калининграде" генеральному плану, однако оценки судом первой инстанции указанным доказательствам не дано.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
09.04.2021 Общество обратилось в Агентство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Красная, 253 в г. Калининграде" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121021:698.
Письмом от 16.04.2021 Агентство отказало Обществу в выдаче разрешения на строительство, руководствуясь ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указав на отсутствие обоснований допустимости размещения проектируемого объекта в соответствие с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации, а именно в связи с тем, что согласно Генеральному плану городского округа "Город Калининград", утвержденному решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года N 225, объект капитального строительства запроектирован в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Полагая незаконным отказ Агентства в выдаче разрешения на строительство, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что представленная в материалы дела проектная документация не позволяет прийти к выводу о том, что отказ Агентства с формулировкой "отсутствие обоснования допустимости" произведен в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ,
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, Агентство отказало Обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что проектная документация на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Красная, 253 в г. Калининграде" не соответствует иным ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации. Согласно генеральному плану городского округа "Город Калининград", утвержденному решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года N 225 (далее - генеральный план), земельный участок с кадастровым номером 39:15:121021:698 располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки преимущественно индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей) и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
Согласно ч.3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденному решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 255 земельный участок с кадастровым номером 39:15:121021:698 расположен в границах функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, где не предусмотрена возможность строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов.
В соответствии с положением о территориальном планировании, утвержденном в составе генерального плана, в состав жилых функциональных зон входят:
- зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более);
- зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный);
- зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный);
- зона застройки индивидуальными жилыми домами.
В отношении каждой функциональной зоны положением о территориальном планировании установлены параметры: максимальная и средняя этажность застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); плотность населения (для функциональных зон, в которых возможно размещение жилья).
В соответствии с положением о территориальном планировании зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) предназначена для застройки преимущественно многоквартирными жилыми домами (этажностью до 4 этажей, включая мансардный), домами блокированной застройки и сопутствующими объектами первичной ступени
Параметры зона застройки малоэтажными жилыми домами:
1) максимальная этажность - 4 этажа;
2) средняя этажность - 2,5 этажа;
3) расчетная плотность населения - 183 чел./га (при расчетах в период до 2025 года), 159 чел./га (при расчетах в период 2026 - 2035 годов).
В свою очередь зона застройки индивидуальными жилыми домами предназначена для застройки преимущественно индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей) и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
Параметры зона застройки индивидуальными жилыми домами:
1) максимальная этажность - 3 этажа;
2) средняя этажность - 2 этажа;
3) расчетная плотность населения - 131 чел./га (при расчетах в период до 2025 года), 114 чел./га (при расчетах в период 2026 - 2035 годов).
Таким образом, генеральным планом отдельно выделена зона застройки малоэтажными жилыми домами и отдельно выделена зона застройки индивидуальными жилыми домами. При этом исходя из назначения функциональных зон и параметров их застройки, установленных генеральным планом, размещение малоэтажных многоквартирных жилым домов в пределах зоны застройки индивидуальными жилыми домами, генеральным планом не предусмотрено.
Генеральный план муниципального образования является одним из документов территориального планирования муниципального образования (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденными решением городского Совета депутатов города Калининграда (шестого созыва) N 339 от 25 декабря 2017 года, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки Ж-4, в которой, в перечень основных видов разрешенного использования участка включен, в том числе, вид - малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Вместе с тем, частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
В связи с этим, как указывает Агентство, на основании приказа от 14.02.2020 N 68 ведется подготовка проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград".
Таким образом, несоответствие проектной документации генеральному плану, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Вышеуказанная позиция подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации от 15.04.2020 N 308-ЭС20-3849, от 26.03.2020 N 308-ЭС20-2309.
При таких обстоятельствах, отказ Агентства в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Красная, 253 в г. Калининграде" на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121021:698 являлся правомерным.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем предусмотрено главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2021 по делу N А21-6186/2021 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Зеленый город Инвест" из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6186/2021
Истец: ООО "Специализированный Застройщик "Зеленый Город Инвест"
Ответчик: АГЕНТСТВО ПО АРХИТЕКТУРЕ, ГРАДОСТРОЕНИЮ И ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ