г. Владивосток |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А51-2179/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан",
апелляционное производство N 05АП-7519/2021
на решение от 04.10.2021
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-2179/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" (ИНН 2539009984, ОГРН 1022502127592)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-2006" (ИНН 2540121853, ОГРН 1062540029551)
о признании незаконным уведомления N 25/001/012/2019-2350 от 25.12.2019 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости,
при участии:
от ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан": Бардаков Е.В. по доверенности от 24.09.2020 сроком действия до 31.12.2021;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ООО "ЭКО-2006 представители не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - заявитель, учреждение, ВДЦ "Океан") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - управление, государственный регистратор, регистрирующий орган, Росреестр) от 25.12.2019 N 25/001/012/2019-2350 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права оперативного управления по договору купли-продажи от 24.07.2019 в отношении объекта недвижимости: тепловая сеть (лит. М), протяженностью 179,4 м, кадастровый номер 25:28:050089:238, адрес: г. Владивосток, тер. Бухта Лазурная, д.27 "б".
Определением арбитражного суда от 06.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-2006" (далее - третье лицо, общество, ООО "ЭКО-2006").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.10.2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей правовой позиции приводит доводы о том, что спорное сооружение поставлено на государственный кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, имеет прочную связь с землей и создавалось как объект недвижимости в установленном законом порядке, о чем свидетельствует акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. При этом указанный объект входит в перечень имущества, приобретенного третьим лицом от первоначального правообладателя по договору купли-продажи и в дальнейшем продано учреждению, как недвижимое имущество, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно отказал в государственной регистрации вещного права на спорное сооружение. Также отмечает, что поскольку обязательства ООО "ЭКО-2006" считаются исполненными с момента подписания акта по договору купли-продажи и приема имущества покупателем, то вывод государственного регистратора о том, что осуществление регистрации перехода права собственности на спорное сооружение возможно только после осуществления регистрации права собственности ООО "ЭКО-2006" является неправильным.
В судебном заседании представитель ВДЦ "Океан" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Росреестр и ООО "ЭКО-2006", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 31.12.1991 N 21 "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченных строительством зональных очистных сооружений с глубоководным выпуском в бухту "Лазурная" утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством зональных очистных сооружений производственной мощностью 2700 куб.м в сутки, представленных фирмой "Приморскинтурист", построенных хозрасчетным участком N 1 арендного предприятия "Жилстрой-I", и разрешена их эксплуатация.
13.05.2009 между ЗАО "Приморсктурист" (продавец) и ООО "ЭКО-2006" (покупатель) заключен договор купли-продажи, по условиям пункта 1.1 которого в соответствии с действующим законодательством продавец продает принадлежащий ему на праве собственности комплекс объектов, расположенный по адресу: г. Владивосток, бухта Лазурная, 27б, включающий в себя следующие объекты недвижимости:
а) здание - производственный корпус, общей площадью 503,3 кв.м (лит. В), этажность: 1, назначение: нежилое, которым продавец владеет на праве собственности на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного постановлением главы администрации г. Владивостока от 31.12.1991 N 21 (в соответствии со свидетельством серия 25-АА N818218 от 18.02.2007);
б) здание решеток общей площадью 68,6 кв.м (лит. Д), этажность: 1, назначение: нежилое, которым продавец владеет на праве собственности на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного постановлением главы администрации г. Владивостока от 31.12.1991 N 21 (в соответствии со свидетельством серия 25-АА N 818217 от 18.02.2007);
в) сооружение - биохимический отстойник объемом 4338 куб.м (лит. Е), назначение: нежилое, которым продавец владеет на праве собственности на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного постановлением главы администрации г. Владивостока от 31.12.1991 N 21 (в соответствии со свидетельством серия 25-АА N 818216 от 18.02.2007);
г) здание - котельная общей площадью 104,9 кв.м (лит. Б), этажность: 1, назначение: нежилое, которым продавец владеет на праве собственности на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного постановлением главы администрации г. Владивостока от 31.12.1991 N 21 (в соответствии со свидетельством серия 25-АА N 818219 от 18.02.2007);
- инженерные коммуникации, в том числе:
д) водопроводная линия (лит. Л), протяженностью 178,5 м; е) тепловая сеть (лит. М), протяженностью 179,4 м; ж) уличное освещение 0,4 кВ (лит. Н), протяженностью 988,7 м; з) кабельная линия 6 кВ (лит. О), протяженностью 218,2 м; и) канализационная линия (лит. К.), протяженностью 1252,6 м; к) иловая площадка (лит. И), иловая площадка (лит. И1), иловая площадка (лит. И2), иловая площадка (лит. И3), обшей площадью 10400 кв.м; л) песколовка (лит. Ж) объемом 9,0 куб.м, песколовка (лит. Ж1) объемом 9,0 куб.м;
- комплекс объектов включает в себя и иные объекты, в том числе:
м) здание хлораторной (лит. З), общей площадью 58,5 кв.м; н) здание гаража (лит. А), общей площадью 119,6 кв.м; о) ограждение территории комплекса объектов протяженностью около 900 м.
В соответствии с пунктом 1.3 договора стороны договорились, что к покупателю в порядке ст.552 ГК РФ одновременно с объектами недвижимости в том же объеме, что и принадлежат продавцу, переходят права на весь земельный участок площадью 32572 кв.м с кадастровым номером 25:28:050089:19, принадлежащий продавцу на праве бессрочного пользования в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 995454, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Лазурная, 27б, на котором расположен комплекс объектов, описанный в пункте 1.1 настоящего договора.
На основании указанного договора между его сторонами подписан акт приема-передачи от 13.05.2009.
08.08.2016 между ООО "ЭКО-2006" (продавец) и Министерством образования и науки Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" заключен государственный контракт купли-продажи недвижимого имущества от 08.08.2016 N 0320100011216000314, согласно пункту 1.1 которого продавец продал, а покупатель купил в соответствии с условиями настоящего контракта следующее недвижимое имущество:
- здание - котельная, общей площадью 104,9 кв.м (лит. Б), 1-этажное, нежилое, кадастровый номер 25:28:050089:143;
- здание - производственный корпус, общей площадью 503,30 кв.м (лит. В), 1-этажное, нежилое, кадастровый номер 25:28:050089:144;
- здание решеток, общей площадью 68,60 кв.м (лит. Д), 1-этажное, нежилое, кадастровый номер 25:28:050089:145;
- сооружение - биохимический отстойник объемом 4338 куб.м (лит. Е), нежилое, кадастровый номер 25:28:000000:20916;
- земельный участок, кадастровый номер 25:28:050089:19, площадью 32756 кв.м.
На основании указанного государственного контракта между его сторонами был подписан акт приема-передачи от 08.08.2016, и 22.08.2016 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены записи о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на указанные объекты недвижимости.
Кроме того, 25.06.2012 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о государственном кадастровом учете объекта сооружение "тепловая сеть", протяженность 179 м, адрес: г. Владивосток, тер. Бухта Лазурная, д. 27б, которому присвоен кадастровый номер 25:28:050089:238.
17.05.2017 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на сооружение - тепловая сеть, протяженностью 179 м с кадастровым номером 25:28:050089:238, расположенное по адресу: г. Владивосток, тер. Бухта Лазурная, д. 27б. В обоснование данного заявления был представлен государственный контракт купли-продажи недвижимого имущества от 08.08.2016 N 0320100011216000314.
Уведомлением от 29.05.2017 N 25/001/006/2017-7550 государственный регистратор приостановил государственную регистрацию на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с представление документа, в котором отсутствуют сведения о приобретении учреждением вышеуказанного объекта недвижимости, и непредставлением документов, свидетельствующих о возникновении права собственности на заявленный к регистрации объект.
По истечении установленного срока и ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, уведомлением от 02.03.2018 N 25/001/006/2017-7550 управление отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное сооружение.
В дальнейшем 24.07.2019 между ООО "ЭКО-2006" (продавец) и ВДЦ "Океан" (покупатель) был заключен договор купли-продажи, на основании пункту 1.1 которого продавец продал, а покупатель приобрел объекты недвижимости, стоящие на кадастровом учете, входящие в состав комплекса очистных сооружений, расположенного по адресу: г. Владивосток, б. Лазурная, 27 "б", на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050089:19, принадлежащем покупателю на праве собственности в следующем составе:
- инженерные коммуникации, в том числе:
а) водопроводная линия (лит. Л), протяженностью 178,5 м, кадастровый номер 25:28:050089:237;
б) тепловая сеть (лит. М), протяженностью 179,4 м, кадастровый номер 25:28:050089:238;
в) уличное освещение 0,4 кВ (лит. Н), протяженностью 988,7 м, кадастровый номер 25:28:050089:239;
г) кабельная линия 6 кВ (лит. О), протяженностью 218,2 м, кадастровый номер 25:28:050089:240;
д) канализационная линия (лит. К.), протяженностью 1252,6 м, кадастровый номер 25:28:050089:236;
е) иловая площадка (лит. И), иловая площадка (лит. И1), иловая площадка (лит. И2), иловая площадка (лит. И3), обшей площадью 10400 кв.м; л) песколовка (лит. Ж) объемом 9,0 куб.м, кадастровый номер 25:28:050089:235;
ж) песколовка (лит. Ж1) объемом 9,0 куб.м, кадастровый номер 25:28:050089:234;
- иные объекты, в том числе:
з) здание хлораторной (лит. З), общей площадью 58,5 кв.м, кадастровый номер 25:28:050089:146;
и) здание гаража (лит. А), общей площадью 119,6 кв.м, кадастровый номер 25:28:050089:142.
Этого же числа между сторонами договора подписан акт приема-передачи, и указанные объекты осмотрены, переданы обществом и приняты учреждением.
12.09.2019 стороны сделки обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода права на сооружение "тепловая сеть" и права оперативного управления на данное сооружение.
Уведомлением от 25.09.2019 N 25/001/012/2019-2350 государственный регистратор на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приостановил осуществление регистрационных действий до 25.12.2019, указав на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности ООО "ЭКО-2006" и на то, что осуществление перехода права собственности возможно только после осуществления государственной регистрации права собственности правоотчуждателя на спорное имущество.
По истечении установленного срока и ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, управление по заявлению ВДЦ "Океан" приняло решение от 25.12.2019 N 25/001/012/2019-2350 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на спорное сооружение.
Не согласившись с указанным решением Росреестра, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1, 2 статьи 299 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 7 данного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из положений пункта 2 части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 15 указанного Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 этого же Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как подтверждается материалами дела, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации перехода права и права оперативного управления учреждения на сооружение - тепловая сеть протяженностью 179,4 м, с кадастровым номером 25:28:050089:238, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, тер. Бухта Лазурная, 27б, мотивировано невозможностью отчуждения спорного сооружения в отсутствие записи в Едином государственном реестре недвижимости права собственности ООО "ЭКО-2006".
Оценив оспариваемое решение в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено пунктом 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Соответственно по смыслу действующего правового регулирования право собственности и иные вещные права могут быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Таким образом, понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
В этой связи при рассмотрении спора об отказе в государственной регистрации права оперативного управления необходимо дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, и определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
В свою очередь, имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
При таких обстоятельствах следует признать, что поскольку в соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимости, то обстоятельства наличия или отсутствия у спорного объекта необходимых признаков, позволяющих отнести его к недвижимому имуществу, имеют значение для разрешения настоящего спора.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
При этом объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком. Следовательно, право собственности на такие объекты не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Действительно, в силу системного толкования действующих градостроительных правил под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Пунктом 23 части 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
По смыслу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае в качестве основания возникновения права оперативного управления на сооружение - тепловая сеть с кадастровым номером 25:28:050089:238 учреждение представило договор купли-продажи от 24.07.2019 и акт приема-передачи от 24.07.2019 инженерных коммуникаций и иных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050089:19.
При этом застройка указанного земельного участка объектом "Канализационные очистные сооружения с глубоководным выпуском б. Лазурная" по адресу: г. Владивосток, б. Лазурная была осуществлена в период с апреля 1983 года по октябрь 1991 года на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050089:19.
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что построенный комплекс объектов включает в себя объекты недвижимости (здание производственного корпуса, здание решеток, сооружение в виде биохимического отстойника, здание котельной), инженерные коммуникации (водопроводная линия, тепловая сеть, уличное освещение, кабельная линия 6 кВ, канализационная линия, иловые площадки, песколовки), а также иные объекты (здание хлораторной, здание гаража, ограждение территории комплекса объектов).
С учетом изложенного следует признать, что спорный объект - тепловая сеть протяженностью 179,4 м, построенная в 1991 году в ходе строительства указанного комплекса объектов в составе инженерных коммуникаций, является сооружением вспомогательного использования по отношению к объекту "Канализационные очистные сооружения с глубоководным выпуском б. Лазурная". Данное сооружение создано как инженерная коммуникация, фактически предназначено исключительно для обслуживания и нормального функционирования основного объекта и самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению отдельно от основного объекта не может.
Соответственно спорное сооружение по смыслу пункта 1 статьи 130 ГК РФ не может быть отнесено к объекту недвижимости.
Доводы заявителя жалобы об обратном со ссылкой на имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт сооружения судебной коллегией не принимаются, поскольку проведение в отношении такого объекта технического и кадастрового учета является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества и осуществление в отношении него технического (кадастрового) учета не может служить основанием для безусловной государственной регистрации права.
Кроме того, осуществление государственного кадастрового учета спорного сооружения не свидетельствует о наличии у данного объекта статуса недвижимой вещи, в том числе с учетом того, что органы кадастрового учета фиксируют факт наличия объекта, имеющего связь с земельным участком, и не осуществляют проверку соответствия объекта требованиям недвижимой вещи, предусмотренным статьей 130 ГК РФ.
В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о наличии у спорного объекта бесспорных признаков объекта недвижимости.
Ссылки учреждения на то, что согласно техническому паспорту к конструктивным элементам спорного сооружения относится трубопровод из стали, не могут быть приняты коллегией во внимание в качестве доказательств невозможности перемещения спорного сооружения без несоразмерного ущерба, поскольку названного признака недостаточно для отнесения объекта, не имеющего самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющего обслуживающую функцию, к недвижимому имуществу.
В этой связи, учитывая, что спорное сооружение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, то, следовательно, данный объект нельзя признать отдельным объектом гражданского оборота.
Что касается указания ВДЦ "Океан" на то, что спорное сооружение поставлено на баланс и является объектом налогообложения, а также поименовано в перечне имущества, приобретенного ООО "ЭКО-2006" от первоначального правообладателя ЗАО "Приморсктурист", то данные обстоятельства не влияют на правильность квалификации данного объекта, как не имеющего признаков недвижимости по смыслу статьи 130 ГК РФ.
Принимая во внимание изложенное, коллегия суда приходит к выводу об отсутствии у спорного объекта признаков объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, и, как следствие, об отсутствии у учреждения правовых оснований для обращения с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект.
Таким образом, повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение управления, выраженное в уведомлении от 25.12.2019 N 25/001/012/2019-2350, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То обстоятельство, что оспариваемое решение регистрирующего органа было принято по иному основанию, не отменяет его актуальности и законности, поскольку с учетом требований главы 24 АПК РФ разрешение настоящего спора напрямую связано с возможностью восстановления нарушенных прав заявителя посредством обязания уполномоченный орган осуществить государственную регистрацию права на спорное сооружение, что невозможно без выяснения всех существенных обстоятельств, влияющих на квалификацию данного имущества в качестве объекта недвижимости.
Наряду с этим апелляционная коллегия отмечает ошибочность утверждения ВДЦ "Океан" о том, что для государственной регистрации перехода права и права оперативного управления на спорное сооружение достаточно представления акта приема-передачи имущества, поскольку необходимой предпосылкой для государственной регистрации перехода права является установленный факт наличия у предыдущего собственника соответствующего права, подтвержденного записью в ЕГРН.
Указание заявителя жалобы на то, что оспариваемый отказ управления препятствует в реализации имущественных прав по распоряжению спорным имуществом, судом апелляционной инстанции не принимается, как противоречащее требованиям закона о государственной регистрации недвижимости.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании части 5 статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2021 по делу N А51-2179/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2179/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "ОКЕАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "ЭКО-2006"