14 декабря 2021 г. |
Дело N А11-2674/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2021.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН 3328415442, ОГРН 1023301456903) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.10.2021 по делу N А11-2674/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 05.02.2021 N 44-01-02.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области - Кромова И.В. по доверенности от 22.05.2020 N 5 сроком действия 3 года;
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - Задрогина Е.П. по доверенности от 28.12.2020 N 1393 сроком действия до 31.12.2021.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией государственного жилищного надзора Владимирской области (далее - Инспекция) на основании приказа (распоряжения) от 15.01.2021 N 79-01-02 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество) проведена внеплановая документарная проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращении жителя кв. * дома N 13 по ул. Лесная г. Владимира, в части порядка начисления платы за газоснабжение.
В ходе контрольных мероприятий выявлен факт нарушения Обществом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа), в части неправомерного расчета платы за газоснабжение жителю кв. * дома N 13 по ул. Лесная г. Владимира по нормативу потребления за период с 11.11.2020 по 21.12.2020.
Результаты проверки оформлены актом от 05.02.2021 N 110-01-02.
Обществу выдано предписание от 05.02.2021 N 44-01-02 о принятии мер по устранению нарушений, указанных в акте от 05.02.2021 N 110-01-02, и перерасчёте платы за газоснабжение за период с 11.11.2020 по 21.12.2020 (исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учёта за период не менее 6 месяцев, но не более 3 месяцев подряд).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 05.02.2021 N 44-01-02.
Решением от 15.10.2021 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, определение объема газа, поставленного абоненту Заварину В.П. в период с 11.11.2020 по 21.12.2020, по утвержденным нормативам потребления соответствует требованиям действующего законодательства.
Общество полагает, что у поставщика газа отсутствует обязанность провести пересчет платы за газ в соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг.
Общество поясняет, что порядок применения среднемесячного начисления платы за потребленный газ регулируется Правилами поставки газа, которые устанавливают два основания его применения: непредставление абонентом показаний прибора учета (пункт 31 Правил поставки газа) и демонтаж прибора учета для поверки (пункт 30 Правил поставки газа).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить в силе.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Пунктом 10 названного Положения определено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Предметом проверок является соблюдение, в том числе юридическими лицами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (подпункт "а" пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре).
Инспекция является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Владимирской области (пункт 1.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
На основании пункта 3.2 названного Положения Инспекция принимает предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований, в том числе, выдаёт предписания о прекращении нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание принято Инспекцией в пределах ее компетенции. Наличие существенных нарушений процедуры проведения проверки, влекущих недействительность её результатов, из материалов дела не следует.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за газ.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.
Данные Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В силу пункта 24 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Согласно пункту 25 Правил поставки газа определение объема потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом- изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учётом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учёта газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил поставки газа поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объёма потреблённого газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 рассматриваемых Правил.
При этом пунктом 28 Правил поставки газа определено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 Правил поставки газа, или возникновения неисправности прибора учёта газа, о чём абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объём потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учёта газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования (пункт 29 Правил поставки газа).
В силу пункта 30 Правил поставки газа объем потреблённого газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учёта газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объёма среднемесячного потребления газа потребителем, определённого по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потреблённого газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днём установки пломбы на месте, где прибор учёта газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в рассматриваемом случае абонент 11.11.2020 сообщил только о слабом давлении газа в его жилом помещении, а не о неисправности прибора учета, что подтверждается аварийной заявкой N ВЛ/ЗА-ВЛ04469. Прибор учета был снят и установлена перемычка. Впоследствии, 22.12.2020, установлен новый счетчик газа (акт от 22.12.2020).
При этом, вопреки позиции Общества, в момент демонтажа счетчика газа его неисправность не была установлена, а равно и необходимость замены демонтируемого счетчика на новый, что следует из акта технического состояния демонтируемого счетчика от 11.11.2020 (т.1 л.д.32).
В такой ситуации пункт 28 Правил поставки газа не мог быть применен Обществом при расчете потребителю платы за газ, поскольку на момент демонтажа неисправность прибора учета газа не была установлена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, надлежащим образом зафиксировавшие факт неисправности демонтированного у потребителя прибора учета.
В силу Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденному приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 (далее - Порядок N 1815), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Пунктом 5 Порядка N 1815 установлено, что если средство измерения по результатам поверки, проведенной аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, признано ими непригодным к применению, свидетельство о поверке аннулируется и выписывается извещение о непригодности к применению.
Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала (пункт 13 Порядка N 1815).
С учетом изложенного заключение о неисправности средства измерения дается лицами, поименованными в Порядке N 1815, в связи с чем Общество должно было направить прибор учета газа на внеочередную поверку, запись в аварийной заявке о неисправности газового счетчика не может быть признана надлежащим доказательством.
В этом случае подлежит применению пункт 30 Правил поставки газа, который предусматривает определение объема потреблённого газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учёта газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, исходя из объёма среднемесячного потребления газа потребителем, определённого по прибору учета газа за период не менее одного года.
При таких обстоятельствах Инспекцией правильно указано Обществу на необходимость определения объема потребления газа в спорный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
Выводы суда первой инстанции о том, что рассматриваемая ситуация не урегулирована Правилами поставки газа, ошибочны, однако ошибочность выводов суда первой инстанции не привела к принятию неправильного судебного акта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.
Суд первой инстанции верно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.10.2021 по делу N А11-2674/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2674/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЛАДИМИР"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ