г. Пермь |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А50-10054/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь": Леготкин С.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 19.04.2021;
от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: Кучукбаева М.А., предъявлен паспорт, доверенность от 11.02.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Красный октябрь",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 октября 2021 года
по делу N А50-10054/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (ОГРН1145958042658, ИНН 5903998727)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1075262003992, ИНН 5262209369)
об уменьшении размера арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (далее - ООО "Красный Октябрь", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Минприроды Пермского края, ответчик) об уменьшении арендной платы за 2018 год по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях по договору аренды лесного участка от 21.01.2015 N 826 до 42 575 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечен Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что заготовка древесины в 2018 году ООО "Красный Октябрь" не осуществлялась, так как с 29.12.2017 введены в действие новые материалы лесоустройства Пермского лесничества, большая часть лесов арендуемого участка была переведена из категории эксплуатационных в защитные, при этом разрешенный объем заготовки древесины по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях согласно новым материалам лесоустройства составил 0,31 тыс.м3 (ранее 11,4 тыс.м3), данное обстоятельство привело к полной остановке заготовки древесины на арендуемом лесном участке. По мнению истца, уменьшение расчетной лесосеки по сравнению с объемом, предусмотренным договором, в результате введения в действие новых материалов лесоустройства является основанием для уменьшения арендной платы по договору на основании требований статей 328, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Кроме того, истец пояснил, что 25.01.2018 на основе новых материалов лесоустройства была внесена документированная информация в Государственный лесной реестр (ГЛР), в том числе в отношении целевого назначения лесов, с начала 2018 года арендатор по не зависящим от него причинам утратил возможность использования арендованного участка по назначению. Заявитель жалобы отметил, что в суде первой инстанции Минприроды Пермского края ссылалось на то, что арендатор был проинформирован о введении новых материалов лесоустройства, предложено было осуществлять лесозаготовку на основании ранее утвержденных проектов освоения лесов (письмо от 08.02.2018 N СЭД-30-01-25.4-1155), считает позицию ответчика противоречивой.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу с возражениями относительно ее доводов, ответчик ссылается на отсутствие оснований для изменения (корректировки) размера арендной платы за 2018 года, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.01.2015 между Министерством природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края (Арендодатель) и ООО "Красный Октябрь" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 826, согласно которому арендатору передан во временное пользование лесной участок, определенный в п. 2 договора.
Срок действия договора установлен с 21.01.2015 по 04.06.2061 (п. 21 договора).
Дополнительным соглашением N 2 от 13.09.2017 п. 4 договора изложен в следующей редакции: "арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов: по рубкам в спелых и перестойных лесных насаждений 11,4 тыс.м3, в том числе 2,7 тыс.м3 по хвойному хозяйству; при рубке лесных насаждений при уходе за лесом - 0,9 тыс.м3, в том числе 0,8 тыс.м3 по хвойному хозяйству". Ежегодный объем заготовки древесины приводится в Приложении N 1 к дополнительному соглашению (п.п. 1,2).
В силу п. 7 договора арендная плата составляет 310 868 рублей в год.
Дополнительным соглашением п. 7 договора дополнен абзацем следующего содержания: "В связи с окончанием срока окупаемости инвестиционного проекта с 28 июля 2017 год размер арендной платы составляет 1 366 405 руб. Размер арендной платы определен без применения понижающего коэффициента 0,5 к минимальным ставкам платы за 1 м3 и с применением сложившегося в Пермском крае среднего коэффициента превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости 1,7. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, применённые при расчете минимального размера арендной платы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема".
Исходя из данных объемов лесопользования, между сторонами был согласован расчет размера арендной платы за 2018 год, согласно которому размер арендной платы по сплошным рубкам составил 1 922 238 руб., данная сумма была уплачена арендатором в бюджет полностью.
Как указал истец, 29.12.2017 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края введены в действие новые материалы лесоустройства Пермского лесничества, согласно которым наибольший объем лесов арендуемого лесного участка был переведен из категории эксплуатационные в защитные, что привело к остановке заготовки древесины. Разрешенный объем заготовки древесины по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях согласно новым материалам лесоустройства составил 0,31 тыс. м3 (ранее 11,4 тыс.м3).
ООО "Красный Октябрь" ссылаясь на то, что по не зависящим от него причинам, а именно вследствие введения в действие 27.12.2017 новых материалов лесоустройства, было лишено возможности вырубить в 2018 году объем древесины, предусмотренный на указанный период договорам аренды лесного участка, 29.10.2020 направило в адрес ответчика требование о перерасчете арендной платы за 2017-2018 годы в соответствии с фактическим объемом лесопользования за данный период.
Письмом от 25.11.2020 N 30-01-25.4 исх-2290 Минприроды Пермского края отказало в удовлетворении претензии, сославшись на отсутствие оснований для перерасчета арендной платы (т. 1 л.д. 14, 15).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что после введения в действие нового лесохозяйственного регламента, уменьшающего расчетную лесосеку, истец обращался в Министерство с обращением о предоставлении недоиспользованного объема древесины за 2017-2018 гг. в апреле 2019 г., и Министерством был предоставлен недоиспользованный объем древесины в пределах допустимой расчетной лесосеки по новому лесоустройству и регламенту, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае арендная плата за спорный 2018 г. начислялась в соответствии с условиями договора и действовавшим на тот период проектом освоения лесов на весь установленный ежегодный объем использования лесов (за весь объем расчетной лесосеки).
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч.ч. 1 и 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В спорный период действовали Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее Правила).
Согласно п. 4 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В обоснование требований истец указывает на то, что ООО "Красный Октябрь" вследствие введения в действие 27.12.2017 новых материалов лесоустройства, было лишено возможности вырубить в 2018 году объем древесины, предусмотренной договорам аренды лесного участка. По мнению истца, в период действия договора общество переплатило арендную плату за пользование объектом, так как размер арендной платы должен определяться исходя из объема фактически заготовленной древесины.
Из материалов дела следует, что Материалы лесоустройства Пермского лесничества, на которые ссылается истец, утверждены Приказом Министерства 29.12.2017 СЭД-30-01-02-2064, при этом часть лесных насаждений на арендованном участке были переведены из категории эксплуатационных в категорию защитных лесов.
На основе материалов лесоустройства разработан лесохозяйственный регламент Пермского лесничества, утвержденный приказом Министерства от 29.12.2017 N СЭД-30-01-02-2068, который вступает в силу с 1 января 2019 г.
Указанные обстоятельства были указаны в письме ответчика от 08.02.2018 "О направлении разъяснений", направленном арендаторам лесных участков Пермского лесничества (т. 2 л.д. 5).
Статьей 87 ЛК РФ установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (ч. 6 ст. 87 ЛК РФ).
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
В ст. 11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" указано, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования
лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" внесение изменений в Проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды.
Как пояснил представитель Министерства, ссылаясь на указанные нормативно-правовые акты, полученные материалы таксации (лесоустройства) должны быть введены в действие в порядке, предусмотренном Лесоустроительной инструкцией. На основании этих материалов должны быть внесены изменения в лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), и после этого вносятся изменения в ПОЛ (Письмо Рослесхоза от 27.02.2015 N ПК-06-54/1869 "О применении приказа N 496 об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение").
Поскольку лесохозяйственный регламент Пермского лесничества, утвержденный приказом Министерства от 29.12.2017 N СЭД-30-01-02-2068, вступил в силу только с 01.01.2019, в переходный период 2018 г. заготовка древесины арендатором осуществлялась на основании действующего проекта освоения лесов и действующего (до 1 января 2019 г.) лесохозяйственного Регламента Пермского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 25.12.2013 N СЭД-30-01-02-1721, оснований для перерасчета арендной платы у Министерства не имелось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что после введения в действие нового лесохозяйственного регламента, уменьшающего расчетную лесосеку, истец обращался в Министерство с обращением о предоставлении недоиспользованного объема древесины за 2017-2018 гг. в апреле 2019 г., при этом Министерством был предоставлен недоиспользованный объем древесины в пределах допустимой расчетной лесосеки по новому лесоустройству и регламенту.
В рассматриваемом случае арендная плата за спорный 2018 г. начислялась Министерством в соответствии с условиями договора и действовавшим на тот период проектом освоения лесов на весь установленный ежегодный объем использования лесов (за весь объем расчетной лесосеки).
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку новый проект освоения лесов и соответствующее дополнительное соглашение (N 4 от 04.02.2019) утверждены только в 2019 г., арендная плата изменена с указанного момента (2019). Вместе с тем, обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки, арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный годовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый, так и за недоосвоенный объем древесины.
Следовательно, невозможность осуществления в спорный период лесопользования в объеме, предусмотренном в договоре аренды (до вступления в силу Регламента Пермского лесничества, утвержденного в 2019 г.) истцом, вопреки доводам жалобы, не доказана.
При указанных обстоятельствах оснований для уменьшения арендной платы не имеется, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2021 года по делу N А50-10054/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
М. А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10054/2021
Истец: ООО "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ