г. Тула |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А54-3520/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тума-Рязань-Лес" (Рязанская область, Клепиковский район, раб. пос. Тума, ОГРН 1086226001476, ИНН 6205007600) - Каширина А.И. (доверенность от 14.12.2020 N 144), от заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) в лице Клепиковского отдела (Рязанская область, г. Спас-Клепики) - Головневой Л.А. (доверенность от 01.04.2021 N 01-11/27), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536), министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии" (г. Москва ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань), межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491), министерства имущественных и земельных отношений по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551), акционерного общества "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (г. Москва, ОГРН 1027739420961, ИНН 7723011906), Андрюшиной Оксаны Викторовны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тума-Рязань-Лес" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.09.2021 по делу N А54-3520/2020 (судья Котлова Л.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тума-Рязань-Лес" (далее - ООО "Тума-Рязань-Лес", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в лице Клепиковского отдела (далее - управление Росреестра по Рязанской области, управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 16.03.2020 N КУВД-001/2020-2689467/1.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконным решение об отказе государственной регистрации прав, выраженное в уведомлении об отказе государственной регистрации прав от 11.12.2020 N КУВД-001/2020-2689467/5, и обязать управление осуществить государственную регистрацию прав по заявлению общества от 04.03.2020 N КУВД001/2020-2689467.
Уточнение принято судом к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, министерство природопользования Рязанской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии" в лице филиала по Рязанской области, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области, акционерное общество "Связь объектов транспорта и добычи нефти", Андрюшина Оксана Викторовна.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Тума-Рязань-Лес" обжаловало его в апелляционном порядке.
Управление Росреестра по Рязанской области возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в суд не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 10.06.2010 между главным управлением лесного хозяйства Рязанской области (арендодатель) и ООО "Тума-Рязань-Лес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 договора (пункт 1 договора).
Предметом договора аренды являлся земельный участок - категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для заготовки древесины, площадь 41 211 га, адрес: Рязанская область, Клепиковский район: ГКУ Рязанской области "Тумское лесничество" Киряевское участковое лесничество кварталы N N 1-85; СевероТумское лесничество, кварталы NN 1-91; ГКУ Рязанской области "Бельковское лесничество, Алексеевское участковое лесничество, кварталы NN 83, 85, 90-92, 94-97, 103, 107, 108, 112, 114; ГКУ Рязанской области "Клепиковское лесничество", Оськинское участковое лесничество, кварталы NN 73-77, 79-83, 85-88. 90, 91, 95-104.
Лесной участок передан арендатору по акту от 10.06.2010.
Государственная регистрация договора произведена 29.06.2010.
В последующем сторонами заключались дополнительные соглашения к договору от 29.12.2010 от 11.05.2012 от 02.10.2013 от 10.06.2015, от 09.10.2015, от 28.02.2017, от 06.12.2017, от 22.03.2018.
Согласно разделу 7 договора срок действия договора устанавливается с момента его государственной регистрации и действует 25 лет.
Министерство природопользования Рязанской области 14.06.2019 направило в адрес заявителя уведомление об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного договора и его расторжении.
ООО "Тума-Рязань-Лес", не согласившись с действиями министерства природопользования Рязанской области, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением о признании этих действий незаконными. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 по делу N А54-5400/2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020, требования истца были удовлетворены и отказ министерства природопользования Рязанской области от исполнения договора аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018), выраженный в уведомлении от 14.06.2019 N СА/9-6791, признан незаконным.
ООО "Тума-Рязань-Лес" 04.03.2020 обратилось в Клепиковский отдел управления Росреестра по Рязанской области с заявлением N КУВД-001/2020-2689467 об осуществлении действий по государственной регистрации прав, а именно о регистрации прочих ограничений прав на объект недвижимости и обременении объекта недвижимости.
Управлением 16.03.2020 вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-2689467/1 в связи с тем, что заявителем не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствовали требованиям законодательства; указанное уведомление было обжаловано в суде.
В связи с тем, что в установленный срок причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, обществом устранены не были, управлением Росреестра по Рязанской области вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав от 11.12.2020 N КУВД-01/2020-2689467/5.
Не согласившись с данным уведомлением, ООО "Тума-Рязань-Лес" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением (с учетом уточнения).
В обоснование свои требований заявитель указывает, что в соответствии со статьей 4.1 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (утратил силу на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) проведение государственной регистрации прав на предоставленные земельные участки допускалось без проведения государственного кадастрового учета. В случае, если допускается предоставление юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Закона N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.04.2010 N 60-ФЗ) государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Общество отмечает, что на основании действующих в 2010 году норм права 29.06.2010 была произведена государственная регистрация договора, а также запись об обременении права (аренда).
При этом ООО "Тума-Рязань-Лес" обращает внимание на то, что заявитель не просит произвести какие-либо новые регистрационные действия, а просит восстановить ранее зарегистрированное и незаконно снятое обременение.
Поскольку решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 по делу А54-5400/2019 признан незаконным отказ министерства природопользования Рязанской области от исполнения договора аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018), выраженный в уведомлении от 14.06.2019 N СА/9-6791, то договор аренды от 10.05.2010 продолжил действовать и, следовательно, не прекращало своего действия и действует в настоящее время обременение на лесной участок, то есть в настоящее время должно быть восстановлено обременение лесного участка, находящегося в аренде ООО "Тума-Рязань-Лес".
По мнению общества, требуя исполнить нормы права, которые начали действовать уже после государственной регистрации договора, произведенной 29.06.2010, заинтересованное лицо не исполняет решение Арбитражного суда Рязанской области.
Заявитель указывает, что в самом договоре аренды лесного участка от 10.06.2010 нет кадастрового номера лесного участка. Кадастровый номер 62:00:0000000:1997 был присвоен позднее - при регистрации дополнительных соглашений к договору, код 62:00 является обозначением всей Рязанской области, в то время как у каждого района области имеется свое "обозначение", например, Клепиковский район 62:05. То есть, скорее всего, данный номер явился результатом не межевых работ, а того, что при регистрации в программе Росреестра необходимо было обязательно вводить какой-либо номер.
В отношении разночтений в указании площади объекта недвижимости 2 131 000 кв.м и 20 310 га заявитель поясняет, что 15.10.2020 в Клепиковский отдел Управления Росреестра по Рязанской области было предоставлено, в том числе, дополнительное соглашение от 22.03.2018 к договору аренды лесного участка от 10.06.2010, в котором указана площадь лесного участка в размере 20 310 га. Указанное соглашение надлежащим образом зарегистрировано в управлении Росреестра по Рязанской области (т. 3 л.д. 63-94). Вместе с тем, дополнительное соглашение от 22.03.2018 не было принято во внимание работниками управления.
В отношении непредставления документа об уплате государственной пошлины общество указывает, что 15.10.2020 в Клепиковский отдел Управления Росреестра по Рязанской области представлено платежное поручение от 09.09.2020 N 295 об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременении объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости в размере 22 000 рублей (т. 3 л.д. 68). Каких-либо обоснований, по каким причинам не принято платежное поручение об оплате госпошлины, в уведомлении об отказе государственной регистрации прав не указано.
Заявитель отмечает, что вопреки уведомлению, 15.10.2020 в управление Росреестра по Рязанской области было представлено решение Арбитражного суда Рязанской области по делу А54-5400/2019 на бумажном носителе.
Заявитель не согласен со ссылкой управления на то, что в решении Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 и постановлении Двадцатого арбитражного суда от 20.02.2020 по делу N А54-5400/2019 отсутствует информация о применении последствий недействительности государственной регистрации прав на недвижимое имущество (то есть отсутствует условие для восстановления ранее зарегистрированного права аренды), в то время как судебным решением должно быть установлено право заявителя на недвижимость, поскольку в деле N А54-5400//2019 не решался вопрос о праве собственности на лесной участок, а был признан незаконным отказ министерства природопользования Рязанской области от исполнения договора.
В этой связи заявитель полагает, что в данном случае позиция управления основана на неверном толковании норм права, поскольку пунктом 143 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 установлено, что при признании судом, арбитражным судом недействительной оспоримой сделки, если судом не применены последствия ее недействительности - не решен вопрос о принадлежности вещного права на объект недвижимости, запись о котором подлежит внесению в реестр прав на недвижимость, в запись о вещном праве со статусом "актуальная" вносятся: слова "Сделка (указываются ее реквизиты) признана недействительной решением", наименование суда и реквизиты судебного акта.
По мнению заявителя, отсутствие информации в судебном акте о применении последствий недействительности сделки не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Относительно снятия земельного участка кадастровым номером 62:00:0000000:19971 с кадастрового учета общество отмечает, что для достоверного факта установления дублирования земельных участков необходимо проведение межевания и только в этом случае будет возможно говорить о дублировании.
По мнению заявителя, управление Росреестра по Рязанской области недобросовестно отнеслось к своим обязанностям и произвело исключение спорного участка из ЕГРН на основании надуманных, не подтвержденных должным образом фактов, а именно: путем сопоставления данных лесного реестра с данными публичной кадастровой карты. Своими действиями регистратор фактически дал оценку ранее возникшему праву, поставил его под сомнение, при отсутствии волеизъявления любой из сторон по заключенному договору аренды, что недопустимо в силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем вышел за рамки представленных законом полномочий. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Общество полагает, что управление не имело законных оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка с условным кадастровым номером 62:00:0000000:19971.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 названной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки призваны обеспечить защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создает дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Из положений статей 4.1 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) следует, что до 01.01.2012 предоставление лесных участков, а также проведение государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними допускаются без проведения государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьей 26 Закона N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.04.2010 N 60-ФЗ) государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 15.02.2011 N 2642-ИМ/Д23 сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления заинтересованного лица (правообладателя) и документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок. Сведения о лесном участке могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости без проведения кадастровых работ.
Таким образом, в рассматриваемом случае проведена государственная регистрация ограничения (обременения) аренды в упрощенном порядке на основании договора аренды без постановки на государственный кадастровый учет, что допускалось действовавшим законодательством в 2010 году.
В управление 23.07.2019 от министерства природопользования Рязанской области поступило заявление N КУВД-001/2019-9008224 о прекращении ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 62:00:0000000:19971, расположенный по адресу: Рязанская область, Клепиковский район: ГКУ Рязанской области "Тумское лесничество" Киряевское участковое лесничество кварталы NN 1-85; Северо-Тумское лесничество, кварталы NN 1-91; ГКУ Рязанской области "Бельковское лесничество, Алексеевское участковое лесничество, кварталы NN 83,85,90-92,94-97,103,107,108,112,114; ГКУ Рязанской области "Клепиковское лесничество", Оськинское участковое лесничество, кварталы NN 73-77,79-83,85-88,90,91,95-104, общей площадью 203 100 000 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для заготовки древесины (т. 4 л.д. 36-48).
Арендодателем вышеуказанного участка являлось министерство природопользования Рязанской области, арендатором - ООО "Тума-Рязань-Лес", срок - аренды 25 лет с 29.06.2010.
В качестве документов-оснований представлены: уведомление от 14.06.2019 N СА/9-6791 об отказе от исполнения договора аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018); приказ министерства природопользования Рязанской области от 14.06.2019 N 696 "Об отказе от исполнения договора аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018)" (т. 4 л.д. 41-48).
В силу положений статей 310, 450.1, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пунктам 7, 8 раздела 5 договора аренды лесного участка от 10.06.2010, а также в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации прав государственным регистратором принято решение о государственной регистрации прекращения договора аренды. ООО "Тума-Рязань-Лес" было надлежащим образом уведомлено об одностороннем отказе арендодателя от исполнения договора аренды и у государственного регистратора имелись законные основания для принятия решения о прекращении права аренды в одностороннем порядке на основании представленных актов. Регистрационная запись об ограничении (обременении) аренды и зарегистрированных дополнительных соглашений к договору прекращена в ЕГРН 25.07.2019.
В связи с прекращением государственной регистрации ограничения права на земельный участок с кадастровым номером 62:00:0000000:19971, отсутствием сведений о наличии запрещений действий по государственной регистрации на основании судебных актов, а также в связи с проводимыми работами управления по поручениям Росреестра о реализации Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в силу частей 11, 15 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ такой участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета, государственным регистратором было принято решение о снятии вышеуказанного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Вышеуказанный земельный участок был снят с кадастрового учета 16.10.2019 в связи с тем, что является дублем иных земельных участков.
Информация о том, что данный земельный участок с кадастровым номером 62:00:0000000:19971 является дублем земельных участков и подлежит снятию с кадастрового учета, 10.10.2019 представлена в управление министерством природопользования Рязанской области письмом "О выявленных пересечениях земельных участков" исх. от 08.10.2019 N АС19-11294 (т. 4 л.д. 2).
ООО "Тума-Рязань-Лес" 04.03.2020 обратилось в Клепиковский отдел управления Росреестра по Рязанской области с заявлением N КУВД-001/2020-2689467 об осуществлении действий по государственной регистрации прав, а именно о регистрации прочих ограничений прав на объект недвижимости и обременении объекта недвижимости.
Управлением 16.03.2020 было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-2689467/1; в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации 11.12.2020 вынесено уведомление об отказе государственной регистрации прав N КУВД-01/2020-2689467/5.
Из материалов дела следует, что 15.10.2020 в Клепиковский территориальный отдел ГБУ РО "МФЦ Рязанской области" поступило на рассмотрение заявление N MFC-0304/2020-60741-1 (КУВД-001/2020-19597135) о принятии дополнительных документов к заявлению от 04.03.2020 N КУВД-001/2020-2689467 о государственной регистрации прочих ограничений и обременении объекта недвижимости в отношении земельного участка без указания кадастрового номера, площадью 2 131 000 кв.м, расположенного по адресу: Рязанская область, Клепиковский район: ГКУ Рязанской области "Тумское лесничество", Киряевского участковое лесничество, кварталы NN 1-85; северо-Тумское участковое лесничество, кварталы NN 1-91; ГКУ Рязанской области "Бельковское лесничество", Алексеевское участковое лесничество, кварталы NN 83, 85, 90-92, 94-97, 103, 107, 108, 112, 114; ГКУ Рязанской области "Клепиковское лесничество", Оськинское участковое лесничество, кварталы NN 73-77, 79-83, 85-88, 90, 91, 95-104. Данное заявление и приложенные к нему документы представлялись для устранения причин обжалуемого в суде приостановления.
В качестве дополнительных документов представлены на бумажном носителе: письмо от 10.09.2020 N 151, заверенная копия платежного поручения от 09.09.2020 N 295 на сумму 22 000 рублей, скан-образы документов: приказ ООО "Тума-Рязань-Лес" от 24.12.2019 N 154, протокол ООО "Тума-Рязань-Лес" от 23.12.2019 N 12, соглашение от 22.03.2018 (дата регистрации от 03.04.2018, номер регистрации: 62-62/005-62/005/001/2018-497/1).
По результатам рассмотрения заявления и указанных документов управлением вынесено уведомление от 26.10.2020 N КУВД-КУВД-001/2020-2689467/3 о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав. При этом управление руководствовалось следующим.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, объект недвижимости, в отношении которого необходимо осуществить регистрационные действия, не внесен в ЕГРН, следовательно, регистрация права или ограничений (обременении) не допускается.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами (часть 3 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются в одном экземпляре, который после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю
Таким образом, в силу вышеизложенного, в нарушение действующего нормативного регулирования ООО "Тума-Рязань-Лес" не представлены документы на бумажном носителе (при личном обращении) для осуществления государственной регистрации ограничений или обременении.
Кроме того, исходя из содержания платежного поручения от 09.09.2020 N 295 заявителем уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременении объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, однако в заявлении от 04.03.2020 N КУВД-001/2020-2689467 с приложением документов, общество просило осуществить регистрацию "Прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости".
Таким образом, уплаченная государственная пошлина не соответствует заявленным требованиям.
В этой связи уведомлением от 11.12.2020 N КУВД-001/2020-2689497/5 заявителю было отказано в государственной регистрации прочих ограничений, в том числе и потому, что обществом не указан вид ограничения (обременения), в зависимости от которого предусмотрена оплата государственной пошлины в соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218 предусмотрены случаи, при которых земельные участки подлежат снятию с государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, в ЕГРН содержатся следующие сведения.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 62:05:0000000:3, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: Рязанская область, Клепиковский район, Тумский лесхоз, дата постановки на учет: 26.12.2003. Площадь земельного участка: 274 101 944 кв.м. Зарегистрировано право собственности Российской Федерации N записи в ЕГРН 62-01/05-48/2004-471 от 13.09.2004, в силу закона, на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Также 12.02.2021 зарегистрировано ограничение (обременение) прав - аренда, N записи в ЕГРН 62:05:0000000:3-62/053/2021-1 а основании договора аренды от 21.12.2020 N 12-2020, заключенного между министерством природопользования Рязанской области (арендодатель) и АО "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (арендатор), срок аренды 3 года.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 62:05:0000000:2: категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под строительство спортивного комплекса, расположенного по адресу: Рязанская область, Клепиковский район, дата постановки на учет: 05.05.2003. Площадь земельного участка: 54 186 кв.м. Зарегистрировано право собственности Андрюшиной Оксаны Викторовны, N записи в ЕГРН 62-62-03/003/2006-255 от 30.10.2006 на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.09.2006 N 209.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 62:05:0000000:95: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: Рязанская область, Клепиковский район, дата постановки на учет: 18.03.2006. Площадь земельного участка: 62 690 914 кв.м. Зарегистрировано право собственности Российской Федерации, N записи в ЕГРН 62-62-03/048/2008-099 от 21.01.2009, в силу закона, на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отношении порядка и процедуры присвоения кадастрового номера 62:00:000000:19971 земельному участку, расположенному в Клепиковском районе, управлением на сайт оператора программы ФГИС ЕГРН (служба Технологической поддержки) направлен запрос, создан инцидент от 02.06.2021 N INCCA0001711016.
В дальнейшем управлением получен ответ о том, что согласно алгоритму миграции, если земельный участок относится к землям лесного фонда (леса), то кадастровый номер присваивается в условном квартале, условном районе по следующей формуле:
Формат: A:B:C:N, где
1) А - код региона: соответствует коду региона той базы, откуда осуществляется миграция.
2) В = 00.
3) С = 000000 или 0000000 (зависит от формата кадастрового номера в текущем регионе).
4) N - порядковый номер, следующий после максимально существующий в данном условном квартале. Пример: 69:00:0000000:21 (т. 8 л.д.1-58).
В отношении иных вопросов, касающихся снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 62:00:0000000:19971, согласно представленным данным ОПКД ЕГРН, 10.10.2019 в управлении состоялось заседание рабочей группы по решению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, на котором рассматривался вопрос о наличии в ЕГРП записей о лесных участках, права на которые оформлялись в период, когда в соответствии с действующим на тот момент законодательством Российской Федерации проведение кадастрового учета не требовалось (статья 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Было отмечено, что наличием таких участков и обусловлена значительная разница в площади земель лесного фонда между ЕГРН и государственным лесным реестром.
В числе прочих был озвучен вопрос о том, что в ЕГРН имеется запись о лесном участке с кадастровым номером 62:00:000000:19971 общей площадью 203 100 000 кв.м, записи о правах на который прекращены в июле 2019 года, в связи с этим от министерства природопользования Рязанской области необходима информация о дублировании указанного земельного участка с иными, поставленными на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке.
В управление от министерства природопользования Рязанской области поступило письмо от 08.10.2019 N АС19-11294, согласно которому в рамках анализа информации о "проблемных" лесных участках, сведения о которых содержались ранее только в информационной системе "Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним", министерство просит снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 62:00:00000000:19971, так как он является дублем земельных участков с кадастровыми номерами 62:05:0000000:3, 62:05:0000000:2, 62:05:0000000:95.
В связи с этим управлением 16.10.2019 были проведены работы по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером 62:00:0000000:19971, государственным регистратором принято решение об исправлении реестровой ошибки (снятии с государственного кадастрового учета указанного земельного участка), о чем региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений - министерство природопользования Рязанской области был уведомлен в установленном порядке. Иные лица уведомлены быть не могли в связи с отсутствием зарегистрированных ограничений (обременении) либо прав. Решение об исправлении реестровой ошибки подготовлено в соответствии с частью 3 статьи 61, частью 11 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ.
Поскольку в силу части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, а в рассматриваемом случае сведений об объекте недвижимости в ЕГРН нет, должна осуществляться подача заявления о постановке на государственный кадастровый учет и одновременной государственной регистрации в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона.
Спорный земельный участок был снят с кадастрового учета 16.10.2019, аренда прекращена 25.07.2019.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, снятие с кадастрового учета земельного участка влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта права, являющегося предметом договора аренды, внесение изменений в погашенную запись законом не предусмотрено.
Учитывая, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 62:00:000000:19971 не установлено посредством определения координат характерных точек таких границ, на момент снятия с учета данного земельного участка в отношении него не была зарегистрирована аренда, сведения о земельном участке с кадастровым номером 62:00:000000:19971 были внесены в ЕГРН ранее сведений о дублирующих лесных участках и их площадь (62:05:0000000:3 - 274 101 944 кв. м, 62:05:0000000:2 - 54 186 кв.м, 62:05:0000000:95 - 62 690 914 кв.м) больше площади земельного участка с кадастровым номером 62:00:000000:19971 - 2 131 000 кв.м, снятие с учета указанного земельного участка с кадастровым номером 62:00:000000:19971, по справедливому суждению суда, отвечает положениям частей 11, 15 статьи 60.2 Закона 218-ФЗ.
Согласно решению Арбитражного суда Рязанской области от 26.01.2021 по делу N А54-7358/2020 отсутствие кадастрового учета переданных в пользование по договору аренды лесных участков ООО "Тума-Рязань-Лес" является препятствием в осуществлении регистрационных действий данного договора.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 по делу N А54-5400/2019 признан незаконным отказ министерства природопользования Рязанской области от исполнения договора аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018), выраженный в уведомлении от 14.06.2019 N СА/9-6791.
В резолютивной части решения суда по делу N А54-5400/2019 не содержится указания на способ устранения допущенных министерством природопользования Рязанской области нарушений прав и законных интересов заявителя.
При этом предметом рассмотрения дела N А54-5400/2019 не являлись какие-либо регистрационные действия, управление к его рассмотрению не привлекалось.
Государственная регистрация без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества (часть 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В рассматриваемом случае на момент обращения общества с заявлением запись о земельном участке и его аренде в ЕГРН были погашены.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку в данном случае объект недвижимости в ЕГРН отсутствует, государственная регистрация обременения на спорный лесной участок невозможна.
Таким образом, в рамках требований заявителя о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации прав, выраженного в уведомлении об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-2689467/5, запись об аренде от 29.06.2010 N 62-62-05/017/2010-240, основанная на договоре аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018), восстановлена быть не может; спорный лесной участок не внесен в ЕГРН, что препятствует регистрации обременения на этот объект.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации прав, содержащегося в уведомлении от 11.12.2020 N КУВД-001/2020-2689467/5.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
ООО "Тума-Рязань-Лес" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 20.09.2021 N 226.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.09.2021 по делу N А54-3520/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тума-Рязань-Лес" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.09.2021 N 226.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3520/2020
Истец: ООО "ТУМА-РЯЗАНЬ-ЛЕС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в лице Клепиковского отдела
Третье лицо: Андрюшина Оксана Викторовна, АО "Связь объектов транспорта и добычи нефти", Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях, Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, ООО "ТУМА-РЯЗАНЬ-ЛЕС" в лице представителя: Каширин Андрей Игоревич, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии