город Томск |
|
23 декабря 2021 г. |
Дело N А45-12945/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Эверест капитал" А.А. Баланова (N 07АП-10957/21), на решение Арбитражного суда Новосибирской области 22.09.2021 по делу N А45-12945/2021 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Эверест капитал" (ИНН 7703678650) к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Диабаз", 2) инспекция Федеральной налоговой службы N3 по г. Москва, 3) Шашуков Д.С., 4) Ковалев В.В., о признании приказов N71 и N72 от 20.02.2021 незаконными,
В судебном заседании приняли участие:
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Эверест капитал" (далее - заявитель, общество, ОАО "Эверест капитал") к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу о признании приказов N 71 и N 72 от 20.02.2021 незаконными.
Решением суда от 22.09.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Департамент в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Диабаз" в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы поддержал.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2018 по делу N А40- 236699/18-183-148 в отношении открытого акционерного общества "Эверест капитал" (далее - заявитель, общество, ОАО "Эверест капитал") введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Быков А.Г.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2019 в отношении общества введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утверждена Крючкова Ю.А.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2021 по делу N А40-236699/18- 183-148 общество признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура - конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Балабанов А.А.
ОАО "Эверест капитал" являлось владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 02031 БЭ (регистрация 07.06.2017), выданной с целью разведки и добычи полезных ископаемых (золото), в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств на Никольском месторождении на территории Тисульского муниципального района в Кемеровской области. Дата окончания действия лицензии - 07.06.2037.
В соответствии с Условиями пользования недрами лицензии КЕМ 02031 БЭ (Приложение N 1 к лицензии): подготовка и утверждение в установленном порядке проектной документации на проведение работ по разведке месторождения, получившей положительное заключение экспертизы, должно быть осуществлено не позднее 07.06.2018 (подпункты 4.1.3.1, 4.1.3, пункт 4.1 Условий пользования недрами); срок начала проведения разведки месторождения - не позднее 07.12.2018 (подпункты 4.2.2.1 и 4.2.2, пункт 4.2 Условий пользования недрами).
В целях обеспечения безусловного исполнения вышеуказанных обязательств, без которых проведение работ на участке недр не допускается, пункты 12.1 и 12.4 Условий пользования недрами предусматривает возможность досрочного прекращения права пользования недрами в случае их нарушения. ОАО "Эверест капитал" также являлось владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 02032 БЭ (регистрация 07.06.2017), выданной с целью разведки и добычи полезных ископаемых (золото), в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств на Полуденном месторождении на территории Тисульского муниципального района в Кемеровской области.
Дата окончания действия лицензии - 07.06.2037.
В соответствии с Условиями пользования недрами лицензии КЕМ 02032 БЭ (Приложение N 1 к лицензии): подготовка и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом РФ "О недрах", должно быть осуществлено не позднее 07.06.2018 (подпункты 4.1.5.1, 4.1.5, пункт 4.1 Условий пользования недрами).
В целях обеспечения безусловного исполнения вышеуказанных обязательств, без которых проведение работ на участке недр не допускается, пункт 12.1 Условий пользования недрами предусматривает возможность досрочного прекращения права пользования недрами в случае их нарушения.
Согласно информации представленной Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Кемеровской области - Кузбассу от 08.05.2019 N 96/9638 в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий получены данные о нарушении ОАО "Эверест капитал" условий пользования недрами по лицензиям КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ.
30 мая 2019 года комиссией по досрочному прекращению права пользования недрами приняты решения о направлении в адрес общества уведомлений о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ по истечении 6 месяцев, если выявленные нарушения не будут устранены.
Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее заинтересованное лицо, департамент) подготовлены и направлены в адрес общества уведомления от 04.06.2019 N СФО-01-01-10/1491 и N СФО-01-01-10/1492 о допущенных заявителем нарушениях условий пользования недрами по вышеназванным лицензиям, названные уведомления получены обществом 20 июня 2019 года.
По истечении срока Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка устранения обществом нарушений.
По результатам проверки было установлено, что требования, указанные в уведомлениях от 04.06.2019, не выполнены, что подтверждается также письмом УФСБ России по Кемеровской области от 26.01.2021 N 96/1045. Комиссией по досрочному прекращению права пользования недрами рассмотрены поступившие материалы, установлен факт невыполнения условий пользования недрами и не устранения допущенных нарушений в установленный срок, принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ.
На основании вышеназванного решения комиссии департаментом были изданы приказы от 20.02.2021 N 71 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 02031 БЭ" и N 72 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 02032 БЭ".
Указанные приказы заинтересованного лица послужили основанием для обращения 13 мая 2021 года заявителя в арбитражный суд с заявлением. Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку невыполнение недропользователем требований лицензионного соглашения, повлекшее существенные нарушения условий выданной ему лицензии на право пользования недрами, является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно статье 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае, в том числе нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Аналогичные основания досрочного прекращения права пользования недрами предусмотрены пунктом 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1).
Согласно пункту 9.2 Положения N 3314-1 владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Статьей 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 названного закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (часть 4 статьи 20 Закона о недрах).
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами установлен статьей 21 Закона "О недрах".
По пункту 95 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участниками недр (далее- регламент), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315, основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок. В соответствии с пунктом 99 регламента осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя: регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы); рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях; рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В силу пункта 110 регламента письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Согласно пункту 112 регламента в приказе Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами, подготовленным в соответствии с пунктом 102 настоящего Административного регламента, указываются: 1) основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах"; 2) сведения о заявлении владельца лицензии о досрочном прекращении права пользования недрами; 3) указание на необходимость проведения недропользователем мероприятий по ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) дата прекращения права пользования недрами; 5) данные об исключении сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц либо данные об исключении сведений об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае досрочного прекращения права пользования недрами в связи с ликвидацией предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности); 6) соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
Как следует из пунктов 12.1 и 12.4 Условий пользования недрами право пользования недрами по лицензии КЕМ 02031 БЭ может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ "О недрах", в том числе в случаях нарушения пользователем недр сроков, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.5, а также условий, указанных в пункте 4.2 Условий пользования недрами в части срока начала работ по разведке месторождений.
В соответствии с пунктом 12.1 Условий пользования недрами право пользования недрами по лицензии КЕМ 02032 БЭ может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ "О недрах", в том числе в случаях нарушения пользователем недр сроков, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.5 Условий пользования недрами.
Из материалов дела следует, на заседании комиссии были рассмотрены материалы в отношении заявителя, который не выполнил условия пользования недрами, принято решение о выдаче обществу письменного уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по вышеназванным лицензиям, уведомления были получены заявителем 20 июня 2019 года, внеплановой документарной проверкой было установлено, что нарушения условий лицензионного соглашения не устранены.
При вынесении оспариваемых приказов административные процедуры, установленные пунктом 99 Административного регламента, заинтересованным лицом были соблюдены, приказы содержат перечень обязательных сведений, предусмотренных пунктом 116 Административного регламента.
Не выполнение уведомлений не оспаривается и заявителем, в том числе и в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, департамент направил письмом от 18.07.2019 N СФО-01-01-10/1959 уведомления N N 1491 и 1492 в адрес временного управляющего общества Быкова А.Г. по запросу последнего, уведомления были получены 23 июля 2019 года. Таким образом, с 23.07.2019 арбитражному управляющему было известно о вышеуказанных уведомлениях.
Во исполнение требований уведомлений N N 1491 и 1492 обществом была подготовлена проектная документация "Разведка месторождения Никольское" и "Технический проект на разработку запасов рудного золота Полуденного месторождения открытым способом". Названная проектная документация была отклонена от согласования уполномоченным органом в связи с несоответствием требований действующего законодательства.
Отказы в согласовании проектной документации обществом в установленном порядке не оспаривались, выявленные нарушения заявителем не были устранены, повторно общество для согласования проектной документации не обращалось.
Общество подало в департамент заявки на внесение изменений и дополнений в оспариваемые лицензии от 22.01.2020 N 11/19 и 12/19, отказ заинтересованного лица в удовлетворении вышеназванных заявок направлен в адрес внешнего управляющего общества письмом от 20.02.2020 N СФО-01-01-10/354.
Как указывает заявитель, во исполнение требований Уведомлений N N 1492 и 1491 Обществом была подготовлена проектная документация "Разведка месторождения Никольское" и "Технический проект на разработку запасов рудного золота Полуденного месторождения открытым способом" соответственно.
Однако указанная проектная документация была отклонена от согласования уполномоченными органами в связи с ее несоответствием требованиям действующего законодательства РФ. Между тем, из материалов дела следует, что вышеназванные отказы уполномоченных органов в согласовании подготовленной ОАО "Эверест Капитал" проектной документации, не были оспорены Обществом в установленном законом порядке, как следствие, последнее согласилось с основаниями указанных отказов.
При этом повторно (после устранения соответствующих недостатков) Общество для согласования указанной проектной документации в уполномоченные органы не обращалось, хотя не было лишено такого права. Кроме того пп. 4.1.3.1 и пп. 4.2.2.1 Условий пользования недрами лицензии КЕМ 02031 БЭ, также как и пп. 4.1.5.1 Условий пользования недрами лицензии КЕМ 02032 БЭ предполагают выполнение ОАО "Эверест Капитал" всех предусмотренных действующим законодательством действий, мероприятий, а также получения всех необходимых согласований, экспертиз и соответствующих утверждений при необходимости. Формальная разработка ОАО "Эверест Капитал" проектной документации, не может считаться выполнением лицензионных требований применительно к вышеназванным пунктам Условий пользования недрами по лицензиям КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ. Иной подход, означал бы возможность разработки недобросовестными недропользователями формального документа под названием "проектная документация".
Как усматривается из материалов дела, фактически обществу был представлен срок для устранения выявленных нарушений больше, чем 6 месяцев: уведомления получены 20.06.2019, шестимесячный срок истекает 20.12.2019, дата внеплановой проверки - 10.03.2020, в связи с установлением моратория на досрочное прекращение в 2020 году прав пользования недрами по постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" завершение административной процедуры стало возможным в 2021 году, оспариваемые приказы вынесены 20.02.2021, однако заявителем не были устранены выявленные нарушения в установленный срок.
Судом рассмотрен и отклонен довод заявителя о том, что нарушенные условия лицензий не являются существенными, поскольку Условия лицензии КЕМ 02031 БЭ, установленные в подпунктах 4.1.3.1 и 4.2.2.1 Условий пользования недрами, условия лицензии КЕМ 02032 БЭ, установленным подпунктом 4.1.5.1 Условий пользования недрами определены пунктами 12.1 и 12.4 Условий пользования недрами указанных лицензий как существенные условия.
Также отклонен довод общества о нарушении прав конкурсных кредиторов и процедуры конкурсного производства.
В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ "О недрах" участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Переход права пользования участками недр и переоформление соответствующих лицензий в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона РФ "О недрах" и пункта 63 Административного регламента осуществляется по заявительному принципу.
Как следует из материалов дела, каких-либо заявок на переоформление названных лицензий в департамент не поступало, отсутствуют доказательств, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов конкурсных кредиторов. Заявителем таких доказательств в материалы дела не представлены.
Доводы заявителя со ссылкой на положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подлежат отклонению.
В соответствии с преамбулой Закона РФ "О недрах", последний содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав недропользователей. В силу части 2 статьи 35 Закона РФ "О недрах" государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ "О недрах" государственное управление отношениями недропользования осуществляется, в том числе федеральным органом управления государственным фондом недр (Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) и его территориальными органами), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом Сибнедра является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа (пункт 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, утв. Приказом Роснедр от 26.03.2014 N 183).
В свою очередь, круг правоотношений, регулируемых ФЗ N 127 определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного закона. Указанной нормой, в частности предусмотрено, что предметом правового регулирования ФЗ N 127 являются отношения, возникающие в связи с неплатежеспособностью, в том числе юридических лиц как участников имущественного оборота, при этом правовое регулирование осуществляется в соответствии с ГК РФ. Систематический анализ положений действующего законодательства о недрах, позволяет утверждать, что отношения по предоставлению, использованию участков недр и досрочному прекращению соответствующих прав, носят строго регламентированный характер, возникают и прекращаются на основании решения уполномоченного органа государственной власти и являются частью системы государственного управления отношениями недропользования.
В связи с этим нормы ФЗ N 127 в силу требований пункта 3 статьи 2 ГК РФ, не распространяются на отношения недропользования.
Отношения в сфере недропользования складываются между уполномоченными органами в этой сфере и пользователями недр, возникают на основе публичной процедуры лицензирования.
В соответствии с пунктом 2.1 определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-О-О интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах") обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
Поскольку заявителем не представлено документальных доказательств о наличии независящих от воли общества объективных обстоятельств, препятствовавших исполнять условия лицензионного соглашения, то довод общества в этой части несостоятелен, так как противоречит фактическим обстоятельствам дела. Невыполнение недропользователем требований лицензионного соглашения, повлекшее существенные нарушения условий выданной ему лицензии на право пользования недрами, является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права. В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, но не опровергают их. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Поскольку при принятии апелляционной жалобы апеллянту была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до ее рассмотрения по существу, в связи с оставлением жалобы без удовлетворения государственная пошлина на основании статьи 110 АПК РФ, пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит взысканию с апеллянта в доход федерального бюджета в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области 22.09.2021 по делу N А45-12945/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Эверест капитал" ИНН 7703678650 государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12945/2021
Истец: Балабанов Антон Анатольевич
Ответчик: Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: ИФНС N3 ПО Г МОСКВЕ, КОВАЛЕВУ ВЛАДИМИРУ.ВЛАДИМИРОВИЧУ, ОАО "ЭВЕРЕСТ КАПИТАЛ", ООО "ДИАБАЗ", ШАШУКОВУ ДМИТРИЮ СЕРГЕЕВИЧУ, ОАО Конкурсный управляющий " ЭВЕРЕСТ КАПИТАЛ" А.А.Балабанов, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1314/2022
23.05.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1314/2022
23.12.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10957/2021
22.09.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-12945/2021