г. Ессентуки |
|
23 декабря 2021 г. |
Дело N А15-5953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Семенова М.У. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тепличное" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.10.2021 по делу N А15-5953/2019, при участии представителей: от ИФНС по Кировскому району г. Махачкалы - Гаджиева Р.А. (доверенность от 03.12.2019), от УФНС по Республике Дагестан - Самедова А.М. (доверенность от 16.03.2021), от ООО "Тепличное" - Джамалутдинова И.А. (приказ от 03.12.2021), Койчуева И.Н. (доверенность от 17.04.2020),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепличное" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы (далее - инспекция) от 27.06.2019 N 136745598 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 04.10.2019 N 16-24/1127О@.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан.
Решением от 06.10.2021 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленного обществом требования ввиду законности и обоснованности оспариваемого решения инспекции и управления.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятый судебный акт отменить, принять по делу новый. По мнению заявителя жалобы, применение повышающего коэффициента не может быть обусловлено внесением в государственный кадастр недвижимости изменений, не связанных со сменой правообладателя земельного участка. В пределах спорного земельного участка деятельность по осуществлению жилищного строительства до настоящего времени не ведется.
В отзыве управление и инспекция просили решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель общества и его директор поддержали доводы жалобы. Представитель инспекции и управления поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации (номер корректировки 4) общества по земельному налогу за 2017 год, по итогам которой составила акт камеральной проверки N 13634290 от 22.01.2019.
По результатам рассмотрения материалов проверки дополнительных мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика, инспекция вынесла решение N 136745598 от 27.06.2019, которым начислила обществу 1 538 577 рублей земельного налога, 373 122 рубля пени и привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 307 715 рублей 40 копеек штрафа.
Решением от 04.10.2019 N 16-24/1127О@ управление оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции и управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд исследовал фактические обстоятельства дела, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Суд установил, что в 2009 году общество приобрело земельный участок площадью 269 591, 5 кв.м с кадастровым номером 05:40:000025:0010 в собственность для сельскохозяйственного использования. В 2015 году указанный земельный участок разделен на 2 участка: 1 участок - площадью 129 419 кв.м с кадастровым номером 05:40:000025:4563, 2 участок - площадью 108 027 кв.м с кадастровым номером 05:40:99925:4564 с сохранением вида разрешенного использования - "сельхозпроизводства".
По новому генеральному плану и Правилам землепользования и застройки г. Махачкалы вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:4563 изменен на вид "среднеэтажное жилое строительство", изменение зарегистрировано в 27.10.2016.
Таким образом, с указанного периода изменился порядок налогообложения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:4563, кадастровая стоимость которого определяется по категории "земли под домами многоэтажной застройки".
По итогам проверки инспекция установила, что при исчислении земельного налога за 2017 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0081932:45, 05:40:000025:4563 общество применило налоговую ставку в размере 0,3%, без применения повышающего коэффициента 2, который необходимо применить в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на земельные участки, образуемые в результате раздела. При этом согласно пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 394 Кодекса в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена ставка 0,3%.
Согласно пункту 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Применение повышающего коэффициента, указанного в пункте 15 статьи 396 Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для целей жилищного строительства, обусловлено необходимостью стимулировать налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков, путем установления повышенной ставки земельного налога для земель, выделенных под жилищное строительство, в случае если строительство на данных землях не завершено в разумный с точки зрения законодателя срок - три года.
Таким образом, суд верно указал, что в случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в этом случае повышенного коэффициента 2, либо 4, установленного пунктом 15 статьи 396 Кодекса. В ином случае применению подлежит ставка 1,5 процента.
Факт приобретения земельного участка для использования в иных целях, либо без условий его использования для жилищного строительства, в данном случае, значения не имеет.
Поскольку, как установил суд, после регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:4563 - 27.10.2016, общество является правообладателем спорного земельного участка с новым видом разрешенного использования, который должен учитываться при выборе применяемой налоговой ставки при исчислении земельного налога, вывод судов о том, что в данном случае, при исчислении земельного налога должен применяться повышающий коэффициент, установленный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, с даты государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок, является правильным.
При этом суд обосновано исходил из того, что положения пункта 15 статьи 396 Кодекса, применяются независимо от способа приобретения земельного участка (на аукционе, или путем купли-продажи на свободном рынке, или иным путем), а также в отношении земельных участков, вид разрешенного использования которых изменен после их приобретения.
Наличие соответствующего вида разрешенного использования при отсутствии на земельном участке жилых объектов не может служить основанием для применения пониженной ставки 0,3% без применения повышающих коэффициентов.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что в ситуации, когда не планируется строительство жилых домов, общество обязано изменить вид разрешенного использования, а не использовать имеющийся с целью снижения налогового бремени.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что инспекция правомерно начислила обществу земельный налог за 2017 год учетом применения налоговой ставки в размере 0,3% и повышающего коэффициента 2 в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:4563.
Возражения общества со ссылкой на иную судебную практику не принимаются во внимание, поскольку названные судебные акты приняты по делам, обстоятельства которых не идентичны обстоятельствам, установленным в рамках настоящего дела.
По сути в жалобе общество не опровергло правильности выводов судов первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному исковому заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.10.2021 по делу N А15-5953/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5953/2019
Истец: ООО "ТЕПЛИЧНОЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РД, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г.МАХАЧКАЛЫ
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2304/2022
23.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4694/2021
06.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5953/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5953/19