город Воронеж |
|
24 декабря 2021 г. |
Дело N А08-11221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТехсапфирТрейд" (ИНН 3123220146, ОГРН 1103123012630, далее - ООО "ТехсапфирТрейд", общество или заявитель:
от Курской таможни (ИНН 4629026434, ОГРН 1024600942904, далее - таможня или административный орган): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
Агаркова А.А., представитель по доверенности от 31.12.2020 N 05-47/89; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТехсапфирТрейд" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.09.2021 по делу N А08-11221/2020,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТехсапфирТрейд" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Курской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 24.08.2020 N 10108000-888/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.09.2021 по делу N А08-11221/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТехсапфирТрейд" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что судом не были учтены его пояснения относительно получения идентификационных заключений, необоснованность и незаконность включения заявленных в декларации товаров как таковых, которые подпадают под установленные запреты.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 15.11.2021, 17.12.2021 в связи с болезнью председательствующего судьи.
В судебном заседании представитель таможни возражала против требований апелляционной жалобы, признавала решение суда законным и обоснованным.
Представитель общества в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено. Также заявитель был надлежащим образом извещен административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа судом не установлено.
В связи с этим доказательства, полученные административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
ООО "ТехсапфирТрейд" в вину вменяется несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Во исполнение контракта от 15.12.2014 N R-11/14, заключенного CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD (Израиль) с ООО "ТехсапфирТрейд" последнее задекларировало для целей экспорта товар "оптические детали: заготовка из синтетического корунда 204,5*х188,8*х6,5 мм - 1шт содержание основного вещества AL203 в исходном корунде не менее 99,99%; ТУ2655-001-54671564,2011, применяется в качестве оптического элемента в высокотемпературной среде для прибора-контроля высоких температур, производители: ООО "ТЕХСАПФИР"; товарный знак отсутствует, количество: 990 г", классифицируемый декларантом в товарной подсубпозиции 9001900009 ТН ВЭД Е АЭС. Заявленная таможенная процедура - экспорт (ЭК 10). Вес нетто товара, заявленный в ДТ N 10108090/141218/0004900 - 0,990 кг, вес брутто - 1,250 кг; цена товара - 1100 долл. США (декларация N 10108090/141218/0004900).
В графе 44 N 10108090/141218/0004900 декларантом заявлены сведения об идентификационном заключении N 0007-17/6163027810 от. 20.02.2017 под кодом вида документа "01154" (Заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля Государств - членов Евразийского экономического союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий).
Согласно сведениям из Реестра организаций, получивших разрешение на проведение идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, содержащимся на официальном сайте ФСТЭК России (fstec.ru), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет" (ЦЭК ЮФУ) имеет специальное разрешение на проведение идентификационной экспертиз по всей номенклатуре товаров, включённых в соответствующие контролируемые списки. Свидетельство N 028 от 11.09.2015. Срок действия свидетельства с 11.09.2015 по 11.09.2020).
Центром независимой идентификационной экспертизы - товаров и технологий в целях экспортного контроля Южного федерального университета (далее - ЦЭК ЮФУ) по запросу Курской таможни предоставлена копия идентификационного заключения N 0007- 17/6163027810, заверенная директором ЦЭК ЮФУ.
Согласно предоставленному документу идентифицируемые товары "кристаллы синтетического корунда: були без обработки, куски, стержни, бруски; цилиндры и другие формы, размерами от 01- 300*20 мм, высота 01-300*20 мм (по методу Киропулоса - ГОИ" не соответствуют контролируемым товарам (технологиям) из Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661 (пункт 4 идентификационного заключения); для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в заключении, требуется разрешение Комиссии по экспортному, контролю РФ (пункт 6 идентификационного заключения).
Письмом от 20.11.2019 N 448/10 директор ЦЭК ЮФУ Кучинский Л.Ф. сообщил, что 20.02.2017 во ФСТЭК России (Федеральную службу по техническому и экспортному контролю России) был направлен отчет, в котором указано: "Требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
Ранее, Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации было выдано Разрешение N 132/15-СТ20 от 02.03.2015 на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах размерами от 01-300*20 мм, высотой 01-300*20 мм".
Согласно информации, полученной от ЦЭК ЮФУ, идентификационное заключение N 0007-17/6163027810 от 20.02.2017 с выводами о том, что для осуществления внешнеэкономической сделки требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ, было составлено на бумажном носителе в соответствии с Правилами заполнения идентификационного заключения, утвержденными Постановлением-Правительства РФ от 21.06.2016 N 565 "О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и.правилах его заполнения", которое заверяется подписью и печатью. В ходе проведения камеральной таможенной проверки наличие идентификационного заключения N 0007-17/6163027810 от 20.02.2017 на бумажном носителе с подписями и печатями с выводами о том, что для осуществления внешнеэкономической сделки не требуется Разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ, не выявлено ни у организации, выдавшей документ, ни у организации, которой был выдан документ.
Согласно полученной в ходе проведения таможенной проверки информации ЦЭК ЮФУ выдано Обществу (ООО "ТехсапфирТрейд") в феврале 2017 года идентификационное заключение N 0007-17/6163027810 от 20.02.2017, оформленное в надлежащем порядке, о чем свидетельствует договор N 028/05-17 от 15.02.2017, акт сдачи - приемки выполненных услуг от 20.02.2017, а также письма директора ЦЭК ЮФУ.
В ходе проведения таможенной проверки установлено, что ранее в Белгородской таможне РФ ООО "ТехсапфирТрейд" осуществлял таможенное декларирование аналогичных товаров, поставляемых в рамках внешнеторгового контракта 15.12.2014 N R-11/14, заключенного ООО "ТЕХСАПФИРТРЕЙД" с CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES -LTD, Израиль в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD на основании Разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ N132/15-СТ20 от 02.03.2015, действовавшего до 15.12.2016.
Данное Разрешение было выдано ООО "ТехсапфирТрейд" на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах и размерами от 01-300*20 мм диаметром, 01-300*20 мм высотой, общим весом до 480 кг, в соответствии с контрактом от 15.12.2014 N R-11/14, конечный пользователь. CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Цель использования - производство оптических компонентов для элементов радиационного контроля и солнечной энергетики.
30.10.2019 Комиссией по экспортному контролю РФ выдано Разрешение N 1293/19-СТ20 от 30.10.2019 на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах размерами от диаметром 01-500*20 мм, высотой; 01-500*20 мм общим весом до 450 кг, в соответствий с контрактом от 15.12.2014 N R-11/14, сроком действия до 31.12.2020,' конечный пользователь - CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, использование - в производстве оптических компонентов. В ходе проведения камеральной таможенной проверки у ООО "ТехсапфирТрейд" были затребованы разрешения ФСТЭК (Комиссии по экспортному контролю РФ) на экспорт товаров в соответствии с контрактом от 15.12.2014 N R-11/14.
Обществом предоставлены копии Разрешений Комиссии по экспортному контролю РФ N 132/15-СТ20 от 02.03.2015, сроком действия до 15.12.2016 и N 1293/19-СТ20 от 30.10.2019 сроком действия до 31.12.2020.
Иных Разрешений Комиссии по экспортному контролю РФ не предоставлено.
Таким образом, таможенным органом было установлено, что за период с 16.12.2016 по 29.10.2019 ООО "ТехсапфирТрейд" не имело действующего разрешения на экспорт кристаллов синтетического корунда, в разных формах по контракту от 15.12.2014 N R-11/14 в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль.
Экспорт, изделий из синтетического корунда в разных формах по контракту от 15Л2.2014 N R-11/14 в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль, весом нетто 0,990 кг, задекларированных по ДТ N 10108090/141218/0004900, осуществлялся ООО "ТехсапфирТрейд", без предоставления Разрешения на экспорт, выданного уполномоченным органом РФ - Комиссией по экспортному контролю РФ.
В ходе таможенной проверки было установлено, что ООО "ТехсапфирТрейд" было уведомлено, что покупатель и конечный пользователь причастен к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной, области (письма ЦЭК ЮФУ от 23.12.2014 N 448/14, от 05.02.2020 N 448/03).
Данная информация находится в открытом (свободном) доступе в сети интернет.
Таким образом, у ООО "ТехсапфирТрейд" имелась информация о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо конечным пользователем (потребителем) приобретаемой, научно-технической продукции, к военным программам, и в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона.N 183 ФЗ Общество обязано было получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю, на осуществление внешнеэкономических операций (Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации) на экспорт продукции, но в период с 2017 года по 29.10.2019 экспортировало товары в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль, не имея указанного Разрешения, и не представило его при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10108090/141218/0004900.
В нарушение пунктов 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС ООО "ТехсапфирТрейд" переместило через таможенную границу ЕАЭС (вывезло из Российской Федерации) товар по ДТ N 10108090/141218/0004900 без предоставления разрешения на экспорт, выданного уполномоченным органом, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола от 06.08.2020 N 10108000-888/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением от 24.08.2020 N 10108000-888/2020 ООО "ТехсапфирТрейд" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "ТехсапфирТрейд" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения лицом административного правонарушения. Нарушение произошло по вине лица, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований закона. Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федераций в области экспортного контроля, а также определение права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности установлены Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N183).
В соответствии со статьей 1 Закона N 183 экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав, на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 6 Закона N 183 списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, в том числе:
- список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661;
- список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.01.2003 N 36;
- список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.02.1996 N 202.
В соответствии со статьей 7 Закона N 183 экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том; числе:
- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
- таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Союза) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 183 установлено, что российским лицам запрещаемся, заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверна известно,- что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.
Пунктом 2 статьи 20 Закона N 183-ФЗ установлено, что российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами.интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары; информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения, и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы, в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Правила (порядок) получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использований иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517 (далее - Правила).
В соответствии с указанными Правилами российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны в установленном настоящими Правилами порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно- технической продукцией (далее - разрешение) в случае, если они были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности; имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц (пункт 2 правил утвержденных указанным постановлением).
Пунктом 3 Правил установлены случаи, в соответствии с которыми для участников внешнеэкономической деятельности имеются основания полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах; организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности.
Для участников внешнеэкономической деятельности основаниями полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или. иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, в частности, кроме прочего, является: имеющаяся у российского участника внешнеэкономической деятельности информация о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо, конечным пользователем (потребителем) приобретаемой научно-технической продукции, к военным, программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях (подпункт 2 пункта 3 Правил).
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (пункт 5 Правил).
Действие настоящих Правил не распространяется на внешнеэкономические операции с продукцией военного назначения, а также с товарами и технологиями, включенными в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утверждаемые указами Президента Российской федерации (пункт 1 Правил).
При таможенном декларировании товаров сведения о Разрешении на вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю, выданном уполномоченным государственным органом государств-членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля, реквизиты которого указываются в графе 44 ДТ (в соответствии с классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов") под кодом вида документа "01153" - "Разрешение (подтверждение) на ввоз (вывоз) товаров, подлежащих экспортному контролю, выданное уполномоченный государственным органом государств - членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля".
При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава вменяемого административного правонарушения.
Объектом вменяемого административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных, в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объективная сторона заключается в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Субъектом правонарушения выступает лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Материалами дела подтверждается, что в графе 44 N 10108090/141218/0004900 декларантом заявлены сведения об идентификационном заключении N 0007-17/6163027810 от 20.02.2017 под кодом вида документа "01154" - заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля Государств - членов Евразийского экономического союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий).
Товар по декларации N 10108090/141218/0004900 был помещен под процедуру экспорта и вывезен с таможенной территории ЕАЭС 17.12.2018.
При этом сведения о выдаче разрешения на вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю (код вида документа "01153") не заявлено.
Представленными в материалы дела копией идентификационного заключения N 0007-17/6163027810, заверенной директором ЦЭК ЮФУ, а также письмом от 20.11.2019 N 448/10 подтверждается, что для осуществления вывоза указанного товара требуется разрешение комиссии по экспортному контролю РФ.
Кроме того, в период с 02.03.2015 по 15.12.2016, с 30.10.2019 по 31.12.2020 обществу выдавались разрешения на экспорт кристаллов синтетического корунда по контрактам с CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, вместе с тем в период с 16.12.2016 по 29.10.2019 данных разрешений ООО "ТехсапфирТрейд" не выдавалось.
Судом апелляционной инстанции также учитывается, что письмом от 23.12.2014 N 448/14 ЦЭК ЮФУ по результатам ранее проведенной независимой идентификационной экспертизы уведомил общество об имеющейся информации о причастности иностранного лица, являющегося грузополучателем (конечным пользователем (потребителем)) по контракту, приобретаемой научно-технической продукции, к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях.
При таких обстоятельствах ООО "ТехсапфирТрейд", обладая информацией о том, что его контрагент CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD причастен к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях, в любом случае, обязан был получить в установленном законодательством порядке разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации для осуществления экспорта спорного задекларированного товара.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя объективной стороны вменяемого лицу административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "ТехсапфирТрейд" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу наличии в действиях лица состава вменяемого административного правонарушения.
На момент рассмотрения дела административным органом срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности административным органом не допущены.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, для освобождения лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что минимальное наказание, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ для юридических лиц в виде штрафа в размере 50 000 рублей, соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.09.2021 по делу N А08-11221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТехсапфирТрейд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-11221/2020
Истец: ООО "ТехсапфирТрейд"
Ответчик: Курская таможня