г. Чита |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А58-2225/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2021 года по делу N А58-2225/2021 по заявлению муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Мархинская средняя общеобразовательная школа N 1" городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1021401054652, ИНН 1435078276) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о признании незаконными и отмене постановлений об административных правонарушениях от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/404 и от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/405,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Мархинская средняя общеобразовательная школа N 1" городского округа "Город Якутск" (далее - заявитель, МОБУ МСОШ N1, учреждение или школа) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство или административный орган) с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/404 и от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/405 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2021 года заявленные учреждением требования удовлетворены. Постановления Министерства от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/404 и от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/405 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, признаны незаконными и отменены полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, по мотивам, изложенным в жалобе.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе встречной проверки учреждения по вопросам соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2018 - 2019 годы, проведенной на основании приказов Министерства от 07.07.2020 N 01-04/0974 "О назначении встречных проверок в муниципальных учреждениях городского округа "город Якутск", от 10.07.2020 N 01-04/0999 "О внесении изменений в приказ Минфина от 07.07.2020 N 01-04/0974" в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года" в городском округе "город Якутск", проведенной на основании приказа Министерства от 19.06.2020 N 01-04/0892 "О назначении камеральной проверки в городском округе "город Якутск" за период 2018 - 2019 годы", составлен акт встречной проверки от 14.08.2020, в котором установлен факт нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году на сумму 353 340 рублей, в том числе 283 140 рублей и 70 200 рублей средства, предусмотренные на организацию летнего отдыха детей направлены на питание детей в осеннем лагере и летней каникулярной школе, которые отсутствуют в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 27.05.2019 N 01-10/732, и на сумму 145 134,50 рублей, в том числе за 2019 год в размере 85 773,93 рублей - средства направлены на выплату ежемесячной стимулирующей выплаты (премии) заместителям руководителя в размере 14 % от начисленной заработной платы, не предусмотренной Положениями об оплате труда, и в размере 59 360, 57 рублей - средства, предусмотренные на организацию летнего отдыха детей, направлены на оплату труда и оплату страховых взносов работников лагеря, которые не осуществляли реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
30.11.2020 старшим контролером-ревизором Министерства в присутствии законного представителя учреждения - директора составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, по факту нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 353 340 рублей, в том числе 283 140 рублей и 70 200 рублей средства, предусмотренные на организацию летнего отдыха детей направлены на питание детей в осеннем лагере и летней каникулярной школе, которые отсутствуют в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 27.05.2019 N 01-10/732, и на сумму 145 134, 50 рублей, в том числе за 2019 год в размере 85 773, 93 рублей - средства направлены на выплату ежемесячной стимулирующей выплаты (премии) заместителям руководителя в размере 14 % от начисленной заработной платы, не предусмотренной Положениями об оплате труда, и в размере 59 360, 57 рублей - средства, предусмотренные на организацию летнего отдыха детей, направлены на оплату труда и оплату страховых взносов работников лагеря, которые не осуществляли реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
03.12.2020 заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) в присутствии законного представителя учреждения - директора вынесены постановления N 1/15.14-2020/404 и N 1/15.14-2020/405 об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 256 рублей и 17 667 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пунктам 4 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, привлекая учреждение к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
Ответственность в соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекса Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В силу статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2013 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, так и государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно абзацу 2 пункта 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субвенции, имеющие целевое назначение.
В соответствии с положениями 269.2, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315 "Об утверждении Положений о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии" Министерство вправе осуществлять внутренний государственный финансовый контроль, проводимый в рамках бюджетных отношений субъекта Российской Федерации.
Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законные методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля определены статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к ним отнесены проверки, ревизии, обследования.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 указанного Кодекса).
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверками проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, встречная проверка учреждения была назначена в рамках камеральной проверки муниципального образования "город Якутск", которому предоставлены межбюджетные субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной образовательной программы.
Согласно части 3 статьи 5, пункту 6 статьи 2, части 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования детей в муниципальных образовательных организациях пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании отнесено к полномочиям в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанное полномочие реализуется согласно указанной статье, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 Закона об образовании установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, к которым отнесены в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Порядок предоставления и расходования средств субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 152 (далее - Порядок N 152).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка N 152 субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно пункту 2.4 Порядка N 152 субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 152 субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:
а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях;
б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;
в) игры, игрушки;
г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности, в том числе для проведения государственной итоговой аттестации;
д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;
е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2 Порядка N 152 средства субвенции направляются на финансирование расходов на оплату труда работников, рассчитываемых в соответствии с пунктом 7 Методики расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 153 (приложение N 3), согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Методики расчета объема субвенций, расчет фонда оплаты труда производится, исходя из условий и порядка оплаты труда, установленных для работников общеобразовательных организаций Положениями об оплате труда и законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Постановлением Окружной администрации городского округа "город Якутск" от 26.06.2013 N 143п утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений городского округа "Город Якутск" (далее - Положение об оплате труда).
Таким образом, средства субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направляются на финансирование расходов на оплату труда работников, рассчитываемых, в том числе и в соответствии с Положением об оплате труда.
Положение об оплате труда распространяется на работников муниципальных образовательных учреждений городского округа "город Якутск" и работников муниципальных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования (пункт 2).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Управлением образования Окружной администрации г. Якутска и учреждением заключено Соглашение от 17.01.2019 N 100, предметом которого является определение порядка и условий предоставления ГРБС или уполномоченным органом, выполняющим функции учредителя, учреждению субсидии из бюджета городского округа "город Якутск" на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (на реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в учреждении).
Положение об оплате труда определяет, в том числе Порядок и условия оплаты труда и стимулирования руководителей учреждений, заместителей руководителя, главных бухгалтеров (раздел 5 Положения).
Пунктом 5.1 Положения об оплате труда предусмотрено, что заработная плата руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается на основании трудового договора и состоит из должностного оклада, выплат за почетные звания, профессиональные знаки отличия, ученую степень, выплат по районному регулированию и премии (пункт 5.1.1); заработная плата заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений, перечисленных в пунктах 5.1.2 и 5.1.3, устанавливается на основании трудового договора и состоит из должностного оклада, почетного звания, профессиональных знаков отличия, ученой степени, выплат по районному регулированию. В случае, если заместитель руководителя учреждения осуществляет учебный (учебно-воспитательный) процесс, почетные звания, профессиональные знаки отличия, ученую степень по педагогической нагрузке не производятся (пункт 5.1.11).
Пунктом 5.2 Положения об оплате труда установлен Порядок и условия стимулирования в отношении только руководителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений образования, согласно которому премирование руководителя и главного бухгалтера учреждения осуществляется из 2-х источников:
- за счет фонда оплаты труда учреждения ежемесячно в фиксированном размере 14% от фонда оплаты труда, выплачивается за фактически отработанное время на основании табеля учета рабочего времени, издание локальных актов по учреждению не требуется;
- за счет средств централизованных фондов стимулирования руководителей с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения.
Согласно пункту 5.2.2 Положения об оплате труда размеры премирования руководителя, главного бухгалтера, порядок и критерии их выплат устанавливаются для муниципальных учреждений образования и учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования, - Управлением образования Окружной администрации города Якутска в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными Положением о премировании руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. Конкретные показатели осуществления премиальных выплат руководителям, заместителям руководителей и главным бухгалтерам устанавливаются исходя из задач, стоящих перед учреждением.
Приказом Управления образования Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2018 N 01-10/580 утверждено Положение о премировании руководителей муниципальных образовательных учреждений городского округа "город Якутск", устанавливающий порядок и критерии формирования выплат стимулирующего характера только в отношении руководителя.
Согласно пункту 1.5 Положения о премировании руководителей стимулирующие выплаты устанавливаются в виде премиальных выплат: по итогам работы (полугодие); за интенсивность и высокие результаты работы; иные поощрительные и разовые выплаты. Выплата премии осуществляется на основании решения Комиссии по премированию руководителей путем издания приказа Управления образования.
Внутренним локальным документом учреждения - Положением по распределению стимулирующего фонда оплаты труда работников МОБУ МСОШ N 1, утвержденным директором учреждения от 26.05.2016 N 1 предусмотрено, что система стимулирующих выплат работникам гимназии включает в себя выплаты по результатам труда (доплаты, премии) (пункт 2.1).
Данным Положением не предусмотрена выплата ежемесячной стимулирующей выплаты в фиксированном размере 14 % от заработной платы.
Таким образом, Положением об оплате труда, а также вышеперечисленными документами, регулирующими порядок выплаты премии и иных стимулирующих выплат, заместителям руководителя учреждения не предусмотрена ежемесячная стимулирующая выплата в фиксированном размере 14% от заработной платы, которая не связана с оценкой результата работы.
Судом первой инстанции также установлено и следует из материалов дела, что между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и МОБУ МСОШ N 1 заключено Соглашение без номера от 17.05.2019 о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, предметом которого выступает определение условий предоставления главным распорядителем бюджетных средств учреждению субсидии за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.
В рамках указанного соглашения главный распорядитель бюджетных средств перечисляет субсидию в размере 505 161 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения учреждение обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные Соглашением в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии на иные цели, указанные в разделе 3 и в соответствии пунктом 2.3.4 обеспечить возврат не использованных в текущем году остатков субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
В ходе проверки Министерством также было установлено и отражено в акте проверки от 14.08.2020, что 18.09.2019, 12.11.2019 и 16.12.2019 между Управлением образования и учреждением были заключены Соглашения без номера об увеличении, уменьшении и увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которыми учреждению предусмотрено 800 001 рублей, 788 301 рублей и 858 501 рублей.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 477 был утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка субсидии предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на основании соглашения о предоставлении субсидии.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) является наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных образований по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе решать органы местного самоуправления и на исполнение которых предоставляются субсидии.
Согласно пункту 3.8 Порядка субсидии в случае их использования не по целевому назначению взыскиваются в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из указанного выше правового регулирования и имеющихся в деле доказательств, подтверждающих использование денежных средств субвенции, предоставленной из бюджета Республики Саха (Якутия), суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что Министерство вправе проводить встречную проверку учреждения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в следующем.
Министерством в данном случае проводилась встречная проверка учреждения в рамках камеральной проверки получателя бюджетных средств из государственного бюджета субъекта - муниципального образования "город Якутск", и в силу пункта 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации такая встречная проверка могла быть проведена только в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта камеральной проверки, а не в целях проверки деятельности самого учреждения.
Аналогичные нормы о пределах встречной проверки предусмотрены также Порядком осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557.
В нарушение указанных положений предметом встречной проверки Министерством обозначена деятельность МОБУ МСОШ N 1, не являющегося объектом контроля в рамках назначенной камеральной проверки.
Следовательно, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что Министерством в отношении учреждения в рамках встречной проверки осуществлен сбор доказательств нецелевого использования бюджетных средств с превышением полномочий административного органа.
Основанием возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении МОБУ МСОШ N 1 и привлечения указанного лица к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае доказательства совершения административных правонарушений по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание оспариваемых постановлений по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции считает, что административный орган не доказал наличия в действиях образовательного учреждения объективной стороны вмененных ему правонарушений, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Недоказанность наличия в действиях МОБУ МСОШ N 1 события вмененного ему административного правонарушения, по мнению суда апелляционной инстанции, безусловно, свидетельствуют о незаконности постановлений от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/404 и от 03.12.2020 N 1/15.14-2020/405 о наложении штрафа по дулу об административном правонарушении.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к законному выводу об удовлетворении заявленных требований учреждения и признанию оспариваемых постановлений незаконными и их отмене полностью.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2021 года по делу N А58-2225/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2225/2021
Истец: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мархинская средняя общеобразовательная школа N 1" Городского округа "Город Якутск"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)