город Омск |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А75-10758/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13233/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания МЖК-Ладья" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.09.2021 по делу N А75-10758/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания МЖК-Ладья" (ОГРН 1078603005689, ИНН 8603145554, адрес: 628615, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Северная, 60, Б) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 104), при участии в деле заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пилот" (ОГРН 1188617016884, ИНН 8601067491, адрес: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Доронина, д. 6, пом. 2), о признании недействительным предписания от 14.05.2021 N 10-216/ЛК-2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания МЖК-Ладья" (далее - заявитель, общество, ООО "УК МЖК-Ладья") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба, Жилстройнадзор Югры) о признании незаконным и отмене предписания от 14.05.2021 N 10-216/ЛК-2021.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пилот" (далее - ООО "УК "Пилот").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.09.2021 по делу N А75-10758/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК МЖК-Ладья" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что решением общего собрания собственников, оформленным протоколом от 13.04.2012, утвержден тариф на содержание помещения, при этом услуги по содержанию лифтового хозяйства в него не входят, в установленный собственниками тариф расходы на данные услуги также не включены; плата за услуги по содержанию лифтов выставлялась исходя из фактически предоставленного объема; запрета на применение смешанного способа установления размера платы действующее законодательство не содержит.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "УК МЖК-Ладья" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 30.04.2015 N 166.
На основании приказа от 12.05.2021 N 10-216/ЛK-2021 Нижневартовским отделом инспектирования Службы в период с 13.05.2021 по 14.05.2021 в отношении ООО "УК МЖК-Ладья" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного дома N 12а, корпус 3, расположенного по ул. 60 лет Октября в г. Нижневартовске (далее - МКД), по вопросу незаконного начисления платы за содержание лифта с марта 2018 года по март 2021 года при содержании общего имущества (том 2 л.д. 8-14).
В ходе проверки установлено, что МКД находился в управлении ООО "УК МЖК-Ладья" до 01.03.2021 на основании договора на управление МКД, проект которого в период управления ООО "УК МЖК-Ладья" был размещен в ГИС ЖКХ (том 2 л.д. 22-29).
На основании пункта 3 протокола от 13.04.2012 N 1 общего собрания собственников жилых и нежилых помещений МКД, проводимого в форме заочного голосования, собственниками помещений МКД утверждены тарифы:
- на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 29 руб. 16 коп./1 кв.м;
- на управление МКД в размере 4 руб. 22 коп./1 кв.м.
При анализе платежных документов Служба пришла к выводу о том, что ООО "УК МЖК-Ладья" дополнительно собственникам МКД предъявляет оплату за содержание и техническое обслуживание лифта в размере 4 руб. 24 коп./1 кв.м.
По итогам проверки составлен акт проверки от 14.05.2021 N 10-216/ЛК-2021 (том 2 л.д. 15-17); обществу выдано предписание от 14.05.2021 N 10-216/ЛК-2021, согласно которому на ООО "УК МЖК-Ладья" возложена обязанность в срок до 01.08.2021 выполнить перерасчет размера платы за содержание лифта по всему МКД в размере всех лицевых счетов за период с марта 2018 года по март 2021 года (том 2 л.д. 33-34).
Не согласившись с предписанием Службы от 14.05.2021 N 10-216/ЛК-2021, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.09.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из содержания части 4 статьи 158 ЖК РФ следует, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников, при этом установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме иным способом (в одностороннем порядке управляющей организацией) противоречит требованиям закона и нарушает права потребителей.
Согласно оспариваемому предписанию на общество возложена обязанность осуществить перерасчет размера платы за содержание лифта по всему МКД по всем лицевым счетам за период с марта 2018 года по март 2021 года, поскольку начисление указанной платы осуществлено ООО "УК МЖК-Ладья" без согласования с собственниками жилья в МКД, как того требует действующее законодательство, то есть без вынесения данного вопроса и утверждения его общим собранием собственников помещений в спорном МКД.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ООО "УК МЖК-Ладья" начисляло дополнительную плату за техническое обслуживание лифтового оборудования в связи с тем, что в расчеты платы за содержание общего имущества МКД (29 руб. 16 коп./ l кв.м) не входила стоимость, связанная с обслуживанием лифтового оборудования. Общество ссылается на протокол от 13.04.2012 N 1, договор управления МКД и приложение N 1 к нему, а также платежные документы, согласно которым плата за содержание и техническое обслуживание лифта составляет 4 руб. 24 коп./l кв.м и не входит в плату за содержание и ремонт общего имущества МКД (29 руб. 16 коп./l кв.м).
Приведенные заявителем доводы, а также ссылка на то, что действующим законодательством не установлен запрет на применение смешанного способа установления размера платы, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующих положений.
В соответствии с пунктом 5.1 договора управления МКД собственник помещения производит оплату за жилищные и коммунальные услуги, включающую в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества МКД; плату за вывоз и утилизацию мусора; плату за пользование лифтом; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за ХГВС, водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение.
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 7 Правил N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые шахты.
Пунктом 7 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, лифтовое оборудование является принадлежностью общего имущества жилого дома.
Из пункта 1.4 договора управления МКД следует, что в состав общего имущества МКД включены лифты и лифтовые шахты МКД.
Согласно положениям пункта 11 Правил N 491, пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" техническое обслуживание лифтов относится к содержанию общего имущества МКД, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме включают в себя техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Следовательно, как обоснованно отметил суд первой инстанции, плата за содержание и техническое обслуживание лифтов в МДК является составной частью содержания общего имущества МКД, а значит, плата за данную услугу подлежит установлению по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 ЖК РФ, то есть на общем собрании собственников жилых помещений в МКД.
Согласно статье 158 ЖК РФ, пунктам 28, 31 Правил N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом доме. Размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации
Доказательств принятия общим собранием собственников помещений МКД решения по дополнительному взысканию с собственников помещений в МКД 4 руб. 24 коп./ 1 кв.м за содержание и техническое обслуживание лифта материалы дела не содержат и обществом не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "УК МЖК-Ладья" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции подателя жалобы, в этой связи отклоняются судом апелляционной инстанции как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 11.10.2021 N 1856), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ООО "УК МЖК-Ладья" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.09.2021 по делу N А75-10758/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания МЖК-Ладья" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 11.10.2021 N 1856.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10758/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МЖК-ЛАДЬЯ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: ООО "Управляющая компания Пилот"