г. Санкт-Петербург |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А56-71536/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Н.О.,
при участии:
от истца: Ильина С.А. по доверенности от 19.10.2021;
от ответчика: Лебедев Р.И. по доверенности от 01.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-38515/2021) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2021 по делу N А56-71536/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
об истребовании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (ОГРН 1089847242320, ИНН 7813417393; Санкт-Петербург, ул.Большая Монетная, д.11, далее - Общество) об обязании предоставить сведения по многоквартирным домам, в том числе: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл.почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии) в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать неустойку 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
Решением суда от 16.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 16.10.2021, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В жалобе Предприятие ссылается на то, что на прямые договоры собственники перешли с 01.10.202в 2020 году и ответчиком представлены сведения не в полном объеме. По мнению подателя жалобы, непредставление всех установленных пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) сведений препятствует реализации прав истца на взыскание дебиторской задолженности с населения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия расположены многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества.
Собственники помещений спорных многоквартирных домов перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
С 2020 года истец осуществляет начисление собственникам домов платы за потребление тепловой энергии.
Предприятие, не располагая в нужном объеме сведениями о собственниках помещений многоквартирных домов и теплоснабжаемых объектах, необходимыми для качественного оказания коммунальных услуг по теплоснабжению, обратилось к ответчику с письмом от 15.05.2021 N 58-13/23216 о предоставлении сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил N 354.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организации, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункт 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57 (1) Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае истец не ссылается на отсутствие у него сведений из реестра собственников, настаивает на представлении сведений, указанных в пункте 6 Правил N 354.
В данном случае из материалов настоящего дела следует, что прямые договоры собственников помещений в спорных многоквартирных домах с Предприятием заключены в 2020 году. Из буквального содержания пункта 6 Правил N 354 следует, что сведения Общество обязано передавать ресурсоснабжающей организации, приступающей к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Данной нормой не предусмотрена обязанность по изготовлению отсутствующих документов и получению сведений и последующей их передаче другому лицу, в том числе оказывающему коммунальную услугу. Общество обязано предоставлять сведения лишь при их наличии, то есть если они ранее были ему переданы.
Ответчиком представлены доказательства направления сведений согласно перечню истца в соответствии с пунктом 6 Правил N 354 по многоквартирным домам по адресу: ул.Блохина, д.22, лит.А от 24.07.2020 N 1230; ул.Блохина, д.25, лит. А от 21.07.2020 N 1174; ул.Блохина, д.29, лит.А и лит.Б от 21.07.2020 N 1174; ул.Блохина, д.33, лит.А от 24.07.2020 N 1230; Большой пр. П.С., д.7/4, лит.А от 05.08.2020 N 1314; ул.Зверинская, д.1/3, лит.А от 05.08.2021 N 1314; ул.Зверинская, д.7-9, лит.А от 21.07.2020 N 1174; ул.Зверинская, д.2/5, лит.А от 24.07.2020 N 1230. Указанными письмами ответчиком представлены истцу протоколы общего собрания собственников помещений о заключении прямых договоров.
В судебном заседании апелляционного суда истец не отрицал получения от ответчика документов, направленных сопроводительными письмами от 05.08.2020 N 1314, от 21.07.2020 N 1174, от 24.07.2020 N 1230, от 17.08.2020 N 1402, в том числе сведений о площадях помещений по конкретным квартирам, реестры собственников, протоколы общих собраний собственников помещений. Данное обстоятельство подтверждает выполнение ответчиком обязательств, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ.
Истец не обосновал, что отсутствие у него истребуемой от ответчика информации в порядке части 11 статьи 161 ЖК РФ необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, препятствует оказанию услуг по прямым договорам, при том, что в данном случае эти услуги уже оказываются с 2020 года и соответствующие начисления производятся собственникам. Таким образом, истец, обращаясь в суд с рассматриваемым требованием, не доказал нарушение его прав на проведение начислений.
Как поясняет истец в апелляционной жалобе, отсутствие сведений о собственниках и пользователях жилых помещений в многоквартирном доме, включающих в себя дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, нарушает право ресурсоснабжающей организации на обращение в суд с требованием о взыскании с населения задолженности за оказанные коммунальные услуги.
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" дополнен, в частности, статьей 20.2, согласно которой действие пункта 3 части второй статьи 124 ГПК Российской Федерации в части положений об обязательности предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства) в отношении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа, подаваемых, в частности, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (энергоресурсов) гражданам, приостановлено до 1 января 2022 года.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354 ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. По смыслу указанных норм ресурсоснабжающей организации предоставляются сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. Из материалов дела следует, что указанная информация у истца имеется, поскольку начисления собственникам производятся с 2020 года. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Вопреки позиции истца судом апелляционной инстанции не установлена недобросовестность ответчика, не представляющего по требованию истца отсутствующие у Общества сведения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2021 по делу N А56-71536/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71536/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"