город Омск |
|
14 января 2022 г. |
Дело N А81-5180/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14242/2021) Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.10.2021 по делу N А81-5180/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" (ОГРН 1028900511815, ИНН 8901007006, адрес: 629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Обская, дом 8) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900511529, ИНН 8900000174, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 43) о признании недействительным представления от 13.05.2021 N 90-07-10/1565,
при участии в судебном заседании представителя Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" - Романив Татьяны Ивановны по доверенности N 01 от 13.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" (далее - ГКУ ЯНАО "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения", учреждение, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - УФК ЯНАО) о признании недействительным представления от 13.05.2021 N 90-07-10/1565.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.10.2021 по делу N А81-5180/2021 заявленное требование удовлетворено, представление УФК по ЯНАО от 13.05.2021 N90-07-10/1565 признано недействительным, учреждению из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по ЯНАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что экспертиза поставленных изделий производилась получателями (медицинскими организациями), а не силами заказчика либо с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), как это предусмотрено частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, пунктом 6.2. Типового контракта утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 N 870н.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
УФК по ЯНАО, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель Учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте учреждения, целями деятельности последнего является обеспечение медицинских организаций Ямало-Ненецкого автономного округа лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и средствами диагностики, медицинскими иммунобиологическими препаратами, лечебным питанием для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
ГКУ ЯНАО "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения" осуществлял деятельность по несению расходов субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъекта Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой короновирусной инфекцией в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р и N 2806-р в 2020 году.
В период с 11.01.2021 по 19.02.2021 УФК ЯНАО на основании приказа от 21.12.2020 N 470, проведена плановая выездная проверка учреждения по вопросу осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации 27.03.2020 N 748-р, от 17.04.2020 N 1049-р за период 2020 года.
В ходе проверки УФК ЯНАО выявлено, что в нарушение требований установленных пунктом 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, пунктом 6.2. Типового контракта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 N 870н, экспертиза поставленных изделий производилась получателями (медицинскими организациями).
По результатам проведенной проверки 26.12.2017 составлен акт проверки и вынесено представление от 13.05.2021 N 90-07-10/156, в соответствии с которым учреждение обязано:
1. Рассмотреть информацию об указанных в настоящем Представлении нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий неустранимых нарушений.
2. Провести технологические учебы с ответственными сотрудниками, по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно правовыми актами.
3. Обеспечить проведение приемки, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных государственными контрактами, в соответствии с требованиями, установленными статьей 41, пунктом 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
4. Предоставить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям.
5. О результатах исполнения настоящего Представления проинформировать Управление в письменной форме, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих его исполнение, не позднее 07.06.2021.
Не согласившись с указанным представлением от 13.05.2021 N 90-07-10/156, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 12.10.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 72 названного Кодекса).
В силу пункта 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с названным Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 3 статья 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приведенная выше норма предполагает предоставление заказчику выбора способа приемки: своими силами или с привлечением экспертов.
Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (пункт 4.1 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик лишается права выбора способа приемки товаров своими силами или с привлечением только в случаях, прямо предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Таким образом, экспертом, экспертной организацией может быть любое физическое или юридическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, за исключением лиц, указанных в части 2 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ.
Поскольку в материалах дела отсутствуют соответствующие доказательства и заинтересованным лицом не приводится доводов об обязательном проведении экспертизы, следовательно, приемка поставленных товаров могла осуществляться заявителем как заказчиком по своему выбору собственными силами или с привлечением экспертов в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Исходя из положений, содержащихся в пунктах 5 и 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Таким образом, действительно именно ГКУ ЯНО "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения", а не конечные получатели препаратов для лечения новой короновирусной инфекции (медицинские учреждения) является заказчиком по смыслу закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, несмотря на то, что заказчиком является само учреждение, заказчик вправе действовать самостоятельно либо через своих представителей (поверенных).
Указанное поручение было сделано в форме соглашений о взаимодействии между заказчиком и конечными получателями лекарственных препаратов, заключение которых не противоречит ни Закону N 44-ФЗ, ни нормам бюджетного законодательства.
Так, с целью эффективного и сбалансированного использования выделенных социально направленных бюджетных средств для приобретения лекарственных препаратов для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией приемка результатов исполнения обязательств по контрактам на поставку товаров (медицинских изделий) осуществлялась заказчиком силами получателями этих товаров, медицинских изделий - медицинскими организациями, в которых осуществляют трудовую деятельность сотрудники, обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники.
К таким сотрудникам относятся непосредственно провизоры, осуществляющие приемку лекарственных препаратов, инженеры, осуществляющие приемку медицинского оборудования (технологически сложных медицинских изделий), лаборанты, осуществляющие приемку лабораторного оборудования и расходных материалов к ним.
Между учреждением и ГБУЗ ЯНАО "Салехардская окружная клиническая больница" (получатель) заключены соглашения от 08.12.2020, 10.12.2020, 21.11.2016 о назначении внешнего эксперта для проверки поставленного товара на соответствие условиям контрактов (договоров). Из условий указанных соглашений следует, что заказчик привлекает получателя на безвозмездной основе в целях проверки поставленного товара условиям заключенных контрактов.
То обстоятельство, что в соглашениях о взаимодействии конечные получатели ошибочно названы экспертами, сути сложившихся гражданско-правовых отношений не меняет.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что Учреждение не располагает достаточным количеством сотрудников для проведении экспертизы результатов исполнения обязательств по контрактам на поставку товаров (медицинских изделий), для экспертизы товаров (медицинских изделий) требуется значительное увеличение штата учреждения посредством привлечения сотрудников, обладающих специальными познаниями в области фармацевтики, специалистов, обладающих инженерными познаниями медицинского оборудования, познаниями лабораторного оборудования.
Для привлечения экспертов, экспертной организации исключительно на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ, как предусмотрено нормой права, на которую обоснованно ссылается податель апелляционной жалобы, приведет к дополнительному расходованию бюджетных средств на заключение контрактов возмездного оказания услуг по проведению экспертиз, что, по подсчетам заявителя, в среднем составит 422 487 000 руб. в год, исходя из средней стоимости одной экспертизы, равной 21 666 руб. (расчет произведен на основании открытых источников) и заключаемых контрактов в год в среднем 1300.
Указанное расходование бюджетных средств не соответствует эффективному расходованию такой социально направленной дотаций бюджетам субъектов как дотации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведение приемки качественного исполнения обязательств по контрактам на поставку товаров (медицинских изделий) осуществлено заказчиком силами получателей (медицинскими организациями), что не противоречит требованиям пункта 3 статьи 94 Закона. N 44-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку УФК по ЯНАО на то, что срок действия заключенных учреждением соглашений не соответствует срокам проведения внешней экспертизы, экспертные заключения подписаны лицами без указания должностей, места проведения, организации проведения экспертизы, документов, подтверждающих квалификацию, поскольку в рассматриваемом случае между заказчиком и медицинскими учреждениями отсутствует спор о ненадлежащем выполнении обязательств по заключенным с заказчиком контрактам, при этом медицинские учреждения не отрезают, что выполнили за заказчика указанные действия по проверке поставленного товара на соответствие условиям контрактов (договоров).
Таким образом, удовлетворив заявленные учреждением требования, суд первой инстанции принял правильное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ не распределяются, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.10.2021 по делу N А81-5180/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5180/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Центр ресурсного обеспечения в сфере здравоохранения"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу