г. Саратов |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А12-17719/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" (403767, Волгоградская область, Жирновский район, с. Бутырка, ул. Производственная, д.1, ИНН 3407010657, ОГРН 1063453000930)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2021 года по делу N А12-17719/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" (403767, Волгоградская область, Жирновский район, с. Бутырка, ул. Производственная, д.1, ИНН 3407010657, ОГРН 1063453000930)
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
заинтересованное лицо: Администрация Кленовского сельского поселения (403764, Волгоградская область, Жирновский район, с. Кленовка, ул. Продольная, д.4, ИНН 3407010544, ОГРН 1053478209157)
третьи лица: индивидуальный предприниматель Далиева Алла Владимировна, общество с ограниченной ответственностью "Долонь Плюс", индивидуальный предприниматель Кривобоков Юрий Иванович,
при участии в судебном заседании представителей Администрации Кленовского сельского поселения - Е.А. Плотниковой по доверенности от 21.12.2021, сроком на 1 год; главы Администрации Кленовского сельского поселения Д.М. Дулимова по служебному удостоверению от 19.12.2018 N 79, общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" - А.А. Морозовой по доверенности от 13.12.2021, сроком по 31.12.2022, Р.Ф. Бектимировой по доверенности от 13.12.2021, сроком по 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" (далее - заявитель, Общество, ООО "АЙТАКС-Молоко") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным, в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, об обязании Администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области заключить с ООО "АЙТАКС-Молоко" договор купли-продажи земельных участков N 34:07:000000:7601 (площадь 1 136 000 кв. м), N 34:07:000000:7602 (площадь 1 790 000 кв. м), части земельного участка N 34:07:000000:7600 площадью 2 074 000 кв. м, по цене в размере 15 процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АЙТАКС-Молоко" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Общество 04.04.2019 обращалось в Администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. В письме исх. N 231 от 03.05.2019 Администрация Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области сообщила ООО "АЙТАКС-Молоко" о производимых в отношении земельного участка кадастровых работах (разделе участка), в связи с чем, заключение договора купли-продажи участка было отложено Администрацией на период проведения данных работ, при этом указанный ответ не содержит отказ от заключения договора купли-продажи либо о возврате полученного заявления. Также Общество пояснило, что в период с 2013-2019 на спорных земельных участках осуществляло деятельность по обработке полей. Администрацией нарушено преимущественное право ООО "АЙТАКС-Молоко" на выкуп спорных земельных участков. Заявление в суд подано Обществом с соблюдением установленного срока на обжалование.
В судебное заседание явились представитель Администрации Кленовского сельского поселения, глава Администрации Кленовского сельского поселения, представитель общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко".
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.
Как следует из материалов дела, 04.04.2019 ООО "АЙТАКС-Молоко" обратилось в Администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 площадью 5000000 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, с. Кленовка, без проведения торгов по цене в размере не более 15% его кадастровой стоимости, с приложением документов, подтверждающих фактическое использование ООО "АЙТАКС-Молоко" испрашиваемого земельного участка.
Письмом исх. N 231 от 03.05.2019 Администрация Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области сообщила, что в настоящий момент не представляется возможным заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562, в связи с тем, что принято решение о разделе вышеуказанного земельного участка. Представленные документы не позволяют определить кем и на каких условиях был передан земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:46 ООО "НПСХП "Агрокомплекс Кленовское" и содержалось ли в условиях основного договора право передачи земельного участка третьему лицу в субаренду, что позволило бы исключить самовольную уступку права пользования землей.
Считая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в отсутствии заключения договора купли-продажи либо отказе в его заключении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при вынесении решения указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, императивно установившим специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Согласно пункта 5.1 статьи 10 Закона земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Таким образом, данной нормой установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 12.1 "Невостребованные земельные доли".
Согласно ст. 12.1 Закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
После признания права собственности на земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей, и регистрации права муниципальной собственности на него орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данный земельный участок, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются:
- особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство);
- использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей;
- обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок);
- использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Таким образом, из содержания данной нормы права следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность земельного участка. К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены не только договоры аренды или безвозмездного пользования и иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством. Доказательствами использования земельного участка могут служить любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие его использование в сельскохозяйственных целях в том числе, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и т.д.
Таким образом, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка может быть учтено и фактическое использование заявителем земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Правовой подход изложен в пункте 24 Обзора судебной практики ВС РФ N 5 (2017), утвержденном Президиумом ВС РФ, и в Определении Верховного суда РФ по делу N 305-ЭС17-5424.
Фактическое использование спорного земельного участка заявителем должно быть подтверждено совокупностью доказательств: учетные листы тракториста-машиниста, свидетельствующие о внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая на спорном земельном участке и несении расходов по обработке спорного земельного участка; несение заявителем длительное время налогового бремени в отношении данного участка (платежные поручения, подтверждающие уплату земельного налога за последние 3 года) при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей, что должно указывать на добросовестное и открытое использование спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, 10.03.2017 Жирновским районным судом Волгоградской области вынесено решение о признании права собственности Кленовского сельского поселения на 42 доли в праве общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения на территории Кленовского сельского поселения общей площадью 810,6 га, признанные невостребованными земельными долями, кадастровый номер земельного участка 34:07:000000:7562.
Право собственности Кленовского сельского поселения зарегистрировано Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Волгоградской области 15.01.2019 г.
04.04.2019 ООО "АЙТАКС-Молоко" обратилось в Администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 площадью 5000000 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, с. Кленовка, без проведения торгов по цене в размере не более 15% его кадастровой стоимости, с приложением документов, подтверждающих фактическое использование ООО "АЙТАКС-Молоко" испрашиваемого земельного участка.
Письмом исх. N 231 от 03.05.2019 Администрация Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области сообщила, что в настоящий момент не представляется возможным заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562, в связи с тем, что принято решение о разделе вышеуказанного земельного участка. Представленные документы не позволяют определить, кем и на каких условиях был передан земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:46 ООО "НПСХП "Агрокомплекс Кленовское" и содержалось ли в условиях основного договора право передачи земельного участка третьему лицу в субаренду, что позволило бы исключить самовольную уступку права пользования землей. Льготный порядок приобретения земельного участка возможен только для с/х организаций или КФХ, поэтому в целях проверки наличия у Общества признаков с/х организации необходимо представить соответствующие документы.
В целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, Администрацией принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 на самостоятельные земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7600 площадью 2 929 000 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7601 площадью 1 136 000 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7602 площадью 1 790 000 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7562 снят с кадастрового учета.
27.01.2020 Администрацией Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области проведен аукцион на право заключения договора аренды вышеуказанных вновь образованных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
По результатам аукциона между Администрацией Кленовского сельского поселения и ИП Перелыгиным С.Н., ИП Далиевой А.В., ИП Кривобоковым Ю.И., ООО "Долонь" 07.02.2020 подписаны договоры аренды земельных участков. Право аренды земельных участков зарегистрировано в ЕГРН.
17.06.2020 г. Общество обратилось в Администрацию с повторным запросом о принятом решении по заявлению Общества от 04.04.2019 г. о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 26.06.2020 г. Администрация сообщила, что Обществом не представлено ни одного документа, подтверждающего факт обработки земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 до момента образования права собственности за Администрацией Кленовского сельского поселения и постановки его на кадастровый учет, а также законность обработки и использования данного земельного участка. Администрация указала, что сообщила об отказе Обществу письмом от 03.05.2019 г.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что бездействие Администрации по не принятию решения по заявлению Общества отсутствует, поскольку Администрацией рассмотрено заявление Общества и 03.05.2019 г. представлен отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка, в том числе, по основаниям непредставления документов, подтверждающих фактическое использование Обществом земельного участка, документов, подтверждающих наличие у Общества признаков сельскохозяйственной организации.
Несогласие Общества с ответом Администрации от 03.05.2019 г. не является основанием для вывода о наличии бездействия Администрации по не принятию решения по заявлению Общества.
Отказ Администрации в заключении с Обществом договора купли-продажи земельного участка, выраженный в письме от 03.05.2019 г., Обществом не оспорен, недействительным не признан.
Предметом заявленных требований является признание незаконным бездействия Администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области.
При рассмотрении дела судом не установлено бездействие Администрации по не принятию решения по заявлению Общества.
Из содержания пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность земельного участка.
Согласно пункту 24 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" при применении положений пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" учитывается фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей.
Из буквального толкования названной нормы права и ст. 12.1 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования истребуемого им в собственность земельного участка.
При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. Поэтому при возникновении судебного спора о наличии оснований для приобретения прав на земельный участок в порядке указанной нормы, данный факт подлежит установлению судом на основе исследования и оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных гл. 7 АПК РФ. К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Таким образом, в целях применения положений п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом указанный порядок предоставления земли в порядке приведенной нормы права не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом.
Таким образом, претендовать на заключение договора аренды земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, без проведения торгов имели право лица/организации, использующие данный земельный участок до возникновения права муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что 04.04.2019 ООО "АЙТАКС-Молоко" обратилось в Администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением исх. N 20 (т. 1. л.д. 31) о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562, указав, что является сельскохозяйственной организацией и использует земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7562 с 2013 года по настоящее время, приложив договор аренды (субаренды) земельных участков от 31.12.2012 г., акт приема-передачи, акт оприходования объектов незавершенного строительства N 1, посевную карту 2913 г., сведения об образуемых земельных участках, схему земельного участка.
Как следует из материалов дела, 10.01.2012 г. между Грициным В.В и ООО "НПСХП "Агрокомплекс Кленовское" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:46 площадью 643,3333 га для с/х производства. Срок договора с 01.01.2012 г. по 30.12.2012 г.
31.12.2012 г. между ООО "НПСХП "Агрокомплекс Кленовское" и ООО "Айтакс-Молоко" заключен договор аренды (субаренды) земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:46 площадью 596,6 га для с/х производства.
Срок договора субаренды с 01.01.2013 г. по 30.12.2013 г.
ООО "НПСХП "Агрокомплекс Кленовское" исключено из ЕГРЮЛ, в связи с прекращением деятельности.
Доказательств использования ООО "Айтакс-Молоко" испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 согласно заявлению Общества от 04.04.2019 г., до регистрации права муниципальной собственности на него (15.01.2019 г.), Обществом не представлено.
Из представленной Обществом в суд апелляционной инстанции справки Администрации Жирновского муниципального района от 15.11.2021 г. N 2611, следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7562 с 2019 г. использовался ООО "Айтакс-Молоко".
Однако доказательств использования ООО "Айтакс-Молоко" испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 до регистрации права муниципальной собственности на него (15.01.2019 г.), Обществом не представлено.
Кроме того, судом установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок с 2017 г. используется ИП Кривобоковым Ю.И., что подтверждается справкой о наличии посевных площадей.
Наличие заключенного между ООО "Айтакс-Молоко" и ИП Кривобоковым Ю.И. договора о совместной деятельности не свидетельствует о фактическом использовании ООО "Айтакс-Молоко" испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 до регистрации права муниципальной собственности на него. Представленные Обществом в дело учетные листы тракториста-машиниста бесспорно не подтверждают фактическое использование Обществом испрашиваемого согласно заявлению Общества от 04.04.2019 г. земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке является использование субъектом земельного участка до регистрации права муниципальной собственности на него.
Целью установления названного льготного механизма является передача земельного участка тому сельскохозяйственному товаропроизводителю, который его фактически использует.
В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 ЗаконаN N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства фактического использования обществом земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 до регистрации права муниципальной собственности на него, соответственно, Общество не является лицом, имеющим преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка.
При указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае, основания для предоставления заявителю земельных участков в собственность на льготных условиях, без проведения торгов, не имелось.
Предоставление обществу земельного участка в собственность без торгов неправомерно поставило бы его в преимущественное положение перед иными возможными претендентами на получение этого участка в аренду, нарушило тем самым их права и законные интересы, а также публичные интересы.
27.01.2020 Администрацией Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области проведен аукцион на право заключения договора аренды вновь образованных земельных участков сельскохозяйственного назначения: земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7600 площадью 2 929 000 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7601 площадью 1 136 000 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7602 площадью 1 790 000 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв. м.
По результатам аукциона между Администрацией Кленовского сельского поселения и ИП Перелыгиным С.Н., ИП Далиевой А.В., ИП Кривобоковым Ю.И., ООО "Долонь" 07.02.2020 подписаны договоры аренды земельных участков. Право аренды земельных участков зарегистрировано.
Судом апелляционной инстанции установлено, что АО "Дельта-Агро" обращалось в суд с иском о признании недействительным аукциона от 27.01.2020 в 10.00 часов по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, с. Кленовка, ул. Продольная, дом 4, каб.N 1 в части лота N 1 и отмене его результата по признанию ИП Перелыгина С.Н. победителем по лоту N 1 - право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7563 общей площадью 2 251 000 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, срок аренды - 10 лет; о признании недействительным договора аренды, заключенный между администрацией Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и ИП Перелыгиным С.Н. земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7563, общей площадью 2 251 000 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, и применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области; обязании администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области заключить с акционерным обществом "Дельта-Агро" договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7563 общей площадью 1 251 000 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, в порядке, предусмотренном частью 5.1 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2021 года по делу N А12-11974/2020 аукцион от 27.01.2020 по лоту N 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв.м., расположенного по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, признан недействительным.
Договор аренды N 1 от 07.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв.м., расположенного по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, заключенный между администрацией Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Перелыгиным С.Н. признан недействительным.
Применены последствия недействительности сделки в виде обязания индивидуального предпринимателя Перелыгина С.Н. возвратить администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв.м. расположенный по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А12-11974/2020 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2021 года по делу N А12-11974/2020 в обжалуемой части в части: признания недействительным аукциона от 27.01.2020 по лоту N 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв.м., расположенного по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;
признания недействительным договора аренды N 1 от 07.02.2020 земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв.м., расположенного по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, заключенного между администрацией Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Перелыгиным С.Н.;
применения последствия недействительности сделки в виде обязания индивидуального предпринимателя Перелыгина С.Н. возвратить администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области земельный участок с кадастровым номером 34:07:000000:7563 площадью 2 251 000 кв.м. расположенный по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Кленовское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - отменено, в отмененной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд по делу N А12-11974/2020 установил, что 14.12.2017 представителем ОАО "Дельта-Агро" Шульженко И.А. и Главой Администрации Кленовского сельского поселения Гугучкиным С.Н. подписано соглашение по земельному банку в Кленовском сельском поселении из невостребованных земель.
Согласно соглашению стороны, проведя ревизию земель в невыделенном массиве с кадастровым номером 34:07:000000:46, на 14.12.2017 согласовывают следующее распределение земель: в том числе 810,6 га. - Администрация Кленовского сельского поселения. В Приложении к данному Соглашению установлено, что Администрация Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области определяет порядок обработки земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 810,6 га., в невыделенном массиве с кадастровым номером: 34:07:000000:46, в том числе на площади 225,1 га., поле 19 б - ОАО "Дельта-Агро".
Как установлено судом апелляционной инстанции в документообороте Кленовской сельской администрации отсутствуют решения, распоряжения, приказы по земельному банку, данное соглашение не имеет номера, не было зарегистрировано в книге приказов, исходящей документации. Как указано в письме администрации Жирновского муниципального района исх.N 2191 от 25.08.2020, за период с 2005 г. по истекший период 2020 г. Банк невостребованных земель на территории Кленовского сельского поселения не формировался. Как указано в письме администрации Кленовского поселения от 28.08.2020 земельный банк на территории Кленовского сельского поселения не формировался. Из ответа администрации Кленовского поселения прокурору следует, что соглашения о земельном банке из невостребованных земель не заключались, земельные участки из невостребованных земель лицам не предоставлялись, спорный земельный участок для обработки не предоставлялся.
Апелляционный суд указал, что из пояснений главы администрации Кленовского сельского поселения Дулимова Д.М. полученных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции следует, что согласно уставным документам поселения, у главы поселения отсутствуют полномочия единолично распоряжаться имуществом муниципального образования, вопрос о передаче имущества в пользование решается путем собрания совета депутатов поселения, в результате чего, депутатами выносится решение по определенным вопросам, которые на повестку выносит глава. В связи с тем, что никаких решений о судьбе земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:46 не принималось, банк невостребованных земель никогда не формировался.
ООО "АЙТАКС-Молоко" результаты указанных торгов не оспаривало.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При рассмотрении требования о признании незаконным бездействия по не принятию решения по заявлению Общества, способом восстановления прав является обязание уполномоченного органа принять соответствующее решение по заявлению Общества.
Однако в данном случае заявление Общества Администрацией рассмотрено и принято решение от 03.05.2019 г.
Несогласие Общества с ответом Администрации от 03.05.2019 г. не является основанием для вывода о наличии бездействия Администрации по не рассмотрению заявления и не принятию решения по заявлению Общества.
Кроме того, наличие зарегистрированных прав аренды на спорные земельные участки препятствует удовлетворению заявления ООО "АЙТАКС-Молоко" в части обязания Администрации Кленовского сельского поселения направить Обществу проекты договоров купли-продажи в отношении указанных земельных участков.
Поскольку судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации), в судебном порядке может быть признано соответствующее нарушенное или оспоренное право. Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
При указанных обстоятельствах, удовлетворение заявленных Обществом требований не приведет к восстановлению прав заявителя.
Администрацией заявлено о пропуске Обществом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Следовательно, решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть когда заявитель узнал об издании оспариваемого ненормативного акта, решения, о совершении действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены такими актами, действиями (бездействием).
Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2007 N 271-О-О, положение части 4 статьи 198 АПК РФ направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.
Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.
Как следует из материалов дела, заявление подано Обществом в арбитражный суд в электронном виде 28.06.2021, что следует из информации о документе дела.
Вместе с тем, о невозможности заключения договора купли-продажи Обществу стало известно из письма Администрации от 03.05.2019 г.
В письме от 16.09.2019 г. N 55 Общество ссылается на письмо Администрации от 03.05.2019 г., соответственно, Обществу было известно об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 26.06.2020 г. Администрация сообщила, что Обществом не представлено ни одного документа, подтверждающего факт обработки земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562 до момента образования права собственности за Администрацией Кленовского сельского поселения и постановки его на кадастровый учет, а также законность обработки и использования данного земельного участка. Администрация указала, что сообщила об отказе Обществу письмом от 03.05.2019 г.
Таким образом, Обществу было известно об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка в 2019 г., в 2020 г.
Кроме того, как следует из представленных запросов, направленных Обществом в адрес Администрации Кленовского сельского поселения (от 20.03.2019, 04.04.2019, 16.09.2019, 27.12.2019, 17.06.2020), ООО "АЙТАКС-Молоко" было уведомлено о проводимых аукционах и разделе земельного участка с кадастровым номером 34:07:000000:7562. При проведении торгов присутствовала директор ООО "Долонь Плюс" Бектимирова Р.Р., являющаяся представителем ООО "АЙТАКС-Молоко".
Ответы Администрации на указанные запросы (N 2231 от 03.05.2019, N 267 от 26.06.2020) содержали отказ в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка.
Факт получения указанных ответов Обществом не оспаривается.
Доказательств наличия препятствий для своевременного обращения в суд с указанными требованиями, наличия уважительных причин пропуска срока, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Обществом не представлено.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем не заявлено.
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства при совокупности изложенных обстоятельств, проверив все доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела, не отвечают требованиям действующего законодательства и не влияют на обоснованность и законность обжалуемого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2021 года по делу N А12-17719/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17719/2021
Истец: ООО "АЙТАКС-МОЛОКО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КЛЕНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Третье лицо: Далиева Алла Владимировна, Кривобоков Юрий Иванович, ООО "ДОЛОНЬ ПЛЮС"