г. Ессентуки |
|
14 января 2022 г. |
Дело N А20-755/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.01.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологистика" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2021 по делу N А20-755/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологистика", г. Нарткала к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик с привлечением третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Гарант", г. Нальчик, о признании незаконными решения УФАС по КБР от 29.12.2020 по делу N 007/01/10- 988/2020 и постановления УФАС по КБР о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экологистика" к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Пирогова Е.А. (доверенность от 15.06.2021), представителя общества с ограниченной ответственностью "Гарант" - Хачетлов И.Х. (доверенность от 09.01.2022), представителя общества с ограниченной ответственностью "Экологистика" - Твердохлебов В.М. (доверенность 06.04.2021),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологистика" (далее - общество, ООО "Экологистика") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, УФАС по КБР) от 29.12.2020 по делу N 007/01/10-988/2020. Также заявитель просил взыскать с УФАС по КБР в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Заявление принято к производству суда, делу присвоен номер N А20-755/2021.
В Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным постановления должностного лица УФАС по КБР N 007/04/14.31-625/2021 от 07.07.2021 о признании ООО "Экологистика" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 650 000 рублей.
Заявление принято к производству суда, делу присвоен номер N А20-3367/2021.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.08.2021 дела N А20-755/2021 и N А20-3367/2021 объединены в одно производство.
Решением суда от 14.10.2021 в удовлетворении требований ООО "Экологистика" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Экологистика" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт ссылается на обоснованность заявленных требований, а также на взаимоисключающие выводы суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ООО "Экологистика" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители УФАС по КБР и ООО "Гарант" доводы апелляционной жалобы не поддержали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу статьи 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Ввиду пункта 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881).
На основании изложенного Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.10.2016 N 196-1111 (утр. силу в связи с изданием постановления Правительства КБР от 30.06.2020 N 138-1Ш), территория Кабардино-Балкарской Республики разделена на 3 зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так в зону деятельности N 1 входят: городской округ Нальчик, Лескенский муниципальный район, Черекский муниципальный район, Урванский муниципальный район; в зону деятельности N 2 входят: городской округ Прохладный, Прохладненский муниципальный район, Майский муниципальный район, Терский муниципальный район; в зону деятельности N 3 входят: городской округ Баксан, Баксанский муниципальный район, Зольский муниципальный район, Эльбрусский муниципальный район, Чегемский муниципальный район.
28.04.2018 между министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО "Экологистика" заключены Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики области в каждой из трех зон.
Согласно статье 24.7 Закона об отходах, статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Учитывая круг потребителей услуг ООО "Экологистика", население и юридические лица в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как ООО "Экологистика" является региональным оператором на территории всех трех зон Кабардино-Балкарской Республики.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рьшке, и (или) устранять с этого товарного рьшка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При изложенных обстоятельствах, положение ООО "Экологистика" на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами во всех трех зонах Кабардино-Балкарской Республики является доминирующим.
Как следует, что из конкурсной документации по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики, размещенной Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на сайте torgi.gov.ru, в 1 зоне деятельности регионального оператора по обращению с отходами Кабардино-Балкарской Республики образуется 46,32% твердых коммунальных отходов (по массе отходов), во 2 зоне деятельности регионального оператора образуется 22,85% твердых коммунальных отходов, в 3 зоне деятельности образуется 30,83% твердых коммунальных отходов образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
Из представленных документов следует, что общество провело торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 1133 и Законом о контрактной системе. Дата публикации извещений и документации электронного аукциона: 15.11.2019. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 26.11.2019.
УФАС по КБР по итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru выявлено, что ООО "Экологистика" проводилось 6 закупок по 1 зоне деятельности, 3 закупки по 3 зоне деятельности у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора:
N 2100700003919000001 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик" (Лот 1) с начальной (максимальной) ценой контракта- 19 900 372,02 рублей;
N 2100700003919000002 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик" (Лот 2) с начальной (максимальной) ценой контракта- 19 925 315,01 рублей;
N 2100700003919000003 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик" (Лот 3) с начальной (максимальной) ценой контракта - 14 809 959,56 рублей;
N 2100700003919000004 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик" (Лот 4) с начальной (максимальной) ценой контракта- 31 846 655,41 рублей;
N 2100700003919000005 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории г.о. Нальчик" (Лот 5) с начальной (максимальной) ценой контракта-43 241 151,00 рублей;
N 2100700003919000006 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории Лескенского района КБР, Черекского района КБР, Урванского района КБР, п. Нартан Чегемского района КБР" (Лот 6) с начальной (максимальной) ценой контракта -78 772 010,90 рублей;
N 2100700003919000007 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на части территории Баксанского района КБР, г.о. Баксан" (Лот 7) с начальной (максимальной) ценой контракта - 58 855 431,00 рублей;
N 2100700003919000008 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории Зольского района КБР, Чегемского района КБР" (Лот 8) с начальной (максимальной) ценой контракта -68 761 418,00 рублей;
N 2100700003919000009 "Аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории Эльбрусского района КБР" (Лот 9) с начальной (максимальной) ценой контракта - 28 124 025,60 рублей.
При этом сведения о самостоятельном осуществлении ООО "Экологистика" транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики в управление не поступали. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 26.11.2019, по лотам 1-9 поступила единственная заявка от ООО "Гарант" (ИНН 0726000716, ОГРН 1090726000650).
В соответствии с Протоколами рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" от 26.11.2019 по лотам 1-9 (протоколы опубликованы в Единой информационной системе в сфере закупок 26.22.2019) на участие в электронном аукционе по каждому лоту подана только одна заявка от ООО "Гарант"; члены аукционной комиссии признали указанную единственную заявку по каждому лоту соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе; аукционная комиссия признала электронный аукцион по каждому лоту несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 66 Закона о контрактной системе - в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подано только одна заявка на участие в нем.
ООО "Экологистика" заключило 9 договоров по транспортированию твердых коммунальных отходов с ООО "Гарант", подавшим единственную заявку на участие в девяти электронных аукционах.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что действия ООО "Экологистика", выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории 1 и 3 зон Кабардино-Балкарской Республики, являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, решением по делу N 007/01/-988/2020 от 29.12.2020 ООО "Экологистика" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с препятствием доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам - организациям, осуществляющим свою деятельность в транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики. ООО "Экологистика" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства решено не выдавать, в связи с окончанием срока действия договоров по транспортированию твердых коммунальных отходов в 1 и 3 зонах деятельности регионального оператора, заключенных ООО "Экологистика" с ООО "Гарант".
Постановлением УФАС по КБР N 007/04/14.31-625/2021 от 07.07.2021 ООО "Экологистика" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначено административное наказание в размере 650 000 рублей.
ООО "Экологистика", не согласившись с решением и постановлением УФАС по КБР, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует что, общество провело торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 1133 и Законом о контрактной системе. Дата публикации извещений и документации электронного аукциона: 15.11.2019. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 26.11.2019. По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru управлением выявлено, что ООО "Экологистика" проводилось 6 закупок по первой зоне деятельности, 3 закупки по третьей зоне деятельности у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора. Сведения о самостоятельном осуществлении ООО "Экологистика" транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики в управление не поступали. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 26.11.2019, по лотам 1-9 поступила единственная заявка от ООО "Гарант". Согласно Протоколам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" от 26.11.2019 по лотам 1-9 (протоколы опубликованы в Единой информационной системе в сфере закупок 26.22.2019) на участие в электронном аукционе по каждому лоту была подана только одна заявка от ООО "Гарант"; члены аукционной комиссии признали указанную единственную заявку по каждому лоту соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе; аукционная комиссия признала электронный аукцион по каждому лоту несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 66 Закона о контрактной системе - в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подано только одна заявка на участие в нем.
Общество ссылается, что после признания аукционной комиссией единственного участника аукциона (ООО "Гарант") и поданных им заявок на участие в аукционе соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе, общество в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе правомерно заключило контракты на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с единственным участником аукциона - ООО "Гарант".
Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 5 Закона N 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе установление оснований, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, порядка проведения таких торгов, в том числе случаев, если условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядка этого согласования.
Ввиду части 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Частью 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила N 1133).
На основании пункта 3 Правил N 1133 (здесь и далее в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1280, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:
а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;
б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.
Согласно пункту 4 Правил N 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных названными Правилами.
При проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Федерального закона, регламентирующие, в том числе последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся, предусмотренные частью 4 статьи 71 Закона N 71 -ФЗ.
В силу пунктов 7, 8 Правил N 1133 организатором аукциона является региональный оператор. Организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 названных Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.
При этом в пункте 10 Правил N 1133 предусмотрены случаи, когда региональный оператор обязан провести аукцион: а) подпунктом "а" пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора; б) подпунктом "б" пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.
Ввиду пункта 13 Правил N 1133 в случае, если аукцион признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ), в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 названного Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 названного Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 названного Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 названного Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с названным Федеральным законом.
Частью 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
В нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства ООО "Экологистика" нарушило процедуру и порядок организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в частности не провело повторный аукцион по закупке, которая была признана несостоявшейся. В материалы рассматриваемого дела не представлены доказательства проведения повторного аукциона или самостоятельного осуществления сбора и транспортирования ТКО.
В рассматриваемом случае заключение договора с иным юридическим лицом на оказание услуг по транспортированию ТКО (закупка у единственного поставщика) не свидетельствует об оказании упомянутых услуг заявителем "самостоятельно". Иной подход к толкованию положений пункта 13 Правил N 1133 не отвечал бы целям Закона N 44-ФЗ, предусмотренным в его статье 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок); допускал бы выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заключение региональным оператором договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО у единственного поставщика не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно положениям статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако закупка у единственного поставщика в соответствии с действующим законодательством не отнесена к конкурентным способам определения поставщика.
В силу части 8 статьи 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Ввиду пункта 25 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с частями 1-3.1 статьи 71 настоящего Федерального закона. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается не состоявшимся в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
Пунктом 5 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи:
1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (если настоящим Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
2) по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки (если в соответствии с настоящим Федеральным законом заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки такого предложения), либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
3) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 настоящей статьи. При этом при заключении контракта в случае, предусмотренном частью 27 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, использование единой информационной системы, размещение информации и документов в единой информационной системе, на электронной площадке не осуществляются;
4) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку при заключении договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО с единственным поставщиком - ООО "Гарант", ООО "Экологистика" создало для него более выгодные условия, а именно преимущественный доступ на рассматриваемый товарный рынок для отдельных хозяйствующих субъектов, суд первой инстанции верно заключил, что в удовлетворении заявления ООО "Экологистика" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29.12.2020 по делу N 007/01/10-988/2020 следует отказать.
Общество также просило признать незаконным постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской республике N 007/04/14.31-625/2021 от 07.07.2021 о признании ООО "Экологистика" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 650 000 рублей.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-балкарской Республике от 19.01.2021 N 007/01/10-988/2020 ООО "Экологистика" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с препятствием доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам - организациям, осуществляющим свою деятельность в транспортировании твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Управление на основании части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) возбудило дело об административном правонарушении.
Уполномоченное должностное лицо управления, усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, 09.07.2021 вынесено постановление N 007/04/14.31-625/2021 о назначении административного наказания, общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 650 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Материалами дела подтверждается совершение заявителем деяния, образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса.
При этом общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона.
В связи с чем, в деянии общества имеется состав вмененного административного правонарушения.
В тоже время существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не было допущено. Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Управление при расчете административного штрафа руководствовалось Методическими рекомендациями Федеральной антимонопольной службы от 13.07.2015 N АИ/34839/15 (далее - Методические указания) по исчислению размера административного штрафа, применяемого к юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.311, 14.312, 14.32 и 14.33 КоАП РФ.
В соответствии с представленным антимонопольным органом расчетом штрафа минимальный штраф равен 300 000 руб., максимальный - 1 000 000 руб., базовый штраф составляет 650 000 руб. Таким образом, рассчитанный антимонопольным органом в соответствии с Методическими рекомендациям, примечаниями к статье 14.31 КоАП РФ, административный штраф за совершенное ООО "Экологистика" административное правонарушение составил 650 000 руб.
Вместе с тем, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, административным органом не установлено. Назначение обществу такого административного наказания согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности за данное правонарушение. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением заявителя, позволяющих применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, не имеется.
В тоже время основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют в силу прямого указания закона (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному вывод, что в удовлетворении заявления ООО "Экологистика" о признании незаконным постановления должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской республике N 007/04/14.31-625/2021 от 07.07.2021 о признании ООО "Экологистика" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 650 000 рублей следует отказать.
Ссылки апеллянта на взаимоисключающие выводы суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и вырваны из контекста.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2021 по делу N А20-755/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-755/2021
Истец: ООО "Экологистика"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР
Третье лицо: ООО "Гарант", 16 ААС, Чабдаров Зураб Омарович
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4937/2021
29.09.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-755/2021
18.07.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-755/2021
29.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2623/2022
14.01.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4937/2021
14.10.2021 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-755/2021