город Омск |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А46-5078/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу, поступившую в электронном виде, (регистрационный номер 08АП-14355/2021) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2021 по делу N А46-5078/2021 (судья Кливер Е.П.), принятое по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Партнер" (ИНН 5501086840, ОГРН 1055501039802) о взыскании 13 758 961 руб. 23 коп. основного долга и пени по договору аренды земельных участков,
в судебном заседании приняли участие:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Махалов А.Г. (предъявлены служебное удостоверение, диплом, доверенность от 10.01.2022 N ИСХ-22/МИО/02-02-01/4 сроком действия по 31.12.2022);
от ООО "Бизнес-Партнер" - Скуратова Ю.В. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 01.07.2019 N 20 сроком действия 3 года);
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Партнер" (далее - ООО "Бизнес-Партнер", общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельных участков от 21.05.2013 N АЗ-36-010-2013 в размере 13 758 961 руб. 23 коп., в том числе 9 657 916 руб. 81 коп. основного долга за период с 01.09.2019 по 31.08.2021, а также 4 101 044 руб. 42 коп. неустойки за период с 28.09.2019 по 01.08.2021 (в редакции принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что поскольку указанные в обращении земельные участки имели несколько видов разрешенного использования в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, расчет арендной платы производился с применением наибольшего значения коэффициента; вывод суда первой инстанции о применении коэффициента 0,3% является необоснованным. Расчет арендной платы выполнен с учетом коэффициента 4, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в Порядке речь идет о размере земельного налога, исчисляемого в соответствии с положениями действующего налогового законодательства, а не о применении налоговой ставки; размер земельного налога за земельные участки для жилищного строительства в соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ исчисляется с учетом повышающих коэффициентов 2 (в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости) и 4 (в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости), следовательно, расчет арендной платы по договору аренды с применением коэффициента 4 является обоснованным. Ответчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:16399 расположены объекты систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, таким образом, Министерство обоснованно применяет в расчете арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:16399 коэффициент в размере 2,8%.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Бизнес-Партнер" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали письменно изложенные позиции.
Представитель Министерства ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. В приобщении представленных документов судом апелляционной инстанции отказано с учетом положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку такие доказательства в суд первой инстанции представлены не были, о наличии уважительных причин невозможности их своевременного представления истцом не заявлено
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между субъектом Российской Федерации - Омской областью, представляемой Министерством (арендодатель), и ООО "Бизнес-Партнер" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 21.05.2013 N АЗ-36-010-2013 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора его предметом является земельный участок, находящийся в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:110101:14292 из категории земель населенных пунктов, площадью 150 260 кв.м, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка в соответствии с приложением N 1 к договору аренды, для строительства многоквартирных жилых домов высокой этажности (11 этажей и более), объектов дошкольного образования, общеобразовательных школ. Месторасположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилой дом. Участок находится в 88 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира:
г. Омск, ул. Туполева, д. 5Б.
Пунктом 1.1 Договора стороны определили срок его действия в течение 7 лет с 21.05.2013 по 20.05.2020.
В связи с образованием путем раздела указанного выше земельного участка дополнительным соглашением от 30.09.2013 N 2 к Договору внесены изменения, в соответствии с которыми объектом Договора стали земельные участки со следующими кадастровыми номерами: 55:36:110101:16398, 55:36:110101:14292, 55:36:110101:16399, 55:36:110101:16400, 55:36:110101:16401, 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406, 55:36:110101:16407, 55:36:110101:16408, 55:36:110101:16409, 55:36:110101:16410, 55:36:110101:16411, 55:36:110101:16412, 55:36:110101:16413, 55:36:110101:16414, 55:36:110101:16415, 55:36:110101:16416.
Дополнительным соглашением от 28.11.2014 N 5 предмет Договора изменен в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:19953, 55:36:110101:19954, 55:36:110101:19955.
В соответствии с указанным дополнительным соглашением ООО "Бизнес-Партнер" предоставлены по Договору земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110101:19953, 55:36:110101:19954, 55:36:110101:19955, 55:36:110101:14292, 55:36:110101:16399, 55:36:110101:16400, 55:36:110101:16401, 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406, 55:36:110101:16407, 55:36:110101:16408, 55:36:110101:16409, 55:36:110101:16410, 55:36:110101:16411, 55:36:110101:16412, 55:36:110101:16413, 55:36:110101:16414, 55:36:110101:16415.
26.08.2015 Министерством в адрес ООО "Бизнес-Партнер" направлено дополнительное соглашение N 6 к Договору об исключении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:16415 из предмета Договора и изменении размера арендной платы.
На основании дополнительного соглашения от 12.03.2018 N 7 с протоколом разногласий от 05.02.2018 к Договору из его предмета исключены земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110101:16415 с 15.04.2015; 55:36:110101:16414 с 25.01.2017; 55:36:110101:16413 с 14.02.2017.
Таким образом, ООО "Бизнес-Партнер" в настоящее время в соответствии с Договором предоставлены в аренду земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, с кадастровыми номерами 55:36:110101:14292, 55:36:110101:16399, 55:36:110101:16409, 55:36:110101:16410, 55:36:110101:19953, 55:36:110101:19955, 55:36:110101:25897, 55:36:110101:16411, 55:36:110101:16412.
21.11.2019 между ООО "Бизнес-Партнер" и ООО "Сибградстрой Инвест" заключено соглашение о замене лица в обязательстве по Договору в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:16407 (дата государственной регистрации соглашения - 25.11.2019).
02.03.2020 между ООО "Бизнес-Партнер" и гаражно-строительным кооперативом "Полет" заключено соглашение о замене лица в обязательстве по Договору в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:16401 (дата государственной регистрации соглашения - 06.04.2020).
22.04.2020 между ООО "Бизнес-Партнер" и ООО "Сибградстрой Инвест" заключены соглашения о замене лица в обязательстве по Договору в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406 (дата государственной регистрации соглашений - 23.04.2020).
Ежемесячная плата производится до первого числа, за который производится аренда (пункт 2.2 Договора).
Согласно пункту 2.3 Договора арендная плата подлежит изменению не чаще одного раза в год в случае внесения изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Как утверждает истец, в связи с ненадлежащим выполнением Обществом условий Договора за ответчиком числится задолженность в размере 13 758 961 руб. 23 коп., в том числе 9 657 916 руб. 81 коп. основного долга за период с 01.09.2019 по 31.08.2021, а также 4 101 044 руб. 42 коп. неустойки за период с 28.09.2019 по 01.08.2021.
Министерство направило в адрес ООО "Бизнес-Партнер" претензию от 28.01.2021 N ИСХ-21/МИО/04-02/807 с требованием погасить задолженность по Договору.
Оставление ответчиком требований претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Правоотношения сторон верно квалифицированы судом первой инстанции как возникшие из договора аренды.
В силу части 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Бизнес-Партнер" в настоящее время в соответствии с Договором предоставлены в аренду земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, с кадастровыми номерами 55:36:110101:14292, 55:36:110101:16399, 55:36:110101:16409, 55:36:110101:16410, 55:36:110101:19953, 55:36:110101:19955, 55:36:110101:25897, 55:36:110101:16411, 55:36:110101:16412.
В отношении расчета арендной платы за аренду земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:14292, 55:36:110101:16401, 55:36:110101:19953, 55:36:110101:25897 спор между сторонами отсутствует.
В свою очередь, в части расчета арендной платы в отношении остальных земельных участков, предоставленных ответчику в аренду по Договору, между Обществом и Министерством имеются разногласия.
Так, из материалов дела усматривается, что расчет арендной платы в период с 01.01.2019 по 22.04.2020 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:16400, 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406, 55:36:110101:16407, 55:36:110101:16409, 55:36:110101:16410 произведен Министерством в соответствии с пунктом 3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п (далее - Постановление N 419-п, Порядок), с применением экономически обоснованного коэффициента, установленного для земельных участков, имеющих вид разрешенного использования: предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, равного 4,2 % (строка 17 приложения "Значение коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы" к Порядку).
В обоснование произведенного расчета Министерство отмечает, что указанные земельные участки имели несколько видов разрешенного использования в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем расчет арендной платы производился с применением наибольшего значения коэффициента.
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110101:16400, 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406, 55:36:110101:16407, 55:36:110101:16409 до изменения вида разрешенного использования имели вид разрешенного использования: Многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более), объекты дошкольного образования, общеобразовательные школы; земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:14292 имел вид разрешенного использования: для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования.
Затем вид разрешенного использования в отношении земельных участков 55:36:110101:16400, 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406, 55:36:110101:16407, 55:36:110101:16409 изменен на "Многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более)".
Как верно указано судом первой инстанции, пунктом 20 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.09.2018 N 514 (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 N 514), для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, установлено исключение из правила о применении наибольшего значения удельного показателя.
В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилищное строительство, определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
Кроме того, пунктом 4 Постановления N 419-п установлено, что для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) в случае, если размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 3 названного Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Учитывая, что рассчитанный в соответствии с пунктом 3 Постановления N 419-п размер арендной платы превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что размер арендной платы для рассматриваемых земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, следует определять в размере земельного налога в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п исходя из коэффициента 0,3%.
При этом ссылка истца в обоснование своей правовой позиции на судебную практику, а именно: на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2019 N 306-ЭС18-15887 по делу N А12-52875/2016, обоснованно отклонена, поскольку пунктом 4 Порядка прямо установлено, что размер арендной платы для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, не может превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков.
Таким образом, применение истцом коэффициента 4,2% при расчете арендной платы в отношении вышеуказанных земельных участков является необоснованным.
Как следует из представленных документов, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:16412 введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома: "Жилой комплекс N 9 (Проект микрорайона "Прибрежный" (5А)" на ЛБИ в городе Омске) Жилой дом N 9а. Жилой дом N 9б" по адресам: Омская область, г. Омск, бульвар М.М. Кузьмина, дом 27 и Омская область, г. Омск, улица Крупской, д. 13/4, что подтверждается распоряжением о разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 22.11.2017 N 302, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 22.11.2017 N 55-ru55301000-2176-2017.
Право общедолевой собственности возникло 16.01.2018 в связи с регистрацией права собственности на помещение в многоквартирном доме по ул. Крупской 13/4, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.07.2020 N 99/2020/339125323.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:16411 введен в эксплуатацию "Жилой дом N 10 в микрорайоне "Прибрежный" (5А)", расположенный по адресу: ул. Крупской, дом 13/3, что подтверждается распоряжением о разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 30.05.2018 N 108, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2018 N 55- ru55301000-2259-2018. Право общедолевой собственности возникло 02.07.2018 в связи с регистрацией права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме по ул. Крупской 13/3, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.07.2020 N 99/2020/339112537.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:16410 введен в эксплуатацию "Жилой дом N 11 в микрорайоне "Прибрежный" (5А)", расположенный по адресу: ул. Крупской, дом 13/1, что подтверждается распоряжением о разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 06.03.2019 N 186, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 06.03.2019 N 55-ru55301000-2441-2019. В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:1101011:16410 право общедолевой собственности возникло 03.04.2019 в связи с регистрацией права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме по ул. Крупской 13/1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.04.2019.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:16409 введен в эксплуатацию "Жилой дом N 12 в микрорайоне "Прибрежный" (5А)", расположенный по адресу: ул. Крупской, дом 13А, что подтверждается распоряжением о разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 20.11.2019 N 1739, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 20.11.2019 N 55-ru55301000-2521-2019. Право общедолевой собственности возникло 06.12.2019 в связи с регистрацией права собственности на; жилое помещение в многоквартирном доме по ул. Крупской 13А, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.12.2019.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:19555 введен в эксплуатацию "Жилой дом N 1 в микрорайоне "Прибрежный" (5А)", расположенный по адресу: ул. Взлетная, 15, что подтверждается распоряжением о разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 17.04.2020 N 510, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 17.04.2020 N 55-ru55301000-2585-2020. Право общедолевой собственности возникло 29.04.2020 в связи с регистрацией права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме по ул. Крупской 13А, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.04.2020.
Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества (статья 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" по смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Переход такого права при отчуждении одного или нескольких объектов недвижимости из принадлежащего продавцу множества таких объектов означает возникновение множественности лиц в правоотношении, которым связан продавец таких объектов с собственником земельного участка.
В частности лица, приобретшие в собственность помещения во вновь возведенных нежилых зданиях, с момента государственной регистрации перехода права собственности на помещения приобретают право на земельный участок, которое принадлежало продавцу помещений в здании.
Пунктом 26 вышеуказанного постановления предусмотрено, что с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок. Возможные споры между прежним собственником земельного участка (арендодателем) и застройщиком (арендатором) не могут затрагивать права собственников помещений в многоквартирном жилом доме на соответствующий участок.
Таким образом, учитывая, что многоквартирные жилые дома, расположенные на вышеуказанных земельных участках, введены в эксплуатацию, принимая во внимание, что в отношении земельных участков возникло право общей долевой собственности собственников квартир вследствие регистрации участниками долевого строительства права собственности на помещения в многоквартирных домах, судом первой инстанции сделан верный вывод, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:16409, 55:36:110101:16410, 55:36:110101:16411, 55:36:110101:16412, 55:36:110101:19955 действие Договора прекратилось.
При таких обстоятельствах начисление истцом ответчику арендной платы по Договору в отношении вышеуказанных земельных участков является неправомерным.
Из материалов дела также следует, что истцом в расчет арендной платы за предоставленные под жилищное строительство земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110101:19954 и 55:36:110101:19955, а также с 24.12.2019 (в связи с изменением вида разрешенного использования) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:16402, 55:36:110101:16403, 55:36:110101:16404, 55:36:110101:16405, 55:36:110101:16406, 55:36:110101:16407 включен повышающий коэффициент 4, предусмотренный частью 15 статьи 396 НК РФ.
Так, пунктом 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, предоставленных на условии осуществления на них жилищного строительства, предусмотрено применение повышающих коэффициентов:
- коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
- коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно пункту 2 статьи 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Кодекса.
Между тем пунктом 5 Постановления Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п установлено, что оно вступает в силу с 01.01.2019.
Таким образом, как правильно отмечено в решении, утвержденный данным Постановлением порядок определения размера арендной платы (в размере земельного налога) является обязательным для сторон лишь с момента вступления в силу данного нормативного акта.
До указанного момента ни арендодатель, ни арендатор не обязаны были учитывать в своих правоотношениях нормы, определяющие размер земельного налога, и, следовательно, нормы, устанавливающие повышающий коэффициент.
По смыслу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ и пункта 1 статьи 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Общество до 01.01.2019 не являлось плательщиком земельного налога, оно не становится таковым и после указанной даты, поскольку находится в обязательственных правоотношениях, вытекающих из договора аренды земельных участков.
Поэтому применение повышающего коэффициента правомерно с момента, когда для сторон стали обязательными нормы об исчислении арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п.
На момент обращения с иском (25.03.2021) не прошло более трех лет, необходимых для применения повышающего коэффициента к земельному налогу.
Таким образом, суд первой инстанции счел, что основания для применения повышающего коэффициента 4 с учетом правоотношений сторон, существовавших ранее вступления в силу Постановления Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п и утвержденного им Порядка, в рассматриваемой ситуации отсутствуют, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Общество несет лишь обязанность по уплате арендных платежей, которые подлежат исчислению в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п; в самом Постановлении Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п либо утвержденном им Порядке, нормы, обязывающие учитывать период аренды до вступления в силу данного нормативного акта, отсутствуют. Договором аренды такая возможность также не предусмотрена.
Обозначенная правовая позиция подтверждается судебной практикой по спорному вопросу (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2021 по делу N А46-4484/2020).
Судом также установлено, что Министерство применяет в расчете арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:16399 с видом разрешенного использования: "Коммуникации инженерной инфраструктуры (кроме магистральных сетей), в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо-и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования" экономически обоснованный коэффициент в размере 2,8%.
Данные требования являются необоснованными ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ к вышеуказанным объектам относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, размер регулируемой арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и использующимся для эксплуатации объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, установленный для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:16399 предоставлен в аренду ООО "Бизнес-Партнер" в целях размещения коммуникаций инженерной инфраструктуры (кроме магистральных сетей), в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования.
В настоящее время на указанном земельном участке введены в эксплуатацию часть из запланированных к строительству сетей: тепловые сети, сети водоснабжения, сети водоотведения, что подтверждается выписками из ЕГРН от 07.06.2018, от 15.06.2018, от 27.02.2020.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации начисление истцом ответчику арендной платы в размере больше установленного для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Довод Министерства о том, что ООО "Бизнес-Партнер" не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:16399 расположены объекты систем электро-, газоснабжения, теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, отклонен судом первой инстанции, с чем соглашается судебная коллегия.
Так, в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Из материалов дела следует, что исходя из функционального предназначения объекты, расположенные в границах арендуемого земельного участка, относятся к объектам систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, которые используются в целях водоснабжения и теплоснабжения населения города Омска (для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов).
Таким образом, указанные объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на предоставленном в аренду земельном участке, относятся к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения местного значения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что при расчете арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:16399 подлежит применению ставка арендной платы, равная 0,7 % кадастровой стоимости земельного участка, является правильным.
Кроме того, решением Арбитражного суда Омской области от 03.06.2019 по делу N А46-5790/2019, измененным постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019, с Министерства в пользу ООО "Бизнес-Партнер" взыскано неосновательное обогащение в размере 6 564 501 руб. 78 коп., которое образовалось в результате переплаты со стороны ответчика по Договору за период с 01.01.2015 по 31.12.2018.
В акте сверки Министерства вышеуказанная сумма переплаты отражена по состоянию на декабрь 2018 года.
Из материалов дела усматривается, что в период с января 2019 года ООО "Бизнес-Партнер" оплачивало арендодателю арендную плату в большем размере, чем ее начисляло Министерство.
Таким образом, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, в рассматриваемой ситуации задолженность у ответчика по Договору за исковой период отсутствует. Следовательно, правовые основания для начисления неустойки также отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства о взыскании с ответчика задолженности по Договору в размере 13 758 961 руб. 23 коп., в том числе 9 657 916 руб. 81 коп. основного долга за период с 01.09.2019 по 31.08.2021, а также 4 101 044 руб.42 коп. неустойки за период с 28.09.2019 по 01.08.2021, является законным и обоснованным.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводы и возражения сторон получили надлежащую оценку в решении суда.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2021 по делу N А46-5078/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5078/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Бизнес-Партнер"