г. Челябинск |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А76-30601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2021 по делу N А76-30601/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" - Бобкова В.В. (доверенность N 2 от 30.12.2021, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция" - Чикунова А.М. (доверенность N 5 от 10.01.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Логист") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании недействительными предписания от 05.08.2021 N 21-3833-2 3775 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.11.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Логист" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на следующие обстоятельства: оспоренным предписанием на заявителя возложена обязанность установить ограждение места сбора твердых отходов (контейнерной площадки), однако, обязанность установки такого ограждения законом на заявителя не возложена; контейнерная площадка является муниципальной, организована органом местного самоуправления, предназначена для пользования жителями нескольких многоквартирных домов, часть из которых не обслуживаются заявителем, и не относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителя; на сегодняшний день собственники помещений находящегося в управлении заявителя многоквартирного дома N 21 по ул. Ленинградской в г. Магнитогорске, равно как и собственники помещений других находящихся в управлении заявителя домов, пользующиеся этой площадкой, решения о включении площадки в состав общего имущества не приняли; на содержание заявителя контейнерная площадка не передавалась; заявитель не является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а также не является организацией по обслуживанию жилищного фонда; фактическое использование контейнерной площадки в том числе жителями многоквартирного дома N 21 по ул. Ленинградской в г. Магнитогорске не является основанием для отнесения ее к числу общего имущества собственников помещений указанного дома; Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), нарушение которых вменено в вину заявителю, разработаны во исполнение утратившего силу Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1), в настоящий момент управляющая организация руководствуется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Минимальным перечнем услуги и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), а потому положения Правил N 170 потеряли свою актуальность.
В судебном заседании представитель общества на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель инспекции в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Логист" (ранее - ООО "ЖРЭУ N 5" г. Магнитогорска) зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1087444000270 и на основании выданной ГУ "ГЖИ Челябинской области" лицензии от 08.08.2018 N 0697 (л.д.45) и протокола общего собрания собственников помещений от 11.02.2015 (л.д.21) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 21 по ул. по ул. Ленинградской г. Магнитогорска Челябинской области.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" 08.07.2021 обращения граждан по вопросу нарушения обществом лицензионных требований требования, на основании распоряжения от 03.08.2021 N 3745 (л.д.92-93) инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Логист" на предмет соблюдения лицензионных требований, итоги которой отражены в акте проверки от 05.08.2021 N 21-3833-1 3775 с приложением фотоматериалов (л.д.17-20, 87-91).
Актом проверки зафиксировано нарушение заявителем пунктов 3.7.1 и 3.7.4 Правил N 170 и пункта 26(1) Минимального перечня ввиду отсутствия ограждения контейнерной площадки для сбора и накопления ТКО, расположенной на придомовой территории указанного многоквартирного дома.
В этой связи обществу выдано предписание от 05.08.2021 N 21-3833-2 3775, которым предписано в срок до 20.09.2021 устранить указанное нарушение, предоставив акт выполненных работ (л.д.16, 85).
Считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности факта нарушения обществом лицензионных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспоренное предписание выдано управлением в порядке осуществления лицензионного контроля.
В силу пункта 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и соответствующий лицензионный контроль, наделанное правом выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (подпункты 2-1 - 2-2 пункта 8, подпункт 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В рассматриваемой ситуации управлением установлено нарушение заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3)
Подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Подпунктом 11(1) Правил N 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Минимальный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1)).
Как разъяснено в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Правила N 170 разработаны в соответствии с утратившим силу с 01.03.2005 Законом N 2818-1, однако, являются действующими. При этом, в силу подпункта "а" пункта 1.2 Правил N 170, положения этих Правил распространяются в том числе на частный жилищный фонд (жилищный фонд находящийся в собственности граждан и юридических лиц). То есть, как верно отмечено судом первой инстанции, указанные Правила обязательны для исполнения собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, которые взяли на себя обязательства по содержанию частного жилищного фонда.
В этой связи довод апелляционной жалобы о невозможности применения положений указанных правил к деятельности управляющей организации, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.
Разделом III Правил N 170 установлен в том числе порядок содержания придомовой территории.
В силу пункта 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В силу пункта 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
В ходе проведенной инспекцией проверки установлено и заявителем по существу не оспаривается, что на придомовой территории находящегося в управлении заявителя многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Ленинградская, д.21, имеется используемое собственниками помещений этого многоквартирного дома место сбора твердых бытовых отходов (асфальтированное) на котором установлено два заглубленных контейнера. Ограждение контейнерной площадки, где установлены данные контейнера, ответствует, что не соответствует требованиям пунктов 3.7.1 и 3.7.4 Правил N 170) и пункта 26(1) Минимального перечня.
Оценивая довод заявителя об отсутствии у управляющей организации обязанности по содержанию контейнерной площадки, не включенной в состав общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частями 1-6 статьи 13.4 этого же Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил N 1039).
Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пункт 26(1) Минимального перечня).
Таким образом, довод общества об отсутствии у него обязанности по содержанию контейнерной площадки для накопления ТКО в состоянии, соответствующем нормативным требованиям, представляется не основанным на законе.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, само по себе возможное использование контейнерной площадки жителями иных домов (включая дома, не находящиеся в управлении заявителя), не освобождает общество, как организацию, осуществляющую управление общим имуществом многоквартирного дома, на придомовой территории которого установлена контейнерная площадка, от обязанности выполнять предусмотренные законом требования к содержанию такой площадки.
Податель апелляционной жалобы в обоснование своей позиции ссылается на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31.05.2021 по делу N 2-545/2021, оставленное без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2021, принятое по иску прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области к ООО УК "Логист" о возложении обязанности организовать место (площадку) для накопления ТКО для многоквартирных домов N 13/1 по пр. Металлургов и N 19 по ул. Горького в г. Магнитогорске.
Между тем, указанные судебные акты судов общей юрисдикции приняты применительно к иным правоотношениям, по итогам оценки обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому спору. Установленные этими судебными актами обстоятельства в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, содержащееся в предписании требование об устранении выявленного нарушения лицензионных требований следует признать законным и обоснованным.
В этой связи в удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции отказано при наличии законных оснований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2021 по делу N А76-30601/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30601/2021
Истец: ООО УК "ЛОГИСТ"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"