г. Чита |
|
19 января 2022 г. |
дело N А10-955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаев Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эндо-Мед" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 октября 2021 года по делу N А10-955/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эндо-Мед" (ОГРН 1117746563527, ИНН 7724798073) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер" (ОГРН 1020300889575, ИНН 0323054148), обществу с ограниченной ответственностью "Медстрим" (ОГРН 1147746086564, ИНН 7701385947) о признании результатов торгов (извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения номер извещения 0102200001620002446) недействительными, признании контракта N 01022000016200024460001 от 07.08.2020, заключенного между государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер" и обществом с ограниченной ответственностью "Медстрим", в соответствии с протоколом N 0102200001620002446/1 недействительным, применении последствий недействительности сделки,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Республиканское агентство по государственным закупкам (ОГРН 1060323053691, ИНН 0323825390) и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эндо-Мед" (далее - истец, ООО "Эндо-Мед" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер", обществу с ограниченной ответственностью "Медстрим" (далее также - ответчики, учреждение, ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер", ООО "Медстрим").
Истец просит:
- признать недействительными результаты торгов (извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения, номер извещения 0102200001620002446);
- признать недействительным контракт N 01022000016200024460001 от 07.08.2020, заключенный между государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер" и обществом с ограниченной ответственностью "Медстрим", в соответствии с протоколом N 0102200001620002446/1;
- применить последствия недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканское агентство по государственным закупкам, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Бурятия от 08 октября 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Эндо-Мед" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушении и неправильном применение норм материального права.
Так, выводы суда основаны на протоколе рассмотрения заявок от 08.09.2020 на участие в оспариваемом аукционе, однако протокол рассмотрения заявок был рассмотрен 27.07.2020, кроме того, согласно информации, размещенной на сайте, контракт между ответчиками заключен 07.08.2020 под номером 01022000016200024460001, а не под N 2032305414820000242.
Общество указывает, что по порт-системам по позициям 2 и 3 заказчик обязан был применить ОКПД 32.50.13.190, а не 32.50.13.110.
Код позиции 32.50.13.110 не содержит характеристик, позволяющих установить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика. Указание лишь номера ОКПД создаёт преимущество лишь для Заказчика, поскольку отсеивает конкурентов на подачу заявки уже на стадии извещения.
Между тем, характеристики позиции 2 - порт-система соответствуют коду КТРУ 32.50.13.190-00006875.
Аналогичная ситуация и с позицией 3, указание порт-система длительного сосудистого доступа - код позиции 32.50.13.110 не соответствует техническим характеристикам установленным действующим законом.
По мнению общества, заказчик умышленно ввёл в заблуждение потенциальных исполнителей, включив противоречивые сведения, которые не позволили истцу достоверно установить предмет аукциона и принять участие в торгах. Заказчик умышленно исказил сведения, поскольку порты по КТРУ в классификациях N 32.50.13.110 и N 32.50.13.190 имеют различные характеристики и свойства.
Общество обращает внимание, что в извещении под номером 4 и 5 заказчик опубликовал идентичные позиции ОКПД 32.50.13.190 - диаметр иглы 22 G (0,7 мм), длина - не менее 20 мм, иных критериев не обозначил.
По позициям 8 и 9 общество указывает, что наименованию - Набор для плеврального дренажа система ЕИС Закупки ничего не предлагает, а по коду ОКПД 32.50.13.110, приведено более 1000 позиций товаров, предлагаемых к закупкам, что не позволяет потенциальным исполнителям найти интересующий их объект, объявленный к закупке.
Заказчик, в документации об электронном аукционе ввёл дополнительные характеристики, которые, как и иные позиции, полностью совпали с дополнительными характеристиками именно производителя "Б.Браун".
Ответчики отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.07.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано Извещение о закупке N 0102200001620002446 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения, включая документацию об электронном аукционе. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rts-tender.ru. Наименование электронной площадки: РТС-тендер. Оператором электронной площадки является ООО "РТС-тендер", заказчиком - ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер", организация, осуществляющая размещение извещение о закупке - Республиканское агентство по государственным закупкам. Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 516 760,68 рублей.
09.06.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступила жалоба ООО "Эндо-Мед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Эндо-Мед" 27.07.2020 Бурятским УФАС России вынесено решение о признании жалобы необоснованной.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 27.07.2020 N 0102200001620002446-0 на участие в аукционе была подана одна заявка от ООО "Медстрим". Заявка ООО "Медстрим" признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
07.08.2020 между ответчиками заключен контракт N 01022000016200024460001 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.07.2020.
Исполнение указанного контракта со стороны учреждения и ООО "Медстрим" произведено в полном объеме.
ООО "Эндо-Мед" полагая, что при проведении аукциона были допущены существенные нарушения процедуры (правил) его проведения, установленной Законом о контрактной системе, которые привели к неправильному определению результатов торгов, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В силу пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Кодекса.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 5 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов другой стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного Кодекса.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок), регулируются Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6).
Согласно статье 8 контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 11 Закона о контрактной системе, определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в редакции проверяемого периода заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что объектом рассматриваемой закупки является поставка изделий медицинского назначения, которые используются для лечения пациентов ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер".
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик при описании объекта закупки вправе определить требования к закупаемым товарам таким образом, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товарам, которые являются значимыми для заказчика.
Аналогичная позиция содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, установленные заказчиком дополнительные характеристики товаров направлены на оказание качественной медицинской помощи, в том числе тех видов высокотехнологичной медицинской помощи, проведение которых на территории Республики Бурятия возможно только в ГБУЗ "Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер" и соответствуют основным принципам контрактной системы: 1) принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Закона о контрактной системе), согласно которому заказчик в первую очередь несет ответственность, за то, что он закупил, насколько это эффективно, результативно и отвечает его потребности (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017); 2) принципу стимулирования инноваций (статья 10 Закона о контрактной системе), когда при закупке заказчик должен исходить из приоритета обеспечения государственных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
При формировании заявки и размещении заказа заказчиком учтены необходимость достижения наилучшего терапевтического эффекта и необходимость максимального исключения любых нежелательных последствий во время и после имплантации порт-системы пациентам. Требования технического задания обусловлены спецификой лечебного процесса, закупаемого товара и его применения. Требуемые функциональные и количественные характеристики товаров обусловлены методиками установки систем и практикой лечения в лечебном учреждении.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к товарам с учетом собственных потребностей и, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, также указано, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4).
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 30.06.2020, действовавшей на дату размещения информации об аукционе утверждены прилагаемые:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Пунктом 2(2) установлено, что:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Также в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Приказом Министерство финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 14.10.2019, действовавшей на дату размещения информации об аукционе, были установлены следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение) (пункт 1):
Для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем (пункт 3).
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении электронного аукциона от 14.07.2020 N 0102200001620002446 объект закупки определен следующим образом:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
||||
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
||||
Игла пункционная |
32.50.13.110 |
качественная Стерильная одноразовая игла для инъекций. Тонкостенная игла из нержавеющей хромоникелевой стали, покрытая силиконовой смазкой. Трехгранная заточка иглы. Прозрачный павильон Люэр-лок с цветовой кодировкой. Цвет - зеленый. Размер: 21G - 0.8 мм, длина не менее 50 мм. Неделимая упаковка 100 шт; |
||||
Порт-система для длительного сосудистого доступа |
32.50.13.110 |
качественная Это устройство одноразового использования 1) Высота имплантируемой части не менее 12 мм и не более 13,5 мм 2) Диаметр катетера не менее 1,7 мм и не более 2,8 мм 3) Назначение: для введения лекарственных средств и/или других препаратов; |
||||
Порт-система для длительного сосудистого доступа |
32.50.13.110 |
качественная Это устройство одноразового использования. 1) Высота имплантируемой части не менее 9 мм и не более 11,5 мм. 2) Внешний диаметр катетера не менее 1,7 мм и не более 2,8 мм 3) Назначение: для введения лекарственных средств и/или других препаратов; |
||||
Набор для внутривенных вливаний |
32.50.13.190 |
качественная Диаметр иглы 22 G (0,7 мм), длина - не менее 20 мм; |
||||
Набор для внутривенных вливаний |
32.50.13.190 |
качественная Диаметр иглы 22 G (0,7 мм), длина - не менее 20 мм; |
||||
Набор для внутривенных вливаний |
32.50.13.190 |
качественная Диаметр иглы 19 G (1,1 мм), длина - не менее 25 мм; |
||||
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
Игла в комплекте |
Одна и более |
|
||
Коннектор |
Луер Лок |
|
||||
Тип шприца |
3-х компонентный |
|
||||
Градуированный объем шприца |
50.0000 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
||||
Набор для плеврального дренажа |
32.50.13.110 |
качественная Описание: 1) Тонкостенная пункционная игла, диаметр не менее 3.35 мм, длиной не менее 78 мм; 2) катетер из полиуретана, рентгеноконтрастный, с защитным чехлом, 2.7х450 мм; 3) двойной антирефлюксный клапан; 4) пакет для сбора жидкости 2,0 л; 5) трехходовой кран с удлинителем 100 мм; 6) шприц тип Луэр Лок 60 мл; |
||||
Игла-бабочка |
32.50.13.110 |
качественная Состав: - игла диаметром не менее 1,1 мм, длиной не менее 19 мм, - большие гибкие соединённые между собой фиксирующие крылья с поперечным размером 44 мм, имеют цветную маркировку согласно стандартам ISO и "окна" для вентиляции кожи; |
При этом коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - как 32.50.13.110 (Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них), так и 32.50.13.190 (Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки) включены в перечень N 1, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
Также код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) инструменты и оборудование медицинские 32.5 в целом (за исключением 32.50.9) - инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры, включен в Приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом заказчиком соблюдены условия допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 установлено, что Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами (пункт 2).
Каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил (пункт 9).
В позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил (пункт 10).
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12).
Порядок использования каталога участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе устанавливают Правила использования каталога (пункт 1).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7).
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (пункт 8).
Как указывалось выше и следует из материалов дела, в отношении объектов закупки по позиции N 1, 2, 3, 8 и 9 (Игла пункционная, Порт-система для длительного сосудистого доступа, Набор для плеврального дренажа и Игла-бабочка) применен код 32.50.13.110 (Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них). При этом, как правильно указал суд первой инстанции истцом не представлено доказательств, подтверждающих неправильный выбор заказчиком кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В отношении объектов закупки по позиции N 4, 5 и 6 (Набор для внутривенных вливаний) применен код 32.50.13.190 (Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки) судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что соответствующие позиции в каталоге отсутствуют.
Как правильно указал суд первой инстанции, применение кодов согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 не может привести к ограничению конкуренции, поскольку товар, соответствующий указанным заказчиком техническим условиям, не ограничен в обороте, может быть приобретен любым юридическим/физическим лицом. При составлении документации и описания объекта закупки заказчиком полностью были соблюдены требования законодательства о контрактной системе, в связи с отсутствием соответствующих позиций в каталоге были применены коды кодов согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 "32.50.13.190" и "32.50.13.110".
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако истец не воспользовался возможностью обратиться за разъяснениями положений аукционной документации при неясности положений документации относительно отдельных характеристик требуемого товара.
Доказательств того, что подобным образом сформированная аукционная документация привела к ограничению конкуренции, либо содержит иные признаки нарушения Закона о контрактной системе, в том числе пункта 2 части 1 статьи 33 названного закона, материалы настоящего дела не содержат.
Потребностью заказчика является поставка, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: компания, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными 1нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг.
Исходя из положений документации об аукционе не следует, что конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. Учитывая, что данные медицинские изделия находятся в свободном обращении на российском рынке, и аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. ООО "Эндо-Мед" не представило суду доказательств невозможности приобретения товара с указанными характеристиками у производителей и поставщиков.
Как правильно указал суд первой инстанции, само по себе отсутствие у заявителя возможности поставить в рамках спорного аукциона товар с характеристиками, соответствующими потребностям заказчика, не свидетельствует об ограничении конкуренции при проведении спорного аукциона, кроме того, заявитель не подавал заявку на участие в спорном аукционе.
В абзаце седьмом пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица (определения от 16.07.2009 N 739-О-О, от 15.07.2010 N 948-О-О).
Аналогичную правовую позицию занял Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определениях от 09.06.2010 N ВАС-7112/10 по делу N А03-9428/2009, от 20.11.2013 N ВАС-15880/13 по делу N А45-16567/2012. В указанных судебных актах было отмечено, что согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 739-О-О, "положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона о размещении заказов, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе".
Таким образом, удовлетворение исковых требований истца возможно, когда такое удовлетворение приведет к реальному восстановлению нарушенных прав. В противном случае удовлетворение иска, не обеспечивающее восстановление прав, будет означать осуществление формального правосудия, которое не окажет фактического воздействия на права и обязанности субъектов спорных правоотношений и не будет соответствовать целям судебной защиты. Принятие судебного акта, который не может быть реализован в правоотношениях, ведет к умалению роли правосудия.
Судом первой инстанции установлено, что истец, защищая частный интерес, не обосновал, каким образом признание аукциона и контракта недействительными восстановит его права.
Как указывалось выше, контракт на поставку медицинских изделий, заключенный с ООО "Медстрим", в настоящее время исполнен в полном объеме.
В силу указанного является правомерным вывод суда первой инстанции, что требования истца о признании недействительными конкурса и о признании ничтожным контракта удовлетворению не подлежат, поскольку не ведут к восстановлению прав истца в сфере предпринимательской деятельности.
Признание недействительными торгов и контракта, заключенного по его итогам, не влечет новой закупки по спорному предмету и в любом случае не гарантирует победы истцу.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2018 N 305-ЭС18-9980 по делу N А41-64299/2017.
При таких обстоятельствах, также является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительными результатов торгов (извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения номер извещения 0102200001620002446), контракта N 01022000016200024460001 от 07.08.2020, и применения последствий недействительности сделки.
Следовательно, требования истца удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 октября 2021 года по делу N А10-955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-955/2021
Истец: ООО Эндо-Мед
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер, ОО Медстрим
Третье лицо: РЕСПУБЛИКАНСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ