г. Москва |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А40-168901/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционные жалобы ОАО "РЖД", Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-168901/21, по исковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к ОАО "РЖД" о взыскании задолженности по договору аренды,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 13.08.2014 по 30.09.2019 в сумме 7 877, 47 руб., неустойки за период с 07.10.2014 по 30.09.2019 в сумме 2 730, 59 руб. по договору аренды земельного участка N И-09-000666 от 13.08.2014 г.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 01 ноября 2021 года Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Также, не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика направил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 ноября 2021 года подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для целей капитального строительства от 13.08.2014 N И-09-000666.
Предметом договора является земельный участок площадью 42 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0005010:2179 имеющий адресные ориентиры: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 85, разрешенное использование: объекты размещения складских предприятий (1.2.9) с характеристиками, указанными в п. 1.4 договора.
Согласно п. 1.4 договора, участок предоставляется для целей проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
Передача участка по договору от арендодателя к арендатору совпадает с моментом возникновения правоотношений по договору.
В соответствии с п. 2.1 договора, срок действия договора аренды установлен до 31 декабря 2014 года.
По истечении указанного срока договор возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном статьей 621 ГК РФ.
Согласно п.п. 5.4, 5.5 договора, арендатор обязуется надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора и ежеквартально и в полном объеме уплачивать причитающую арендодателю арендную плату.
В соответствии с п. 3.3 договора, размер ежегодной арендной платы, счет, на который она вносится, указаны в приложении N 2 к договору.
Приложение N 2 является составной и неотъемлемой частью договора.
По условиям п. 3.2 договора, арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5 числа первого месяца каждого отчетного квартала.
В Пунктом п. 8.3 договора установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.09.2007 N 793-ПП "О дополнительных мерах но сокращению сроков строительства в городе Москве" в случае нарушения Арендатором сроков проектирования, строительства (реконструкции), ввода объекта в эксплуатацию, арендная плата за участок увеличивается в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке.
Документы, подтверждающие окончание строительства и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта арендатором арендодателю не представлены.
Как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность по внесению арендной платы за период с 13.08.2014 г. по 30.09.2019 г., в результате чего, за ним образовалась задолженность в сумме 7 877, 47 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), установленную договором.
Согласно п. 8.2 договора, в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю пени. Пени за просрочку платежа начисляются на сумму задолженности в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день уплаты включительно.
В связи с просрочкой оплаты по Договору, руководствуясь п. 8.2 договора и положениями ст. 330 ГК РФ, истцом начислены пени за период с 07.10.2014 г. по 30.09.2019 в сумме 2 730, 59 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта заключения сторонами спорного договора аренды, наличия у ответчика задолженности по арендной плате по спорному договору аренды, отсутствия доказательств оплаты ответчиком образовавшейся задолженности.
Однако, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, пришел к выводу о том, что истец в соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации пропустил срок исковой давности в части взыскания задолженности по арендным платежам, и пени, поскольку исковое заявление подано в суд 09.08.2011, а значит исковые требования за период с 13.08.2014 по 3 квартал 2018 года заявлены за его пределами, в связи с чем, сумма подлежащая взысканию составляет 2 239, 17 руб., а сумма пени составляет 203, 18 руб.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции при принятии судебного акта не было учтено следующее.
Как было указано выше, между Департаментом городского имущества г.Москвы и ОАО "Российские железные дороги" заключен договор аренды N И-04-000666 от 13.08.2014 земельного участка площадью 42 кв.м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:09:0005010:2179, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 85, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей размещения площадки для складирования материалов на период реконструкции путепровода через Хорошевское шоссе на км 44ПК 435+6,4, в соответствии с условиями договора.
В соответствии с условиями договора предусмотрена обязанность по внесению арендной платы. За несвоевременное внесение арендных платежей в соответствии с условиями договора установлено взыскание пени.
Договором предусмотрен уведомительный порядок изменения арендной платы.
Согласно п. 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий Договор.
В соответствии с п. 3.5 Договора определен порядок направления уведомления, согласно которому уведомление может быть направлено арендодателем арендатору почтовым отправлением с уведомлением о вручении или сделано арендодателем и через средства массовой информации или размещено на официальном сайте арендодателя в сети Интернет неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора.
Годовая арендная плата установлена Договором в размере 9 564, 31 руб. (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка).
Департаментом было направлено уведомление от 04.03.2019 N 33-6-93113/19-(0)-1 об изменении размера арендной платы с 01.01.2019 г., от 27.12.2019 N 33-6-563358/19-(0)-1 об изменении размера арендной платы с 01.01.2020 г., от 29.12.2020 N 33-6-743236/20-(0)-1 об изменении размера арендной платы с 01.01.2021 г.
Для расчета суммы исковых требований истец применяет именно п. 8.3 "особых условий договора", увеличивая арендную плату в два раза за каждые шесть месяцев, однако в адрес ответчика уведомление о применении штрафной санкции не поступало.
Кроме того, на момент подачи иска истцу было известно, что ставка, согласованная сторонами в договоре уже не подлежит применению.
Об этом свидетельствует и уведомления Департамента, которым по договору, истец изменил годовую арендную ставку на данный земельный участок и она составила 1 руб.
С 01 марта 2015 года ставка, указанная в договоре, не подлежит применению в связи с вступившими в силу изменениями в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем ответчик извещал истца, что подтверждено направленными в его адрес письмами.
Порядок регулирования арендной платы установлен п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ с 1 марта 2015 года, согласно которому размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб/га в год.
Таким образом, несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
После внесения изменений в законодательство Российской Федерации ОАО "РЖД" неоднократно обращалось к Департаменту городского имущества о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы (N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016, N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019, N 901/ДКРС МСК от 31.01.2019).
Департамент в пересчете арендной платы отказывал (письма содержатся в материалах дела), мотивируя это тем, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", в нарушение п. 4 ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, не смотря на существующую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, которая строится согласно иерархической соподчиненности, определяемой в зависимости от их юридической силы. При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
ОАО "Российские железные дороги" направлялось обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации от 11.09.2019 г. N исх-11452/ДКРС о разъяснении порядка начисления арендных платежей.
Письмом от 17.10.2019 г. N Д23и-35815 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что при заключении подобных договоров аренды на земельные участки для расчета арендной ставки применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом N 396.
После того, как Департамент неоднократно отказал в пересчете арендной платы более, чем по 700 (семьсот) Договорам аренды земельных участков, в том числе и по спорному договору, в апреле 2018 года ОАО "РЖД" обратилось к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений (N исх-7171 от 11.04.2018) с просьбой внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы" и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
18 декабря 2018 года Постановлением Правительства Москвы N 1591-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Письмом от 05.09.2019 N ДГИ-1-69458/19-1 (ответ на претензию N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019) Департамент городского имущества г. Москвы признал необходимость приведения ставок аренды по заключенным договорам на земельные участки в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Письмом N ДГИ-1-69402/19-1 от 17.09.2019 ответчик применил ставку арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 по Договорам, заключенным на новый срок с 01.01.2019, а в пересчете арендной платы по расторгнутым до 01.01.2019 договорам истцу отказал, не указав причины такого отказа, и обратился в суд с требованием применить штрафные санкции по этим же договорам по ставкам, противоречащим законодательству Российской Федерации.
Размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но после внесения изменений в федеральное законодательство, с 01 марта 2015 года не может превышать предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 18 декабря 2018 года размер ежегодной платы за земельные участки, предоставленные в аренду для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть равен размеру ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Данный правовой подход соответствует позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015)" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года), "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018), "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) разъяснен вопрос правомерности применения п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ к землям, собственность на которые не разграничена.
Верховный Суд Российской Федерации изложил свою позицию следующим образом: "Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 г., установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований."
Также Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.03.2017 по делу N 306-ЭС16-16522 отменены постановления нижестоящих судов.
В Определении судебная коллегия отметила, что "в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, применяемой с 01.03.2015, приведены случаи, в которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель.
Поскольку земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется Обществом для эксплуатации Волжской ТЭЦ - тепловой станции, производящей тепловую и электрическую энергию, следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 347 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности".
Таким образом, так как ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Учитывая целевое назначение предоставленного в аренду земельного участка, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, с 1 марта 2015 года не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития N 396.
Также, в соответствии с п. 3.4 Договора, согласно которому размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и /или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
То есть стороны предусмотрели изменение арендной ставки в случае внесения изменений, в том числе и в законодательство РФ.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчик осуществлял оплату арендной платы, размер которой не был ниже ставки, установленной Приказом Минэкономразвития, таким образом ответчик задолженности за заявленный истцом период не имеет, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 ноября 2021 года по делу N А40-168901/21 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании задолженности по арендной плате - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168901/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"