город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2022 г. |
дело N А53-30244/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.11.2021 (резолютивная часть от 02.11.2021) по делу N А53-30244/2021
по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227)
о возмещении вреда, причиненного водному объекту, в размере 447 820,28 руб.,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - МРУ Росприроднадзора, управление) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ", предприятие) о возмещении вреда, причиненному водному объекту, в размере 447 820,28 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда первой инстанции от 17.11.2021 с ГУП РО "УРСВ" взыскана сумма вреда, причиненного водному объекту, как объекту окружающей среды, в размере 447 820,28 руб., государственная пошлина в размере 11 956 руб. Судебный акт мотивирован наличием причинно-следственной связи между действиями предприятия и возникшим ущербом.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РО "УРСВ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что в расчете неверно использованы таксы платы для исчисления размера вреда от сброса органических и неорганических вредных веществ в водные объекты, для аммоний-ион вместо использованных 510 тыс. руб./т. Согласно Таблицы 3 Приложения 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 87 от 13.04.2009 "Об утверждении методики исчисления размера, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" таксы для исчисления размера вреда от сброса органических составляют: 280 тыс. руб./т. Превышение предельно допустимых концентраций возникло ввиду бездействия администрации Каменского района Ростовской области. ГУП РО "УРСВ" является организацией, эксплуатирующей только переданное на эксплуатацию имущество. Органы местного самоуправления обязаны организовать водоснабжение и водоотведение в пределах населенных пунктов, очистку сточных вод должным образом и передать в эксплуатацию организации водноканализационного хозяйства имущество, обеспечивающее функционирование очистных сооружений канализации. С учетом сложившейся сложной финансовой ситуации, наложение административного штрафа существенно скажется на финансовом положении ГУП РО "УРСВ" и не позволит в полной мере осуществить расходы на содержание, ремонт, обслуживание социально значимых объектов сети водоснабжения, водоотведения, что может в дальнейшем привести к причинению вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
В пояснениях на апелляционную жалобу МРУ Росприроднадзора просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МРУ Росприроднадзора в ходе проведения административного расследования установлено, что ГУП РО "УРСВ" осуществляет эксплуатацию объекта очистные сооружения канализации п. Чистоозерный (далее - ОСК п. Чистоозерный).
На основании определения N 0272/04/3418/227-КНД/РС/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.09.2020 совместно со специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 25.10.2020, 28.10.2020, 29.10.2020 проведен осмотр территории ОСК п. Чистоозерный, прибрежной защитной полосы водного объекта - р. Северский Донец вблизи п. Чистоозерный, Каменский район, Ростовская область.
В ходе осмотра установлен факт сброса сточных вод в указанный водный объект в точке географических координат: широта 48,25818, долгота 40.45184.
Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" произведен отбор проб на глубоководном сбросе сточных вод в 12 метрах от берега в водном объекте - р. Северский Донец и в камере доочистки перед глубоководным сбросом в районе п. Чистоозерный, Каменский район. Ростовская область в точке географических координат: широта 48.25705, долгота 40.45023, а также природных вод выше и ниже по течению от точки сброса.
Согласно экспертным заключениям ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 23.10.2020 N 49, N 50, N51, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора проведено сравнение результатов лабораторных испытаний (измерений) сточных и природных вод с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
По точке отбора в камере доочистки перед глубоководным сбросом сточных вод в р.Северский Донец в районе п. Чистоозерный, Каменский район, Ростовская область в точке географических координат: широта 48.25705, долгота 40.45023, выявлены превышения установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
По точкам отбора р. Северский Донец, в районе п. Чистоозерный, Каменский район. Ростовская область, выше впадения по течению 1000 м, координаты широта 48.26337, долгота 40.44435, а также точка ниже по течению, 500 м, координаты широта 48.25655, долгота 40.45260, проведен анализ оказываемого влияния сбрасываемых сточных вод в водный объект р. Северский Донец, выявлены превышения установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В результате совершения ГУП РО "УРСВ" правонарушения причинен вред водному объекту в размере 447 820,28 руб.
МРУ Росприроднадзора в адрес ГУП РО "УРСВ" направлено требование о добровольном возмещении ущерба, причиненного водным объектам, от 11.06.2021, которое было оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения МРУ Росприроднадзора обратилось в суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда; противоправность поведения виновного лица; вина причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом; доказанность размера причиненного вреда.
На основании частей 1 - 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ГУП РО "УРСВ" своими действиями нарушило требования в области охраны водного объекта, а именно: часть 4 статьи 35, часть 1 статьи 44, часть 2 статьи 55, часть 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты природопользования и здоровье населения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факты, указанные в постановлении от 27.11.2021 N 0272/04/3418/227-КНД/РС/2020, а также установленные в решении Каменского районного суда Ростовской области, подтверждают противоправный характер действий ГУП РО "УРСВ".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ, вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Как определено статьей 77 Федерального закона N 7-ФЗ под вредом понимается загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства, т.е. любое негативное воздействие на окружающую среду, а в нашем случае причинение вреда водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в результате хозяйственной деятельности ГУП РО "УРСВ" допущено загрязнение водного объекта.
Факт нарушения ГУП РО "УРСВ" требований в области охраны водного объекта подтверждается фототаблицей, актом обследования территории от 250.08.2020, экспертным заключением, протоколами отбора проб, постановлением о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иными материалами дела.
Согласно экспертным заключениям ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 23.10.2020 N 49, N 50, N51, по результатам исследований образцов природных вод, отобранных выше и ниже точки сброса сточных вод в р. Северский Донец, в районе п. Чистоозерный, Каменский район установлено, что концентраций загрязняющих веществ ниже точки сброса сточных вод превышена по сравнению с фоновой точкой.
Довод общества о том, что превышение предельно допустимых концентраций возникло ввиду бездействия администрации Каменского района Ростовской области, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 416- ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 416- ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно концессионному соглашению от 27.02.2018, заключенному между ГУП РО "УРСВ" и администрацией муниципального образования "Каменский район" до 2028 года, концессионер - ГУП РО "УРСВ" обязалось за свой счет осуществлять реконструкцию (модернизацию) имущества (в том числе очистных сооружений), осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению, предоставлять услуги водоотведения потребителям.
В соответствии с пунктом 2.2 устава ГУП РО "УРСВ", одним из видов деятельности ГУП РО "УРСВ" является осуществление в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения и водным законодательством деятельность по водоснабжению и водоотведению.
ГУП РО "УРСВ" является ответственным за невыполнение условий соглашения, тем самым является ответственным за причинение вреда водному объекту путем сброса сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Из постановления администрации от 04.12.2018 N 20 "Об определении гарантирующей организации в Красносулинском городском поселении для централизованной системы холодного водоснабжения" с 01.01.2019 статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории муниципального образования "Красносулинское городское поселение" наделено ГУП РО "УРСВ".
Судом первой инстанции правомерно установлено, что ГУП РО "УРСВ" ежемесячно взимается плата за водоснабжение и водоотведение с населения Каменского района. В свою очередь администрация Каменского района не имеет законных оснований выступать в данных правоотношениях организацией по осуществлению водоснабжения и водоотведения.
Оплата за поставляемую воду по договору водоснабжения осуществляется по тарифам (Федеральный закон N 416-ФЗ). Тариф на водоснабжение и водоотведение входит в систему регулируемых тарифов. Тарифы устанавливаются для гарантирующей организации (постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения").
ГУП РО "УРСВ" осуществляет эксплуатацию городских очистных сооружений канализации, следовательно, должно соблюдать нормы природоохранного законодательства.
Соблюдение природоохранного законодательства и принятие исчерпывающих мер с целью исключения загрязнения водного объекта является обязанностью предприятия, осуществляющего услугу по водоснабжению и водоотведению (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 307-КГ-20287 по делу N А42-172/2017).
Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты природопользования и здоровье населения.
Соблюдение природоохранного законодательства и принятие исчерпывающих мер с целью исключения загрязнения водного объекта является обязанностью предприятия, осуществляющего услугу по водоснабжению и водоотведению.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществлялось в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (далее - Методика).
МРУ Росприроднадзора в соответствии с Методикой произведен расчет исчисления размера вреда, причиненному водному объекту сбросом вредных (загрязняющих веществ) в составе сточных вод и (или) (в том числе шахтных, рудничных) вод в результате хозяйственной деятельности ГУП РО "УРСВ".
Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по мероприятиям, направленным на восстановление водного объекта.
Расчет размера вреда представлен в приложении к исковому заявлению, который судом проверен и признан арифметически и методологически верным.
Указанная выше Методика устанавливает, что исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем.
Довод предприятия о том, что в расчете неверно использованы таксы платы для исчисления размера вреда от сброса органических и неорганических вредных веществ в водные объекты (для аммоний-ион), отклоняется апелляционной коллегией, поскольку исходя из представленных протоколов испытаний среднее значение предельно допустимой концентрации такого вещества как аммоний-ион в пробах воды составляет 0,19 мг/дм3, что согласно таксе для исчисления размера вреда от сбросов составляет 510 тыс. руб./т. (таблица 3 приложения 1 Методики).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы предприятия, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для отмены решения суда от 17.11.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Определением суда апелляционной инстанции от 24.11.2021 предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) надлежит взыскать государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2021 (резолютивная часть от 02.11.2021) по делу N А53-30244/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30244/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия
Ответчик: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"