город Омск |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А75-7519/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10694/2021) акционерного общества "Югра-Экология" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-7519/2021 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Югра-Экология" (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, 15) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104) в лице Няганьского отдела инспектирования о признании недействительным предписания от 09.04.2021 N12-082/жн-2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Югра-Экология" - Хорищенко Екатерины Анатольевны по доверенности от 15.01.2019 N 1/19;
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Слинкина Дениса Александровича по доверенности от 21.10.2019 N 21,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общества "Югра-Экология" (далее - заявитель, общество, АО "Югра-Экология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела инспектирования (далее - Служба, Жилнадзор ХМАО-Югры) о признании недействительным предписания от 09.04.2021 N 12-082/жн-2021.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-7519/2021 в удовлетворении заявленных требовании отказано, принятые по делу обеспечительные меры отменены после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Югра-Экология" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы, с учетом представленных дополнений АО "Югра-Экология" указало на то, что им как региональным оператором, действующим на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, правомерно заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с потребителем, владеющим земельным участком в садовом массиве на территории города Нягань, учитывая, что на садовых и огородных участках членов СНТ (в том числе имеющих садовые дома) образуются ТКО от деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, и в результате жизнедеятельности самих членов СНТ. При этом потребитель не вправе перерабатывать ТКО на своем земельном участке, а должен осуществлять их складирование в установленном законом порядке, для последующего сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и обязан вносить плату за оказание услуг по обращению с ТКО. Поскольку начисление платы осуществляется в отношении жилого дома, применение соответствующего норматива накопления ТКО является правомерным.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обществом при начислении платы вышеуказанному потребителю неправомерно применен норматив накопления ТКО, предусмотренный для индивидуальных жилых домов, поскольку Службой в оспариваемом предписании, в акте проверки установлено, что дом 109, расположенный по адресу: главный проезд, территория садовый массив 25, автодорога Нягань-Уньюган является жилым; судом первой инстанции не учтено, что для лиц, проживающих в садовых массивах (дачах), оборудовано 4 места (площадки) накопления ТКО, места размещения контейнерных площадок для сбора бытового мусора согласованы Администрацией муниципального образования город Нягань, что следует из письма от 03.09.2020 N 3457-КАГиЗ.
Кроме того податель жалобы считает, что у Службы отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемого предписания; суд первой инстанции не проверил наличие у государственного органа полномочий на выдачу обществу оспариваемого предписания.
Службой представлены письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, в которых Жилнадзор ХМАО-Югры не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, указав, что Служба является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения; оспариваемое предписание выдано обществу в пределах компетенции надлежащим органом при наличии нарушения, выразившегося в неправомерном начислении платы за обращение с ТКО.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Службы возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании, открытом 18.01.2022, объявлен перерыв до 11 час.20 мин. 20.01.2022.
Информация о перерыве размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Службы, которым подержана правовая позиция, изложенная в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к отзыву.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В связи с поступлением в Службу обращения по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: а.д. Нягань-Унъюган, садовый массив 25, Няганским отделом инспектирования Службы на основании приказа от 26.03.2021 N 12-082/жн-2021 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
Проверкой установлено, что обществом собственнику земельного участка с кадастровым номером 86:13:0701002:2165, расположенного по адресу: ХантыМансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, а.д. Нягань-Унъюган, территория садовый массив 25, главный проезд, участок 109, с декабря 2020 года начисляется плата за ТКО по нормативу накопления, установленному для объекта "индивидуальные жилые дома". Итоги проверки отражены в акте от 09.04.2021 N 12-082/жн-2021 (л.д.18-21).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 09.04.2021 N 12-082/жн-2021 (л.д. 16-17), которым на общество возложена обязанность в срок до 01.06.2021 выполнить перерасчет платы за обращение с ТКО по жилому дому N 109, главный проезд, территория садовый массив 25, а.д. Нягань-Унъюган, с декабря 2020 года и в дальнейшие расчетные периоды, для которого не созданы и не определены места накопления ТКО в территориальной схеме обращения с отходами в ХМАО-Югре и в схеме размещения в качестве источников ТКО.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение 23.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии частью 1 со статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны, помимо прочего, выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание от 09.04.2021 N 12-082/жн-2021 вынесено органом государственного жильного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки в рамках государственного жилищного надзора.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано неуполномоченным на то органом в связи с отсутствием у Жилнадзора ХМАО-Югры полномочий на проведение проверки.
Так, требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (в настоящий момент утратило силу, действовало на момент проведения проверки и выдачи предписания; далее - Положение N 493).
Согласно пункту 3 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения N 493).
Согласно пункту 11 Положения N 493 предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
учету жилищного фонда;
порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
формированию фондов капитального ремонта;
наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";
составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а(1)) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 4 указанного Положения N 493 предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
С 20.10.2021 действуют новые Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670 (далее - Требования N 1670), в пункте 2 которого указано, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и настоящим документом.
Согласно пункту 5 указанных Требований объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:
товариществ собственников жилья;
жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
ресурсоснабжающих организаций;
региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Пунктом 7 Требований N 1670 предусмотрено, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:
а) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
б) требований к формированию фондов капитального ремонта;
в) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
г) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
д) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
е) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
ж) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
з) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
и) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
к) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
л) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 Положения N 493 и пунктом 2 Требований N 1670 указанными выше функциями и полномочиями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделена Служба согласно Положению о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденному постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п (далее - Положение N 216-п).
Согласно пункту 6.3 Положения N 216-п Служба осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации:
- контроль за соблюдением органами местного самоуправления автономного округа законодательства о градостроительной деятельности (пункт 6.3.1).
- организацию проведения подведомственным учреждением государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (пункт 6.3.2).
Согласно пункту 6.4 Служба осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - региональный государственный жилищный надзор).
Как следует из статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что региональный государственный жилищный надзор может быть осуществлен Службой только в отношении жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе жилых помещений, в том числе на предмет соблюдения контролируемыми лицами: правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесены: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Согласно пункту 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 17 ЖК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Положениями статьи 19 ЖК РФ установлено, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (пункт 1).
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (пункт 2 статьи 19 ЖК РФ).
Как усматривается из материалов дела, в Едином государственном реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:13:0701002:2165, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, а.д. Нягань-Унъюган, участок 109. Наличие на указанном земельном участке каких-либо объектов недвижимости не зарегистрировано.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральным законом N 217-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, предусмотрено, что садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании, может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 3, часть 3 статья 23 Федерального закона N 217-ФЗ).
В соответствии с пунктом 55 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Вместе с тем строение, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 86:13:0701002:2165, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, а.д. Нягань-Унъюган, территория садовый массив 25, главный проезд, участок 109, не поставлено на кадастровый учет, право собственности в отношении него не зарегистрировано.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанное строение, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 86:13:0701002:2165, является садовым домом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что региональный государственный жилищный надзор может быть осуществлен Службой только в отношении жилищного фонда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Жилнадзор ХМАО - Югры вправе проводить проверки по вопросу применения норматива накопления ТКО, установленного для объекта "индивидуальные жилые дома", и выдавать соответствующие предписания на устранение выявленного нарушения, но только в отношении жилищного фонда в пределах предоставленных полномочий.
В рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что проверка Службой проведена и выявлены соответствующие нарушения в отношении жилого дома (жилого помещения).
Доказательства принадлежности спорного строения, в отношении которого выдано оспариваемое предписание, к жилищному фонду в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, Жилнадлор ХМАО-Югры, как орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при проведении проверки вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку объект проверки не относится к жилищному фонду.
В рассматриваем случае судом апелляционной инстанции усмотрены противоречия в правовой позиции Службы, состоящие в том, что Жилнадлор ХМАО-Югры, указывая на неверное применение обществом норматива накопления ТКО, установленного для объекта "индивидуальные жилые дома", исходит из того, что строение, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 86:13:0701002:2165, не является жилым помещением (жилым домом), тем более индивидуальным жилым домом, поскольку оно не признано жилым домом в установленном порядке, при этом осуществляет проверку примененного обществом тарифа в отношении строения, не относящегося к жилому фонду и применяет тариф за коммунальную услугу по обращению с ТКО, который в силу статьи 157 ЖК РФ подлежит применению при предоставлении такой услуги собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано АО "Югра-Экология" неуполномоченным лицом, что в силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ влечет признание его недействительным, иные доводы апелляционной жалобы оценке не подлежат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-7519/2021 подлежит отмене, апелляционная жалоба АО "Югра-Экология" удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на Жилнадлор ХМАО-Югры.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Югра-Экология" удовлетворить, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-7519/2021 - отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление акционерного общества "Югра-Экология" удовлетворить. Признать недействительным предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Няганьского отдела инспектирования от 09.04.2021 N 12-082/жн-2021.
Взыскать со Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу акционерного общества "Югра-Экология" 4 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7519/2021
Истец: АО ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры