г. Хабаровск |
|
25 января 2022 г. |
А04-6733/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Муниципального казенного учреждения "Благовещенский городской архивный и жилищный центр": Голубятникова М.В., представитель по доверенности от 10.01.2022 N 01;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Картавцева С.В. по доверенности от 28.09.2021 N 23-19-12/108;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение Арбитражного суда Амурской области от 01.11.2021
по делу N А04-6733/2021
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" (ОГРН 1112801001477, ИНН 2801158875)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434)
об оспаривании представления от 09.06.2021 N 23-13-59/22-4443
третьи лица: Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015), Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (ОГРН 1022800526187, ИНН 2801010685), Министерство социальной защиты Амурской области (ОГРН 1072801009148, ИНН 2801123865)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" (далее - МКУ "БГАЖЦ") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области) от 09.06.2021 N 23-13-59/22-4443.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - Минсоцзащиты Амурской области), Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, Администрация города Благовещенска.
Решением суда от 01.11.2021 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, УФК по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Выражая несогласие с выводом суда об отсутствии вины учреждения в нарушении сроков оплаты по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений, заявитель жалобы указывает, что соответствующие доказательства в подтверждение принятия необходимых мер по недопущению выявленного нарушения не представлены. Также настаивает на позиции, что учреждение с нарушением принципа эффективности расходования денежных средств, а также правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителям, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений произвело оплату расходов на приобретение жилых помещений, общая площадь которых меньше норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции на предоставление жилых помещений указанным категориям лиц.
МКУ "БГАЖЦ", третьи лица не представили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель УФК по Амурской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель МКУ "БГАЖЦ" с доводами апелляционной жалобы не согласился, настаивал на обоснованности выводов суда, просил в удовлетворении требования по жалобе отказать.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела установлено следующее.
В целях реализации мероприятий государственной программы РФ "Социальная поддержка граждан", подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей", в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446 утверждена государственная программа "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области".
Постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 N 4130 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска".
С 2020 года в рамках муниципальной программы реализуется, в том числе подпрограмма 5 "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ответственный исполнитель - Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска. Участник программы - МКУ "БГАЖЦ".
В 2019 году между Минсоцзащиты Амурской области и администрацией города Благовещенска (Получатель) заключено Соглашение о предоставлении в 2019 году субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету муниципального образования города Благовещенска на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 01.03.2019 N 1 (далее - Соглашение от 01.03.2019 N 1).
Согласно подпунктам 2.2.1-2.2.3 пункта 2.2 Соглашения от 01.03.2019 N 1 Получатель обязуется, в том числе осуществить закупку (заключить муниципальные контракты) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в срок не позднее 01.05.2019. Приобрести в 2019 году не менее 20 квартир, при этом средняя рыночная стоимость 1 кв.м. приобретаемого жилья не должна превышать 53 450 рублей, в соответствии с расчетом бюджету муниципального образования субвенций по методике формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Количество приобретаемых квартир, предусмотренное при заключении Соглашения от 01.03.2019 N 1, не менее 23 квартир, с учетом дополнительного соглашения от 02.07.2019 N 1 - не менее 26 квартир, дополнительного соглашения от 29.11.2019 N 2 - не менее 20 квартир).
В 2020 году между Минсоцзащиты Амурской области и администрацией города Благовещенска (Получатель) заключено Соглашение о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету города Благовещенска на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 28.01.2020 N 1 (далее - Соглашение от 28.01.2020 N 1).
Согласно подпунктам 2.2.1-2.2.4 пункта 2.2 Соглашения от 28.01.2020 N 1 Получатель обязуется, в том числе осуществить закупку (заключить муниципальные контракты) жилых помещений в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Приобрести (возместить) в 2020 году не менее 9 квартир, при этом средняя рыночная стоимость 1 кв.м. приобретаемого жилья не должна превышать 57 469 рублей, в соответствии с расчетом бюджету муниципального образования субвенций по методике формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Количество приобретаемых квартир, предусмотренное при заключении Соглашения от 01.03.2019 N 1, не менее 34, с учетом дополнительного соглашения от 10.03.2020 N 1 - не менее 7, дополнительного соглашения от 02.11.2020 N 2 - не менее 9.
Главным администратором доходов бюджета муниципального образования города Благовещенска по коду доходов 20235082040000150 "Субвенции бюджетам городских округов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" является Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска.
Комитетом (с учетом изменений показателей бюджетной сметы, внесенных справками-уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств) утверждены МКУ "БГАЖЦ" показатели бюджетной сметы на 2019, 2020 финансовые года и на основании заявок на финансирование перечислены на лицевой счет получателя бюджетных средств в полном объеме: в размере 35 535 430,75 рубля (в 2019 году) и 16 878 645,30 рубля.
На основании поручения Федерального казначейства от 03.03.2021 N 07-04-05/17-4355, приказа УФК по Амурской области от 07.04.2021 N 149, проведена выездная проверка соблюдения МКУ "БГАЖЦ" целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В акте проверки от 23.04.2021 зафиксировано: нарушение учреждением статей 72, 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, пунктов 2.5 муниципальных контрактов от 16.04.2019 N Ф.2019.172118, от 21.06.2019 N Ф.2019.0267, от 24.06.2019 N Ф.2019.0277, от 24.06.2019 N Ф.2019.0257, от 21.06.2019 N Ф.2019.0265, от 24.06.2019 N Ф.2019.0272, от 22.07.2019 N Ф.2019.0313, от 22.07.2019 N ф.2019.0310, от 22.07.2019 N Ф.2019.0309, от 21.08.2019 N Ф.2019.0376, от 23.09.2019 N Ф.2019.0445, от 16.09.2019 N Ф.2019.0450, от 21.10.2019 N Ф.2019.0380 (далее - муниципальные контракты), выразившееся в несоблюдении сроков оплаты приобретенных жилых помещений; нарушение статьи 34, пункта 3 статьи 86, статьи 162 БК РФ, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, являющихся приложением N 9 к Государственной программе РФ "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296, пункта 2 Методики распределения субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов области на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, являющейся приложением N 2 к Закону Амурской области от 11.04.2005 N 472-03 "О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей на момент совершения нарушения, далее - Закон Амурской области N 472-03), подпункта 2.2.3 пункта 2.2 Соглашения от 01.03.2019 N 1, выразившееся в осуществлении учреждением оплаты расходов на приобретение 6 жилых помещений (строки 5, 7, 8, 9, 12, 15 приложения 1 к акту проверки), общая площадь которых меньше норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма.
Учреждению направлено представление 09.06.2021 N 23-13-59/22-4443 с требованием принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в течение 30 календарных дней со дня его получения.
Не согласившись с представлением, учреждение обратилось с требованием об оспаривании его законности.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
С учетом положений статьи 265 БК РФ, пункта 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, подпункта "ж" пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 N 100д, пункта 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095, УФК по Амурской области обладало полномочиями по проверке условий предоставления субсидий, а также по вынесению представления объекту контроля при соблюдении требований статьи 270.2 БК РФ.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Закона, за исключением случая, предусмотренного в части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ указано, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 2.5 муниципальных контрактов, заключенных МКУ "БГАЖЦ" на приобретение благоустроенных жилых помещений (квартир) для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 - 2020 годах оплата по контрактам осуществляется заказчиком по ценам, установленным в рублях РФ, по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на счет поставщика в течение 30 дней с даты подписания акта приема-передачи жилого помещения.
В пункте 2.6 спорных муниципальных контрактов стороны определили, что датой оплаты является дата списания денежных средств с расчетного счета заказчика.
По результатам проведенной проверки орган финансового контроля установил факт осуществления оплаты по 13 контрактам с нарушением срока, установленного частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ и положениями муниципальных контрактов.
Оценка содержания имеющихся в материалах дела муниципальных контрактов, платежных поручений об оплате за приобретенные квартиры, актов приема-передачи жилых помещений, позволяет согласиться с выводом органа финансового контроля о несоблюдении сроков, предусмотренных условиями муниципальных контрактов, а также с превышением установленного частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предельного срока оплаты.
При этом в итоговой части представления казначейством предложено принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений с целью недопущения подобных нарушений в будущем и принятия мер для взаимодействия с главным распорядителем по недопущению выявленного нарушения.
Вместе с тем суд первой инстанции установил и не опровергнуто УФК по Амурской области, что причиной вышеуказанного нарушения сроков оплаты приобретенных жилых помещений явилось несвоевременное финансирование со стороны Минсоцзащиты Амурской области заявок учреждения как получателя бюджетных средств на доведение объемов финансирования субвенции.
Отсутствие необходимых денежных средств явилось следствием изменений в 2019 году кодов вида расходов бюджетной классификации по субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам специализированного найма жилых помещений.
Сложившаяся ситуация повлекла необходимость совершения иными участниками бюджетного процесса, в частности Министерством Просвещения Российской Федерации и Правительством Амурской области действий в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет" по внесению изменений в дополнительные соглашения, а также сведений о заключенных контрактах, на что требовались достаточно продолжительные временные затраты.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам причин нарушения, вмененного в пункте 1 представления, а также принятия мер по его недопущению, правомерно заключив об отсутствии вины получателя бюджетных средств.
Вопреки доводу апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Представление обладает признаками ненормативного правового акта и порождает для субъекта, в адрес которого оно вынесено, к совершению определенных действий, в том числе связанных с его деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
В спорной ситуации направление учреждением заявок для решения вопроса о своевременности финансирования государственных полномочий по предоставлению жилых помещений не устранило бы причину выявленного нарушения части 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, а установленные по делу обстоятельства относительного своевременности бюджетного финансирования находились вне рамок полномочий учреждения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о незаконности вынесенного в адрес учреждения требования, изложенного в пункте 1 с учетом итоговой части представления от 09.06.2021 N 23-13-59/22-4443, поскольку неисполнимо субъектом контроля.
По эпизоду, указанному в пункте 2 описательно-мотивировочной части оспариваемого представления, учреждению вменяется нарушение статьи 34, пункта 3 статьи 86, статьи 162 БК РФ, а именно несоблюдение условий осуществления расходов бюджета, источником софинансирования которого являются субсидии.
Статьей 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно пунктам 1, 3, 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Амурской области N 472-ОЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В силу части 5 статьи 5 Закона Амурской области N 472-ОЗ стоимость приобретаемого за счет средств субвенции готового жилого помещения для его последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи, а также стоимость приобретаемого за счет средств субвенции жилого помещения в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, для его последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи, не должна превышать размер, рассчитанный исходя из норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции, и нормативов предельной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по муниципальному району, муниципальному и городскому округам области, на территории которого приобретается жилое помещение, установленных Правительством области для расчета субвенции.
В соответствии с пунктами 4, 17 постановления Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных (городских) округов Амурской области в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Норма предоставления жилого помещения согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением мэра города Благовещенска от 12.04.2005 N 977 "О норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения на одного члена семьи в размере 18,0 кв.м.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.04.2016 N 157 утверждена стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения в муниципальном образовании город Благовещенск на 2019 год в сумме 53 450 рублей, на 2020 год - 57 469 рублей.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, определяется по формуле, установленной пунктом 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296, являющихся приложением N 9 к государственной программе РФ "Социальная поддержка граждан" (действующих на момент совершения нарушения).
Согласно пункту 9 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету i-го субъекта РФ, определяется по формуле с учетом показания Н - социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м.
По методике распределения субвенций бюджетам муниципальных районов муниципальных и городских округов области на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение N 2 к Закону Амурской области N 472-ОЗ), норматив общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета субвенции, установлен в размере 33 кв.м.
При этом, согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Соглашения от 01.03.2019 N 1, подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Соглашения от 28.02.2020 N 1, на администрацию города Благовещенска возложена обязанность по приобретению в 2019, 2020 годах квартир с ограничением средней рыночной стоимости 1 кв.м. приобретаемого жилья не более 53 450 рублей (на 2019 год), не более 57 469 рублей (на 2020 год).
В спорной ситуации жилые помещения по 6 муниципальным контрактам (строки 5, 7, 8, 9, 12, 15 приложения N 1 к акту проверки) приобретались МКУ "БГАЖЦ" на основании вступивших в законную силу судебных решений, возлагающих на администрацию города Благовещенска обязанности предоставить жилые помещения общей площадью не менее 18,0 кв.м. категориям лиц, указанным в пункте 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, то есть с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 50 ЖК РФ.
Указанные действия не противоречат положениям пункта 7 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, в соответствии с которыми жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, общая площадь приобретенных МКУ "БГАЖЦ" жилых помещений не превышает установленную законом предельную общую площадь жилого помещения, предоставляемого органами местного самоуправления детям-сиротам по договору найма.
При объявлении электронных аукционов в соответствии с Законом N 44-ФЗ указывалась общая площадь жилого помещения от 18 до 33 кв.м. Органом финансового контроля не установлено, что на территории муниципального образования город Благовещенск на момент проведения аукционов и приобретения жилья по 6 спорным муниципальным контрактам имелось достаточное количество предложений о продаже жилых помещений, имеющих размер общей площади 33 кв.м.
Также в ходе проверки не выявлено нарушений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 Соглашения от 01.03.2019 N 1, подпункта 2.2.3 пункта 2.2 Соглашения от 28.02.2020 N 1 в части предельного размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. приобретаемого жилья.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны учреждения неэффективного использования бюджетных средств на приобретение жилых помещений по спорным муниципальным контрактам, поскольку не установлено расходование средств субсидий из федерального бюджета на оплату муниципальных контрактов по приобретению жилых помещений с избыточными потребительскими свойствами. При этом в 2019-2020 годах дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица, из их числа, обеспечены жилыми помещениями надлежащего качества, исполнены решения судов и государственная, муниципальная программы.
Таким образом, в действиях учреждения не доказано вмененное пунктом 2 оспариваемого представления нарушение статьи 34, пункта 3 статьи 86, статьи 162 БК РФ, основания для вынесения требования принять меры по устранению причин и условий нарушений в указанной части у казначейства отсутствовали.
Принимая во внимание вышеизложенное, довод жалобы УФК по Амурской области о том, что приобретение жилых помещений площадью ниже установленной расчетом субсидии социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, не нашел своего подтверждения.
Поскольку оспариваемое представление незаконно возлагало на заявителя обязанность устранить причины и условия вмененных нарушений в течение 30 календарных дней, а его неисполнение влечет административную ответственность, требование МКУ "БГАЖЦ" о признании незаконным представления от 09.06.2021 N 23-13-59/22-4443 обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.11.2021 по делу N А04-6733/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6733/2021
Истец: МКУ "БГАЖЦ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Администрация города Благовещенска, Арбитражный суд Амурской области, КУМИ г. Благовещенска, Министерство социальной защиты Амурской области