г. Челябинск |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А47-4467/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-4467/2021.
В судебное заседание явились представители:
истца - индивидуального предпринимателя Бигалиева Марата Мусаевича - Утемисова Зарина Жалгаспаевна (доверенность от 08.04.2021 сроком действия на три года, копия диплома, паспорт),
ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" - Щеснович Алексей Александрович (доверенность от 01.12.2021 сроком действия на один год,диплом, паспорт),
ответчика - Федерального агентства воздушного транспорта - Щеснович Алексей Александрович (доверенность от 30.12.2021 сроком действия до 31.12.2022, диплом, паспорт).
Иные лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Индивидуальный предприниматель Бигалиев Марат Мусаевич (далее - ИП Бигалиев М.М., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества в Оренбургской области, ответчик), Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - Росавиация), Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - ФГУП "АГА (А)") о понуждении к заключению договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, образованных из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, на срок до 14.10.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.11.2021 (резолютивная часть от 18.11.2021) исковые требования удовлетворены: суд понудил ТУ Росимущества в Оренбургской области заключить с предпринимателем договор аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, расположенных по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, р-н Оренбургский, с/с Нежинский и образованных из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, на срок до 14.10.2022. В удовлетворении исковых требований к Росавиации и ФГУП "АГА (А)" отказано (т. 4 л.д. 123-134).
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Оренбургской области (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; неправильное применение судом норм материального права.
Податель жалобы указал, что земельные участки были изъяты для нужд Росавиации, то и уполномоченным органом по распоряжению ими (в том числе предоставлению на каком-либо праве третьим лицам) в настоящий момент обладает Российская Федерация в лице Росавиации. Образованные Приказом земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 16.07.2020 и зарегистрированы на праве собственности Российской Федерации. По состоянию на 29.01.2021 право аренды в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с Приказом, было погашено Управлением Росреестра по Оренбургской области. ТУ Росимущества в Оренбургской области не усматривает каких-либо препятствий по дальнейшей реализации Приказа Федерального агентства воздушного транспорта N 621-п от 29.06.2020 "Об изъятии для государственных нужд земельных участков в целях реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Оренбург)".
С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
От индивидуального предпринимателя Бигалиева Марата Мусаевича поступил отзыв на апелляционную жалобу без доказательств направления в адрес лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, совещаясь на месте, на основании ч.2 ст. 262 АПК РФ, в приобщении к материалам дела поступившего отзыва отказала. Разъяснено право на приобщение указанного документа в порядке ст. 81 АПК РФ.
После оглашения доводов указанный документ приобщен к материалам дела в качестве пояснений в порядке ст. 81 АПК РФ.
От федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступало.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.10.2019 между ИП Бигалиевым М.М. (арендатор) и ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1562-ФЗ (далее - договор аренды, т. 1 л.д. 12-14).
Арендуемый земельный участок находится по адресу: Оренбургская обл., Оренбургский район, сельсовет Нежинский БПХ им. Куйбышева, расположен в восточной части кадастрового квартала 56:21:1407006. Кадастровый номер земельного участка, относящийся к землям земель сельскохозяйственного назначения: 56:21:1407006:10, площадью 6 474 000 кв. м.
На основании пункта 2.1 договора аренды срок аренды участка составляет 3 года и устанавливается с 15.10.2019 по 14.10.2022.
22.05.2020 истцом получено письмо N 04746 "О получении согласии" от ФГУП "АГА (А)" (т. 1 л.д. 15), из которого следует, что ФГУП "АГА (А)" является заказчиком-застройщиком по объекту: "Реконструкция аэропортов комплекса (г. Оренбург)" (далее - Проект). Проектом предусмотрено строительство объектов воздушного транспорта в границах земельного участка с кадастровым номером: 56:21:1407006:10, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного истцу в аренду на основании договора аренды земельного участка от 15.10.2019 N 1562-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Руководствуясь вышеизложенным, ФГУП "АГА (А)" просило истца направить письменное согласие на образование земельных участков с номерами 56:21:1407006:10:ЗУ1, 56:21:1407006:10:ЗУ2, 56:21:1407006:10:ЗУ3, 56:21:1407006:10:ЗУ4 из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10 в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 22.09.2016 N 736.
08.07.2020 ИП Бигалиев М.М. направил согласие (исх. N 08/07) в адрес ФГУП "АГА (А)" (т. 1 л.д. 16).
Сопроводительным письмом от 08.07.2020 исх. N 28406/14 Росавиацией в адрес истца направлена копия приказа "Об изъятии для государственных нужд земельных участков в целях реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Оренбург)" N 621-П от 19.06.2020 в рамках которого ответственной стороной за осуществление мероприятий по изъятию земельных участков определено - ФГУП "АГА (А)" (т.1 л.д. 17-19).
Согласно доводам истца, со стороны ИП Бигалиева М.М. совершены все действия, в рамках законодательства, направленные на реализацию проекта "Реконструкция аэропортов комплекса (г. Оренбург)".
В рамках приказа N 621-П от 29.06.2020 мероприятия по изъятию земельных участков путем прекращения права аренды и возмещения арендатору убытков, причиненных изъятием земельных участков, в том числе выступать при заключении соглашения об изъятии земельных участков от имени Российской Федерации стороной соглашения - покупателем наделено ФГУП "АГА (А)".
С 16.07.2020 собственником образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 является Российская Федерация, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 57-76).
ИП Бигалиев М.М. неоднократно направлял письма (N 08/20 от 08.09.2020, N22/09 от 22.09.2020, N 09/10 от 09.10.2020, N 14/01 от 14.01.2021 (т.1 л.д. 20, 22, 28)) в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области с просьбой заключить договор аренды вновь образованных участков, ссылаясь на пункт 4 статьи 11.8 Земельного Кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества Оренбургской области направляло письменные отказы (N 56-НБ-03/4711 от 21.09.2020, N 56-ТИ-03/5548 от 09.11.2020, N 56-ТИ-03/649 от 10.02.2021 (т. 1 л.д. 21, 23, 29)) ввиду отсутствия полномочий на заключение договора аренды, со ссылкой на то, что собственником вновь образованных участков является Российская Федерация.
17.11.2020 ИП Бигалиев М.М. направил письмо N 17/11 в адрес Федерального агентства воздушного транспорта Ядрову Д.В. с просьбой, оказать содействие в заключении договора аренды (т. 1 л.д. 26).
В ответ получено информационное письмо о возможности заключения договора аренды на основании части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральное агентство воздушного транспорта просит ТУ Росимущества Оренбургской области рассмотреть возможность заключения договора аренды с ИП Бигалиевым М.М. (т. 1 л.д. 27).
После получения ответа от Федерального агентства воздушного транспорта, истцом направлено письмо в ТУ Росимущества Оренбургской области с просьбой заключить договор аренды. 10.02.2021 от ТУ Росимущества поступил повторный отказ (т. 1 л.д. 29).
24.11.2020 истец направил письмо на имя заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Павлова А.Ю. с просьбой направить поручение в адрес ТУ Росимущества Оренбургской области о подготовке проекта договора аренды образуемых Участков (т. 1 л.д. 24).
16.12.2020 поступил отказ от Федерального агентства по управлению государственным имуществом ввиду того, что земельные участки изъяты для нужд Росавиации. Как следствие, полномочия собственника в отношении земельных участков, необходимых для размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов переданы Росавиации (т. 1 л.д. 25).
01.03.2021 ИП Бигалиев М.М. направил запрос в ФГУП "АГА (А)" с просьбой ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" возместить убытки, причиненные изъятием земельных участков, поскольку со стороны истца совершены все необходимые действия, способствующие реализации проекта по реконструкции аэропортового комплекса (т. 1 л.д. 30).
Как указывает истец, из сведений ЕГРН по состоянию на 29.01.2021 следует, что право аренды в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с пунктом 2 приказа N 621-п от 29.06.2020 было погашено. Истец полагает, что он имеет право на получение возмещения убытков в связи с таким изъятием земельных участков.
22.03.2021 ФГУП "АГА (А)" направило ответ ИП Бигалиеву М.М. (т.1 л.д. 31), в котором указало, что ФГУП "АГА (А)" сможет осуществить мероприятия по подготовке соглашения о прекращении права аренды земельных участков, после представления арендатором выписок из Единого государственного реестра недвижимости на участки, содержащие запись о государственной регистрации права аренды ИП Бнгалнева М.М. на участки.
Ввиду направления неоднократных отказов ТУ Росимуществом в адрес истца, нарушаются права последнего, изложенные в части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
При этом статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение письменного соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Непредставление правообладателем изымаемой недвижимости по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости подписанного соглашения, является основанием для обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
На основании пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 56:21:1407006:10 площадью 6 474 000 кв. м, предоставленный ИП Бигалиеву М.М. по договору аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1562-ФЗ от 15.10.2019 на срок с 15.10.2019 по 14.10.2022 (т. 1 л.д. 12-14), включен в проектную документацию "Реконструкция аэропортов комплекса (г. Оренбург)", утвержденную для строительства объектов воздушного транспорта в границах земельного участка с кадастровым номером: 56:21:1407006:10 (т. 1 л.д. 15, т. 2 л.д. 92-150, т. 2 л.д. 1-14).
В соответствии с проектом межевания территории, утвержденным приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 22.09.2016 N 736, из исходного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, с учетом согласия ИП БигалиевА М.М. от 08.07.2020, произведен выдел земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 (т. 1 л.д. 15-18).
В отношении выделенных земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 в целях строительства объектов воздушного транспорта Росавиацией принято решение об изъятии указанных участков путем выкупа для государственных нужд в целях реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Оренбург)" на основании приказа Росавиации N 621-П от 19.06.2020, в рамках которого ответственной стороной за осуществление мероприятий по изъятию земельных участков путем прекращения права аренды и возмещения арендатору убытков, причиненных изъятием земельных участков, определено - ФГУП "АГА (А)" (т. 1 л.д. 19).
С 16.07.2020 собственником образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 является Российская Федерация, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 57-76).
Вместе с тем, судом установлено, что процедура изъятия выделенных земельных участков не завершена, соглашение об изъятии участков для государственных нужд не заключалось.
Так же судом установлено, что договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1562-ФЗ от 15.10.2019, заключенный между ТУ Росимущества по Оренбургской области и ИП Бигалиевым М.М., в настоящее время не расторгнут.
ИП Бигалиев М.М. неоднократно направлял письма (N 08/20 от 08.09.2020, N22/09 от 22.09.2020, N 09/10 от 09.10.2020, N 14/01 от 14.01.2021 (т.1 л.д. 20, 22, 28)) в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области с просьбой заключить договор аренды вновь образованных участков, ссылаясь на пункт 4 статьи 11.8 Земельного Кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества Оренбургской области направляло письменные отказы (N 56-НБ-03/4711 от 21.09.2020, N 56-ТИ-03/5548 от 09.11.2020, N 56-ТИ-03/649 от 10.02.2021 (т.1 л.д. 21, 23, 29)), ссылаясь на отсутствие полномочий на заключение договора аренды, в связи с тем, что собственником вновь образованных участков является Российская Федерация.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из изложенного следует, что понуждение к заключению договора возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, требования истца о понуждении ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка основаны на нормах подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 и пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 названного пункта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Указанная норма направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства.
Данная позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301.
В развитие толкования приведенного выше законоположения, Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) в пункте 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, закрепившие право арендатора на сохранение права аренды в отношении образуемых и измененных земельных участков, используемых на основании договоров аренды.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 341-ФЗ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством, а согласно пункту 1 статьи 46 того же Кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
При этом ни положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Порядок по внесению в ЕГРН записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка установлен пунктом 12 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому, в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, и ответчиком не опровергнуты.
С учетом изложенных разъяснений, принимая во внимание, что истец является арендатором исходного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, сведения об обременении которого в виде аренды в пользу Бигалиева М.М. из ЕГРН не исключены на момент обращения с заявлением; кроме того, в сведениях ЕГРН содержится запись о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 образованы из земельного участка 56:21:1407006:10, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у ИП Бигалиева М.М., не оспаривающего законность выдела земельных участков, права в силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации на заключение договора аренды земельных участков, образованных из исходного земельного участка на прежних условиях. Иное в рассматриваемом случае свидетельствовало бы о возможности изъятия выделенных земельных участков для государственных нужд в обход установленной законом процедуры.
С учетом вышеназванных норм, в том числе положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу об установлении срока действия подлежащего заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 до 14.10.2022, поскольку договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 1562-ФЗ от 15.10.2019 с кадастровым номером 56:21:1407006:10 заключен на срок с 15.10.2019 по 14.10.2022.
Доводы апеллянта о том, что земельные участки были изъяты для нужд Росавиации, то и уполномоченным органом по распоряжению ими (в том числе предоставлению на каком-либо праве третьим лицам) в настоящий момент обладает Российская Федерация в лице Росавиации, в связи с чем, Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку лицом, обязанным заключить с ИП Бигалиевым М.М. соответствующий договор аренды, признается ТУ Росимущества в Оренбургской области на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании 5.35(1) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно типовому положению о территориальном органе Росимущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, в полномочия территориальных органов входит по поручению Росимущества: предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В силу пункта 4 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
На основании пункта 4.1.8 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 настоящего Положения.
На основании пункта 4.2.23 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Как установлено судом первой инстанции, на момент рассмотрения заявлений ИП Бигалиева М.М. ТУ Росимущества в Оренбургской области являлось уполномоченным органом по разрешению вопроса о предоставлении выделенных земельных участков в аренду.
Истец 07.09.2021 обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области с просьбой осуществить мероприятия по регистрации права аренды на вновь образованные земельные участки на основании части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 4 л.д. 103).
Согласно ответу Управления Росреестра по Оренбургской области N 17-00010/21 от 20.09.2021 (т. 4 л.д. 101, 102) в отношении образованных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1407006:32; 56:21:1407006:33; 56:21:1407006:34; 56:21:1407006:35 лицо, осуществляющее использование земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10 имеет право на заключение с ним договоров аренды без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Ограничение в виде аренды сохраняется лишь в отношении изменяемого земельного участка, а именно: земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10.
Арендатор по договору аренды от 15.10.2019 N 1562-ФЗ имеет право обратиться в Федеральный орган исполнительной власти для заключения с ним соответствующих договоров аренды образованных земельных участков.
29.09.2021 ИП Бигалиев М.М. направил в адрес Росавиации письмо N 21 с просьбой заключить договор аренды вновь образованных земельных участков с ИП Бигалиевым М.М.
Из ответа Росавиации N исх-7435/14-ОГ от 10.11.2021, направленному в адрес ИП Бигалиева М.М., следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1407006:10 находится в собственности Российской Федерации и был предоставлен ТУ Росимущества в Оренбургской области на праве аренды Бигалиеву М.М. на основании договора аренды земельного участка от 15.10.2019 N 1562-ФЗ.
В результате раздела земельного участка с кадастровом номером 56:21:1407006:10 образовались земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1131 "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" в целях повышения эффективности оказания государственных услуг и управления федеральным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), развития действующих и строительства новых аэропортовых комплексов, совершенствования инфраструктуры Росавиация принимает решения о предоставлении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта.
На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Пунктом 5.35(1) Положения о Росимуществе установлено, что Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу вышеизложенного, ИП Бигалиеву М.М. необходимо обратиться в ТУ Росимущество в Оренбургской области для решения вопроса по существу.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм и обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору выступает ТУ Росимущества в Оренбургской области.
С учетом установленных выше обстоятельств дела, исковые требования о понуждении ТУ Росимущества в Оренбургской области к заключению договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, образованных из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, на срок до 14.10.2022, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит мотивов, позволяющих апелляционному суду прийти к иным выводам, и по существу представляют собой несогласие апеллянтов с результатами оценки судом представленных в дело доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-4467/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4467/2021
Истец: ИП Бигалиев Марат Мусаевич
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГУП Администрация гражданских аэропортов аэродромов, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17637/2022
11.05.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1561/2022
25.01.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17988/2021
25.11.2021 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4467/2021