г. Пермь |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А71-7378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Власовой О.Г., Гладких Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8": Шубина Э.Э. по доверенности от 30.04.2021;
от ответчика, публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский": Глухова А.В. по доверенности от 29.01.2020,
в отсутствие представителей третьего лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 06 октября 2021 года
по делу N А71-7378/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
третье лицо: муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления
имущественных отношений Администрации города Ижевска,
о понуждении снизить размер платы по договору теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс") о понуждении снизить размер платы по договору теплоснабжения (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 16.06.2021 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Ссылается на правомерность сторнирования объемов коммунального ресурса до введения в действие соответствующих нормативов, необоснованность применения судом положений Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2021 на отношения, действующие в 2019 и 2020 годах, что, по его мнению, влечет возложение на собственников помещений дополнительное бремя расходов. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, ответчик направил отзыв.
В судебном заседании представитель истца поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, которую просит удовлетворить, обжалуемое решение суда первой инстанции - отменить; представитель ответчика указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда по изложенным в отзыве основаниям, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, между ООО УК "ЖРП N 8" (управляющая организация) и ПАО "Т Плюс" (энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.08.2017 N Т 0883 (далее - договор).
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Потребитель, является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в Приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства потребителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав внутридомовых инженерных сетей).
По мнению истца, в период времени с июля 2018 года по март 2020 года ответчиком неверно определен объем поставленной тепловой энергии для многоквартирных домов, оборудованных ИТП, в том числе не сторнирован объем тепловой энергии, потребленный нежилыми помещениями.
Согласно расчету истца с учетом неоднократных уточнений и произведенных ответчиком корректировок сторнированию подлежит сумма 7 730 руб. 92 коп. за период февраль, март, октябрь-декабрь 2019 года, январь-март 2020 года в отношении многоквартирного дома N 34 по ул. Л.Толстого.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 16.04.2020 N 2245 с просьбой снизить размер платы за тепловую энергию оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что расчет ответчика с применением норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208, утвержденного в отношении многоквартирных домов с централизованной системой горячего водоснабжения, является правомерным и соответствует действующему жилищному законодательству. Оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения перерасчета, на котором настаивает истец.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что тепловая энергия поставлялась истцу в целях предоставления коммунальных услуг населению, отношения сторон в спорный период регулируются, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В исковой период расчеты между сторонами по спорным многоквартирным домам производился исходя из показаний общедомовых приборов учета. При этом в многоквартирных домах находятся нежилые помещения, объем теплопотребления которых учитывался ОДПУ многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" пункт 6 Правил N 354 дополнен абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым, пункт 7 Правил N 354 изложен в новой редакции, в результате чего с 01 января 2017 года все собственники нежилых помещений в многоквартирных домах должны заключить договоры на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Ответчик, соглашаясь с наличием у него обязанности по заключению договоров с собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца в исковой период, добровольно учел объем теплопотребления, скорректировав размер платы ООО УК "ЖРП N 8".
При этом в ходе урегулирования возникших разногласий по расчетам сторонами выявлено, что при расчете объема теплопотребления на отопление и горячее водоснабжение ими применяется различная методика, в результате которой у них в отношении многоквартирного дома N 34 по ул. Л. Толстого выявился нераспределенный остаток объема теплопотребления.
В указанном многоквартирном доме отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Как следует из пояснений ООО УК "ЖРП N 8" приобретало у ПАО "Т Плюс" только тепловую энергию, которая использовалась на нужды отопления многоквартирного дома, и для приготовления горячей воды для индивидуальных нужд на индивидуальном тепловом пункте, входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом весь объем теплопотребления и на нужды отопления, и на нужды горячего водоснабжения учитывался общедомовым прибором учета. В связи с чем истец производит расчеты с населением следующим образом: объем тепловой энергии на нужды отопления им выделяется из общего объема теплопотребления путем вычитания объема тепловой энергии, необходимой для подогрева горячей воды, используемой для индивидуальных нужд, рассчитанный исходя из положений Правил N 354 (по показаниям ИПУ, расчетным способом с применением норматива потребления или среднемесячного объема потребления).
При этом ответчик, в том числе отдельно выделяет объем тепловой энергии, необходимый для приготовления горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества.
Между тем, в указанный период времени норматив на горячую/холодную воду, водоотведение для многоквартирного дома, в котором коммунальный ресурс производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не был утвержден, в связи с чем расчет ответчика противоречит действующему законодательству.
В указанный период расчеты за потребленный коммунальный ресурс должны быть произведены в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, предполагающем определение объема ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, как объема ресурса, определенным на основании показаний ОДПУ, за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом за несостоятельностью на основании следующего.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Расходы, в том числе на оплату холодной и горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и на оплату отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ с 01.01.2017 включаются в состав платы за содержание жилого помещения.
Будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения а не платы за коммунальные услуги, указанные расходы с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил (абзац 3 пункта 54 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике для: 1. Многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; 2. Многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; 3. Многоквартирных домов без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованных раковинами, мойками и унитазами; 4. Многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Между тем, нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2021 N 5. При этом нормативы холодной, горячей воды, водоотведения для данной категории жилого фонда утверждены в том же размере, что и для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.
Между тем, отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива горячего водоснабжения для общедомовых нужд для многоквартирного дома с оборудованием для самостоятельного производства горячей воды не исключает возможности использовать в расчетах между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией норматив, утвержденный для домов с аналогичными конструктивными характеристиками (многоквартирный дом с централизованной системой горячего водоснабжения). Коммунальный ресурс, пройдя через внутридомовое оборудование, фактически поступает в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома в виде горячей воды, как и в многоквартирный дом с централизованным горячим водоснабжением, отбор коммунального ресурса производится на те же цели, что и для многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением.
Наличие в многоквартирных домах оборудования для самостоятельного приготовления горячей воды не влияет на объем используемого в целях надлежащего содержания общего имущества коммунального ресурса по отношению к многоквартирным домам с централизованным горячим водоснабжением. Порядок определения норматива потребления горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества, предусмотренный пунктом 27 приложения N 7 Правил N 306 не зависит от типа системы горячего водоснабжения.
Аналогичные разъяснения даны Минстроем России в письме, направленном в адрес ПАО "Т Плюс" от 16.10.2020 N 41606-ОЛ/04.
Указанное подтверждается также тем, что нормативы потребления горячей воды для общедомовых нужд для многоквартирных домов с оборудованием для самостоятельного приготовления горячей воды утверждены в том же объеме, что и для многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением.
Таким образом, в исковой период стороны имели возможность самостоятельно определить норматив потребления горячей воды для многоквартирных домов, оборудованных ИТП.
С учетом изложенного обоснованным признается вывод суда первой инстанции о том, что расчет ответчика с применением норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208, утвержденного в отношении многоквартирных домов с централизованной системой горячего водоснабжения, является правомерным и соответствует действующему жилищному законодательству.
Исходя из изложенного, оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для проведения перерасчета, на котором настаивает истец.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 октября 2021 года по делу N А71-7378/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7378/2020
Истец: ООО Управляющая компания "ЖРП N8"
Ответчик: ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"
Третье лицо: МО "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г.Ижевска