г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А26-7067/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богдановской Г.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39311/2021) общества с ограниченной ответственностью "Питкяранта" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2021 по делу N А26-7067/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - истец, ООО "Петербургтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта" (далее - ответчик, ООО "Питкяранта") о взыскании 691 197 руб. 35 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной на содержание общедомового имущества многоквартирного дома в мае 2021 года и в июне 2021 года.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал в привлечении публичного акционерного общества "Единый расчетный центр Республики Карелия" (далее - ЕРЦ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Податель жалобы указывает на то, что в рамках договора теплоснабжения от 01.09.2018 заключено трехстороннее соглашение о порядке проведения расчетов от 04.09.2018 между истцом, ответчиком и ЕРЦ, согласно которому ЕРЦ обязано предоставлять информацию ответчику о начисленных потребителям суммах платы за тепловую энергию. Указывает на то, что судом первой инстанции не была дана оценка заявлению ответчика об истребовании у истца документов, подтверждающих сбор денежных средств с населения за тепловую энергию по прямым договорам теплоснабжения. Критически оценивает расчет задолженности истца, принятый судом первой инстанции без проверки, в то время как расчет выполнен без учета объема тепловой энергии и без учета денежных средств, поступивших истцу от населения. Ссылается на то, что в отсутствие общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, оснований для начисления услуги теплоснабжения в горячей воде, потребленной на общедомовые нужды, не имеется.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел дело без проведения судебного заседания и вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2019 года по делу N А26-234/2019 суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Питкяранта" заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" договор теплоснабжения и горячего водоснабжения для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям исполнителями коммунальных услуг.
С учетом названного судебного акта, между обществом с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью "Питкяранта" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям исполнителями коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) от 04.09.2018 N 3873-4-18/1005 с приложениями и в редакции дополнительных соглашений, в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом договора являются: подача ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные дома тепловой энергии, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению или коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, горячей воды, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и в целях содержания общего имущества с многоквартирном доме, прием и оплата исполнителем в таких многоквартирных домах коммунального ресурса, а также обеспечение исполнителем безопасной эксплуатации и исправности находящихся в его ведении тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
Пунктом 1.2 договора определено, что перечень многоквартирных домов, подключенные нагрузки с разбивкой по объектам и видам потребления указаны в приложении N 1 к договору; договорной объем поставки коммунальных ресурсов (ориентировочное потребление коммунальных ресурсов исполнителем в годовой период с учетом нормативных потерь) составляет 1 942,06 Гкал; ориентировочный расчет годового потребления коммунальных ресурсов с разбивкой по месяцам и видам потребления приведен в приложении N 4 к договору.
Пунктами 6.1 - 6.3, 7.2, 7.3 и 7.5 договора установлено, что объемы поставленных ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды определяются в расчетном периоде (календарном месяце) с оформлением сторонами двухстороннего акта - товарной накладной; объемы поставленной тепловой энергии и горячей воды, потребленных в целях предоставления исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, объемы поставленной горячей воды, в том числе в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определяются в соответствии с Правилами, обязательными при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями; стоимость поставленных тепловой энергии и горячей воды определяется по каждому многоквартирному дому в каждый расчетный период исходя из действующих в соответствующий расчетный период тарифов (цен) на тепловую энергию, горячую воду и объемов поставленных тепловой энергии, горячей воды; тарифы на тепловую энергию, горячую воду, теплоноситель, установлены для ресурсоснабжающей организации на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в сроки, оговоренные указанными нормативными правовыми актами; стоимость тепловой энергии, горячей воды, поставленных в многоквартирные дома в расчетном периоде, отражается в акте - товарной накладной, составляемом сторонами в сроки, указанные в пункте 8.7 договора.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.7 - 8.9 договора расчетным периодом является календарный месяц; ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направляет исполнителю подписанные со своей стороны по два экземпляра акта-товарной накладной и акта о количестве потребленных коммунальных ресурсов, а также счет - фактуру на отпуск коммунальных ресурсов за расчетный месяц; исполнитель в течение пяти рабочих дней с момента получения указанных актов возвращает ресурсоснабжающей организации подписанные уполномоченным представителем исполнителя по одному экземпляру каждого из актов; срок исполнения исполнителем обязательств по оплате за тепловую энергию и горячую воду устанавливается до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100 % стоимости фактического объема потребления коммунальных ресурсов, определенного в соответствии с разделом 6 договора; отказ исполнителя от подписания актов, оформляемых при исполнении договора, не освобождает его от оплаты в установленном договором порядке.
По пунктам 12.1, 13.2 и 13.3 договора дата начала поставки коммунальных ресурсов по договору устанавливается 1 сентября 2018 года; договор заключен на срок с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока действия ни одна из сторон не заявит в письменной форме о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора; споры и разногласия сторон в рамках и в связи с исполнением обязательств по договору разрешаются с соблюдением обязательного досудебного претензионного порядка в случаях, установленных АПК РФ; претензия направляется по юридическому адресу стороны; срок рассмотрения претензии и направления ответа составляет семь календарных дней с момента направления претензии; при недостижении согласия стороны передают разногласия на разрешение Арбитражного суда Республики Карелия.
Актами - товарными накладными от 31.05.2021 года (л.д. 43) и от 30.06.2021 года (л.д. 56) и соответствующими счетами - фактурами подтверждено, что истец поставил абоненту тепловую энергию (горячее водоснабжение на общедомовые нужды) в соответствии с договором в мае 2021 года и в июне 2021 года.
Ссылаясь на наличие задолженность по оплате тепловой энергии, потребленной в мае 2021 года и в июне 2021 года, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах_, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками в качестве способа управления управляющую организацию последняя и несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должно заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку доказательства оплаты потребленного теплоресурса в соответствии с условиями договора от 04.09.2018 N 3873-4-18/1005 не представлены, тогда как представление таких доказательств в силу части 1 статьи 65 АПК РФ возлагается на должника, истцу подлежит присуждению сумма заявленной задолженности.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности принятого судом первой инстанции расчета задолженности, заявленной истцом, поскольку расчет выполнен без учета объема тепловой энергии, определенной по показаниям прибора учета, отклоняются.
Поскольку многоквартирные дома не оборудованы приборами учета, сторонами согласованы подключенные тепловые нагрузки по каждому дому и величина нормативных потерь.
Расчёт объёмов потребляемой энергии выполнен истцом в соответствии с исходными данными, установленными договором. Расчеты фактического теплоотпуска, представленные истцом, судом проверены и признаны обоснованными. Доказательств наличия иного допустимого метода расчета ответчик не привел.
По тем же основаниям является ошибочным мнение апеллянта о том, что в отсутствие ОДПУ на системе ГВС оснований для начисления услуги теплоснабжения в горячей воде, потребленной на общедомовые нужды, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет задолженности про изведен истцом без учета платежей, вносимых истцу населением по прямым договорам теплоснабжения, отклоняются.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации..."): расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе теплоэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 далее - ЖК РФ).
Согласно изменившемуся порядку оплаты, с 01.01.2017 управляющие организации обязаны оплачивать объем коммунального ресурса, потребляемого только в целях содержания общего имущества МКД.
Таким образом, наличие у истца прямых договоров теплоснабжения с собственниками/нанимателями помещений в МКД по индивидуальному теплопотреблению не отменяет обязанности ответчика по оплате расходов на СОИ, принятые на основании договора от 04.09.2018 N 3873-4-18/1005.
По тем же мотивам не имеется оснований для истребования у истца документов, подтверждающих сбор денежных средств с населения за тепловую энергию по прямым договорам теплоснабжения.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 51 АПК РФ, правомерно не усмотрел оснований для привлечения к участию к деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Единый расчетный центр Республики Карелия"
Наличие трехстороннего соглашения о порядке проведения расчетов от 04.09.2018 между истцом, ответчиком и ЕРЦ, на что ссылается апеллянт, не свидетельствует о наличии процессуальных основания для привлечения ЕРЦ к участию в деле. Ответчик, будучи исполнителем коммунальных услуг для граждан, выступает покупателем тепловой энергии в отношениях с истцом. Заключение ответчиком с ресурсоснабжающей организацией и платежным агентом агентского договора не изменят способа управления многоквартирными жилыми домами, и не прекращает обязательства, принятые исполнителем коммунальных услуг в соответствии с условиями договора от 04.09.2018 N 3873-4-18/1005.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется ввиду необоснованности заявленных апеллянтом доводов и возражений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2021 по делу N А26-7067/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7067/2021
Истец: ООО "Петербургтеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Питкяранта"