г. Ессентуки |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А61-3835/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Цигельникова И.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ОГРН 1062632029778 ИНН 2632082033) - Калоевой Н.Т. (по доверенности), Валиахметовой Э.М. (по доверенности), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная ОсетияАлания (ОГРН 1021500584148 ИНН 1501004390) - Темираевой А.Т. (по доверенности), в отсутствие третьего лица - Нартикоева Рамаза Ивановича, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.11.2021 по делу N А61-3835/2021,
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.11.2021 отказано в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (далее - общество, заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) об оспаривании постановления от 08.09.2021 N 015/04/9.21-364/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения к ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, совершенное правонарушение отвечает признакам малозначительности; имеются основания для назначения административного штрафа ниже низшего предела.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
На основании статьи 163 Кодекса в судебном заседании от 12..01.2022 объявлялся перерыв до 19.01.2022 до 10 часов 20 минут, после чего заседание продолжено.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению последующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило поступившее в антимонопольный орган заявление гр.Нартикоева Р.И. от 15.06.2021 вх.N 2888, согласно которому 23.09.2020 третье лицо обратилось в ПАО "Россети СК" с заявкой N 1493 для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям. Определением от 16.08.2021 N 4826 Нартикоев Р.И. привлечен Северо-Осетинским УФАС России к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевшего. Из заявления следует, что Нартикоевым Р.И. выполнены все мероприятия по технологическому присоединению, и сетевая компания об этом надлежащим образом извещена. Между Нартикоевым Р.И. и Обществом заключен договор от 12.10.2020 N 5486/2020/СОФ/ВлГЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта (земельный участок) заявителя, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, д. N 49, кадастровый номер: 15:09:0020202:327.
Определением от 15.07.2021 управление возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении, назначило проведение административного расследования, уведомило Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 03.08.2021 в 10 час. 00 мин. по признакам нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ. Также Управление запросило у Общества документы, подтверждающие выполнение технических условий со стороны Общества.
Письмом от 05.07.2021 N 3265 Обществом даны письменные пояснения из которых следует, что для присоединения энергопринимающщих устройств заявителя необходимо смонтировать ЛЭП-0,4 кВ с ориентировочной протяженностью 30-м., в связи с чем, сетевой организации необходимо урегулировать взаимоотношения с третьими лицами (владельцами земельных участков и иными собственниками).
02.08.2021 в письменном пояснении Общество указало, что по итогам проверки, информация о должностном лице сетевой организации, ответственным за надлежащее исполнение сроков технологического присоединения потребителей электрической энергии документы, устанавливающие полномочия и должностные обязанности указанного лица, будут направлены в установленном порядке в Управление.
16.08.2021 определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение перенесено на 06.09.2021, в связи с необходимостью соблюдения прав Нартикоева Р.И., предусмотренных частями 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ.
03.08.2021 начальником отдела защиты конкуренции на товарных рынках и административного производства Северо-Осетинского УФАС России с участием представителя Общества Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226), в отношении ПАО "Россети СК" составлен протокол по делу об административном правонарушении N 015/04/9.21-364/2021. В протоколе управление пришло к выводам, что Общество допустило нарушения подпункта "б" пункта 16 Правил.
Представитель Общества в протоколе отразил свое несогласие с содержанием протокола. Протокол вручен представителю Общества в день его составления.
Общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 16.08.2021 в 11 час. 30 мин. протоколом об административном правонарушении.
16.08.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 06.09.2021 15 час. 00 мин.
08.09.2021 руководителем Северо-Осетинского УФАС России с участием представителей Общества - Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226), потерпевшего - Баликоева А.Л. (доверенность от 25.01.2020 N 15АА0820247), вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество, с учетом привлечения ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий. Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям в ходе исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и в течение срока действия технических условий для присоединения к электрическим сетям. Субъектами административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ являются субъекты естественных монополий.
Суд установил, что антимонопольным органом правильно определен субъект административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку общество осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере электроэнергетики, выразившемся в неисполнение обществом работ по реализации мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с условиями договора, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
При этом суд исходил из того, что факт неисполнение обществом работ по реализации мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в установленный договором и законом срок подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и по существу обществом не оспаривается.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере электроэнергетики, суд сделал вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении управлением порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
При этом суд исходил из того, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 24.02.2021 N 21/12 и вынесения оспариваемого постановления общество извещено уведомлениями от 15.07.2021 и 16.08.2021, направленными по месту регистрации заявителя и полученными им, что подтверждается уведомления о вручении заказных писем.
Вместе с тем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием, в том числе, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 16.08.2021 в 11 час. 30 мин. протоколом об административном правонарушении (т.1, л.д. 66-70,71-72).
16.08.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 06.09.2021 15 час. 00 мин (т. 1, л.д. 64-65, 62-63).
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что фактически оспариваемое в рамках настоящего дела постановление вынесено 08.09.2021, то есть в иную дату.
Из содержания постановления от 08.09.2021 следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено с участием Сикоева М.М. как представителя общества, действующего на основании доверенности от 30.12.2020 N 226. При этом подписи Сикоева М.М. об объявлении ему постановления и получении копии не имеется. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества указал, что 08.09.2021 представитель не был направлен для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в связи с несообщением административным органом обществу о назначении дела на данное число.
При этом доказательства, подтверждающие направление соответствующего уведомления в адрес общества либо его вручение представителю заявителя, отсутствуют. Сведения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на указанную дату в материалы дела не представлены.
Для установления данного факта в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлен перерыв, после перерыва представители административного органа явку не обеспечили, надлежащих доказательств участия 08.09.2021 представителя общества при рассмотрении дела об административном правонарушении не представили.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что в данном случае рассмотрение материалов дела об административном правонарушении осуществлено управлением в отсутствие надлежащего извещения общества.
В свою очередь указанное обстоятельство свидетельствуют о существенности нарушения процедуры производства по делу об административном правонарушении, что является безусловным и самостоятельным основанием для отмены оспариваемого в рамках настоящего дела постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.11.2021 по делу N А61-3835/2021 отменить.
Признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 08.09.2021 N 015/04/9.21-364/2021 о привлечении к административной ответственности ПАО "Россети Северный Кавказ" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3835/2021
Истец: ПАО "Россети Северный Кавказ"
Ответчик: Уфас Рф По, УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: Нартикоев Рамаз Иванович