г. Владимир |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А39-7708/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (ОГРН 1171326003650, ИНН 1324002271) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2021 года по делу N А39-7708/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (ОГРН 1171326003650, ИНН 1324002271) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (ОГРН 1021300981350, ИНН 1326136739) о признании незаконными и отмене постановления N347/1 от 02.07.2021 о назначении административного наказания по делу N013/04/9.21-307/2021 об административном правонарушении и представления N1570/1 от 02.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N013/04/9.21-307/2021, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Саранскстройинвест".
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) - Асташкин А.С. по доверенности от 13.01.2022 N 4 сроком действия до 31.12.2022, представлена копия диплома о высшем юридическом образовании от 13.07.2020 N 135024 4993854.
от третьего лица- не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (далее - заявитель, ООО "Рузканал", Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, Мордовское УФАС России) о признании незаконными и отмене постановления N 347/1 от 02.07.2021 о назначении административного наказания по делу N 013/04/9.21-307/2021 об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании недействительным (незаконным) представления N 1570/1 от 02.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21-307/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Саранскстройинвест" (далее -ООО СЗ "Саранскстройинвест")
Решением от 18 ноября 2021 года суд требования заявителя удовлетворил частично. Признал незаконным и отменил представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 1570/1 от 02.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21 -307/2021. Отказал обществу с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 347/1 от 02.07.2021 о назначении административного наказания по делу N 013/04/9.21-307/2021 об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2021 года принятое по делу N А39-7708/2021, в части отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене Постановления N 347/1 от 02.07.2021 о назначении административного наказания, которым ООО "Рузканал" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в действиях ООО "Рузканал" не доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2021 года принятое по делу N А39-7708/2021, отменить в части признания незаконным и отмене представления от 02.07.2021 N 1570/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N013/04/9.21-307/2021.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия представление от 02.07.2021 N 1570/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N013/04/9.21-307/2021 является законным и обоснованным, соответствующим требованиям статьи 29.13 КоАП РФ. По мнению управления, Представление N1570/1 от 02.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N013/04/9.21-307/2021, в изложенной формулировке не подменяет собой предписание, не содержит конкретного указания на выполнение определенных действий к установленному сроку.
Подробно доводы изложены обществом с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в апелляционных жалобах.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит апелляционную жалобу общества оставить без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, считает решение суда в части признания незаконным и отмены представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя и третьего лица.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах и отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Мордовское УФАС России поступило заявление ООО "СЗ "Саранскстройинвест" (от 28.05.2021 входящий N 2785), в котором сообщается о нарушении ООО "Рузканал" требований действующего законодательства в части установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта "Застройка жилого квартала по ул. Центральная пос. Левжинский Рузаевского района многоквартирными жилыми домами. Жилой дом (пл.N 9 по генплану)" к централизованным сетям водоотведения.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), должностным лицом Управления 24.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 86.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом 02.07.2021 вынесено постановление N 347/1 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Обществу 02.07.2021 выдано представление N 1570/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21 -307/2021.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые акты вынесены необоснованно, поскольку техническая возможность присоединения к централизованным системам водоотведения отсутствует. Реконструкция очистных сооружений канализации пос. Левженский ООО СЗ "Саранскстройинвест" не осуществлена.
Признавая постановление законным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не установлено, назначенный размер штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения. При этом, оспариваемое представление N 1570/1 от 02.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21-307/2021, суд счёл не соответствующим требованиям статьи 29.13 КоАП РФ и признал его незаконным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Правоотношения по вопросам подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644 (далее - Правила N 644), Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Судом по материалам дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.00).
В соответствии с постановлением администрации г.о. Рузаевка от 28.08.2017 N 907 Общество наделено статусом гарантирующей организации, обеспечивающей холодное водоснабжение объектов капитального строительства.
Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии, осуществляющим холодное водоснабжение, а также деятельность по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
ООО СЗ "Саранскстройинвест" находится по адресу: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, дом 52-1.
17.07.2013 ООО "Горсток" были выданы технические условия N 12 объекту: " Застройка жилого квартала в пос. Левжинский многоквартирными жилыми домами. Жилой дом (пл.N 1 -9 по генплану)", согласно которым ООО "Горсток" разрешает проектирование канализации с подсоединением к существующей канализационной сети пос. Левженский на следующих технических условиях:
1.Место подключения назначить существующую самотечную канализационную сеть пос. Левжинский. Обеспечить охранную зону канализационной сети, при необходимости вынести участок канализации с застраиваемой территории;
2.На местах врезок выполнить железобетонные смотровые колодцы;
3.Произвести реконструкцию очистных сооружений канализации. Мощность определить исходя из перспективного развития поселка и с учетом подключения существующих жилых домов и других объектов (объем водоотведение 309,5 кв.м/сутки);
4.Все работы выполнить согласно требованиям СНиПА;
5.Проект согласовать с руководством ООО "Горсток".
Технические условия действительны на нормативный срок проектирования.
06.04.2021 ООО СЗ "Саранскстройинвест" направило в адрес ООО "Рузканал" заявление N 131/1 (вх. N 389 от 15.04.2021) о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения объекта "Застройка жилого квартала по ул. Центральная в пос. Левженский Рузаевскогог района многоквартирными жилыми домами "Жилой дом (пл. N 9 по генплану)".
В ответ на заявление ООО СЗ "Саранскстройинвест" письмом (исх. N 407 от 18.05.2021) ООО "Рузканал" сообщило, что на основании пункта 89 Правил подключения в случае, если для подключения были получены технические условия и срок, на который были выданы технические условия, не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, или организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения, на подключение к которым были выданы технические условия, то есть ООО "Рузканал".
Основным условием технических условий от 17.07.2013 N 12 являлось проведение реконструкции очистных сооружений канализации в пос. Левженский. Проект с ресурсоснабжающей организацией не согласован. Реконструкция не проведена. Кроме того, объект капитального строительства МКД N 9, ул. Луговая, пос. Левженский является подключенным к центральной системе водоотведения без разрешительных документов на подключение, то есть самовольно подключенным объектом.
В связи с тем, что по данному обстоятельству нет никаких предложений по устранению нарушений, ООО "Рузканал" не может заключить договор на водоотведение по дому N 9, так как, не может гарантировать качество и бесперебойность предоставляемой услуги.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО СЗ "Саранскстройинвест" в антимонопольный орган (вх. N 2785 от 28.05.2021 ).
Вместе с тем, в соответствии с Правилами N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства (пункт 86).
Заявитель обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения (пункт 88).
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением соответствующих документов (пункт 90).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений (пункт 91).
В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов (пункт 92).
В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 94 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 97 Правилам N 644 договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. В случае наличия технической возможности (технического присоединения) отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) не допускается.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 97 Правил N 644 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Таким образом, действующим законодательством в качестве оснований для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к водопроводным и (или) канализационным сетям предусмотрено отсутствие технической возможности и свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются Правилами N 83.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 13 Правил N 83 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
То есть действующим законодательством в сфере холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоснабжения и водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Управлением в ходе рассмотрения дела установлено, что 17.07.2013 ООО "Горсток" были выданы технические условия.
Выдача указанных технических условий свидетельствует о наличии технической возможности, позволяющей Обществу подключать новых абонентов к существующим системам инженерно-технического обеспечения.
Обстоятельства, которые Общество привело в обоснование отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, не свидетельствуют об отсутствии технической возможности.
Доказательств отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения или отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах действия Общества при рассмотрении заявлений ООО СЗ "Саранскстройинвест" не соответствуют положениям Федерального закона N 416-ФЗ, пунктов 94, 97 Правил N 644 и Правил N 83. Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах Управление и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд не усмотрел исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае исключительные обстоятельства для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку допущенное нарушение повлекло нарушение прав и законных интересов потребителя на своевременное технологическое подключение принадлежащего ему объекта к сетям водоотведения.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная коллегия, соглашается с выводом суда и считает назначенный оспариваемым постановлением административный штраф в сумме 100 000 рублей в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному заключению, что оспариваемое постановление является законным, основания для его отмены либо изменения отсутствуют.
Относительно оспариваемого представления N 1570/1 от 02.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21-307/2021 суд отмечает следующее.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В статье 24.1 КоАП РФ определено, что выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
В случае неисполнения данных требований статья 19.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность лиц, виновных в непринятии по представлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение. При этом под причинами понимаются факторы, по сути своей порождающие правонарушение, под условиями - факторы, облегчающие его совершение.
Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 02.07.2021 Обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 013/04/9.21-307/2021. Названное представление выдано по результатам рассмотрения дела о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности от 02.07.2021 нарушение норм действующего законодательства и обязывает Общество принять меры по устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих нарушению порядка подключении (технологического присоединения) к централизованным сетям водоотведения объекта капитального строительства "Застройка жилого квартала по ул. Центральная в пос. Левженский Рузаевского района многоквартирными жилыми домами. Жилой дом (пл. N 9 по генплану)", а именно: 1. Разработать план мероприятий и принять конкретные меры по осуществлению подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства - "Застройка жилого квартала по ул. Центральная в пос. Левженский Рузаевского района многоквартирными жилыми домами. Жилой дом (пл. N 9 по генплану)" к сетям водоотведения; 2. Принять иные меры, направленные на недопущение данного нарушения.
Вместе с тем, суд правомерно счёл, что изложенные в представлении требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений, а также о разработке плана мероприятий и принятии конкретных мер по осуществлению подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям водоотведения не относится к причинам и условиям, способствующим совершению правонарушения, а являются способом устранения допущенного нарушения Правил.
В представлении не указаны, какие конкретно факторы породили административное правонарушение и облегчили его совершение.
Из представления не следует, что должностное лицо антимонопольного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, в действительности установило причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению.
Содержащийся в представлении вывод должностного лица антимонопольного органа с формулировкой "одной из причин совершения административного правонарушения явились неправомерные действия Общества, выразившиеся в нарушении порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоотведения" носит не конкретизированный характер.
Использованная формулировка причины совершения административного правонарушения воспроизводит использованную в протоколе об административном правонарушении формулировку способа совершения административного правонарушения, тогда как способ совершения правонарушения характеризует объективную сторону правонарушения и не является порождающим правонарушение фактором.
Конкретные причины административного правонарушения или породившие правонарушение факторы, по устранению которых Общество должно принять меры, в представлении не раскрыты и должностным лицом антимонопольного органа не установлены.
Конкретные условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, или облегчающие совершение правонарушения факторы, по устранению которых Общество должно принять меры, в представлении также не раскрыты и должностным лицом антимонопольного органа не установлены.
Более того, содержащиеся в представлении указания с формулировками "принять меры к устранению нарушений", "разработать план мероприятий и принять конкретные меры по осуществлению подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям холодного водоснабжения", "принять иные меры, направленные на недопущение данного нарушения", как по отдельности, так и в совокупности, не являются как таковыми мерами по устранению конкретных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Такие указания по существу направлены на устранение нарушения, допущенного по отношению к потерпевшему, и представление фактически подменяет предписание об устранении нарушения, что является недопустимым и не соответствует статье 29.13 КоАП РФ.
Предписание об устранении нарушения имеет иную правовую природу, отличную от представления, и не может выдаваться в процессе производства по делу об административном правонарушении.
Доказательства нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела Обществом не представлены.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о несоответствии оспариваемого представления требованиям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть о его незаконности, а требование общества в данной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18 ноября 2021 года по делу N А39-7708/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7708/2021
Истец: ООО "Рузаевское канализационное предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
Третье лицо: ООО Специализированный застройщик "Саранскстройинвест"