г. Киров |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А29-6710/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад"на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2021 по делу N А29-6710/2021
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (на момент совершения административного правонарушения - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"; ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (в настоящее время сменило наименование на публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад"; далее - ответчик, ПАО "МРСК Северо-Запада", ПАО "Россети Северо-Запад") об обязании ответчика устранить нарушения пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614) в пролетах опор N 248/10 - N 248/12 ЛЭП ВЛ-170/171 ПС "Часово" в квартале 163 выделе 23 Эжвинского участкового лесничества ГУ "Сыктывкарское лесничество" одним из способов либо в сочетании:
1)обеспечить очистку территории от порубочных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса;
2) либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером по обе стороны линии электропередачи.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска.
Заявитель указывает, что способ устранения выявленных нарушений, указанный в иске, не соответствует требованию закона в части срока проведения работ. По решению суда первой инстанции устранить нарушения пункта 10 Правил N 1614 ПАО "Россети Северо-Запад" обязано в срок до 30.11.2021. При этом обеспечивать очистку территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова.
Также апеллянт полагает, что спорная территория не прилегает к лесу, а является непосредственно лесом, что исключат возможность применения пункта 10 Правил N 1614 к спорному вопросу.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклоняет доводы заявителя, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.07.2020 на основании приказа ГУ "Сыктывкарское лесничество" N 80 от 23.07.2020 государственным инспектором по охране леса по охране леса Эжвинского участкового лесничества ГУ "Сыктывкарское лесничество" (далее - инспектор) в рамках планового (рейдового) задания N 16 от 24.07.2020 проведен осмотр лесных участков в квартале 163 выделе 23 Эжвинского участкового лесничества ГУ "Сыктывкарское лесничество" (далее - спорная территория).
В ходе выполнения планового (рейдового) задания на спорной территории обнаружена рубка лесных насаждений вдоль воздушной линии электропередач ВЛ-170/171 ПС "Часово" с целью обеспечения безопасности граждан и создания условий для эксплуатации линейных объектов. Рубка произведена путем спиливания стволов деревьев и кустарников. Порубочные остатки и срубленные деревья (не ликвидная древесина) находятся в охранной зоне линии электропередач В Л-170/171 ПС "Часово" в пролетах опор N 248/10-N 248/12, на расстоянии менее 10 м от леса или на стене леса.
Инспектором составлен акт осмотра, обследования лесного участка N 6 от 24.07.2020 (далее - Акт). Согласно Акту порубочные остатки и срубленные деревья (не ликвидная древесина) оставлены на месте рубки. Минерализованной противопожарной полосы между стеной леса и порубочными остатками, срубленными деревьями не имеется, техника и рабочий персонал работы по очистке территории не выполняли.
28.07.2020 Инспектором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 2-2020.
25.08.2020 по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении N 2/2-2020 в отношении юридического лица ПАО "МРСК Северо-Запада". Согласно указанному протоколу ПАО "МРСК Северо-Запада" вменено нарушение п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (действующих на момент составления протокола), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Согласно Постановлению N 604 от 08.09.2020 о назначении административного наказания ПАО "МРСК Северо-Запад" признано виновным, назначено наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
23.10.2020 в адрес ПАО "МРСК Северо-Запада" направлено претензионное письмо N 50 с требованием устранить в срок до 15.05.2021 допущенное нарушение. Письмо получено адресатом 26.10.2020.
17.05.2021 инспектором произведена проверка исполнения требований претензионного письма, в результате которой установлено, что добровольно требования, изложенные в претензионном письме от 23.10.2020, ответчиком не выполнены и составлен акт осмотра, обследования лесного участка N 4. Как следует из его содержания, порубочные остатки и срубленные деревья (неликвидная древесина) оставлены на месте рубки, минерализованной полосы между стеной леса и порубочными остатками, срубленными деревьями не имеется. В ходе осмотра ЛЭП: в пролетах опор N 248/10-N 248/12 ЛЭП ВЛ-170/171 ПС "Часово" спорной территории установлено, что работы по очистке от порубочных остатков не производились, техника и рабочий персонал на данном участке отсутствуют.
19.05.2021 ответчиком направлен ответ на претензионное письмо, в котором ПАО "МРСК Северо-Запада", не оспаривая требование об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности в лесах по существу, просил продлить срок исполнения обязательства до 30.09.2021.
Так как ответчик не приступил к добровольному исполнению требования истца, Министерство было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада", пришел к выводу о том, что ответчик, являясь собственником линейного объекта, не произвел надлежащим способом очистку мест рубок от порубочных остатков на просеке линии электропередачи, прилегающей к лесным насаждениям, срубленные деревья оставлены в охранной зоне линии электропередачи, минерализованной полосы между стеной леса и срубленными деревьями, порубочными остатками не имеется, что является нарушением Правил пожарной безопасности со стороны ответчика, как собственника линейного объекта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Исходя из заявленных требований, целью обращения истца с настоящим иском явилось устранение нарушений лесного законодательства путем обязания ответчика произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на лесных участках.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В указанных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (действовавших на момент совершения нарушения) предусмотрено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Положениями пункта 16 названных Правил установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
В настоящее время аналогичные требования закреплены пунктами 8, 15, 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Кроме того, согласно пункту 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Учитывая вышеизложенные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по содержанию просеки линии электропередач В Л-170/171 ПС "Часово" в пролетах опор N 248/10-N 248/12 в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, возложена на лицо, которое в законном порядке приобрело право использования лесов, то есть на ПАО "МРСК Северо-Запада".
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В период обнаружения нарушения действовали Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417)
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (пункт 9 (1) Правил N 417).
Требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов установлены разделом IX Правил N 417 (пункты 34, 35). В соответствии ними просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
По смыслу названных положений на лесопользователя возложена обязанность осуществлять очистку мест рубок, при этом соответствующая очистка должна производится одновременно с рубкой лесных насаждений. Сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
На момент подачи искового заявления и рассмотрения спора в суде первой инстанции Правила N 417 утратили силу, с 01.01.2021 действуют Правила N 1614. Вместе с тем, вышеперечисленные требования пожарной безопасности в лесах (в том числе в части содержания просек линий электропередач) закреплены аналогичными формулировками пунктов 10, 45 Правил N 1614. Поэтому довод заявителя об отнесении просеки к лесному массиву и как следствие невозможность применения Правил N 417 (а впоследствии - Правил N 1614) к спорным правоотношениям основаны на неверном толковании приведенных положений законодательства.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, в частности, положениями пункта 9 (1) Правил N 417 и пункта 10 Правил N 1614, в отсутствие доказательств проведения соответствующих работ на момент разрешения спора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для понуждения ответчика осуществить работы по очистке просеки от срубленных деревьев, заготовленной древесины, не ликвидной древесины, порубочных остатков до 30.11.2021 одним из способов либо в сочетании:
1) обеспечить очистку территории от порубочных остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса;
2) либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером по обе стороны линии электропередачи.
Вопреки доводу ответчика, указанная формулировка не нарушает действующие нормы пожарной безопасности в части срока выполнения необходимых работ.
Согласно уточненным исковым требованиям Министерства, удовлетворенным решением суда первой инстанции, работы по очистке просеки необходимо произвести до 30.11.2021. В данном случае предлог "до" по смысловому значению устанавливает границу (крайний срок) для исполнения обязательства, не обязывая при этом выполнять работы именно в указанный или предшествующий ему день.
Как следует из анализа материалов дела, ответчик имел фактическую возможность осуществить необходимые работы с октября 2020 года до момента вынесения решения суда первой инстанции с учетом погодных условий спорной территории. Суд апелляционной инстанции принимает во внимание ходатайство ответчика перед истцом о продлении срока для устранения допущенных нарушений и одновременное непринятие ПАО "МРСК Северо-Запада" каких-либо мер для исполнения данной обязанности, что свидетельствует об уклонении от выполнения работ по очистке спорной территории от срубленных деревьев, заготовленной древесины, не ликвидной древесины и порубочных остатков.
Резолютивная часть оспариваемого решения вынесена 30.09.2021, полный текст решения изготовлен 03.10.2021. Согласно представленной справке о средних многолетних датах появления и схода снежных покровов в Республике Коми средняя дата появления снежного покрова в г. Сыктывкар (районом которого является Эжва) - 13 октября, самая поздняя - 03 ноября. Доказательств установления устойчивой дождливой погоды или наличия снежных покровов на спорной территории на дату вынесения решения суда первой инстанции ответчик не предоставил.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции делает вывод о законности и возможности исполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2021.
При совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2021 по делу N А29-6710/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6710/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Ответчик: ГУ Сыктывкарское лесничество, ПАО ПО Южные электрические сети филиала "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Комиэнерго