г. Пермь |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А50-18229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителей, товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-71", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Куйбышева 86": Нилогова Е.М. паспорт, по доверенности от 17.02.2021, диплом,
от заинтересованного лица, Администрации Свердловского района города Перми: не явились,
от третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми: Иост Е.Ю. удостоверение, по доверенности от 20.12.2021, диплом,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителей
товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-71", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Куйбышева 86",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 октября 2021 года по делу N А50-18229/2021
по заявлению товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-71" (ОГРН: 1065904000095, ИНН: 5904137216), товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77" (ОГРН: 1085904006209, ИНН: 5904185450), товарищества собственников жилья "Куйбышева 86" (ОГРН: 1085904013470, ИНН: 5904191245)
к Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН: 1025900918251, ИНН: 5904080513),
третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми (ОГРН: 1125902007043, ИНН: 5902293883),
об оспаривании планов-графиков подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Комсомольский проспект-71", товарищество собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищество собственников жилья "Куйбышева 86" (далее - заявители, ТСЖ) обратились в арбитражный суд с заявлением к администрации Свердловского района города Перми (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительными сводных пообъектных планов-графиков подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования, паспорта готовности), утвержденных 23.04.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2021 года (резолютивная часть объявлена 26 октября 2021 года) по делу N А50-18229/2021 в удовлетворении требований отказано.
Заявители с принятым решением не согласились, обратились в суд с апелляционной жалобой, просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе ее податели считают ошибочным и несоответствующим нормам материального права вывод суда о том, что оспариваемые документы утверждены управомоченным лицом. Полагает, что при проверке доводов заявителей о нарушении установленных сроков подготовки объектов жилищного фонда и эксплуатации в осенне-зимний период судом не были применены подлежащие применению нормы материального права, а именно: пункты 2.6.3, 2.6.4, 2.6.10, 5.1.3, 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункт 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 N 103.
Податель жалобы полагает ошибочным вывод суда о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными актами.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей доводы жалобы поддержал в полном объёме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами законодательства и обстоятельствами дела, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявители оспаривают в судебном порядке сводные пообъектные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования, паспорта готовности), утвержденные 23.04.2021 первым заместителем главы администрации Свердловского района города Перми.
Из пояснений заявителей следует, что указанные планы графики оспариваются в связи с тем, что в них для заявителей установлены сроки подготовки домов к зиме до 01.06.2021, при том, что действующее законодательство устанавливает сроки подготовки к зиме и выдачи паспортов готовности к 15 сентября. С учетом этого товарищества считают, что их права нарушены.
Суд первой инстанции, не усмотрев совокупности оснований для признания сводных пообъектных планов-графиков недействительными, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассмотрев дело, полагает, что по делу принят законный и обоснованный судебный акт, не подлежащий отмене.
Спорные правоотношения регулируются Постановлением Администрации г. Перми от 15.04.2021 N 266 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов" (далее - Постановление N 266).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления.
Пунктом 7.3 предусмотрено территориальным органам администрации города Перми до 26 апреля 2021 г. на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2021 год и пообъектных планов-графиков подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, представленных собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, разработать, утвердить и разместить на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов по формам согласно приложениям 19, 20, 21 к настоящему постановлению.
Из материалов дела следует, что во исполнение Постановления N 266 первым заместителем Главы администрации Свердловского района города Перми 23.04.2021 утверждены сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования) и сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (паспорта готовности).
В отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителей, в планах-графиках срок подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период установлен до 01.06.2021.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводам, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Апелляционный суд полагает, что указанные выводы соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела.
Из преамбулы Постановления N 266 следует, что данный документ принят в соответствии федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 06 сентября 2012 г. N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей", постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", постановлением Правительства Пермского края от 25 мая 2007 г. N 104-П "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной социальной сферы Пермского края к эксплуатации в осенне-зимний период", статьей 49 Устава города Перми, в целях своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правомерно указал, что оспариваемые документы приняты уполномоченным органом, поскольку в соответствии с пунктом 7 Постановления N 266 утверждение сводных планов-графиков возложено на территориальные органы администрации города Перми, к которым относится Администрация Свердловского района.
В соответствии с п. 1.2. Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" (далее - Типовое положение) администрация Свердловского района города Перми является территориальным органом администрации города Перми.
В силу действия пункта 3.1. Типового положения территориальный орган осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района (поселка Новые Ляды).
Согласно п. 3.2.6.5 Типового положения в пределах административных границ Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в сфере жилищно-коммунального хозяйства следующую функцию: обеспечивает выполнение требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду, и контроль организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, объектов организаций коммунального комплекса, расположенных на территории соответствующего района, аварийно-диспетчерских служб за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Таким образом, с учетом приведенных норм права вывод суда о принятии ненормативных актов уполномоченным органом является правильным. Доводы заявителей об обратном отклонены апелляционным судом.
После рассмотрения апелляционный суд отклоняет довод заявителей о несоответствии сводных планов-графиков положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103).
Согласно п. 2.6.1. Правил N 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (п. 2.6.3. Правил N 170).
План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период (п. 2.6.4. Правил N 170).
В силу пункта 2.6.10 Правил N 170 Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил N 103 паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Рассмотрев доводы товариществ, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно не усмотрел несоответствие оспариваемых планов-графиков приведенным нормам материального права.
Само по себе указание в Правилах N 170 и N 103 конечной даты подготовки домов к отопительному сезону и выдачи паспортов готовности к 15 сентября не отменяет право органа местного самоуправления установить порядок приемки домов и выдачи паспортов готовности.
Из оспариваемых планов-графиков следует, что они устанавливают сроки, к которым управляющие компании и товарищества должны подготовить объекты жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период - 01.06, 08.06, 15.06, 22.06, 01.07, 06.07, 13.07, 20.07, 27.07, 01.08, 03.08, 10.08, 17.08, 24.08, 01.09, 15.09, то есть, по сути, они устанавливают порядок приемки объектов жилищного фонда с учетом количества многоквартирных домов в городе Перми.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые планы-графики разработаны на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2021 год, представленной ООО "Пермская сетевая компания" (т. 1 л.д. 56-72, т. 2 л.д. 178-183).
Далее, судом первой инстанции установлено, что заявители не представили администрации района свои пообъектные планы-графики подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, как предусмотрено в пункте 7.3. Постановления N 266.
Поскольку заявители не воспользовались предоставленным правом подать в установленный пунктом 7.3 Постановления N 266 срок (до 26.04.2021) собственные предложения относительно пообъектных планов-графиков (доказательств непринятия администрацией предложений товариществ в деле не имеется), апелляционный суд приходит к выводу, что сроки, установленные планами-графиками в отношении заявителей, не нарушают их права и законные интересы.
Установленные по делу обстоятельства подтверждают, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют закону и не нарушают прав заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителей о нарушении прав со ссылкой на привлечение к административной ответственности за несоблюдение графиков были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований в соответствии со статье 201 АПК РФ.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд приходит к выводу, что суд первой инстанции рассмотрел дело в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ, полностью установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений процессуального характера.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
По приведенным в постановлении мотивам обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 октября 2021 года по делу N А50-18229/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18229/2021
Истец: ТСЖ "КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ-71", ТСЖ "КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ-77", ТСЖ "КУЙБЫШЕВА 86"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Администрация г. Перми Департамент ЖКХ Администрации г. Перми, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, Нилогова Елена Михайловна