г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А56-54558/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: предст. Чертополохов А.Н. - доверенность от 20.12.2021, Пономарев М.Г. - паспорт
от заинтересованного лица: предст. Хохлова Ж.А. - доверенность от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32651/2021) индивидуального предпринимателя Пономаревой Марины Григорьевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2021 по делу N А56-54558/2021 (судья Сундеева М.В), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Пономаревой Марины Григорьевны
к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга
о признании незаконными действий (бездействия), решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пономарева Марина Григорьевна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Пономарева М.Г.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) и решения Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Администрации) в неприменении Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при осуществлении внеплановой выездной проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ИП Пономарева М.Г. направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 26.08.2021, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что действия Администрации, направленные на выявление перепланировки/переустройства помещения (направление писем от 22.01.2021 N ОБ-4908-1/20-1-4, от 11.02.2021 N ОБ-4908-1/20-1-8) - это контрольно-надзорная деятельность органа публичной власти, которая должна производится в отношении индивидуального предпринимателя с соблюдением положений Закона N 294-ФЗ. Податель жалобы полагает, что выявление переустройства и перепланировок в помещениях многоквартирных домов отнесено к полномочиям Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга. Также податель жалобы ссылается на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 установлен мораторий на плановые проверки в отношении индивидуальных предпринимателей до конца 2021 года, а проведение внеплановых проверок допустимо только в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, податель жалобы полагает ошибочным и основанном на неправильном толковании норм материального права вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям пунктов 2.1 и 3.12.36 Положения об администрации района, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N1098, поскольку в задачи администрации района входит проведение государственной жилищной политики, а не государственного жилищного надзора, согласование перепланировок помещений, а не их выявление. При этом, податель жалобы указывает, что Администрацией в материалы дела не представлено заявление Пономаревой М.Г. на переустройство/перепланировку спорного помещения, соответственно, по мнению подателя жалобы, основания для согласования переустройства/перепланировки у Администрации не возникли. Податель жалобы также полагает, что довод суда первой инстанции о том, что Администрация обратилась к заявителю как к физическому лицу, а не индивидуальному предпринимателю, с просьбой обеспечить доступ в помещение не обоснован ссылками на нормы права, исключающими применение положений Закона N 294-ФЗ.
В судебном заседании 14.12.2021 ИП Пономарева М.Г. и ее представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представил копию обращения Вице-губернатора Санкт-Петербурга от 17.12.2020 N ОБ-1405-5358/20-0-1 (вх. N от 18.12.2020 N ОБ-4908-1/20-1-0).
В судебном заседании 14.12.2021 был объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 21.12.2021, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон, которые поддержали ранее изложенные позиции. Представитель Администрации представил карточку учета входящих документов по обращению N ОБ-4908/1-20-1-0. Предприниматель также представила дополнительные документы: телеграмму ГЖИ Санкт-Петербурга от 15.12.2020, письмо Вице-губернатора Санкт-Петербурга от 24.03.2021 N ОБ-95-5558/21-1-1, ответ ГЖИ Санкт-Петербурга от 11.02.2021 N ОБ-1323-1/21-0-1 на обращение Пономаревой М.Г. Дополнительно представленные сторонами документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пономарева М.Г. является собственником помещения с кадастровым номером 78:31:0001487:3488 по адресу: г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 158, литера А, пом. 7-Н, площадью 152,6 кв.м (далее - помещение 7-Н)
В связи с поступлением в Администрацию письма Вице-губернатора Санкт-Петербурга от 17.12.2020 N ОБ-1405-5358/20-0-1 (вх. N от 18.12.2020 N ОБ-4908-1/20-1-0), в котором, в том числе Администрации, было поручено обеспечить обследование помещения 7-Н на предмет незаконной перепланировки, Администрация направила в адрес Пономаревой М.Г. письмо от 22.01.2021 N ОБ-4908-1/20-1-4 о запланированном осмотре указанного помещения 05.02.2021 в 11-00 с целью выявления фактов перепланировки/переустройства. Администрация просила обеспечить доступ в данное помещение, а также обеспечить личное участие или направить представителя для участия в осмотре.
Поскольку доступ в помещение 05.02.2021 предоставлен не был, Администрация письмом от 11.02.2021 N ОБ-4908-1/20-1-8 уведомила Пономареву М.Г. о запланированном повторном осмотре помещения 7-Н 24.02.2021 в 15-00, о необходимости обеспечить доступ в помещение, а также явку представителя для участия в осмотре. Кроме того Администрация указала на то, что в случае непредоставления доступа Администрацией будет рассмотрен вопрос об обязании предоставить доступ в помещение 7-Н в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в суд с настоящим заявлением, в котором Предприниматель просила признать незаконными действия (бездействия) и решения Администрации в неприменении Закона N 294-ФЗ при осуществлении внеплановой выездной проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований жилищного законодательства.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции от 26.08.2021 в связи со следующим.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действия (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, положения Закона N 294-ФЗ распространяется на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении надзорными органами контрольных мероприятий связанных именно с деятельностью таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), Администрация района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В пункте 2.1 Положения N 1098 определены задачи Администрации района Санкт-Петербурга, к числу которых относится проведение государственной жилищной политики и осуществление государственного жилищного контроля и управления на территории района Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.12.36 Положения N 1098 к полномочиям Администрации района Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики: относится, в том числе согласование в установленном порядке переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме, а также осуществление в установленном порядке иных полномочий в области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, направление Администрацией в адрес Пономаревой М.Г. (как физическому лицу - собственнику помещения 7-Н в многоквартирном доме) писем от 22.01.2021 N ОБ-4908-1/20-1-4 и от 11.02.2021 N ОБ-4908-1/20-1-8 об осмотре указанного помещения осуществлено Администрацией в пределах предоставленных ей Положением N 1098 полномочий в области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме в связи с поступлением в Администрацию письма Вице-губернатора Санкт-Петербурга от 17.12.2020 N ОБ-1405-5358/20-0-1 (вх. N от 18.12.2020 N ОБ-4908-1/20-1-0), в котором, в том числе Администрации, было поручено обеспечить обследование помещения 7-Н на предмет незаконной перепланировки.
Указанные действия Администрации не являются государственным контролем (надзором) за деятельностью заявителя как индивидуального предпринимателя, не являются внеплановой выездной проверкой соблюдения ИП Пономаревой М.Г. требований жилищного законодательства, в связи с чем не подпадают под сферу регулирования Закона N 294-ФЗ.
Учитывая изложенное доводы Предпринимателя о неправомерном неприменении Администрацией положений Закона N 294-ФЗ подлежат отклонению.
Проведение Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в отношении Предпринимателя проверок на предмет соблюдения жилищного законодательства по жалобам граждан, не опровергает вышеуказанные выводы.
Кроме того, по смыслу статей 4, 49 АПК РФ формулирование предмета и оснований требований является прерогативой заявителя. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы заявленных требований и самостоятельно изменять их предмет или основание.
В просительной части заявления Предприниматель просила признать незаконными действия (бездействия) и решения Администрации в неприменении Закона N 294-ФЗ при осуществлении внеплановой выездной проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем обязательных требований жилищного законодательства.
При этом, внеплановая выездная проверка Предпринимателя Администрацией не проводилась, а заявителем не конкретизировано какие именно действия (бездействие) или решение Администрации подлежат признанию незаконными, что исключает возможность удовлетворения таких требований с учетом отсутствия конкретизации предмета требований.
Также следует отметить, что само по себе направление Администрацией писем от 22.01.2021 N ОБ-4908-1/20-1-4, от 11.02.2021 N ОБ-4908-1/20-1-8 в адрес Пономаревой М.Г. не привело к нарушению прав и законных интересов Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку допуск в помещение 7-Н заявителем обеспечен не был, в связи с чем Администрация обратилась в суд общей юрисдикции с заявлением об обязании Пономаревой М.Н. обеспечить доступ в помещение 7-Н (дело N 2-2687/2021), в рамках которого подлежит рассмотрению законность данных требований Администрации.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ условий для признания незаконными действий (бездействия) или решения Администрации по заявлению Предпринимателя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 26.08.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Предпринимателя не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 августа 2021 года по делу N А56-54558/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пономаревой Марины Григорьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54558/2021
Истец: ИП Пономарева Марина Григорьевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА