город Томск |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А45-16663/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н.., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска (N 07АП-10464/21), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.09.2021 по делу N А45-16663/2021 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости" (ИНН5402030822) к мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846) о признании недействительным постановления N1295 от 21.04.2021,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости": Бикунова В.В., представитель по доверенности от 07.05.2021, паспорт;
от мэрии города Новосибирска: Михайлова М.П., представитель по доверенности от 22.12.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости" (далее - заявитель, общество, ООО "Формула недвижимости") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846) (далее - заинтересованное лицо, мэрия) о признании недействительным постановления N 1295 от 21.04.2021.
Решением суда от 12.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснений, отзыва, дополнений к отзыву, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что 11 апреля 2017 года между мэрией города Новосибирска и ООО "Скай" был заключен договор N 127754р аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123, площадью 4506 кв. м, по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Титова со сроком действия с 11.04.2017 по 10.04.2027.
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды земельный участок передан арендатору для строительства административного здания общественного назначения по ул. Титова г. Новосибирска.
На основании договора N 4 от 28.11.2017 уступки прав и обязанностей права и обязанности арендатора по вышеназванному договору перешли к ООО "Строительный концерн "Метаприбор".
Мэрией было выдано указанной организации разрешение N 54-Ru54303000-107-2018 от 04.06.2018 на строительство административного здания (в настоящее время объект незавершенного строительства с кадастровым номером 54:35:064190:126, проектируемое назначение: административное здание).
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 04.12.2019 N 877 в приложение 2 к решению Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" внесены изменения, а именно, пунктом 1.70 в границах территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 установлена зона объектов здравоохранения (ОД-3) согласно приложению 70.
12 мая 2020 года между ООО Строительный концерн "Метаприбор" и обществом с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости" (далее- заявитель, общество, ООО "Формула недвижимости") заключен договор N 5 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 127754р от 11.04.2017, в соответствии с которым к обществу перешли права и обязанности арендатора по названному договору.
На основании договора купли-продажи от 12.05.2020 к ООО "Формула недвижимости" перешло право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 54:35:064190:126.
03 декабря 2020 года общество обратилось в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки города Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. Титова, кадастровый номер земельного участка 54:35:064190:123, площадь 4506 кв. м - гостиничное обслуживание (4.7): гостиницы; объекты для временного проживания.
Постановлением мэрии N 1295 от 21.04.2021 обществу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (зона объектов здравоохранения (ОД-3) - "гостиничное обслуживание (4.7): гостиницы; объекты для временного проживания".
Вынесенное постановление послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Недоказанность одного из указанных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении заявления.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства, (статьи 1, 7 ЗК РФ).
Пункта 1 статьи 7 ЗК РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории:. 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
В силу положений пункта 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешенным видам использования земельного участка или объекта капитального строительства согласно пункта 6 статьи 37 ГрК РФ осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГК РФ.
В статье 39 ГрК РФ закреплено, что лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1); вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2); участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9); в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний (часть 11).
Как следует из материалов дела, реализуя свое право, предусмотренное вышеприведенной нормой закона, 03.12.2020 ООО "Формула недвижимости" обратилось в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки города Новосибирска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. Титова, кадастровый номер земельного участка 54:35:064190:123, площадь земельного участка 4506 кв.м. (зона объектов здравоохранения (ОД-3) - гостиничное обслуживание (4.7): гостиницы; объекты для временного проживания.
Постановлением мэрии города Новосибирска N 1295 от 21.04.2021 ООО "Формула недвижимости" отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В качестве основания для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого условно разрешенного вида использования земельного участка заинтересованным лицом указано на несоответствие проекту планировки территории, ограниченной ул. Станиславского, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и Ленинском районах, утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 29.03.2019 N 1129.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 2.14 постановления мэрии от 30.01.2019 N 321 "Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 1.3 решения Совета депутатов г. Новосибирска от 20.06.2018 N 640 "О порядке организации и проведения в городе Новосибирске общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности" общественные обсуждения проводятся по проектам решений о предоставлении на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
04 февраля 2021 года в бюллетене органов местного самоуправления N 4 было опубликовано постановление мэрии от 03.02.2021 N 265 "О проведении общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", где опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений.
Согласно сведениям срок проведения общественных обсуждений с 04.02.2021 по 04.03.2021.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту подготовлено и оформлено 01.03.2021, опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления от 04.03.2021 N 8.
05.03.2021 комиссией подготовлены рекомендации главе местной администрации.
Как следует из материалов дела, 3 из 4 граждан, участвующих в общественных обсуждениях и указывающих на недостаточность поликлиник на территории, проживают в Советском (ул. Полевая, 11; ул. Ильича, 21) или Центральном (ул. Орджоникидзе, 33) районах г. Новосибирска. При этом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованное лицо не представило доказательств нарушения прав граждан, проживающих в районе спорного земельного участка, а также нарушений баланса частных и публичных интересов либо условий их жизнедеятельности. В связи, с чем заключение комиссии, принятое по результатам публичных слушаний, не одобрять предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования не может быть принято во внимание без документально подтвержденных фактов.
Генеральным планом города Новосибирска (с учетом решения Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 N 105 "О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Новосибирска от 26.12.2007 N 824 "О генеральном плане города Новосибирска") земельный участок с кадастровым номером 54:35:064190:123 отнесен к общественно-деловой функциональной зоне, параметры которой допускают размещение объектов гостиничного обслуживания.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от 06.09.2017 N Ru5430300008177 вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (4.7) относится к основным видам разрешенного использования земельного участка (пункт 1.15).
В силу части 10 статьи 57.2 ГрК РФ правообладатель земельного участка, на основании выданного градостроительного плана, в течение 3 лет после выдачи градостроительного плана земельного участка имеет право использовать информацию в нем, для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 на один год продлен срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 01 января 2021 года.
Праву заявителя использовать информацию о земельном участке корреспондирует обязанность органа местного самоуправления в обеспечении использования такой информации.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, на момент принятия спорного постановления не истек.
Вопреки доводам мэрии, проект планировки территории был исследован судом первой инстанции, позиция заинтересованного лица по этому вопросу также получила надлежащую оценку в решении суда первой инстанции.
Как обоснованно указал суд первой инстанции в своем решении, проект планировки территории не предусматривает на месте расположения земельного участка каких-либо элементов планировочной структуры, не устанавливает иных ограничений, исключающих испрашиваемое использование земельного участка. Зона здравоохранения в квартале 310.03.03.02 отражена в карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Новосибирска, которая предусматривает отнесение земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 к территориальной зоне объектов здравоохранения (ОД-3), допускающей в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка "гостиничное обслуживание (4.7)".
При этом мэрией соответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка проекту планировки территории также подтверждено посредством выдачи ООО "Формула недвижимости" градостроительного плана земельного участка N РФ-54-2-03-0-00-2021-0429 от 12.05.2021, который содержит следующую информацию: Лист 2 - реквизиты проекта планировки территории: "Проект планировки территории, ограниченной ул. Станиславского, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерьюного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и Ленинском районах, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 29.03.2019 N 1129. Проект межевания территории не утвержден."; Листы 4-5 - в разделе "Информация о видах разрешенного использования земельного участка", пункт 2 "Условно разрешенные виды использования", подпункт 2.2 - "Гостиничное обслуживание (4.7)".
В градостроительном плане земельного участка, содержится информация, определенная пунктами 1-17 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, в том числе, о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
В силу части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 37 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Порядок N 741/пр) подраздел 2.2 градостроительного плана земельного участка "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктами 38, 39 Порядка N 741/пр указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка согласно правилам землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что какие-либо противоречия между испрашиваемым видом разрешенного использования и Проектом планировки территории, ограниченной ул. Станиславского, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и Ленинском районах, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 29.03.2019 N 1129 отсутствуют, что подтверждается, в том числе, выданным мэрией градостроительным планом земельного участка от 12.05.2021, подготовленным с учетом документов по планировке территории.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на Мэрию обязанность в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости" разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123, площадью 4506 кв. м, по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Титова и объекта капитального строительства (зона объектов здравоохранения (ОД-3) - "гостиничное обслуживание (4.7) - гостиницы; объекты временного проживания".
Мэрия полагает, что суд неправомерно обязал ее устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по принятию решения о предоставлении обществу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 в течение десяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
С данной позицией суд апелляционной инстанции не соглашается, поскольку согласно материалам дела, судом признано недействительным постановление мэрии не в связи с наличием формальных оснований для отказа.
На основании положений статьи 39 ГрК РФ, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.
Поскольку заявление ООО "Формула недвижимости" рассмотрено с соблюдением процедуры (всех этапов), предусмотренных положениями статьи 39 ГрК РФ, суд первой инстанции в порядке восстановления нарушенных прав заявителя обоснованно возложил на мэрию обязанность выдать испрашиваемое разрешение.
В данном конкретном случае избрание другого способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества может привести лишь к затягиванию процесса и продолжению этих нарушений. Такое положение не соответствовало бы задачам судопроизводства, предусмотренным статьей 2 АПК РФ.
Исходя из изложенного, принятые судом меры являются эффективными, направлены непосредственно на практическое устранение неблагоприятных последствий, наступивших для заявителя вследствие принятия оспоренного ненормативного правового акта.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил и исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, решение постановлено в полном соответствии с нормами материального права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.09.2021 по делу N А45-16663/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибисркой области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16663/2021
Истец: ООО "ФОРМУЛА НЕДВИЖИМОСТИ"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд