г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А42-4863/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.,
судей Слоневской А.Ю., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Третьякович А.А. (доверенность от 17.08.2021),
от ответчика: Рожин Д.И. (доверенность от 25.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40752/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.10.2021 по делу N А42-4863/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал"
к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка" (далее - Детский сад) о взыскании 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведение и 78 306 руб. 48 коп. платы за сброс загрызающих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, начисленных с 01.07.2020 до 31.12.2020.
Решением от 18.10.2021 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы истец ссылается на следующие обстоятельства. Вывод суда о том, что Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728) и Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) не содержат указание, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, не соответствует положениям действующего законодательства и условиям договора. Суд неправильно истолковал договорные обязанности сторон, Общество обязано совместно с ответчиком определить и отметить на схеме сетей водопровода и канализации место расположения контрольных канализационных колодцев. За спорный период ответчик не был лишен возможности подать декларацию о составе и свойствах сбрасываемых сточных вод.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что истец является Организаций ВКХ, осуществляющей прием сточных вод в городе Ковдоре. Сети водоотведения находятся во владении Общества на основании договоров аренды, заключенных с КУМИ Ковдорского района от 12.01.2015 N 1/2015 и N 2/2015.
09.01.2020 сторонами заключен муниципальный контракт N 103/вс, согласно которому Общество (Организация ВКХ) обязуется подавать Детскому саду (Абонент) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом, а также осуществлять прием сточных вод с объектов Абонента в централизованную систему водоотведения, Абонент в свою очередь обязуется соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления холодной воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить Организации ВКХ оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных контрактом.
Объектами оказания услуг Абоненту по контакту являются здания, расположенные по адресам: улица Коновалова, дом 9, корпус А, улица Коновалова, дом 13, корпус А и улица Кошица, дом 23.
В пункте 4.1.14 контракта установлена обязанность Организации ВКХ по определению и нанесению на схеме сетей водопровода и канализаций, совместно с Абонентом, расположение контрольного канализационного колодца.
В пункте 3.6 контракта указано, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением Абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Истец начислил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения - 19 576 руб. 62 коп. и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сославшись на изменение Правил N 644) с 01.07.2020, поскольку ответчик относится к категории абонентов, подпадающих по действие пунктов 123 (4), 167, в Детском саду имеется столовая с полным циклом приготовления пищи, а среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 м3.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу подпункта 4 части 5 статьи 14 того же Закона существенными условиями договора водоотведения являются места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 123(4) Правил N 644 негативное воздействие деятельности некоторых категорий абонентов, в том числе ответчика, на работу централизованной системы водоотведения презюмируется (отбор проб не требуется).
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика об отсутствии оснований для взыскания платы за негативное воздействие в виду того, что истец не определил расположение контрольного канализационного колодца.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами, а в силу подпункта "г" пункта 36 тех же Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взыскания такой платы.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 118 Правил N 644.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Таким образом, законом установлено три вида платы, которая может быть возложена на абонента (фактического потребителя услуг):
- плата за оказание услуг водоснабжения и водоотведения;
- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
- плата за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.
При этом плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является составной частью оплаты услуг по водоотведению, оказываемых организацией ВКХ, поскольку сброс в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ является неотъемлемым следствием сброса сточных вод, исходя из специфики их образования в процессе хозяйственной деятельности потребителя.
При изложенных обстоятельствах дополнительного согласования данной части платы в договоре не требуется.
В соответствии с Разделом VII Правил N 644 установлен порядок и основания расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения:
а) по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
б) без проведения отбора проб по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в пункте 123(4), а именно:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (т.е. составляет менее 30 куб. м в сутки);
- отведение (сброс) сточных вод с которых осуществляется с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В силу изложенного, требования истца о взыскании 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работы централизованной системы водоотведения следует удовлетворить.
Согласно пункту 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167)контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Отбор организацией, осуществляющей водоотведение, проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб производится на основании Правил осуществления контроля состава и свойства сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) (статья 30.3 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 19 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
Порядок отбора организацией, осуществляющей водоотведение, проб сточных вод и анализа отобранных проб сточных вод содержится в разделе IV Правил N 525.
Истец, предъявляя требование о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, указал, что на объектах ответчика действуют столовые, что само по себе является доказательством сброса загрязняющих веществ. С доводами истца нельзя согласиться, поскольку данный вид деятельности не является основным.
В удовлетворении требований истца о взыскании 78 306 руб. 48 коп. платы за сброс загрязняющих веществ следует отказать.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.10.2021 подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.10.2021 по делу N А42-4863/2021 отменить.
Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" 19 576 руб. 62 коп. задолженности, 754 руб. расходов по государственной пошлине по иску.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" 480 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4863/2021
Истец: ООО "ТЕПЛОВОДОКАНАЛ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОВДОРСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N29 "СКАЗКА"