город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2024 г. |
дело N А32-11105/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 годаа.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представители посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)":
от ООО "Гринстрой-Юг": Чечерина Д.В. по доверенности от 25.07.2023;
от ОАО "РЖД": Гаврилов П.А. по доверенности от 30.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2023 по делу N А32-11105/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринстрой-Юг" (ИНН 6165209460, ОГРН 1176196043110)
к администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295),
при участии третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510),
об установлении местоположения границ земельного участка и признании реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гринстрой-Юг" (далее - истец, ООО "Гринстрой-Юг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация); Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея); открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД")
- установить местоположение границ земельного участка площадью 1368 кв.м, на котором расположены нежилое здание Кафе с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, нежилое здание Медпункт-спасательная станция с к/н 23:49:010:8002:1036, а также нежилое здание Лодочный ангар с кадастровым номером 23:49:010:8002:1035, необходимого для их эксплуатации, в соответствии со следующим каталогом координат характерных точек границ участка;
- признать сведения в ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка площадью 64558 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0108001:88, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, ул. Декабристов, земельный участок 20/3, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:141, содержащими реестровую ошибку, заключающуюся во включении в границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 части земельного участка площадью 1368 кв. м, на котором расположены нежилое здание Кафе с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, нежилое здание Медпункт-спасательная станция с кадастровым номером 23:49:010:8002:1036, а также нежилое здание Лодочный ангар с кадастровым номером 23:49:010:8002:1035, необходимого для их эксплуатации и имеющего следующие координаты характерных точек границ участка;
- исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка площадью 64558 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0108001:88, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, ул. Декабристов, земельный участок 20/3, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:141, посредством внесения изменений в содержащееся в ЕГРН описание границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 в соответствии со следующим каталогом координат характерных точек границ участка;
- признать сведения в ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка площадью 3295 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0108001:1739, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский внутригородской р-н, ул. Репина, з/у 1Б/2, содержащими реестровую ошибку, заключающуюся во включении в границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 части земельного участка площадью 1368 кв.м, на котором расположены нежилое здание Кафе с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, нежилое здание Медпункт-спасательная станция с кадастровым номером 23:49:010:8002:1036, а также нежилое здание Лодочный ангар с кадастровым номером 23:49:010:8002:1035, необходимого для их эксплуатации и имеющего следующие координаты характерных точек границ участка;
- исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка площадью 3295 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0108001:1739, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский внутригородской р-н, ул. Репина, з/у 1Б/2, посредством внесения изменений в содержащееся в ЕГРН описание границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 в соответствии со следующим каталогом координат характерных точек границ участка;
- указать в резолютивной части итогового судебного акта по делу на то, что данный судебный акт является основанием для осуществления Управлением Росреестра по Краснодарскому краю исправления соответствующих реестровых ошибок в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0108001:88 и о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 без заявления (согласия) правообладателей данных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2023:
- признаны содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 площадью 64558 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Декабристов, земельный участок 20/3, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:141, реестровой ошибкой;
- исправлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 посредством внесения изменений в сведения об описании границ земельного участка;
- признаны содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 площадью 3295 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Репина, з/у 1Б/2, реестровой ошибкой.
- исправлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 посредством внесения изменений в сведения об описании границ земельного участка;
- установлено местоположение границ земельного участка площадью 1368 кв.м, на котором расположены принадлежащие ООО "Гринстрой-Юг" объекты недвижимости кадастровые номера 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1036, 23:49:010:8002:1035, необходимого для их использования;
- решение является основанием Управлению Росреестра по Краснодарскому краю для внесения в ЕГРН изменений в части местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, а также постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1368 кв.м.
Решением распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что невозможно заключить, что данные объекты недвижимости частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 (входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:141). Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:141 (единое землепользование), находится в федеральной собственности, поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и не оспорены. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:141 предоставлен ОАО "РЖД" на праве аренды для использования в порядке и для целей, предусмотренных Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006. Таким образом, ОАО "РЖД" является законным владельцем земельного участка, что дает ему право пользоваться объектом. МТУ Росимущества считает, что незаконное решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2023 по делу N А32-11105/2022 приводит к неправомерному уменьшению площади федерального земельного участка, тем самым затрагивая права и законные интересы Российской Федерации, в связи с чем подлежит отмене. Кроме того, требования истца о взыскании с МТУ Росимущества судебных расходов в виде государственной пошлины подлежат критической оценке.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просила отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Гринстрой-Юг" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители истца и ОАО "Российские железные дороги" поддержали правовые позиции, изложенные в письменных отзывах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Гринстрой-Юг" на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, пос. Аше
- нежилое здание, кафе, 1982 года постройки, площадью 244,8 кв.м, с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034;
- нежилое здание Лодочный ангар, 1982 года постройки, площадью 66,7 кв.м, с кадастровым номером 23:49:010:8002:1035;
- нежилое здание Медпункт-спасательная станция, 1948 года постройки, площадью 92,5 кв.м, с кадастровым номером 23:49:010:8002:1036.
Как указывает истец в исковом заявлении, данные объекты недвижимости входили в состав имущественного комплекса пансионата "Южный берег" и ранее принадлежали Федерации Независимых Профсоюзов России.
Впоследствии, на основании договора о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Ростовской области от 24.12.1992, заключенного между Советом Федерации Независимых Профсоюзов России и Ростовским областным советом профсоюзов, все объекты, входящие в состав имущественного комплекса пансионата "Южный берег", в том числе указанные нежилые здания, перешли в собственность Ростовского областного совета профсоюзов.
В дальнейшем Ростовский областной совет профсоюзов был преобразован в Союз Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области" (ИНН 6165007030), в результате чего вышеуказанные объекты недвижимости перешли в собственность последнего.
23.03.2018 между Союзом Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области" и истцом заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании которого в собственность ООО "Гринстрой-Юг" перешли нежилые здания с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035, 23:49:010:8002:1036.
В марте 2018 года Управлением Росреестра по Краснодарскому краю произведена государственная регистрация права собственности общества на нежилые здания с кадастровыми номерами 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035 и 23:49:010:8002:1036, что подтверждается выписками из ЕГРН
Вместе с тем, заключением эксперта ООО "Эксперт Консалтинг" от 07.06.2021 N 373-06-21, подготовленным по итогам проведения судебной строительно-технической экспертизы по делу N А32-42881/2020 по иску администрации к обществу о сносе самовольных построек, было установлено, что все вышеперечисленные нежилые здания преимущественно расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88, при этом часть нежилого здания кафе с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034 площадью застройки 105 кв.м, а также часть навеса нежилого здания Медпункта-спасательной станции с кадастровым номером 23:49:010:8002:1036 площадью застройки 61 кв.м, расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 и накладываются на земельный участок из состава земель неразграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0108001, находящегося в муниципальной собственности.
При этом истец отмечает, что согласно выписке из ЕГРН от 01.03.2022 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0108001:88 соответствующий земельный участок имеет площадь 64558 кв.м, относится к категории земель "Земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "Для полосы отвода железной дороги", расположен по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, ул. Декабристов, земельный участок 20/3.
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:141 (единое землепользование) Управлением Росреестра по Краснодарскому краю от 14.06.2019, усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0108001:88 входит в состав единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:141, имеющего площадь 4413467 кв.м, относящегося к категории земель "Земли населенных пунктов", имеющего вид разрешенного использования "Полоса отвода железной дороги", соответствующий участок находится в собственности РФ, а также в 2009 году предоставлен в аренду ОАО "РЖД".
Кроме этого истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0108001:88 (равно как и земельный участок 23:49:0000000:141) сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.11.2007, что усматривается из вышеуказанной выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, выданной в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88.
Таким образом, по доводам истца, на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 вышеперечисленные нежилые здания, построенные в 1948 и 1982 годах, уже располагались на данном земельном участке.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Так в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 10.10.2011 N Д23-4229 содержится разъяснение, согласно которому возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается, при этом один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что при осуществлении межевания земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 в него не должна была быть включена территория земли под вышеперечисленными нежилыми зданиями кафе с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, медпункта-спасательной станции с кадастровым номером 23:49:010:8002:1036, а также лодочного ангара с кадастровым номером 23:49:010:8002:1035, которые с учетом содержащихся в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 в настоящее время частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался статьями 8, 12, 301, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 22, 61, 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и установил следующие обстоятельства дела.
С учетом судебного акта по делу N А32-42881/2020 судом установлено, что принадлежащие обществу нежилые здания с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035 и 23:49:010:8002:1036 не являются самовольными постройками.
Кроме того, согласно содержащейся в деле выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 01.03.2022, выданной в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88, соответствующий земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.11.2007, имеет площадь 64 558 кв.м, относится к категории земель "Земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "Для полосы отвода железной дороги", расположен по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Лазаревский, ул. Декабристов, земельный участок 20/3.
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.06.2019, выданной в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:141 (единое землепользование), усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0108001:88 входит в состав единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:141, поставленного на кадастровый учет 27.11.2007 имеющего площадь 4413467 кв.м, относящегося к категории земель "Земли населенных пунктов", имеющего вид разрешенного использования "Полоса отвода железной дороги", соответствующий участок находится в собственности Российской Федерации, а также в 2009 году предоставлен в аренду ОАО "РЖД".
Кроме того, по данным выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 28.01.2023 года, выданной в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739, соответствующий земельный участок был поставлен на кадастровый учет 18.07.2022, имеет площадь 3295 кв.м, относится к категории земель "Земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "Отдых (рекреация) пляжи", расположен по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, ул. Репина, з/у 1Б/2, находится в собственности муниципального образования г. Сочи.
Таким образом, собственник объекта недвижимого имущества, не являющегося самовольной постройкой, имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого соответствующими объектом недвижимости и необходимого для его использования, в собственность или в аренду, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Следовательно, принимая во внимание, что нежилые здания с к/н 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035 и 23:49:010:8002:1036 не являются самовольными постройками (что установлено Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2022 года по делу N А32-42881/2020), а также учитывая, что данные постройки с 1992 года находятся в собственности Ростовского областного совета профсоюзов (после преобразования - Союз Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области"), можно заключить, что с даты вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001 года) у правообладателя соответствующих построек возникло исключительное право на приобретение земельного участка, занятого данными постройками и необходимого для их использования.
Вместе с тем, учитывая, что с 2018 года ООО "Гринстрой-Юг" является собственником нежилых зданий с к/н 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035 и 23:49:010:8002:1036, можно прийти к выводу о том, что в 2018 году к обществу также перешло исключительное право на приобретение земельного участка, занятого данными зданиями и необходимого для их использования.
Таким образом, в настоящее время общество не лишено права в установленном законом порядке оформить свои права на соответствующий земельный участок, занятый принадлежащими ему постройками, и, как следствие, вправе требовать установления местоположения границ данного земельного участка в судебном порядке (с учетом факта пересечения границ соответствующего земельного участка с границами земельного участка с к/н 23:49:0108001:88 и земельного участка с к/н 23:49:0108001:1739, отраженными в ЕГРН).
В целях выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, определением суда от 22.06.2022 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Центр экономических экспертиз" Давлетшиной С.Г.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить площадь и местоположение фактических границ участка земли (участков земли), занятого (занятых) нежилыми зданиями к/н 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035, 23:49:010:8002:1036, и необходимого для их эксплуатации?
2. Имеется ли пересечение фактических границ участка земли (участков земли), занятого (занятых) нежилыми зданиями с к/н 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035, 23:49:010:8002:1036, и необходимого (необходимых) для их использования, с границами земельного участка к/н 23:49:0108001:88, описание которых содержится в ЕГРН?
3. При утвердительном ответе на вопрос N 2 определить, является ли пересечение фактических границ участка земли (участков земли), занятого (занятых) нежилыми зданиями с к/н 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035 и к/н 23:49:010:8002:1036, и необходимого (необходимых) для их использования, с границами земельного участка к/н 23:49:0108001:88, описание которых содержится в ЕГРН, следствием наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка к/н 23:49:0108001:88?
4. При утвердительном ответе на вопрос N 3 определить способ исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка к/н 23:49:0108001:88.
В заключении от 25.11.2022 N 59 эксперт указал следующее.
В соответствии с требованиями таблицы 11 предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (в ред. решения Городского Собрания Сочи от 27.07.2016 N 118) Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 минимальная нормативная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и технического обслуживания существующих нежилых зданий с кадастровым номером 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036 составит 1368 кв.м. Далее экспертом приведен каталог координат характерных точек границ земельного участка, необходимого для эксплуатации и технического обслуживания нежилых зданий с кадастровым номером 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036.
Имеется пересечение фактических границ участков земли, занятых нежилыми зданиями, с земельным участком с кадастровым номером 23:49:0108001:88, описание которых содержится в ЕГРН: объект с к/н 23:49:010:8002:1034 - площадь наложения составляет 161,27 кв.м, объект с к/н 23:49:010:8002:1035 - площадь наложения составляет 74,0 кв.м, объект с кадастровым номером 23:49:010:8002:1036 - площадь наложения составляет 115,27 кв.м.
Имеется пересечение фактических границ участка земли, занятого нежилым зданием с кадастровым номером 23:49:010:8002:1034, с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739, описание которых содержится в ЕГРН, площадь наложения составляет 162,18 кв.м.
Имеется пересечение нормативных границ участка земли, необходимого для эксплуатации нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035, 23:49:010:8002:1036, с границами земельного участка кадастровым номером 23:49:0108001:88, описание которых содержится в ЕГРН, площадь наложения составляет 850,13 кв.м.
Имеется пересечение нормативных границ участка земли, необходимого для эксплуатации нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035, 23:49:010:8002:1036, с границами земельного участка кадастровым номером 23:49:0108001:1739, описание которых содержится в ЕГРН, площадь наложения составляет 522,73 кв.м.
Результаты проведенного исследования являются основанием для вывода о том, что пересечение границ участка земли, занятого нежилыми зданиями с кадастровыми номерами 23:49:010:8002:1034, 23:49:010:8002:1035 и 23:49:010:8002:1036, и необходимого для их использования земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, описание которых содержатся в ЕГРН, является следствием наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739.
На усмотрение суда предлагается следующий вариант устранения выявленной реестровой ошибки, допущенной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739:
Признать наличие реестровой ошибки, допущенной в описании границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88.
Признать наличие реестровой ошибки, допущенной в описании границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739.
Установить границы земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилых зданий истца в соответствии с минимальной нормативной площадью земельного участка, рассчитанной в ответе на вопрос 1 (1368 кв.м), в следующих координатах его границ, далее экспертом приведен каталог координат характерных точек границ земельного участка, необходимого для эксплуатации и технического обслуживания существующих нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036.
Внести изменение в описание границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 в связи с исправлением реестровой ошибки, в соответствии с каталогом уточняемых координат характерных точек его границ, далее экспертом приведен каталог уточняемых координат характерных точек границ земельного участка, предлагаемых к установлению в связи с исправлением реестровой ошибки.
Внести изменение в описание границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 в связи с исправлением реестровой ошибки, в соответствии с каталогом уточняемых координат характерных точек его границ, далее экспертом приведен каталог уточняемых координат характерных точек границ земельного участка, предлагаемых к установлению в связи с исправлением реестровой ошибки.
При реализации предлагаемого варианта устранения выявленной реестровой ошибки уточнение (изменение) в ЕГРН сведений об уточненной площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 и сведений об уточненной площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 устранит выявленное наложение кадастровых границ этих земельных участков на нормативные границы земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036.
Предлагаемый вариант устранения выявленной реестровой ошибки, допущенной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, предусматривает:
- установление границ земельного участка, необходимого для эксплуатации и технического обслуживания существующих нежилых зданий общества, в соответствии с требованиями таблицы 11 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202.
- уточнение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, сведения о которых содержатся в ЕГРН, с изменением их конфигурации, без изменения их площади.
Определением от 11.04.2023 суд вызвал в судебное заседание эксперта Давлетшину С.Г. для дачи пояснений по вопросу о том, каким образом площадь земельных участком с кадастровым номером 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739 останется неизменной с учетом формирования из их площади земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий истца.
В ответ на указанное определение суда АНО "Центр экономических экспертиз" представило в суд письменные пояснения эксперта по поставленному судом дополнительному вопросу, в которых эксперт указал, что предлагаемый вариант устранения выявленной реестровой ошибки, допущенной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739 предусматривает уточнение границ земельных участков без изменения их площади за счет смежных земель из неразграниченной государственной или муниципальной собственности.
Исследовав и оценив экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо противоречий не содержит. Экспертиза назначена и проведена по правилам, определенным статьями 82, 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не доверять указанному заключению не имеется, поскольку оно изготовлено на основании определения суда о назначении судебной экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности; дано компетентным лицом и на основе специальных познаний; само заключение эксперта по настоящему делу является полным и мотивированным, не содержит неточности и неясности в ответах на поставленные вопросы; выводы эксперта являются однозначными, не носят вероятностного характера. Исследовательская часть заключения содержит в достаточной степени подробное описание объекта, порядок проведения исследовательской работы, которые позволили сформулировать соответствующие выводы.
Судом также учтено, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 состоялась 18.07.2022, т.е. в период проведения по делу судебной экспертизы, а также принимая во внимание, что в ходе производства экспертизы экспертом был выявлен факт пересечения фактических границ земельного участка, занятого нежилым зданием истца, с границами земельного участка, описанными в ЕГРН (на что указано в исследовательской части заключения) эксперт вправе сделать вывод о наличии реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739.
На основании вышеизложенного, заключение эксперта от 25.11.2022 N 59, подготовленное экспертом АНО "Центр экономических экспертиз", принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
Таким образом, по итогам проведения по делу судебной экспертизы подтвержден факт пересечения границ земельного участка, занятого нежилыми зданиями истца и необходимого для их использования, с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, отраженными в ЕГРН, которое, согласно выводам эксперта, является следствием реестровой ошибки, допущенной при межевании земельных участков.
При этом, суд так же основывался на следующих обстоятельствах.
По состоянию на даты постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 (27.11.2007 года), входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:141 (поставлено на кадастровый учет 27.11.2007), а также земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739 (18.07.2022) вышеперечисленные нежилые здания, ныне принадлежащие обществу, построенные в 1948 и 1982 годах, уже существовали на местности в имеющихся границах.
Кроме того, как следует из материалов представленного суду реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:141 соответствующий земельный участок был сформирован на основании Постановления Главы г. Сочи от 13.12.2007 N 1414 "Об утверждении проекта границ земельного участка, занятого объектами недвижимости производственно-технологического комплекса для эксплуатации железной дороги в Лазаревском районе города Сочи", которым утвержден проект границ земельного участка площадью 4438141 кв.м, образованного из части участка федеральной собственности с декларированным кадастровым номером 23:49:0060010001:0001 для эксплуатации производственно-технологического комплекса железной дороги в Лазаревском районе г. Сочи, категория земель - земли населенных пунктов.
В качестве межевого плана земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88, согласно письму Роснедвижимости от 04.03.2008 N ВК/0878, представлено описание земельных участков, подготовленное ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Также, согласно данным реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0108001:1739, соответствующий участок сформирован на основании постановления администрации г. Сочи от 06.06.2022 N 1667 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Лазаревском внутригородском районе города Сочи, ул. Репина, участок N 1Б/2", с приложением - схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3295 кв.м в Лазаревском внутригородском районе г. Сочи, ул. Репина, уч. N 1Б/2, образованного из земель муниципальной собственности, в границах кадастрового квартала 23:49:0108001, расположенного в территориальной зоне "Р-1", категория земель - земли населенных пунктов.
По итогам выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Репина, з/у 1Б/2, подготовлен межевой план от 29.06.2022, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при проведении кадастровых работ по определению границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, результаты которых послужили основанием для внесения в ЕГРН данных о местоположении границ участков, соответствующие лица, проводившие кадастровые работы, не учли существование на местности нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036 и как следствие, неверно описали местоположение границ вышеуказанных земельных участков, включив в границы данных участков части территории земли, занятой соответствующими нежилыми зданиями.
В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 10.10.2011 N Д23-4229 содержится разъяснение, согласно которому возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается, при этом один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Краснодарского края обосновано пришёл к выводу о том, что в настоящее время в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739 содержится реестровая ошибка, заключающаяся во включении в границы соответствующих земельных участков частей территории земли, занятой нежилыми зданиями истца и необходимой для их использования.
Принимая во внимание, что на момент проведения межевания земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739 нежилые здания с кадастровыми номерами 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036 уже существовали на местности, можно заключить, что правообладатель соответствующих зданий, будучи землепользователем участка земли, занятого соответствующими зданиями, являлся лицом, права которого затрагиваются при проведении межевания участков, следовательно, определение границ вышеуказанных земельных участков подлежало согласованию с правообладателем указанных нежилых зданий.
Вместе с тем, в материалах реестровых дел на спорные земельные участки отсутствуют документы, свидетельствующие о согласовании границ данных участков с правообладателем нежилых зданий.
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что межевание спорных земельных участков проведено с нарушением установленных требований.
При определении способа исправления указанных реестровых ошибок суд учёл предложенный экспертом вариант исправления ошибок, в том числе приведенные экспертом каталоги координат характерных точек границ соответствующих земельных участков, подготовленные с учетом фактического местоположения смежных границ земельного участка, занятого нежилыми зданиями и необходимого для их использования, площадь которого определена экспертом нормативным путем, а также земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739.
Соответствующий способ исправления реестровых ошибок предусматривает сохранение площади земельных участков ответчиков за счет смежных земель из неразграниченной государственной или муниципальной собственности, что отвечает интересам правообладателей данных земельных участков.
Удовлетворяя требования истца об установлении местоположения границ земельного участка, необходимого для эксплуатации и технического обслуживания принадлежащих обществу нежилых зданий, суд принял во внимание, что нежилые здания истца не являются самовольными постройками, что установлено Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2022 по делу N А32-42881/2020, а также учитывая, что данные постройки с 1992 года находились в собственности Ростовского областного совета профсоюзов (после преобразования - Союз Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской области"), можно заключить, что с даты вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001) у правообладателя соответствующих построек возникло исключительное право на приобретение земельного участка, занятого данными постройками и необходимого для их использования.
Вместе с тем, учитывая, что с 2018 года общество является собственником нежилых зданий, суд приходит к выводу о том, что в 2018 году к обществу также перешло исключительное право на приобретение земельного участка, занятого данными зданиями и необходимого для их использования.
Таким образом, в настоящее время общество не лишено права в установленном законом порядке оформить свои права на соответствующий земельный участок, занятый принадлежащими ему постройками, и, как следствие вправе требовать установления местоположения границ данного земельного участка в судебном порядке (с учетом факта пересечения границ соответствующего земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:88 и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0108001:1739, отраженными в ЕГРН).
Принимая во внимание выводы, отраженные в заключение эксперта от 25.11.2022 N 59, суд пришёл к выводу о том, что минимальная нормативная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и технического обслуживания принадлежащих обществу нежилых зданий составляет 1368 кв.м, при этом, при установлении границ соответствующего земельного участка суд учёл приведенный экспертом каталог координат характерных точек границ данного участка.
Исходя из изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные истцом требования о признании наличия и исправлении реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о невозможности установления факта расположения нежилых зданий с к/н 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036 частично в границах земельного участка с к/н 23:49:0108001:88 вследствие отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении данных зданий подлежит отклонению.
Факт расположения указанных зданий частично в границах земельного участка с к/н 23:49:0108001:88 подтверждается следующими имеющимися в деле доказательствами:
- постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2022 года по делу N А32-42881/2020 по иску администрации города Сочи к ООО "Гринстрой-Юг" о сносе самовольных построек, в мотивировочной части которого содержится соответствующий вывод;
- заключением эксперта ООО "Эксперт Консалтинг" от 07.06.2021 года N 373-06-21, подготовленным по итогам проведения судебной строительно-технической экспертизы по делу N А32-42881/2020 по иску администрации г. Сочи к ООО "Гринстрой-Юг" о сносе самовольных построек (ответ на вопрос N2);
- заключением эксперта АНО "Центр экономических экспертиз" от 25.11.2022 N 59 по настоящему делу (ответ на вопрос N2).
Несмотря на то, что в ЕГРН отсутствуют данные о местоположении нежилых зданий с к/н 23:49:0108002:1034, 23:49:0108002:1035, 23:49:0108002:1036, факт расположения данных зданий частично в границах земельного участка с к/н 23:49:0108001:88 подтвержден надлежащим образом.
Указание МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея на то, что в результате исправления реестровой ошибки уменьшится площадь федерального земельного участка, судом апелляционной инстанции не принимается.
Из содержания ранее упомянутых заключения эксперта АНО "Центр экономических экспертиз" от 25.11.2022 N 59 по настоящему делу, а также письменных пояснений эксперта Давлетшиной С.Г. по поставленному судом дополнительному вопросу, однозначно следует, что предлагаемый экспертом вариант устранения выявленной реестровой ошибки, допущенной в отношении земельных участков с к/н 23:49:0108001:88 и 23:49:0108001:1739, предусматривает уточнение границ земельного участка с к/н 23:49:0108001:88 и земельного участка с к/н 23:49:0108001:1739, сведения о которых содержатся в ЕГРН, с изменением конфигурации этих земельных участков, без изменения их площади за счет смежных земель из неразграниченной государственной или муниципальной собственности.
При этом, стоит учесть, что земли, "высвобожденные" из границ земельного участка с к/н 23:49:0108001:88 и земельного участка с к/н 23:49:0108001:1739 в результате соответствующего исправления реестровой ошибки, в свою очередь, автоматически приобретут статус свободных земель, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 16 ЗК РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, в результате исправления указанной реестровой ошибки ни интересы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, ни интересы Российской Федерации и ОАО "РЖД" нарушены не будут.
Доводы жалобы о том, что взыскание судом с управления судебных расходов по оплате госпошлины противоречит закону, не принимаются апелляционным судом, поскольку решением суда с ответчика в пользу истца взыскана не государственная пошлина, а понесенные последним судебные расходы.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная позиция выражена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2023 по делу N А32-11105/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11105/2022
Истец: ООО "Гринстрой-Юг"
Ответчик: Администрация г.Сочи, Администрация МО г. Сочи, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК и Республике Адыгея, ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "РЖД", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФСГРКК по КК, АНО "ЦЭЭ"