г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А56-892/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34487/2021) ООО "Сэтл Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2021 по делу N А56-892/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сэтл Сити"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сэтл Сити" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.12.2020 N 18-240-22449-3300/ПС о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие).
Решением суда от 31.08.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорная теплосеть (спорные трубопроводы) принадлежит Обществу и находится у него на балансе; на дату выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления работы по договорам подряда и субподряда не завершены, результат работ (созданный объект) не передан Обществу; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные сети строились застройщиком за счет собственных средств (а не за счет средств дольщиков), доказано лишь, что застройщик организовал строительство спорных сетей не для себя, а в интересах ГУП "ТЭК СПб".
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Управлением и Предприятием письменный отзыв на жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество имеет на своем балансе (в эксплуатации) трубопроводы с внутренним диаметром более 100 мм и горячей воды при температуре более 115 °С (исх. N 2387 от 14.07.2020, вх. N 240/21434 от 16.07.2020, исх. N 2386 от 14.07.2020, вх. N 240/21429 от 16.07.2020), что позволяет отнести их к категории опасных производственных объектов, которые расположены по адресам (далее - Участки трубопроводов):
- Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 34, стр. 1 (Яхтенная ул., участок 9 (Северо-Западнее пересечения Яхтенной ул. и ул. Оптиков, кадастровый номер 78:34:0004155:3));
- Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, д. 28, стр. 1 (ул. Яхтенная, участок 10 (Северо-Западнее пересечения Яхтенной ул. и ул. Оптиков. кадастровый номер 78:34:0004155:16)).
При этом Общество, в нарушение статей 2, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпунктов 204, 206, 209, 214, 216, 217 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116, пунктов 13, 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495, не осуществило следующие действия:
1) не провело проверку готовности оборудования работающего под давлением к вводу в эксплуатацию,
2) не поставило на учет и не зарегистрировало в государственном реестре Участки трубопроводов, находящихся в эксплуатации.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления 15.12.2020 в отношении Общества составлен протокол N 18-240-22449-5752/ПТ об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 30.12.2020 о назначении административного наказания N 18-240-22449-3300/ПС Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия либо бездействие при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Как указано в пункте 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116 утверждены "Правила промышленной безопасности производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП), которые применяются, в том числе, в отношении трубопроводов пара и горячей воды (пункт "з"); трубопроводов технологических для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред (пункт "и").
Согласно подпункту б) пункта 204 ФНП решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 настоящих ФНП, должно приниматься руководителем эксплуатирующей организации на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой комиссией, назначаемой распорядительным документом эксплуатирующей организации в случаях, указанных в пункте 206 настоящих ФНП.
В соответствии с пунктом 206 ФНП проверки, осуществляемые комиссией, проводят, в том числе, после монтажа оборудования, поставляемого отдельными деталями, элементами или блоками, окончательную сборку (доизготовление) которого с применением неразъемных соединений производят при монтаже на месте его установки (использования).
В силу пункта 209 ФНП результаты проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией должны оформляться актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию.
При этом, как указано в пункте 214 ФНП, не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
Из пункта 216 ФНП следует, что для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, необходимый пакет документов, установленный данным пунктом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ и пунктом 217 ФНП опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При этом, регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 13 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования), при регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.
Для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра согласно пункту 14 Требований.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество (застройщик) не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Сэтл Сити" является застройщиком (заказчиком) следующих объектов капитального строительства:
- жилой дом со встроенными коммерческими помещениями, встроенно- пристроенными дошкольным образовательным учреждением и подземной автостоянкой, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Яхтенная, 9 (северо-западне пересечения Яхтенной ул. и ул. Оптиков) на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0004155:3 (далее - Объект-1);
- жилой дом со встроенными коммерческими помещениями, встроенно- пристроенным дошкольным образовательным учреждением и подземной автостоянкой, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Яхтенная, участок 10 (северо-западнее пересечения Яхтенной ул. и ул. Оптиков) на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0004155:16 (далее - Объект- 2).
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что между ООО "Сэтл Сити" и ГУП "ТЭК СПб" был заключен договор от 20.03.2017 N 1414.055.16 о подключении к системе теплоснабжения, согласно которому стороны согласовали условия подключения Объекта-1 к сетям инженерно-технического обеспечения ГУП "ТЭК СПб". При этом, согласно пункту 2.1.4 договора после осуществления действий по подключению к тепловым сетям ГУП "ТЭК СПб" обязуется совместно с представителями ООО "Сэтл Сити" подписать Акт о подключении к системе теплоснабжения и Акт о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон согласно приложениям к договору.
01.10.2018 между Обществом и ГУП "ТЭК СПб" подписан акт о подключении Объекта-1 к системе теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб".
Согласно пункту 1.2 договора теплоснабжения в горячей воде на пусконаладочные работы на Объекте-1 от 01.12.2019 N 3365.34.037.2, заключенного между ООО "Сэтл Сити" и ГУП "ТЭК СПб", границы балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание тепловых сетей между Ресурсоснабжающей организацией и Абонентом установлены актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.01.2019 (приложение N 2). Так границей раздела является место врезки 2Ду150мм в тепловую сеть ГУП "ТЭК СПб" 2Ду150мм на расстоянии 5.3-м от Н.О1 в сторону т/источника. Схема теплоснабжения Абонента с указанием границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон приведена в приложении N 4 к договору.
Как указано в паспорте трубопровода (учетный N 51) на Объект-1, организацией владельцем (эксплуатирующей организацией) трубопровода горячей воды тепловой сети является ООО "Сэтл Сити"; лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода, назначен главный специалист по ТМО Алексеев М.В.
Также материалами дела подтверждается, что между ООО "Сэтл Сити" и ГУП "ТЭК СПб" заключен договор от 20.03.2017 N 1415.055.17 о подключении к системе теплоснабжения, согласно которому стороны согласовали условия подключения Объекта-2 к сетям инженерно-технического обеспечения ГУП "ТЭК СПб". При этом, согласно пункту 2.1.4 договора после осуществления действий по подключению к тепловым сетям ГУП "ТЭК СПб" обязуется совместно с представителями ООО "Сэтл Сити" подписать Акт о подключении к системе теплоснабжения и Акт о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон согласно приложениям к договору.
01.10.2018 между Обществом и ГУП "ТЭК СПб" подписан акт о подключении Объекта-2 к системе теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб".
Согласно пункту 1.2 договора теплоснабжения в горячей воде на пусконаладочные работы на Объекте-2 от 01.12.2019 N 3394.34.037.2, заключенного между ООО "Сэтл Сити" и ГУП "ТЭК СПб", границы балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание тепловых сетей между Ресурсоснабжающей организацией и Абонентом установлены актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.01.2019 (приложение N 2). Так, границей раздела является место врезки 2Ду150мм в тепловую сеть ГУП "ТЭК СПб" 2Ду150мм на расстоянии 17,92-м от Н.О1 в сторону т/источника. Схема теплоснабжения Абонента с указанием границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон приведена в приложении N 4 к договору.
Как указано в паспорте трубопровода (учетный N 52) на Объект-2, организацией владельцем (эксплуатирующей организацией) трубопровода горячей воды тепловой сети является ООО "Сэтл Сити"; лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода, назначен главный специалист по ТМО Алексеев М.В.
Кроме того, 16.07.2020 в Управление поступило заявление ООО "Сэтл Сити" (вх.N 240/21434) о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию систем теплопотребления Объекта-1. Согласно приложенных к заявлению актов приемки (форма 1 часть 1) от 08.10.2018 (ДОУ), от 18.10.2018 (ИТП N1,5), от 28.09.2018 (участок 9 северо-западнее пресечения Яхтенной ул. И ул. Оптиков, ИТП NN2,4) в наладочную эксплуатацию ООО "Сэтл Сити" допущены ввод, тепловой пункт и система отопления, вентиляции и горячего водоснабжения Объекта-1.
16.03.2020 в Управление также поступило заявление ООО "Сэтл Сити" (вх.N 240/21429) о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей Объекта-2. Согласно приложенным к заявлению актов приемки в наладочную эксплуатацию теплового ввода, теплового пункта и систем теплопотребления (форма 1 часть 1) от 15.10.2018 (участок северо-западнее пресечения Яхтенной ул. и ул. Оптиков, ИТП NN3,4), 03.12.2018 (ИТП NN2,4,5) в наладочную эксплуатацию ООО "Сэтл Сити" допущены ввод, тепловой пункт и система отопления, вентиляция и горячего водоснабжения Объекта-2.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что установлено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между Обществом и теплоснабжающими организациями, осуществляется транспортировка тепловой энергии по спорным трубопроводам, а следовательно, именно Общество является организацией, эксплуатирующей трубопроводы на Объекте-1 и Объекте-2, с внутренним диаметром более 100 мм и горячей воды при температуре более 115°С, что в соответствии с Приложением 1 к Закону N 116-ФЗ и пунктами 2 и 3 ФНП позволяет отнести их к категории опасных производственных объектов.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, именно Общество как лицо, эксплуатирующее спорные трубопроводы, относящиеся к опасным производственным объектам, является надлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Отсутствие регистрации права собственности на спорные участки трубопроводов не опровергает вышеустановленные обстоятельства о том, Общество осуществляет эксплуатацию данных участков трубопроводов. Согласно вышеуказанным договорам теплоснабжения в горячей воде на пусконаладочные работы на Объектах установлено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между Обществом и теплоснабжающими организациями. Согласно актам на первоначальное включение объекта теплопотребления на Объектах, подписанных ООО "Сэтл Сити" и теплоснабжающей организацией ГУП "ТЭК СПб" осуществляется транспортировка (использование) тепловой энергии, в том числе в процессе производства пуско-наладочных работ; Общество осуществило ввод в эксплуатацию на вышеуказанных Объектах тепловых пунктов, систем отопления и горячего водоснабжения, следовательно, Общество осуществляло использование спорных опасных производственных объектов (трубопроводов).
Управление выдало ООО "Сэтл Сити" разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок Объектов - 1, 2, в состав которых входит оборудование, обладающее признаками опасного производственного объекта, эксплуатация (ввод в эксплуатацию) которого должна соответствовать обязательным требованиям в сфере промышленной безопасности (ФНП).
Факт нарушения Обществом требований статей 2, 9 Закона N 116-ФЗ, пунктов 204, 206, 209, 214, 216, 217(а) ФНП, пунктов 13, 14 Требований установлен административным органом и судом и Обществом надлежащими доказательствами не опровергнут, что свидетельствуют о доказанности в действиях (бездействии) Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Судом проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, учитывая, что совершенное Обществом правонарушение является длящимся и было выявлено Управлением 16.07.2020 (с момента поступления в Управление заявлений ООО "Сэтл Сити" о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию систем теплопотребления Объекта-1 и Объекта-2).
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Наказание назначено Обществу оспариваемым постановлениям в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции полагает, что наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 30.12.2020 о назначении административного наказания N 18-240-22449-3300/ПС.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 августа 2021 года по делу N А56-892/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сэтл Сити" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-892/2021
Истец: ООО "СЭТЛ СИТИ"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ГУП "ТЭК СПБ"