г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А42-40/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Смирновой Я.Г., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41490/2021) Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2021 по делу N А42-40/2021,
принятое по иску акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" к Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска
3-е лица:
1) Комитет имущественных отношений города Мурманска
2) администрация города Мурманска
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (далее - АО "Мурманская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию город Мурманск в лице Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - Комитет по жилищной политике) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 227 049,49 руб. в виде стоимости фактических потерь тепловой энергии, возникших в сетях, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, в результате поставки истцом тепловой энергии в многоквартирный дом N 11а по улице Туристов в городе Мурманске, за период с 01.01.2018 по 31.10.2020.
Определением 02.02.2021 Арбитражный суд Мурманской области привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - КИО г. Мурманска) и администрацию города Мурманска (далее - Администрация).
Решением суда от 27.10.2021 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Податель жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственник сетей город Мурманск, доказательств принадлежности сетей к муниципальной собственности в период с 01.01.2018 по 30.10.2020 не представлено.
Выделение денежных средств на возмещение ресурсоснабжающей организации спорных убытков бюджетом не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют доказательства сбережения совершения ответчиком действий, направленных на приобретение и сбережение имущества за счет истца.
23.12.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Представитель ответчика направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости тепловая сеть от ТК1 до многоквартирного дома N 11а по улице Туристов, протяжённостью 191 м, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Мурманск.
Истец, осуществляя функции теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Мурманск, в период с 01.01.2018 по 30.10.2020 поставил тепловую энергию потребителям с использованием спорной сети, находящейся в муниципальной собственности.
Договор на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь в сети муниципального образования город Мурманск не заключался.
Ссылаясь на то, что при передаче тепловой энергии через спорную тепловую сеть на стороне истца образовались некомпенсированные расходы в виде стоимости потерь тепловой энергии, истец произвёл расчёт потерь тепловой энергии в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утверждённым приказом Минэнерго России от 30.12.2008 9 N 325, и направил в адрес Комитета по жилищной политике претензию от 17.11.2020 N 8101-05/03 с требованием об оплате задолженности.
Поскольку обязательство по оплате потерь Комитетом по жилищной политике не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
При этом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
На основании пункта 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Собственник или владелец тепловых сетей оплачивает потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии.
Таким образом, с учетом того, что поставка энергии производится в точке присоединения соответствующего оборудования абонента, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей.
Согласно представленным в материалы дела выпискам от 11.04.2021 из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственником спорных сетей является муниципальное образование - город Мурманск.
Доказательства, опровергающие данные сведения, ответчиком не представлены.
Учитывая изложенное, обязанность по оплате возникших тепловых потерь возникла у муниципального образования города Мурманска как владельца тепловых сетей, по которым осуществлялась передача тепловой энергии.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484 утверждено положение о Комитете по жилищной политике администрации города Мурманска
Согласно пунктам 1.1, 3.2, 4.25 положения Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере.
Комитет осуществляет возмещение управляющим организациям расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно доле пустующих жилых муниципальных помещений в праве общей собственности, а также оплату коммунальных услуг по данным помещениям в соответствии с порядком, установленным постановлениями администрации города. Одной из основных задач Комитета является решение вопросов организации в границах города Мурманска, в том числе, теплоснабжения населения. В бюджете муниципального образования город Мурманск Комитету выделены средства для "возмещения убытков по жилищно-коммунальному хозяйству". В правоотношениях по компенсации стоимости потерь тепловой энергии, возникших в муниципальных тепловых сетях, от имени муниципального образования в рамках своей компетенции может осуществлять права и обязанности Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска.
В данном случае по иску к муниципальному образованию Комитет, являясь представителем муниципального образования, в силу положений пункта 2 статьи 125 ГК РФ и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени муниципального образования.
С учетом положений статей 125 ГК РФ, статьи 158 БК РФ взыскание производится с публично-правового образования за счет его казны. Следовательно, довод о том, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по спору, отклоняется, поскольку отсутствие у Комитета полномочий на распоряжение спорным имуществом не имеет правового значения для исполнения судебного акта, предполагающего взыскание задолженности за счет средств казны муниципального образования.
Размер убытков определен истцом в соответствии с требованиями порядка определения нормативных потерь при передаче тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
Доводы жалоб не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2021 по делу N А42-40/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-40/2021
Истец: АО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА МУРМАНСКА