г. Киров |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А29-5573/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2021 по делу
N А29-5573/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом"
(ОГРН: 1021100812743; ИНН: 1103020850)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
(ОГРН: 1021100512355; ИНН: 1101471047)
о признании незаконным акта проверки,
третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми
(ОГРН: 1021100898048; ИНН: 1101486491),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене (признании незаконным) акта проверки Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) от 25.03.2021 в части, касающейся "нецелевого использования средств ОМС на оплату труда ведущего специалиста по социальной работе за 2019-2020 годы в размере 1 478 599,67 руб." с последующим требованием возврата указанной суммы и оплаты штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Учреждение указывает, что "специалист по социальной работе", профессиональный стандарт которого утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", на который ссылается суд, относится к должности охватываемой Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Если исходить из положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233 и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 69н и Министерства здравоохранения Российской Федерации N 95н от 17.02.2020 "Об утверждении Порядка оказания медицинскими организациями услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам в период беременности" (далее - Приказ N 69н/95н), суть медико-социальной помощи, оказываемой специалистом по социальной работе женской консультации включает в себя комплекс мероприятий медицинского и социального характера, направленных на восстановление, сохранение и укрепление здоровья женщин для обеспечения социального благополучия женщины и новорожденного. Таким образом, это две совершенно разные должности, занимающиеся различными вопросами в различных сферах. Кроме того, отказывая в финансировании работы специалиста по социальной работе за счет средств обязательного медицинского страхования, суд тем самым постановляет, что она должна финансироваться за счет средств бюджета. При этом финансовый орган Республики Коми в качестве третьего лица к участию в деле не привлекался. Кроме того, заявитель обращает внимание, что специалист по социальной работе вступает в общение с пациенткой по направлению (рекомендации) лечащего врача исключительно в медико-социальных целях. Следовательно, специалист по социальной работе женской консультации принимает участие в оказании именно медицинской помощи, курируемой лечащим врачом, и несущим за нее окончательную ответственность.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Учреждения не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Учреждения проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по итогам которой составлен акт от 25.03.2021.
В ходе проверки, в частности, установлен факт нецелевого использования средств ОМС на оплату труда ведущего специалиста по социальной работе за 2019-2020 годы в размере 1 478 599,67 руб. (в том числе по статье 211 "Заработная плата" - 1 135 637 руб., статье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - 342 962,44 руб.).
Фонд потребовал возвратить использованные не по целевому назначению средства ОМС в общей сумме 1 481 588,32 руб., в том числе в указанной выше сумме 1 478 599,67 руб., а также уплатить штраф в размере 148 158,83 руб.
Не согласившись с актом проверки в данной части, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 1 статьи 29, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 9 статьи 3, частью 5 статьи 15, пунктом 1 части 1, пунктом 5 части 2 статьи 20, частью 5 статьи 26, статьей 30, частями 1, 7 статьи 35, частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: 1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; 2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; 3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; 5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
В соответствии с пунктом 158 Правил N 158н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил N 158).
Согласно пункту 158.3 Правил N 158 в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Аналогичные положения содержат Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12. "Государственное управление социальными программами"; 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения"; 85.3 "Предоставление социальных услуг".
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи; ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, в котором должность специалиста по социальной работе не предусмотрена.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном расходовании средств ОМС на выплаты специалисту по социальной работе, поскольку социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы ОМС, у специалиста по социальной работе также не установлено должностных обязанностей по оказанию медицинской помощи, данный специалист не оказывает медицинские услуги.
Доводы заявителя о том, что специалист по социальной работе женской консультации принимает участие в оказании именно медицинской помощи, курируемой лечащим врачом, и несущим за нее окончательную ответственность, подлежат отклонению.
В пунктах 3, 4, 10 части 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Специалист по социальной работе не является медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности.
В должностной инструкции ведущего специалиста по социальной работе женской консультации Учреждения указано, что в должностные обязанности социального работника входит: своевременное выявление из числа пациенток женской консультации отдельных лиц социально-неблагополучной группы, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья и осуществление их социального патронажа; составление базы данных пациенток и их дальнейшее сопровождение в кабинете поддержки беременных женщин и женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации согласно составленному индивидуальному плану работы; выявление несовершеннолетних женщин, вставших на учет по беременности и дальнейшая работа, направленная на социальную адаптацию; разработка, выполнение буклетов для консультационных мероприятий и обеспечение ими пациенток; ведение необходимой документации, включающей в себя сведения о социальной риске и осуществленных мероприятиях, отражающих взаимодействие с социальными службами города; установление причины возникших у пациентов трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы, в семье и т.д., содействие их в разрешении и социальной защите; тесное взаимодействие с организациями города с целью медико-социального сопровождения лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, содействие в получении мер социальной поддержки; проведение работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм; консультирование по различным вопросам социальной помощи и защиты; проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними с асоциальным поведением; участие в работе по созданию кабинета медико-социальной помощи; анализ с применением анкетного опроса клиентов для выявления конкретных видов медико-социальной помощи; грамотное ведение учетной и отчетной документации (планов работы и планов обучения клиентов); оказание экстренной помощи по телефону доверия.
То обстоятельство, что специалист по социальной работе вступает в общение с пациенткой по направлению (рекомендации) лечащего врача, само по себе не означает, что он оказывает пациентке медицинскую помощь.
Следует также отметить, что согласно Приказу N 69н/95н, на который ссылается заявитель в обоснование своих доводов, медико-социальная помощь оказывается женщинам специалистом по социальной работе или при его отсутствии работником с высшим или средним медицинским образованием, отвечающим требованиям к профессиональному образованию, уровню квалификации и трудовым функциям, установленным профессиональным стандартом "Специалист по социальной работе", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н.
Ссылка заявителя на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2007 N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях", правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку он носит рекомендательный характер.
В приложении N 2 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н, также приведен перечень рекомендуемых штатных нормативов женских консультаций, в который включены специалист по социальной работе и медицинский психолог.
При этом ни названными приказами, ни иными правовыми актами не предусмотрена оплата труда специалистов по социальной работе, состоящих в штате медицинских учреждений, за счет средств ОМС.
Доводы заявителя о том, что к участию в деле не был привлечен в качестве третьего лица финансовый орган Республики Коми, апелляционным судом не принимаются.
В данном случае решение по настоящему делу не затрагивает права, интересы и обязанности финансового органа Республики Коми, не налагает на него обязанностей, не устанавливает и не изменяет отношений со сторонами.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2021 по делу N А29-5573/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5573/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
Третье лицо: Министерство здравоохранения РК