г. Киров |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А29-7885/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2021 по делу N А29-7885/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Страж" (ОГРН 5147746111475, ИНН 7730712839)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми (ОГРН 1021100514390, ИНН 1101481447)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования городского округа "Инта", муниципальное учреждение "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Инта"
о признании незаконным возврата исполнительных листов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Страж" (далее - заявитель, ООО "Страж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным возврата Управлением Федерального казначейства по Республике Коми (далее -ответчик, УФК по Республике Коми, Управление) исполнительного листа ФС N 030824611 по делу N А29-4359/2019, исполнительного листа ФС N 030834372 по делу N А29-4360/2019, как противоречащего пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об обязании принять к исполнению указанные исполнительные листы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация, Администрация МОГО "Инта"), муниципальное учреждение "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"), Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Инта".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2021 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия УФК по Республике Коми, выразившиеся в возврате исполнительных листов письмами от 04.06.2021 N 07-ТО 07-03-57/3844 и от 04.06.2021 N 07-ТО 07-03-57/3846. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе УФК по Республике Коми указывает, что обязательства по погашению задолженности, взысканной по решениям арбитражного суда, возникли у муниципального образования, а не у администрации как казенного учреждения. В связи с чем, как считает податель жалобы, исполнение решений суда должно осуществляться в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Иные выводы суда, по мнению заявителя жалобы, сделаны при неправильном применении норм материального права. Подробно позиция ответчика со ссылками на нормы права и обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
ООО "Страж" в письменном отзыве опровергло доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.07.2019 по делу N А29-4359/2019 (с учетом определения об исправлении описки от 16.07.2019) с МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ООО "Страж" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.04.2019 в размере 734 407 руб. 85 коп., а также проценты, начисленные на сумму долга 12 306 157 руб. 07 коп., за каждый день просрочки начиная с 02.04.2019 по день фактической оплаты долга в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и 17 688 руб. расходов по оплате государственной пошлины. При недостаточности денежных средств у МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" денежные средства подлежат взысканию в порядке субсидиарной ответственности с МОГО "Инта" в лице Администрации за счет средств казны МОГО "Инта" в пользу ООО "Страж".
17.10.2019 Обществу выдан исполнительный лист ФС N 030824611.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2019 по делу N А29-4360/2019 с МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ООО "Страж" взыскано 788 241 руб. 62 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 3 114 462 руб. 87 коп. исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды с 06.04.2019 по день фактической оплаты суммы долга и 18 765 руб. расходов по оплате государственной пошлины. При недостаточности денежных средств у МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" денежные средства подлежат взысканию в порядке субсидиарной ответственности с МОГО "Инта" в лице Администрации за счет средств казны МОГО "Инта" в пользу ООО "Страж".
23.09.2019 Обществу выдан исполнительный лист серии ФС N 030834372.
По утверждению ООО "Страж", в мае 2021 года Общество направило указанные исполнительные документы в УФК по Республике Коми для исполнения в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в части взыскания денежных средств с субсидиарного должника (заявления от 24.05.2021 N 86, N 87).
Управление исполнительные листы ФС N 030824611, ФС N 030834372 возвратило взыскателю сопроводительными письмами от 04.06.2021 N 07-ТО 07-03-57/3844, N 07-ТО 07-03-57/3846, в которых указало, что исполнительные документы необходимо предъявить в финансовый орган муниципального образования; заявления подписаны лицом, полномочия которого не подтверждены.
Полагая, что действия УФК по Республике Коми по возврату исполнительных документов являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), бюджетным законодательством и иными федеральными законами.
В части 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ (здесь и далее в редакции, действующей в период возникновения рассматриваемых правоотношений) определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 166.1 БК РФ казначейство обладает бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Проанализировав изложенные нормативные положения, суд первой инстанции верно заключил, что пункт 4 статьи 242.2, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ определяют особенности порядка исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета. Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство. Бюджетное законодательство наделило принудительно властными полномочиями по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности не финансовые органы муниципальных образований, а соответствующие органы Федерального казначейства.
Применительно к рассматриваемому судом делу исполнительные документы выданы судом для принудительного исполнения решений по делам N А29-4360/2019, N А29-4359/2019, которыми в пользу ООО "Страж" взысканы денежные средства с МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", а при недостаточности денежных средств у должника -денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с МОГО "Инта" в лице Администрации.
Из общедоступной базы электронных документов "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет следует, что ООО "Страж" обратилось в арбитражный суд с заявлением от 26.04.2021 о взыскании с Администрации судебного штрафа в размере 100 000 руб. за неисполнение вступившего в законную силу решения суда от 12.08.2019 по делу N А29-4360/2019.
Определением от 13.09.2021 суд отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования о наложении судебного штрафа. При этом суд исходил из того, что администрация МО ГО "Инта" не является органом, осуществляющим принудительное исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности, и не уполномочено на исполнение требований исполнительного документа.
30.04.2021 ООО "Страж" обратилось в арбитражный суд с заявлением о наложении судебного штрафа на администрацию МОГО "Инта" в размере 100000 руб. за неисполнение исполнительного документа серии ФС N 030824611 от 17.10.2019, выданного по делу N А29-4359/2019.
Определением от 19.10.2021 суд отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования о наложении судебного штрафа. В данном определении суд указал, что бюджетное законодательство наделило принудительно властными полномочиями по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности не финансовые органы муниципальных образований, а соответствующие органы Федерального казначейства.
Вступившим в законную силу решением суда от 05.04.2021 по делу N А29-15731/2020 отказано в удовлетворении требований ООО "Страж" о признании незаконным бездействия финансового управления администрации МОГО "Инта", выразившегося в не проведении расчета и не перечислении в пользу заявителя суммы процентов по исполнительному листу ФС N 030824611 по делу N А29-4359/2019, начисленных за период с 03.04.2020 по 17.12.2020, как противоречащее статье 242.5 БК РФ.
В решении от 05.04.2021 по делу N А29-15731/2020 суд указал, что согласно пунктам 3.20, 3.34 Положения о финансовом управлении администрации муниципального образования городского округа "Инта", утвержденного решением совета муниципального образования от 14.10.2009 N I-23/20, к полномочиям финансового управления отнесено осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств; организация исполнения судебных актов по искам к бюджетным учреждениям и искам к казне о возмещении вреда.
В рамках обозначенного дела суд установил, что финансовому управлению как главному распорядителю средств местного бюджета в УФК по Республике Коми открыт лицевой счет бюджета, при этом в Управлении отсутствуют открытые лицевые счета основного должника, что исключает реализацию принудительных властных полномочий, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 242.5 БК РФ. Суд пришел к выводу, что Финансовое управление не является органом, осуществляющим принудительное исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности, и не уполномочено на исполнение требований исполнительного документа.
При вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности направления взыскателем исполнительных листов в Управление в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ.
При этом судом отклонены доводы ответчика о том, что полномочия генерального директора ООО "Страж", подписавшего заявления о предъявлении исполнительных документов, не подтверждены. В силу статьи 53 ГК РФ и статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" директор Общества Титков А.А. является единоличным исполнительным органом, в связи с чем у него отсутствовала необходимость представлять дополнительные документы, подтверждающие его полномочия. Указанные выводы суда ответчиком не оспариваются.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для возвращения в адрес заявителя исполнительных документов.
Соответственно, действия Управления по возврату ООО "Страж" исполнительных листов являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2021 по делу N А29-7885/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7885/2021
Истец: ООО "Юридическое агентство "Страж"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Коми
Третье лицо: Администрация МО ГО "Инта", МУ Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам, УФССП по Республике Коми, Финансовое управление АМО ГО "Инта"