город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2022 г. |
дело N А53-22074/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представители Рассказова А.К. по доверенности от 11.01.2022, Каменева Е.Г. по доверенности от 12.01.2022,
от ИП Решетниковой Е.В.: представитель Брикунова Т.В. по доверенности от 30.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Решетниковой Елены Викторовны
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2021 по делу N А53-22074/2021 о частичном удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Решетниковой Елены Викторовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Решетникова Елена Викторовна (далее - ИП Решетникова Е.В.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области N 1283 от 22.04.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2021 по делу N А53-22074/2021 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области N 1283 от 22.04.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части вывода о занижении предпринимателем Решетниковой Е.В. налоговой базы по НДФЛ за 2019 год на сумму расходов по уплате земельного налога в сумме 12 352 979,7 руб., а также доначисления соответствующих сумм налога, пени и штрафа, как несоответствующее налоговому законодательству Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2021 по делу N А53-22074/2021, ИП Решетникова Е.В. обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в части отказа в удовлетворении заявления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что положения пункта 5 статьи 217.1 НК РФ не применяются в отношении доходов налогоплательщика, полученных от продажи недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Судебный акт вынесен без учета положений Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих особенности налогообложения физических лиц, имеющих статус предпринимателя.
Апеллянт считает, что корректировка отраженного в декларации дохода от продажи товара в виде земельных участков, указанная в решении инспекции, не соответствует методу формирования дохода у индивидуальных предпринимателей, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации и порядку учета доходов и расходов предпринимателя, не учитывает особенности исчисления налога предпринимателями, а также не учитывает форму декларации и положения Приказа, регламентирующего ее заполнение. Судом первой инстанции не дана оценка доводам налогоплательщика о невозможности проведения корректировки дохода при оформлении декларации.
Вывод суда фактически ставит заявителя в неравные условия с другими физическими лицами, которые в статусе предпринимателей реализуют не объекты недвижимого имущества, а иной товар, и, соответственно, при оформлении декларации не корректируют фактически полученный доход от такой реализации, тем самым судом первой инстанции нарушен принцип равенства налогообложения, возлагая на предпринимателя, реализующего недвижимое имущество как товар, налоговое бремя, не предусмотренное НК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 25 по Ростовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не заявлено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2021 по делу N А53-22074/2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области была проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем Решетниковой Е.В. уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц N 1 (форма 3-НДФЛ) за 2019 год.
По результатам проверки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области был составлен акт проверки N 6485 от 26.11.2020.
В связи с представлением налогоплательщиком возражений на акт проверки N 6485 от 26.11.2020, Инспекцией проведена дополнительная проверка.
По результатам проведенных инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля оформлено дополнение к акту налоговой проверки N 9 от 12.03.2021.
Рассмотрев материалы налоговой проверки и дополнительные мероприятия налогового контроля, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области приняла решение N 1283 от 22.04.2021 о привлечении предпринимателя Решетниковой Е.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 37 457 479 руб., пени в размере 1 504 542,07 руб., начислен штраф в размере 3 664 391 руб.
Предприниматель Решетникова Е.В., не согласившись с вышеуказанным решением Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области N 1283 от 22.04.2021, обжаловала его в Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области N 15-19/2396 от 18.06.2021 в удовлетворении жалобы отказано.
Считая решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области N 1283 от 22.04.2021 незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его недействительным.
Установив фактические обстоятельства дела, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования заявителя в части доначисления НДФЛ в связи с нарушением налогоплательщиком пункта 5 статьи 217.1 НК РФ.
При этом суд обоснованно руководствовался нижеследующим.
Как следует из материалов дела, Решетникова Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.02.2015, основной вид деятельности - покупка и продажа собственного недвижимого имущества. Предприниматель применяет общую систему налогообложения.
В уточненной декларации по НДФЛ за 2019 год налогоплательщик отразил общую сумму доходов, подлежащих налогообложению, в размере 378 022 048,13 руб.; сумма налоговых вычетов в общем размере 229 432 651,56 руб.; налоговая база по НДФЛ составила 148 589 396,57 руб.; сумма НДФЛ, исчисленная к уплате в бюджет за 2019 год, составила 19 316 622 руб.; общая сумма НДФЛ, удержанная у источников выплаты, в размере 119 125 руб.; сумма НДФЛ, подлежащая уплате (доплате) в бюджет за 2019 год, составила 19 197 497 руб.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговой инспекцией сделаны следующие выводы: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, составила 653 803 528,74 руб.; сумма налоговых вычетов составила 217 079 671,86 руб.; налоговая база для исчисления налога составила 436 723 856,88 руб.; сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 56 774 101 руб.; сумма налога, удержанная у источника выплаты, составила 119 125 рублей; сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет составила 56 654 976 руб.
При этом сумма доходов от предпринимательской деятельности, согласно решению Инспекции, составляет 652 687 180,16 руб., в том числе: услуги аренды, подключения и прочее - 4 239 464,01 руб.; уступка по ДДУ - 57 507 385,92 руб.; проценты за остаток денежных средств на расчетном счете - 90 101,62 руб.; проценты по договорам займа - 492 948 руб.; обеспечительный платеж по предварительному договору N К-1С от 31.08.2017 - 2 880 000 руб.; продажа земельных участков - 587 477 280,61 руб., где в разрезе каждого земельного участка:
сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 61:44:0041003:84 составила 9 000 000 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3474 составила 23 974 470 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3469 составила 14 721 335 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3473 составила 15 067 606 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3475 составила 14 702 097 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3467 составила 30 423 994 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3471 составила 14 916 112 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3472 составила 18 364 396 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3468 составила 2 182 403 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3470 составила 13 422 818 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:2059 составила 880 000 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3556 составила 58 637 000 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3557составила 117 345 000 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3558 составила 0 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3559 составила 1 022 000 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3555 составила 3 901 000 рублей;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:2843 составила 0 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:2176 составила 147 896 085,61 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:2139 составила 95 920 964 руб.;
- сумма дохода от продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:2845 составила 5 100 000 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки декларации инспекция установила, что в договорах купли-продажи стоимость проданных ИП Решетниковой Е.В. земельных участков составила менее 70 % кадастровой стоимости данных объектов, определенной по состоянию на 01.01.2019. В связи с этим Инспекция определила налоговую базу для исчисления НДФЛ за 2019 год в связи с реализацией вышеуказанных земельных участков в общем размере 391 592 280,59 руб. (559 417 542,28 руб. (кадастровая стоимость земельных участков) х 70%). Тогда как предприниматель при определении налогооблагаемой базы исходил из фактической суммы реализации земельных участков.
Между налогоплательщиком и инспекцией возник спор о том, как определяется налогооблагаемая база при реализации земельных участков в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд правомерно принял во внимание нижеследующее.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 кодекса.
Статья 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса" (далее - Закон N 382-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 382-ФЗ положения статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016.
Согласно пункту 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшему в спорный период) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 02.07.2019 N 1833-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ковриной В.В. на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" и от 24.10.2019 N 2908-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мустаева С.С. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 217.1 Кодекса" отметил, что положения пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации направлены на предотвращение злоупотребления налогоплательщиками своими правами путем снижения действительной стоимости движимого имущества при его отчуждении с целью уклонения от уплаты НДФЛ, учитывая, что установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость имущества не должна в значительной мере отклоняться от среднего уровня его рыночной стоимости, а потому может выступать в качестве вмененного налогоплательщику дохода при определении налоговой базы по НДФЛ (с учетом понижающего коэффициента). Такой механизм налогообложения дохода физических лиц по сделкам от продажи объектов недвижимого имущества, принимая во внимание установленные процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, не предполагает взимания с граждан налога в повышенном размере, в том числе по отношению к размеру налоговой обязанности иных категорий налогоплательщиков, на которых действие данной нормы не распространяется, учитывая, что в любом случае взимание налога должно соотноситься с принципами определения дохода для целей налогообложения.
В ходе проверки налоговым органом на основании информации, поступившей из федерального органа, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости, установлено, что в проверяемом периоде предпринимателем получен доход от реализации следующих объектов недвижимого имущества:
- земельный участок по адресу: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 306, площадью 504 кв.м. (кадастровый номер 61:44:0041003:84), цена сделки - 9 000 000 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 9 970 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3474), цена сделки - 11 964 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 122 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3469), цена сделки - 7 346 400 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 266 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3473), цена сделки - 7 519 200 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 114 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3475), цена сделки - 7 336 800 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 7 040 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3467), цена сделки - 8 448 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 203 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3471), цена сделки - 7 443 600 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 7 637 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3472), цена сделки - 9 164 400 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 505 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3468), цена сделки - 606 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 5 582 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3470), цена сделки - 6 698 400 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 1, площадью 1 003 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0106012:2059), цена сделки - 7 880 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 58 637 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3556), цена сделки - 58 637 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 140 045 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3557), цена сделки - 140 045 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 50 678 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:358), цена сделки - 50 678 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 1 022 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3559), цена сделки - 1 022 000 руб.
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 3 901 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3555), цена сделки - 3 901 000 руб.
- земельный участок по адресу 350901, г. Анапа, ул. Российская, 10, площадью 4 744 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0106012:2843), цена сделки - 1 500 000 руб.
- земельный участок по адресу 350012, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 1, площадью 19 930 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0106012:2176), цена сделки - 29 895 000 руб.
- земельный участок по адресу 350012, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 1, площадью 12 926 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0106012:2139), цена сделки - 19 389 000 руб.
- земельный участок по адресу 350012, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 1, площадью 1 750 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0106012:2845), цена сделки - 12 140 000 руб.
Поскольку объекты недвижимости находились в собственности предпринимателя менее трех лет, следовательно, доходы от их реализации подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.
Поскольку спорные объекты недвижимого имущества приобретены предпринимателем в собственность после 1 января 2016 года, при реализации предпринимателем спорных объектов применяются положения пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кадастровая стоимость следующих земельных участков превысила доход, полученный от их продажи в 2019 году:
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 9 970 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3474), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 32 249 243,10 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 122 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3469), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 21 030 478,06 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 266 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3473), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 21 525 151,18 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 114 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3475), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 21 002 996,22 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 7 040 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3467), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 43 462 848 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 6 203 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3471), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. -21 308 731,69 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 7 637 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3472), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 26 234 851,51 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 505 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3468), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 3 117 718,50 руб.;
- земельный участок по адресу 353440, г. Анапа, ул. Дружбы, площадью 5 582 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107001:3470), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 19 175 453.86 руб.;
- земельный участок по адресу 350901, г. Анапа, ул. Российская, 10, площадью 4 744 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0106012:2843), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 19 988 701.68 руб.;
- земельный участок по адресу 350012, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 1, площадью 19 930 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0106012:2176), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 211 280 122,30 руб.;
- земельный участок по адресу 350012, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 1, площадью 12 926 кв.м. (кадастровый номер 23:43:0106012:2139), кадастровая стоимость на 01.01.2019 г. - 137 029 947,86 руб.
Таким образом, по результатам проверки налоговым органом установлено занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы, а именно: сумма дохода, полученного от продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 23:37:0107001:3474; 23:37:0107001:3469; 23:37:0107001:3473; 23:37:0107001:3475; 23:37:0107001:3467; 23:37:0107001:3471; 23:37:0107001:3472; 23:37:0107001:3468; 23:37:0107001:3470; 23:43:0106012:2843; 23:43:0106012:2176; 23:43:0106012:2139, составила менее 70 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Налоговым органом произведен перерасчет суммы дохода при определении налоговой базы по НДФЛ за 2019 год с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, реализованных предпринимателем Решетниковой Е.В.
Оспаривая решение налогового органа, ИП Решетникова Е.В. заявила довод о том, что налогоплательщик реализовал недвижимое имущество в предпринимательской деятельности, поэтому при определении налоговой базы по НДФЛ не подлежит применению пункт 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный довод является неправомерным, а потому подлежит отклонению судом, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает особый порядок определения доходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, факт использования либо неиспользования недвижимого имущества в предпринимательской деятельности не имеет правового значения для применения положений пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каких-либо условий о том, что предусмотренная пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации норма не применяется в отношении доходов налогоплательщика, полученных от продажи недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит.
Следовательно, в силу положений пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации доход определяется с учетом особенностей, предусмотренных общей нормой права, предусмотренной пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от того, получен ли физическим лицом доход от реализации недвижимого имущества в рамках осуществления им предпринимательской деятельности или нет.
Судебные акты, приведенные ИП Решетниковой Е.В. в обоснование своей правовой позиции, а именно: кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 5-КА19-22, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2017 N Ф06-25330/2017 по делу N А65-25984/2016, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2019 N Ф07-6299/2019 по делу N А42-724/2018, приняты при иных фактических обстоятельствах, поэтому не могут быть учтены при рассмотрении спора.
В указанных судебных спорах сторонами не заявлялся, и, следовательно, судами не исследовался вопрос, касающийся правомерности расчета налоговых обязательств по НДФЛ с учетом пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, денежные средства, полученные ИП Решетниковой Е.В. в 2019 году от продажи недвижимого имущества в период применения общей системы налогообложения, независимо от факта использования недвижимости в рамках предпринимательской деятельности либо в личных целях, должны облагаться налогом на доходы физических лиц с учетом положений пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал обоснованным применение Инспекцией норм пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (действующего в спорный период) к доходам заявителя, полученным от продажи указанных земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, и расчетной стоимости земельных участков, определенной в размере 0,7 от их кадастровой стоимости, действующей по состоянию на 01.01.2019, в целях налогообложения НДФЛ.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции. В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса. При этом, особый порядок определения доходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества в рамках осуществления предпринимательской деятельности глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не предусматривает. Такие доходы определяются с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5 статьи 217.1 Кодекса, в силу прямой нормы, установленной пунктом 6 статьи 210 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции отклоняет, как не соответствующий пункту 6 статьи 210 и пункту 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, довод апеллянта о том, что корректировка отраженного в декларации дохода от продажи товара в виде земельных участков, указанная в решении инспекции, не соответствует методу формирования дохода у индивидуальных предпринимателей, порядку учета доходов и расходов предпринимателя и не учитывает форму декларации.
Вопреки доводам апеллянта, форма налоговой декларации по НДФЛ и порядок ее заполнения не исключают возможность проведения корректировки дохода при оформлении декларации с учетом пункта 5 статьи 217.1 НК РФ.
Довод апеллянта о том, что выводы суда фактически ставит заявителя в неравные условия с другими физическими лицами, которые имеют статус предпринимателей, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормативному регулированию спорного вопроса. Вопреки доводам апеллянта, доходы от реализации недвижимого имущества определяются с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5 статьи 217.1 Кодекса, в силу прямой нормы, установленной пунктом 6 статьи 210 Кодекса, как для индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц. Таким образом, соблюдается принцип равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя при регулировании схожих правоотношений разных субъектов (физических лиц и предпринимателей).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2021 по делу N А53-22074/2021 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22074/2021
Истец: Решетникова Елена Викторовна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ