01 февраля 2022 г. |
Дело N А83-20608/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 мая 2021 года по делу N А83-20608/2020,
принятое по заявлению общества c ограниченной ответственностью "Центр здоровья" к Администрации города Феодосии Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым",
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество c ограниченной ответственностью "Центр здоровья" (далее - ООО "Центр здоровья", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 02.09.2020 N 2432 об отказе в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, д. 1-А.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.05.2021 года заявленные требования общества были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению Администрации, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства определена в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства", утвержденном Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 28.08.2019 N 2739. Соответственно рассмотрев заявление ООО "Центр здоровья" Администрацией города Феодосии Республики Крым законно и обосновано было вынесено оспариваемое постановление от 02.09.2020 N2432 об отказе в изменении вида капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, д.1-А.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель просил решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Центр здоровья" является собственником объекта недвижимого имущества - комплекса, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, 1-а, на основании Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Исполнительным комитетом Феодосийского городского совета 20.02.2008.
Исходя из данного правоустанавливающего документа в состав данного комплекса входит нежилое задание литер "А" площадью 653,9 кв. м, дом с встроенными магазином и кафетерием (без учета площадей жилых квартир 715.9 кв. м) литер "А1", площадью 528 кв. м, в том числе общей торговой площадью 244,7 кв. м, навесы литер "а1,а2,а3", гараж литер "Б".
Технические характеристики данного нежилого здания отражены в копии инвентарного дела N 101592, выданной 28.05.2003 ФМБРТИ по состоянию на 10.04.2003, особенностью данного нежилого здания является 8 квартир, право собственности, на которые было зарегистрировано 20.02.2008 за ЧП "Центр Здоровья".
Кроме того, на основании протокола заседания Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу и реконструкции от 17.09.2019 N 12 все 8 квартир переведены из жилого фонда в нежилые помещения согласно Уведомлений о переводе жилого помещения в нежилое от 07.11.2019 под NN 01-02-114, 01-02-11-5, 01-02-11-6, 01-02-11-7, 01-02-11-8, 01-02-11-9, 01.02-11-10, 01-02-11-11, право собственности зарегистрировано 10.02.2020 в Едином государственном реестре прав собственности и сделок с ним как на нежилые помещения.
Вышеуказанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 2500 кв.м, кадастровый номер 90:24:010110:241, по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, 1-а, который находится в пользовании ООО "Центр здоровья" на основании Договора аренды земельного участка N 931 от 30.05.2018, дата регистрации 28.11.2018, регистрационный номер 90:24:010101; 241-90/090/2018-2 с кадастровым номером 90:24:010101:24. Вид разрешенного использования земельного участка - здравоохранение, туристическое обслуживание, магазины, общественное питание.
Так, в связи с переходом в правовое поле Российской Федерации на кадастровый учет как ранее учтенный был поставлен объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, 1-а, литер А1,а1,а2,аЗ, площадью 1243,4 кв.м, назначение "многоквартирный дом", наименование отсутствует, год завершения строительства - 2003 г., присвоен кадастровый номер 90:24:010105:10789.
Наличие данного обстоятельства препятствует в осуществлении государственной регистрации права собственности как на "нежилое здание", в связи, с чем ООО "Центр здоровья" обратилось с заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просило о вынесении акта органа местного самоуправления об изменении наименования объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Феодосия, ул. Крымская, д. 1-А, кадастровый номер 90:24:010105:10789, с "Многоквартирный дом" на "Нежилое здание".
Однако Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 02.09.2020 N 2432 было отказано ООО "Центр здоровья" в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, Д.1-А.
Основанием для отказа послужило то, что "В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.07.2020 N 374/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" (далее - Классификатор) к группе "жилые объекты для постоянного проживания" относится вид объекта строительства "среднеэтажный многоквартирный жилой дом" с кодом 19.7.1.4. к группе "жилые объекты для постоянного проживания" относится вид объекта строительства "многоэтажный многоквартирный жилой дом" с кодом 19.7.1.5. Вид объекта строительства "нежилое здание" в действующей редакции Классификатора отсутствует".
Также Администрация ссылалась на то, что "Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства" в новой редакции, утвержденным постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 28.08.2019 г. N 2739, изменение назначения объекта капитального строительства не предусмотрено.
Полагая, что постановление Администрации города Феодосии Республики Крым N 2739 от 28.08.2019 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Центр здоровья" вынуждено было обратиться в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался следующим. Из имеющейся в материалах дела копии свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 20.02.2008 видно, что описание объекта - нежилое здание, А, 653,9 кв. м, (без учета площади жилых квартир 715,9 кв. м) А1, 528 кв. м; в том числе общей торговой площадью - 244,7 кв. м, навесы, а1,а2,а3; гараж, Б. В техническом заключении о состоянии конструкций, степени капитальности, изменения целевого назначения и соответствия помещений для возможной эксплуатации как общественного назначения объекта Комплекс по ул. Крымская 1 "А" в г. Феодосия, Республика Крым, содержится вывод о том, что это здание лит "А1", "а1", "а2", "а3" расположенное на земельном участке кадастровый номер 90:24:010101:241- нежилое. При этом, исходя из условий договора аренды земельного участка N 931 от 30.05.2018 земельный участок, площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская 1-а предоставлялся для эксплуатации нежилого здания.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконными.
Соответственно, для признания арбитражным судом ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет "градостроительный регламент" как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
В соответствии с требованиями статьи 36 ГрК РФ и статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом являющимся частью правил землепользования и застройки.
Применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами, принимаемыми органами местного самоуправления, устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - зданий, строений, сооружений, объектов, строительство которых не завершено (пункт 10 статьи 1, статьи 30, 31, 36. части 2, 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования объектов капитального строительства могут определяться правилами землепользования и застройки в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Соответственно документом-основанием для оказания государственной услуги по внесению сведений в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования объектов капитального строительства, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Закона о регистрации, является решение органов власти или органов местного самоуправления об утверждении Правила землепользования и застройки территории.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) подтверждение существования объекта недвижимости, в том числе здания, с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, осуществляется в результате внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о таком объекте вследствие проведения в отношении него государственного кадастрового учета.
Состав сведений об объектах недвижимости, подлежащих внесению в ЕГРН, установлен статьей 8 Закона N 218-ФЗ и предусматривает внесение в качестве дополнительных сведений о виде или видах разрешенного использования здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.8 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи), и сведения в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке
В свою очередь, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Изменение разрешенного использования любого объекта капитального строительства осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства возможно в соответствии с градостроительными регламентами и правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, упомянутый принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные предпринимателем требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, закрепившей процедуру судебного обжалования ненормативных актов, разделившую понятие "действие (бездействие)" и "ненормативный правовой акт", "решение органа власти" (часть 1 статьи 198, части 1, 4 и 5 ст. 201).
Кроме того, Решением Феодосийского городского совета от 29.03.2019 N 1171 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Правила).
Данные Правила в соответствии с законодательством Российской Федерации (Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации) вводят на территории городского округа систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении территории муниципального образования на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента (п. 1 ст. 2 Правил).
В градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства указаны: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе: - основные виды разрешенного использования; - условно разрешенные виды использования; - вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно п. 3.1 ст. 6 Правил к полномочиям Администрации в области землепользования и застройки относятся принятие решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования в случаях, установленных действующим законодательством.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется только путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии с ч. 1 статьи 14 Правил изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательств Российской Федерации, настоящих Правил. Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 2 статьи 14 Правил установлено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства осуществляется по инициативе физических и юридических лиц.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства" на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества и доступности предоставления указанной муниципальной услуги и определения порядка и стандарта ее предоставления, установления порядка взаимодействия между отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация), предоставляющими муниципальные услуги, и их должностными лицами, между Администрацией и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами государственной власти, учреждениями и организациями в процессе предоставления муниципальной услуги, а также для осуществления контроля за исполнением административного регламента, досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействий) ответственных должностных лиц за предоставление муниципальной услуги (п. 1.1 Регламента).
муниципальной услуги, являются физические (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица - правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, собственников земельных участков, находящихся в частной собственности, а также арендаторов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, заключивших договоры аренды по результатам торгов (далее - заявитель), либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальную услугу, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Исходя вышеуказанного, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача Заявителю (представителю заявителя) одного из следующих документов:
- постановления Администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства;
- постановления Администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства (п. 2.3. Регламента).
Кроме того, пунктом 2.6 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель представляет самостоятельно.
Так пункт 2.10 Регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 02.09.2020 N 2432 было отказано ООО "Центр здоровья" в изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, Д.1-А. по следующим основаниям:
1.1 В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.07.2020 N 374/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" (далее - Классификатор) к группе "жилые объекты для постоянного проживания" относится вид объекта строительства "среднеэтажный многоквартирный жилой дом" с кодом 19.7.1.4. к группе "жилые объекты для постоянного проживания" относится вид объекта строительства "многоэтажный многоквартирный жилой дом" с кодом 19.7.1.5. Вид объекта строительства "нежилое здание" в действующей редакции Классификатора отсутствует".
1.2 Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ в числе дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о его назначении- нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, назначение здания с кадастровым номером 90:24:010105:10789-многоквартирный дом.
1.3 Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства" в новой редакции, утвержденным постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 28.08.2019 N 2739, изменение назначения объекта капитального строительства не предусмотрено.
Согласно пункту 3.3.9. Регламента Критерии принятия решения: наличие/отсутствие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.10. Административного регламента.
Однако в оспариваемом постановлении не имеется предусмотренных п. 2.10 оснований для вынесения постановления Администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства. В частности, основания для отказа содержащиеся в постановлении не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Доводы административного органа о том, что в действующей редакции Классификатора объектов капитального строительства вид объекта строительства "нежилое здание" отсутствует, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку в Классификаторе предусмотрены другие категории кодов которые не являются жилыми (например код 27.1.3.25)
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 мая 2021 года по делу N А83-20608/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Кузнякова С. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20608/2020
Истец: ООО "ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Феодосии РК"