город Ростов-на-Дону |
|
08 февраля 2022 г. |
дело N А32-38192/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.12.2021 по делу N А32-38192/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль"
(ИНН 2310207880, ОГРН 1182375045555)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее - инспекция, ИФНС N 2 по г. Краснодару, налоговый орган) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2021 требования заявителя об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности в количестве 18 - выделены в отдельные производства.
В рамках настоящего дела рассматривается требование об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 11.06.2021 N 231020210011/АП-062 по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 28 956,75 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Вертикаль" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление, которое принято и озвучено 11.06.2021, было вручено лишь 21.06.2021, не выяснено наличие исключительных обстоятельств согласно ст. 29.11 КоАП РФ. Рассмотрение дела об административном правонарушении 11.06.2021 фактически не состоялось, представитель не мог принять в нем участие. Явившись в налоговый орган 21.06.2021 с целью получения пояснений о дате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, был вынужден получить обжалуемое постановление. Представитель общества объективно не мог присутствовать на рассмотрении дела. Административным органом не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление вынесено в полном объеме в обозначенный в нем день, в присутствии представителя лица. Общество в силу невозможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении не имело возможности в свою защиту представить доводы и судебную практику. Правовую позицию общества подтверждает судебная практика.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС N 2 по г. Краснодару просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ИФНС N 2 по г. Краснодару поступило дополнение к отзыву с приложением информации из ОМВД (скриншот из ПК АИС Налог-3), пояснения по делу с приложением уведомлений, полученных Гущиным А.Ю., копии журнала учета посетителей.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 19.01.2022 удовлетворено ходатайство ООО "Вертикаль" о проведении веб-конференции. Вместе с тем, представитель ООО "Вертикаль" не присоединился к онлайн-заседанию.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на основании представленных ООО "Вертикаль" по требованию налогового органа от 26.02.2021 N 3087 документов (копий трудовых договоров, паспортов иностранных граждан, миграционных карт, копий платежных ведомостей по выплате заработной платы).
Инспекцией установлено в том числе, что общество привлекало к трудовой деятельности иностранных работников - граждан Республики Узбекистан.
Общество согласно расчетным листкам по платежной ведомости от 05.12.2019 N 45 осуществило валютную операцию, выразившуюся в выплате своим работникам Аллабердиеву У.О., Аманову Х.Ч., Ахмедову И.Б., Курбанову А.Ш., Ражабову О.У., Эрматову О.А., Хужанову Ш.Х., Тураеву Б.Р. (далее - нерезиденты, граждане Республики Узбекистан), наличными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных кредитных учреждениях.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом инспекции в отношении ООО "Вертикаль" составлен протокол об административном правонарушении от 08.06.2021 N 231020210011/АП-024 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 11.06.2021 N 231020210011/АП-062 ООО "Вертикаль" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 28 956,75 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с положениями статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
Согласно подп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
К валютным операциям относится, в том числе, отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, согласно подпункту "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с ч.2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.
Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством РФ не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).
Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае работник ООО "Вертикаль" является гражданином иностранного государства - нерезидентом, поэтому реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона N 173-ФЗ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено совершение обществом правонарушения.
В постановлении и протоколе административный орган ссылается на платежную ведомость от 05.12.2019 N 45, согласно которой общество выдало нерезидентам заработную плату. Указанная ведомость отсутствует в материалах дела.
Вместе с тем, ИНФС N 2 по г. Краснодару представило расчетные листки за ноябрь 2019 года, в соответствии с которыми нерезидентам по платежной ведомости от 05.12.2019 N 45 была выдана зарплата за месяц в сумме 38 609 руб. (544 руб. + 5 438 руб. + 5 438 руб. + 5 438 руб. + 5 437 руб. + 5 438 руб. +5 438 руб. +5 438 руб.).
Выплата ООО "Вертикаль" наличными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных кредитных учреждениях, в размере 38 609 руб., вышеуказанным лицам, которые не имеют статуса резидента, обществом не оспаривается.
Факт совершенного обществом административного правонарушения также подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 08.06.2021, трудовыми договорами от 07.10.2019, 29.11.2019, 25.12.2018, 16.07.2019, 07.10.2019, 21.12.2018, 07.10.2019, 18.11.2019, заключенным между обществом и нерезидентами, иными доказательствами.
Вступая в трудовые отношения с нерезидентами общество, как добросовестный участник правоотношений, должно было знать об их статусе резидента или нерезидента Российской Федерации.
Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, согласно которой, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
С учетом изложенного, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Обществом не были приняты все возможные меры для соблюдения нарушенным им норм валютного законодательства.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что административным органом не был соблюден порядок привлечения ООО "Вертикаль" к административной ответственности, поскольку по объективным причинам представитель общества не мог находиться при вынесении постановления, а дело рассмотрено в отсутствие представителя общества, что является основанием для признания его незаконным. Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Уведомлением о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении общество было уведомлено 29.04.2021, что следует из проставленной личной подписи представителя общества Гущина А.Ю.
Протокол об административном правонарушении N 231020210011/АП-024 составлен 08.06.2021 в присутствии представителя общества Гущина А.Ю. (т. 1 л.д. 83-88). Личное участие указанного представителя также подтверждается записью из книги учета посетителей ИНФС России N2 по г. Краснодару.
Уведомлением о месте и времени рассмотрения дела об административном производстве представитель общества, Гущин А.Ю., 20.05.2021 лично уведомлен, что следует из его проставленной подписи.
Определением от 08.06.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11.06.2021 на 11 час. 00 мин. Указанное определение лично вручено представителю общества Гущину А.Ю. 08.06.2021 (т. 1 л.д. 81).
В оспариваемом постановлении от 11.06.2021 налоговый орган указал, что оно составлено в присутствии представителя ООО "Вертикаль" Гущина А.Ю., с чем общество не согласно.
Как следует из представленной книги учета посетителей ИНФС России N 2 по г. Краснодару, в ней отсутствует запись о том, что представитель общества - Гущин А.Ю. являлся в инспекцию 11.06.2021, что также следует из представленных обществом пояснений, апелляционной жалобы, представленной обществом выписки по счету, врачебного заключения, справки.
ООО "Вертикаль" ссылается на то, что представителю общества административным органом было сообщено о том, что рассмотрение дела в указанный день - 11.06.2021 не состоится. Однако, доказательства подтверждающие перенос даты рассмотрения административного дела в материалы дела не представлены.
В рассматриваемом случае достоверных доказательств участия или не участия представителя общества в рассмотрении дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола (вынесения постановления) в отсутствие лица (законного представителя юридического лица), в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола (вынесения постановления), уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными).
По смыслу приведенных норм при решении вопроса о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами надлежащего извещения субъекта административного правонарушения для обеспечения соблюдения положений КоАП РФ, представляющих ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что о рассмотрении дела 11.06.2021 в 11 час. 00 мин. общество было лично извещено 08.06.2021, в связи с чем, отсутствие представителя общества, как оно указывает в апелляционной жалобе, не могло препятствовать рассмотрению дела.
На момент рассмотрения дела административный орган располагал сведениями о надлежащем извещении общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому в случае отсутствия представителя общества, указание в постановлении факта его присутствия не влечет недействительность указанного акта.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 05.12.2019.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по иным делам отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку они не имеют преюдициального значения для данного спора.
В данном случае обществу назначен минимальный штраф в размере 28 956,75 руб., который составляет 75% суммы незаконной валютной операции и соответствует ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, а также критериям неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, справедливости и соразмерности наказания, законности, и согласуется с его предупредительными целями (38 609 руб. (размер выплаченной заработной платы) х 75%).
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО "Вертикаль" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 по делу N А32-38192/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38192/2021
Истец: ООО "Вертикаль", ООО "Вертикаль"
Ответчик: ИФНС N 2 по г. Краснодару