город Воронеж |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А14-12368/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.07.2021 по делу N А14-12368/2021 по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1123668009740, ИНН 3665087007) о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) от 27.07.2021 N 69-05-20/607 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области,
третьи лица: Товарищество собственников недвижимости "Чапаева 132" (ОГРН 1203600012714, ИНН 3664246487); общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мега-Н" (ОГРН 1113668042355, ИНН 3663088703),
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Праслов Ю.П. - представитель по доверенности от 01.12.2021, предъявлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мега-Н": Пицунов С.А. - представитель по доверенности от 28.05.2020, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт;
от акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" и товарищества собственников недвижимости "Чапаева 132"- представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания Ленинского района" (далее - АО "УК Ленинского района", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными решений Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, Инспекция, уполномоченный орган) от 27.07.2021 N 69-05-20/607.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников недвижимости "Чапаева 132" (далее - ТСЖ "Чапаева 132") и общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мега-Н" (далее - ООО УК "Мега-Н").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "УК Ленинского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Ссылается на ничтожность решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД); отсутствие оснований для расторжения договора с управляющей компанией; ненаправление в адрес Общества уведомления о расторжении договора управления.
От ГЖИ Воронежской области и ООО УК "Мега-Н" поступили отзывы с возражениями на апелляционную жалобу.
Ссылаются на наличие кворума при проведении собраний и приложение всех необходимых документов к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий.
В судебном заседании представители Инспекции и ООО УК "Мега-Н" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах. Просили оставить решение без изменения.
АО "УК Ленинского района" и ТСЖ "Чапаева 132", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. От АО "УК Ленинского района" поступило ходатайство о рассмотрении дела без участие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
АО "УК Ленинского района" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, д. 132 на основании договора управления многоквартирным домом N 132/48 от 20.03.2020.
Общая площадь помещений многоквартирного дома без мест общего пользования составляет 12062 кв.м.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома от 01.03.2020 были поставлены вопросы об изменении способа управления МКД и о расторжении договора управления с АО "УК Ленинского района" (вопрос 2); о создании товарищества собственников жилья (вопрос 3).
Голосование проведено в очно-заочной форме.
При проведении голосования приняли участие собственники 7443,78 кв.м., что составляет 61,71% от общего числа голосов собственников помещений.
Результаты общего собрания оформлены протоколом от 01.03.2020 N 1.
16.04.2020 в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании ТСЖ "Чапаева 132".
На общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома от 11.05.2021 были поставлены вопросы о расторжении договора управления с АО "УК Ленинского района" (вопрос 4); о выборе способа управления многоквартирным домом (вопрос 5); о выборе организации, осуществляющей управление многоквартирным домом (вопрос 6); о выборе лица, уполномоченного на уведомление АО "УК Ленинского района" о расторжении договора управления (вопрос 7).
Голосование проведено в очно-заочной форме.
При проведении голосования приняли участие собственники 6858,83 кв.м., что составляет 56,86% от общего числа голосов собственников помещений.
Результаты общего собрания оформлены протоколом от 11.05.2021 N 1/2021.
Собственниками МКД принято решение о расторжении договора управления с АО "УК Ленинского района"; о выборе в качестве способа управления МКД товарищество собственников жилья - ТСЖ "Чапаева 132"; о выборе лица, ответственного за уведомление АО "УК Ленинского района" о расторжении договора управления.
По вопросам "за" проголосовали 86,27% от числа принявших участие в голосовании, 95,6% и 87,05% соответственно.
Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений доведено до сведений собственников помещений, что отражено в протоколе общего собрания.
АО "УК Ленинского района уведомлено о начале осуществления деятельности по управлению МКД товариществом собственников жилья "Чапаева 132".
В адрес ГЖИ Воронежской области 02.06.2021 поступило заявление ТСЖ "Чапаева 132" о внесении изменений в Реестр лицензий в части управления МКД, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, д. 132 новой товариществом собственников жилья.
В ходе рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом установлено, что заявление о внесении изменений в Реестр содержит адрес многоквартирного дома и данные о лицензиате.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий представлены надлежаще оформленная опись; оригинал протокола общего собрания собственников от 11.05.2021; копия протокола общего собрания собственников от 01.03.2020; копия Устава ТСЖ "Чапаева 132"; копия заявления о внесении изменений в реестр лицензий; уведомление о размещении протоколов общего собрания собственников от 01.03.2020 и от 11.05.2021 N 1/2021 с приложениями в системе ГИС ЖКХ.
Рассмотрев заявление и документы ТСЖ "Чапаева 132", осуществив проверку на предмет соблюдения условий, установленных п.5 Правил N 938/пр, ГЖИ Воронежской области установило следующее:
1. Заявление ТСЖ "Чапаева 132" содержит все необходимые сведения, к нему приложены надлежащее документы, установленные пунктами 2 и 3 Правил N 938/пр.
2. Признаков ничтожности решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 11.05.2021 N 1/2021 не выявлено; решение по вопросам принято большинством голосов.
3. В реестре лицензий уже содержится информация об управлении МКД N 132 по улице Чапаева города Воронежа АО "УК Ленинского района", от которого не поступало заявление о прекращении управления указанным домом. Однако поскольку последним по дате принятия является решение собственников от 11.05.2021, противоречие сведений не может являться основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
4. Информация о заключении договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Чапаева, д. 132, предусмотренная ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, в ГИС ЖКХ в установленном порядке размещена.
5. Сведения о вступившем в законную силу решении суда о признании ТСЖ "Чапаева 132" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не имеется.
6. При проверке кворума общего собрания установлено, что в голосовании фактически приняли участие собственники, обладающие в совокупности 6916,96 кв.м./голосов, что составляет 57,34% от площади 12062 кв.м. (общая площадь жилых и нежилых помещений дома в соответствии с техническим паспортом). Кворум имеется.
Вышеуказанные обстоятельства отражены в заключении Инспекции о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.07.2021 N 69-05-19/568, составленном по результатам проверки.
На основании данного заключения по результатам рассмотрения заявления ТСЖ "Чапаева 132" Инспекцией вынесено решение от 27.07.2021 N 69-05-20/607, которым внесены изменения в реестр лицензий в части прекращения управления АО "УК Ленинского района" многоквартирным домов по адресу г. Воронеж, ул. Чапаева, д. 132 (пункт 1). Указанные изменения внесены 01.08.2021 (пункт 3).
Полагая указанное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, АО "УК Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
При этом выбор способа управления многоквартирным домом относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 44 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 45 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключениями, которые к рассматриваемой ситуации не относятся.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Кроме того, в силу пункта 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 198 Кодекса предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней с заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр.
В силу пункта 2 названного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр.
Пунктом 5 Порядка внесения изменений предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе, на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка N 938/пр определено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка внесения изменений по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Пунктом 8 Порядка N 938/пр предусмотрено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В пункте 9 Порядка N 938/пр предусмотрены основания отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления, к которым относятся: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка, а также несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд области пришел к верному выводу о достаточности представленных документов при рассмотрении и последующей проверке заявления для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий.
Из содержания поставленных на общем собрании вопросов усматривается воля собственников на смену управляющей компании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Основания для признания решения собрания недействительным установлены частью 1 статьи 181.4 ГК РФ, основания ничтожности - частью 1 статьи 181.5 ГК РФ.
Так, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В установленном законом порядке протокол общего собрания недействительными признан не был. Признаков ничтожности ГЖИ Воронежской области и судом не установлено.
Доказательств обратного АО "УК Ленинского района" в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах решение Инспекции от 27.07.2021 N 69-05-20/607 не противоречит закону.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.07.2021 по делу N А14-12368/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12368/2021
Истец: АО "УК Ленинского района", ООО УК "Мега-Н"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Воронежской облсти
Третье лицо: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЧАПАЕВА 132"